Внеклассное чтение цветик семицветик коррекционная школа

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Использование приёмов развития критического мышления при работе с текстом В. П. Катаева "Цветик-Семицветик".

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "Использование приёмов критического мышления при работе с текстом В. П. Катаева "Цветик - Семицветик"
Данный материал может заинтересовать учителей начальных классов.
Цель: способствовать развитию критического мышления учащихся 3 класса.
Задачи:
1. Устанавливать отношения между учащимися, поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение.
2. Развивать навык работы с художественным текстом и с большим объёмом информации.
3. Формировать умение выражать свои мысли ясно и корректно.
4. Развивать читательскую компетентность учащихся.
Демонстрационный материал: "Кубик Блума", Толковый словарь С. Ожегова, модель цветика-семицветика с отрывными лепесточками, карточки с названиями положительных и отрицательных черт характера человека, изображения грустного и весёлого смайликов, карточки со словами.
Раздаточный материал: круги из белой бумаги, фломастеры, 7 бумажных лепестков.

Дети получили задание к уроку самостоятельно прочитать произведение В.П. Катаева "Цветик-Семицветик". С биографией писателя дети уже познакомились на предыдущем занятии.
"Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь."
Класс разбит на 4 группы по 6 человек в каждой группе.
Учитель: Доброе утро, ребята! Предлагаю начать урок! 28 января 2017 г исполнилось 120 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева. У вас на столах лежат круги из белой бумаги (5-6 в каждой группе). Работая в группах, вспомните и зафиксируйте факты из биографии В.П. Катаева. 3 минуты на шум!
Приём "Кластер" (гроздь). Это графический приём систематизации материала.
В центре доски находится запись "Валентин Петрович Катаев". Через 3 минуты вокруг неё появляются белые круги с записями, которые сделали дети, работая в группах. Эти смысловые единицы соединяются прямой линией с центром модели.
В руке учителя появляется модель цветка цветик-семицветик с отрывными лепесточками. На листочках задания:
1. Словотоки.
2. Синквейн.
3. Главный герой.
4. Лепесток.
5. Числа.
6. Сюрприз.
7. Сюрприз.
Каждая команда отрывает лепесток с заданием (лепесток сюрприз позволяет взять ещё один лепесток с заданием)
Учитель: Через несколько мгновений вы приступите к выполнению полученных заданий. А в конце урока вас ждёт сюрприз. 10 минут на шум. Всем удачи!
Словотоки. На карточках написаны слова. Детям надо дать расшифровку, определение, значение этих слов. Можно пользоваться толковым словарём.
Слова на карточках:
1) "всамделишный"
2) "папанинцы"
3) "тмин"
4) "тяпа-растяпа"
Синквейн - быстрый инструмент для рефлексирования. Стихотворение из 5 строк. Дети получают задание составить синквейн к сказке "Цветик - Семицветик"
1 строка - тема синквейна, чаще это одно слово. "Сказка"
2 строка - 2 слова (чаще прилагательные) дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта."Авторская, поучительная"
3 строка - 3 слова (глаголы) описывающие характерные действия объекта. "Учит, воспитывает, удивляет"

4 строка - фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к объекту, афоризм. "Помогая другим, учимся сами"
5 строка - слово, с помощью которого читатель выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием (синоним)."Мудрость"
Главный герой. На доске изображения двух смайликов - грустного и весёлого. По классу разложены карточки с названиями черт характера людей. Перемещаясь по классу, следует отобрать положительные черты характера главного героя и расположить их под весёлым смайликом, отрицательные - под грустным.

милосердная
ответственная
воспитанная
мудрая
добрая
скромная
общительная

трусливая
гордая
избалованная
обидчивая
ленивая
грубая
Лепесток. Если бы у тебя был 1 лепесток, какое желание ты бы попросил исполнить? Каждый член команды записывает своё желание.
Числа. В сказке встречаются несколько числительных. Назовите их вместе с существительными.
7 или 8 ворон
100 градусов мороз
7 белых медведей
5 млн кукол
7 лепестков
Каждая команда знакомит всех с результатами выполнения заданий на лепестках. Идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Рефлексия Итоги и выводы делают при помощи "Кубика Блума".
"Кубик Блума". На гранях кубика записаны слова: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Выбрасывается кубик, учащийся формулирует вопрос (задание) начинающийся со слова на выпавшей грани.
Кубик выбрасывает каждая команда по одному разу.
В заключении урока ребят ждёт обещанный сюрприз - баранки на связке!

воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к учебной деятельности.

- просмотр мультфильма «Цветик– семицветик"

Ход занятия:

Дети становятся в круг

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Заниматься мы начнём.

Вы согласны отправится в сказку? (Да).

Но сядет на свое место тот, кто правильно покажет мне цифру. Даня, покажи цифру 3

Ваня. Покажи цифру 2

Алина, покажи цифру 2

Илья, покажи цифру 5. 7. 6

Молодцы, пройдите на свои места, сядьте прямо, и мы начнём наше увлекательное путешествие.

Как звали девочку? Женя. Верно.

- Жила - была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки (на магнитной доске вывешивается баранки).

Илья. Сосчитай. Сколько баранок купила Женя?

Сколько баранок купила Женя (7).найди цифру 7.

Но пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Когда Женя спохватилась, у нее не осталось ни одной баранки.

Побежала девочка за собакой, но не догнала её, а встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.

Посмотрите, у вас лепестки разлетелись

Илья, сосчитай. Сколько лепестков(7)

А лепестки одинакового цвета (Нет)

(Выставить на доске цветок, сделанный из картона.)

Задание: Посмотрите, у вашего цветка лепестки разлетелись. Давайте их соберем.

Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков? (7).

Какого цвета лепестки? (красного, жёлтого, оранжевого….). Как сказать одним словом? (разноцветные). Правильно.

Жене, нужно попасть домой. Давайте оторвём первый лепесток. Какого цвета? (жёлтого). Какая цифра на нём? (единица). Вспомним волшебные слова, которые старушка сказала девочке, и загадаем желание:

(Дети все вместе говорят слова)

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-нашему, вели.

Вели, чтобы Женя оказалась дома с баранками.

- Но что бы это желание исполнилось надо выполнить задание.

- Нужно выложить баранки (жёлтые кружки) от самой маленькой, до самой большой от1 до 7

- Отлично! С первым заданием справились.

Задание: Собери баранки на веревку

- Дома, Женя отдала баранки маме. Потом решила цветок поставить в вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (на доске прикреплено дерево и в небе 7 ворон.

Ваня, Даня, Алина: посадите всех ворон на дерево.

Илья: Посади 7 ворон на дерево.

- Правильно! Считать вы тоже умеете.

- Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у неё из рук и разбилась. Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке.

- Отрываем следующий, какой по счёту (второй,какого цвета (красный) лепесток. И говорим волшебные слова:

Лети, лети лепесток.

. Вели, чтобы ваза, как и прежде, стала целой.

- А чтобы это желание исполнилось надо выполнить вот такое задание.

Дети составляют вазу.

- Молодцы, ребята! Помогли Жене - ваза, как и прежде, стала целой!

- Ребята, что сделала Женя дальше?

Правильно! Ей вдруг очень захотелось побывать на Северном Полюсе. Оторвала Женя следующий лепесток. Какой по счёту? (третий). Какого цвета? (синий). И сказала волшебные слова :

. Вели, что бы я оказалась на Северном полюсе!

Задание 3. Прямой и обратный счёт до 10.

Присели, вытянули руки вперед, считаем до 10 и постепенно выпрямляемся. (дети считают от 1 до 10 и постепенно выпрямляются).

- Вот мы и оказались вместе с Женей на Северном полюсе на большой льдине среди белых медведей. (Показ иллюстрации с изображением медведей).

-Илья, сосчитай всех медведей. (7).

- Здесь очень холодно! Давайте разомнёмся, чтобы согреться.

На разминку дружно встали

Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем

Раз, два, три, четыре, пять

Вправо, влево покрутились

И теперь остановились

Раз – присели, два – привстали,

На носочки дружно встали.

Руки кверху все подняли,

1,2,3 – опустили руки вниз.

Мы разминку завершаем

Ходьбу на месте выполняем

Левой, правой, стой, раз-два!

- Вот мы и размялись немного. Молодцы!

- Девочка Женя очень замерзла и хочет поскорее домой. Давайте ей поможем.

Отрываем следующий лепесток. Какой? (четвёртый, зелёный). И, произносим: Лети, лети.

. Вели, чтобы Женя оказалась снова дома.

- Чтобы это желание исполнилось, надо выполнить следующее задание – проложить дорогу от льдины до дома из геометрических фигур.

- Перед вами на листках нарисованы фигуры. Какие геометрические фигуры нарисованы? (треугольник, круг, квадрат).

- Какая фигура первая? Вторая? Третья? (Ответы детей).

- Продолжите рисовать эти фигуры последовательно.

(Дети выполняют задание)

- И с этим заданием тоже справились. Молодцы!

- Какое было пятое Женино желание? (Чтобы у неё были все игрушки мира.)

- (Имя ребёнка) оторви следующий лепесток. Какого цвета?

(оранжевый). Какой по счёту? (пятый). Скажи волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

- Вот и это желание Жени исполнилось. У Жени стало бесчисленное множество игрушек.

- Молодцы, всё верно.

- Игрушки прибавлялись с каждой минутой. Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. Женя очень испугалась, выскочила на крышу дома, быстро оторвала ещё один лепесток. Какого цвета, какой по счёту? (Шестой - фиолетовый.) и сказала : (Дети все вместе проговаривают слова)

Лети, лети, лепесток.

. Вели, чтоб все игрушки ушли назад.

- Чтобы это желание исполнилось, вам надо выполнить ещё одно задание – дорисовать силуэт игрушки по пунктирным линиям.

- Молодцы, справились и с этим заданием, и все игрушки вернулись обратно.

- У нас остался последний, голубой, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей).

- Да, она оторвала лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоровым.

- Как вы думаете, правильно поступила Женя? (Ответы детей). Ребята, сколько лепестков она потратила на пустяки? (Ответы детей). Сколько Женя могла бы сделать добрых дел? (Ответы детей).

- А вы делаете добрые дела? (Ответы детей)

- Давайте и мы оторвем последний лепесток и выскажем свои пожелания.

(Встать в круг)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели.

- Вели, чтобы дети были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!

Дети передают друг другу последний лепесток и высказывают свои пожелания.

Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы желаем всем добра

Доброго утра, доброго дня,

Доброго вечера, доброй ночи,

Потому что мы добрые очень.

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в сказку.

- Молодцы, вы все добрые, трудолюбивые, успешно выполнили все задания, дружно помогали Жене

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №28

для слепых и слабовидящих обучающихся

План – конспект занятия

Выполнил воспитатель Гафарова Л.М.

Дата проведения: 07декабря 2018г.

Место проведения: кабинет №37

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Форма проведения: беседа, игра, аппликация.

Цель :

Коррекционно-образовательные:

- эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему поставленную текстом.

Коррекционно-развивающие:

-продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

-развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

-уметь поддерживать беседу;

-высказывать свою точку зрения;

-рассуждать и давать необходимые пояснения;

-развивать мелкую моторику рук, память;

-корригировать тактильное восприятие.

-с увлечением работать с аппликацией.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;

-способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь;

-воспитывать умение слушать друг друга;

-воспитывать аккуратность в работе;

-воспитывать любовь и уважение к маме.

Предварительная работа:

-знакомство с творчеством В.Катаева через чтение его сказок.

Наглядный материал - оборудование :

I. Вводная часть.

1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального настроя)

II. Основная часть.

1. Введение в тему. Игровой момент.

4.Практическая часть (Индивидуальная помощь и контроль воспитателя)

6 . Чтение стихов. Исполнение песни.

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Выставка детских работ.

I. Вводная часть.

Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

- За окном дует холодный, резкий ветер. Еще лежит снег. А хотите, чтобы нам стало теплее и светлее? Для этого нужно взяться за руки и сказать друг другу приятные слова. (Пожелания детей).

Вам стало от этих слов теплее? Вот с таким хорошим настроением мы и приступим к работе.

II. Основная часть.

Введение в тему. Игровой момент.

Звучит сказочная мелодия.

Воспитатель: Сегодня у нас праздник, потому что встреча со сказкой – всегда праздник.

(Заходит девочка и плачет).

- Девочка, почему ты плачешь?

- Мама послала меня в магазин за баранками, я купила семь баранок: 2 баранки с тмином для папы, две баранки с тмином для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась.

- Ой, ребята, как же помочь девочке?

(заходит старушка с цветком)

- Здравствуйте! Слышала я твою историю, Женя. Не плачь, я тебе помогу. Я подарю тебе этот волшебный цветок. Он все устроит, только нужно сказать волшебные слова (шепчет на ухо и уходит).

Через запад на восток,

Облетев вокруг земли,

Быть по-моему вели .

Беседа по сказке.

-Ребята, что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

-А вы помните эти волшебные слова?

-Это волшебный цветок? (ответы детей). А почему он волшебный? (ответы детей).

-Как называется сказка об этом цветке? (ответы детей).

-Кто является главной героиней этой сказки?

-Сколько лепестков Женя потратила зря?

-Какие желания вам показались пустяковые и ненужные?

-Какие желания самые важные и почему?

-Что волшебного в этой сказке? Почему мы говорим, что это сказка? (особенности сказки: в ней происходит волшебство, в сказках могут говорить животные и предметы, в рассказах такого не бывает; сказка написана писателем, т.е. автором, а еще бывают сказки народные ).

А сейчас мы с вами поиграем.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Зрительная гимнастика. "Движение глазами за полётом бабочки".

Воспитатель: Ребята! К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (Повторяется 3 раза).

"Моргание".

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

Практическое занятие.

Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию цветика-семицветика. Для этого уже приготовлено все необходимое: лотки с деталями цветка, основа для аппликации, клей-карандаш, салфетка и подкладка. Под мягкий музыкальный фон дети начинают работу. Если кто-то из детей закончил работу быстрее, он помогает тем, у кого работа еще не окончена.

Воспитатель с помощью ребенка выставляет работы у доски.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули и открыли.

Воспитатель комментирует движения, дети дружно выполняют.

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Воспитатель: Наступает весна. Ребята, какой праздник мы отмечаем в марте? (ответы детей). Кого поздравляют с этим праздником? (ответы детей). А ведь вы тоже приготовили свои поздравления мамам и бабушкам, это стихи и песенка.

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Выставка детских работ.

-О какой сказке мы беседовали? Кто автор этой сказки? Какие сказки Катаева мы с вами читали?

-В какую игру мы с вами играли? (ответы детей).

-Какую аппликацию вы сегодня делали? (ответы детей). Посмотрите, как красиво у вас получилось.

-Нужен ли волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (ответы детей).

-Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Подведение итога.

приложение № 1

Памятка "Береги зрение”

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут надо давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуясь чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

приложение № 2

В марте есть такой денек

С цифрой словно кренделек.

Кто из вас, ребята, знает

Цифра что обозначает?

Подарок маме Ольга Чусовитина
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.

Кто открыл мне этот мир Ольга Чусовитина

Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.

Кто на свете всех милее,
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.

Книжки вечером читает,
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя МАМА.

Я шагаю по дорожке,

Но устали мои ножки.

Перепрыгнуть через яму

Кто поможет? Знаю - МАМА.

Мамин праздник К.Чолиев
Сколько в доме света
Сколько красоты!
На столе для мамы
Светятся цветы!

Так люблю я маму -
Слов не нахожу!
Нежно поцелую,
В кресло усажу.

Чашку я помою,
Чаю ей налью.
Плечи ей укрою,
Песенки спою!

Пусть не знает мама
Горя и забот!
Пусть 8 марта
Длится целый год!

Мамочке подарок Ольга Чусовитина
Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Урок-конференция.

Цель: развивать навык выразительного чтения, повышать интерес к чтении, способствовать нравственному воспитанию .

Наглядный материал: книжная выставка, набор открыток к сказке, рисунки, поделки уч-ся по теме, портрет В.Катаева.

Содержание урока: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного советского писателя В.Катаева.

-Какую книгу вы принесли сегодня на урок? ( рассмотрение книг, иллюстраций)

( на доске записаны произведения В.Катаева)

Класс разделен на группы, жюри – учителя нач.классов.

Вопрос4 : Как бы ты посоветовал другу прочитать эту книгу?

Пока жюри подводит итог, дети могут посмотреть презентацию о В.Катаеве и его произведениях или набор открыток по сказке.

- Молодцы, ребята. А сейчас мы подробнее поговорим о сказке. ( один из учеников пересказывает начало сказки, другой – до встречи с волшебницей.

- Ребята, что сказала добрая волшебница по секрету девочке Жене? ( ответы детей)

- А кто из вас знает эти волшебные слова? Так много желающих, давайте все вместе выразительно произнесем их.

- Что же произошло потом? ( пересказ детей)

- А как автор описывает северных медведей на Северном полюсе? ( зачитываем в книге)

- А какие игрушки прибежали к Жене?

- Ребята! Сколько же лепестков Женя использовала уже? А вы уверены, что 6? Дети вспоминают, на что потрачены лепестки.

- О чем же задумалась Женя? ( дети находят этот эпизод в книге и перечитывают)

- Что же произошло дальше? ( ребята пересказывают , а я зачитываю « Женя быстро оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом тихонечко запела: ( все хором)

- Чем же заканчивается сказка?

-Какое желание было самым важным?

- Какой эпизод вам показался самым смешным, а самым радостным? Самым грустным?

Дети высказывают свое желание.

- На какие такие добрые дела? А кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Достаточно иметь доброе сердце, не ждать, когда тебя об этом просят.

В начале урока вы мне сказали, что вам понравилась эта книга, а что именно вам понравилось?

В этой книге Женя усваивает, что такое доброта и сострадание, и как бережно нужно относиться каждому человеку. Я уверена, что вы всегда будете стараться делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки.

Семь разноцветных лепестков – символ радуги над нашей головой – делают счастливым и радостным человеком , которому было не та весело жить на свете. И как чудесно понимать, сто счастье людей находится в твоих руках и стоит только захотеть и произнести волшебные слова, как сказка обернется явью, а добрые волшебники – твоими верными друзьями. Урок окончен.Молодцы! Вы очень успешно работали на уроке.

Читайте также: