Внеурочное занятие по обществознанию в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Внеурочная деятельность — совместная деятельность учителя и учеников на базе школы во внеурочное время, обеспечивающая развитие индивидуальных способностей и интересов детей с целью их воспитания и социализации. В трактовке термина "внеурочная деятельность" делается акцент на ее деятельностной сущности, практической направленности, самостоятельности учеников, условия для которой создает педагог.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся. Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов ребенка.

2. Формы внеурочной и внеклассной работы младших школьников.


  1. Внеурочное чтение.

  2. Школьный кружок историко-общеведческого содержания.

  3. Массовые внеклассные мероприятия в начальной школе: конкурсы, олимпиады, викторины.

  4. Школьные экскурсии по обществознанию в начальных классах.

  5. Природоведческая и обществоведческая работа в летнем оздоровительном лагере.

  • традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа;

  • дискуссионные: защита проекта, вечер поэзии;

  • национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

  • телевизионные: “КВН”;

  • коллективно творческие: эстафета, творческий конкурс;

  • нестандартные: танцевальный батл.

  • Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим названием. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.

Правила в игре видоизменены, чтобы было легче и интереснее проводить викторину в классе!

Вопросы составлялись с опорой на курс окружающего мира в начальной школе;

Вопросы составлялись непосредственно учителем(студентом), поэтому сложность самих вопросов оценена СУБЪЕКТИВНО.

Конкурсы для учителей

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия для 3 класса на тему "Права и обязанности".

Конспект внеурочного занятия

по формированию правовой культуры у детей младшего школьного возраста

Выполнила: студентка 4 курса группы П-183

Ханова Эльвина Сергеевна

Набережные Челны, 2021

Направление: общекультурное.

Вид деятельности: познавательная.

Форма: беседа с игровыми моментами.

Цель: организация деятельности по расширению представлений обучающихся о правовой культуре ребенка.

Образовательные:

- систематизировать знания об правой культуре детей.

Развивающие:

- способствовать развитию умение сопоставлять, мышлению, памяти, культурной речи.

Воспитательные:

способствовать воспитанию культуры прав ребенка.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

извлекать информацию из различных источников: рассказ учителя, информация на презентации, видеоматериал

сравнивать и группировать факты;

Регулятивные:

имеют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (критериями), определять правильность выполненного задания на основе образца;

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; составлять план решения проблемы совместно с учителем (принимать и сохранять цель и задачи, поиска средств ее осуществления).

Коммуникативные:

уметь работать в парах, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении;

слушают собеседника и ведут диалог; свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

понимать и оценивать труд работников театра;

имеют в развитии художественно-эстетический вкус, эстетические потребности;

Уровень образовательных результатов: 2-ой – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Место проведения: учебный кабинет.
Применяемые технологии: ИКТ, сотрудничества, здоровьсберегающая.
Оборудование и оформление:
Демонстрационный материал (на доску):
1. Компьютерная презентация.

Раздаточный материал (на парты):
1. Карточки с заданиями
2. Карточки для рефлексии.

-Здравствуйте ребята, сядьте удобно. Держим осанку.

- На столах не должно лежать ничего лишнего.

-Потрите свои ладошки.

- Вы почувствовали тепло?

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

- Сегодня наше внеурочное занятие будет проходить в необычном виде, мы будем узнавать новое про очень интересную тему.

-Также на столах у вас лежат оценочные листы вам нужно будет на протяжение внеурочного занятия оценивать себя, друг-друга и группу.

Сегодня мы с вами будем путешествовать, и поедем в путешествие на поезде по станциям.

Передают тепло друг – другу

Ребята, давайте посмотрим с вами отрывок из мультфильма Смешарики и попробуем определить тему внеурочного занятия.

-Верно ребята, сегодня тема занятия "Права и обязанности "

- Какую цель мы можем поставить перед собой?

- А сейчас нам нужно составить план действий, задачи для достижения цели.

- Для начала, что мы должны узнать? (понятие культурные права ребенка)

- Затем? (какие права имеете вы ребята)

- И что мы должны сделать с полученными знаниями?

- Молодцы! Мы с вами вместе составили план.

Права и обязанности

Узнать о правовой культуре

1. Познакомиться с понятием "Правовая культура ребенка".

2. Узнать какие права имеет ребенок.

3. Закрепим полученные знания.

Ребята, на столах у вас лежат конверты вам нужно в парах собрать определение и узнать, что там написано.

Предлагаю вам прочитать и запомнить это определение

(Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности).

В течение одной минуты вам нужно запомнить это определение далее у вас будет задание.

У вас на столах лежат ноутбуки, откройте их и зайдите в программу LearningApps. Там вы найдете задание правовая культура. Вам нужно в парах выполнить задание, вставить слова в определение, которые пропущены.

Молодцы, мы с вами выполнили задание, и предлагаю вам оценить друг друга и себя в оценочных листах по пятибалльной шкале.

Вы с вами устали, давайте выполним физкультминутку (видеофрагмент физкультминутка).

На этой станции мы свами познакомимся с правами ребенка, которые имеет ребенок.

Чтобы узнать права вам нужно отгадать загадки и вписать

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …

Всех по-разному зовут:

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Мы использовать должны

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …

Здесь вам нужно в группах с помощью мимики и жестов изобразить права ребенка не говоря словами, а другие должны угадать, что за права вы загадали. Права, которые вам нужно будет объяснить на карточках, перевернув, вы сможете начать готовиться, но друг - другу не показывайте.

Сначала повторим в сами правила работы в группах. Какие правила вы знаете.

Приступите к заданию вам на подготовку 5 минут.

- Отлично! Вы справились с заданием на этой станции. Давайте оценим на оценочных листах группу, как вы работали.

- Хорошо, посмотрите, ребята, на наш план. Мы решили его? Давайте сравним наши действия с планом урока: 1-2 пункт как мы решили?
- 3 пункт плана мы решили?


Описание разработки

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, наборы раздаточного материала для групповой работы, презентация.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети делятся на 4 группы. Здесь возможен способ самоопределения или деления с помощью жребия.

3. Работа по теме занятия.

1. - Сегодня мы с вами продолжим разговор о наших правах.

Богатство и нищета по - прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей? (Ответы детей. )

В США в городе Нью - Йорке высится 39 - этажное здание, в котором размещается Штаб - квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка. Наше государство также подписало этот документ. Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право

на сохранение и укрепление здоровья

на свободное выражение своего мнения

на защиту от физического и психического воздействия.

Конвенция о правах ребенка содержит не только перечень прав. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет).

В нашей стране каждый гражданин России знает ещё один важный самый главный документ нашей страны – Конституцию Российской Федерации. В ней так же закрепляются права не только детей, но и всех граждан России.

Существуют ещё несколько документов, которые необходимо знать. Это Закон об образовании и Устав школы, в которой мы учимся. Все эти документы закрепляют наши права.

2. Работа в группах.

Каждой группе дается отрывок из сказки. Герою сказки нужна помощь, совет, защита. Надо цивилизованно защитить их, используя знания о правах ребенка, избегая ссор и конфликтов.

Группа должна ответить на вопросы:

Какие права детей нарушены?

Что вы можете посоветовать герою?

Каждой группе назначается группа - оппонент, которая выражает свое согласие (несогласие) и дополняет ответ.

Предоставьте детям возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других.

После обсуждения каждой ситуации на интерактивной доске показывается слайд с иллюстрацией сказки и соответствующей статьей Декларации прав человека.

  1. Красная Шапочка
  2. - Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
  3. - Чтобы слышать тебя, внученька.
  4. - Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?
  5. - А это для того, чтобы съесть такую любопытную девчонку, как ты! – воскликнул волк и съел Красную Шапочку.
  6. Буратино
  7. Владельцем этого театра был Карабас - Барабас. Он заставлял бедных кукол играть в своем театре и бил их, если они не соглашались. А днем подвешивал их на крючок в стене, чтобы они не убежали.
  8. Муха Цокотуха
  9. А злодей - то не шутит,
  10. Руки - ноги он Мухе веревками крутит,
  11. Зубы острые
  12. В самое сердце вонзает
  13. И кровь у нее выпивает
  14. Сказка о царе Салтане
  15. И привез гонец хмельной
  16. В тот же день приказ такой:
  17. Царь велит своим боярам,
  18. Времени не тратя даром,
  19. И царицу и приплод
  20. Тайно бросить в бездну вод…
  21. И царицу в тот же час
  22. В бочку с сыном посадили,
  23. Засмолили, покатили
  24. И пустили в Окиян…

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок – другой

(вращение головой влево – вправо)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

А потом наоборот.

(руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Хорошо чуть – чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(дети садятся за парты)

4. - В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и. . . (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай. . . (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все. . . (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку. . . (поднимать).

На математике считают,

На перемене. . . (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не. . . (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши. . . (перебивать).

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно. . . (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты. . . (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда. . . (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.

На переменах не. . . (кричи).

4. Викторина.

Вопросы викторины можно прочитать на слайде интерактивной доски.

Старушка, которая постоянно нарушала покой и права окружающих.

Какой зверь всегда преследует того, кто меньше и слабее его?

Какая няня унижала и оскорбляла своего воспитанника?

Какая женщина увезла маленького мальчика к себе во дворец?

Какой герой нарушал спокойствие других, своей игрой на трубе?

Какой разбойник похитил в Африке маленьких детей?

4. Рефлексия.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

5. Итог занятия.

- Что важное и нужное узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни, в учёбе?

Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые несут больше ответственности.

Не бывает прав без обязанностей. Если ребёнок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать закон и считаться с правилами, которые действуют в обществе, слушать родителей и быть к ним внимательными, жить в мире и дружбе с окружающими.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликтов.

Начнём путь к изменению с нас самих: не будем лгать, обижать, оскорблять, драться, и я, думаю, что мир вокруг нас начнёт меняться к лучшему.

Содержимое разработки

Учитель Кувакина Елена Борисовна

Дата проведения 17.04.13 г.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, наборы раздаточного материала для групповой работы, презентация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети делятся на 4 группы. Здесь возможен способ самоопределения или деления с помощью жребия.

3. Работа по теме занятия.

1. - Сегодня мы с вами продолжим разговор о наших правах.

Богатство и нищета по- прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

В США в городе Нью - Йорке высится 39 -этажное здание, в котором размещается Штаб -квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.
В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка . Наше государство также подписало этот документ. Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .

Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право

на сохранение и укрепление здоровья

на свободное выражение своего мнения

на защиту от физического и психического воздействия.

Конвенция о правах ребенка содержит не только перечень прав. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет).

В нашей стране каждый гражданин России знает ещё один важный самый главный документ нашей страны – Конституцию Российской Федерации. В ней так же закрепляются права не только детей, но и всех граждан России.

Существуют ещё несколько документов, которые необходимо знать. Это Закон об образовании и Устав школы, в которой мы учимся. Все эти документы закрепляют наши права.

2.Работа в группах.

Каждой группе дается отрывок из сказки. Герою сказки нужна помощь, совет, защита. Надо цивилизованно защитить их, используя знания о правах ребенка, избегая ссор и конфликтов.
Группа должна ответить на вопросы:

Какие права детей нарушены?

Что вы можете посоветовать герою?

Каждой группе назначается группа-оппонент, которая выражает свое согласие (несогласие) и дополняет ответ.
Предоставьте детям возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других.
После обсуждения каждой ситуации на интерактивной доске показывается слайд с иллюстрацией сказки и соответствующей статьей Декларации прав человека.

Красная Шапочка
- Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
- Чтобы слышать тебя, внученька.
- Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?
- А это для того, чтобы съесть такую любопытную девчонку, как ты! – воскликнул волк и съел Красную Шапочку.

Буратино
Владельцем этого театра был Карабас-Барабас. Он заставлял бедных кукол играть в своем театре и бил их, если они не соглашались. А днем подвешивал их на крючок в стене, чтобы они не убежали.

Муха Цокотуха
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые
В самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает

Сказка о царе Салтане
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод…
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян…

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

( Ходьба на месте)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок – другой

(вращение головой влево – вправо)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

А потом наоборот.

(руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Хорошо чуть – чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(дети садятся за парты)

4 .- В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и. (внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай. (не перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все. (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку. (поднимать).

На математике считают,
На перемене. (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не. (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши. (перебивать).

А помочь захочешь другу —
Подними спокойно. (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты. (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда. (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не. (кричи).

Вопросы викторины можно прочитать на слайде интерактивной доски.

Старушка, которая постоянно нарушала покой и права окружающих.

Какой зверь всегда преследует того, кто меньше и слабее его?

Какая няня унижала и оскорбляла своего воспитанника?

Какая женщина увезла маленького мальчика к себе во дворец?

Какой герой нарушал спокойствие других, своей игрой на трубе?

Какой разбойник похитил в Африке маленьких детей?

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

5.Итог занятия.

- Что важное и нужное узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни, в учёбе?

Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые несут больше ответственности.

Не бывает прав без обязанностей. Если ребёнок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать закон и считаться с правилами, которые действуют в обществе, слушать родителей и быть к ним внимательными, жить в мире и дружбе с окружающими.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликтов.

Начнём путь к изменению с нас самих: не будем лгать, обижать, оскорблять, драться, и я, думаю, что мир вокруг нас начнёт меняться к лучшему.

Читайте также: