Внеклассное чтение 4 класс школа россии фгос

Обновлено: 05.07.2024

Cоставлена шпаргалка по внеклассному чтению для школьников, закончивших третий класс.
Поскольку единого утвержденного перечня литературы не существует, нами сформирован только примерный список на основании вариантов, предложенных разными школами.

Шпаргалка составлена по темам, в алфавитном порядке, по фамилии автора. Каждое произведение упоминается только один раз, поэтому если вы не обнаружили нужную книгу в списке для четвертого класса, вполне возможно, она будет в списке для пятиклассников.

Повести и рассказы отечественных писателей

Бажов Павел. Малахитовая шкатулка. Сказы
Гайдар Аркадий. Тимур и его команда. Рассказы
Зощенко Михаил. Рассказы
Кассиль Лев. Кондуит и Швамбрания. Рассказы
Коваль Юрий. Приключения Васи Куролесова
Короленко Владимир. Дети подземелья
Мамин-Сибиряк Дмитрий. Рассказы и сказки
Медведев Валерий. Баранкин, будь человеком!
Носов Николай. Витя Малеев в школе и дома. Рассказы
Пантелеев Леонид. Рассказы
Толстой Алексей. Детство Никиты

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы – список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы для чтения на лето. 4 класс

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

В первую очередь рекомендуется прочитать произведения, выделенные жирным шрифтом. Самым объемным произведением списка является "Приключения Тома Сойера" Марка Твена.

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  • П.Ершов. Конёк-Горбунок
  • И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  • В.Одоевский. Городок в табакерке
  • А.Чехов. Мальчики
  • В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  • С.Аксаков. Аленький цветочек
  • Л.Андреев. Кусака
  • П.Бажов. Серебряное копытце
  • Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  • В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  • Б.Житков. Как я ловил человечов
  • К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  • М.Зощенко. Ёлка
  • В.Бианки. Оранжевое горлышко
  • Мамин-Сибиряк. Приемыш
  • А.Куприн. Барбос и Жулька
  • М.Пришвин. Выскочка
  • В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  • Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • К.Булычев. Путешествия Алисы
  • Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  • Г.Х. Андерсен. Русалочка
  • М.Твен Приключения Тома Сойера
  • Ф.Баум. Страна Оз
  • Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  • Д.Барри. Питер Пен
  • А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  • Р.Брэдбери. Все лето в один день
  • Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  • А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

В разных УМК список рекомендованных книг на лето несколько отличается.

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеклассное чтение для 4 класса по программе "Школа России" разработана на основе Новейшей Хрестоматии для 4 класса (Издат."Эксмо", под ред. А.Жилинской) с добавлением регионального компанента ( писатели Воронежского края).

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Пояснительная записка

общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.

Цели и задачи

на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды

пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной

детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях

Задачи:

совершенствование навыка чтения у учащихся;

развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских

формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,

полученные на уроках литературного чтения;

развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, обогащение нравственного опыта, формирование этических представлений; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС. В примерной основной

уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.

Выпускник научится:

· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

· самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по

заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной

литературой.

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Выпускник получит возможность научиться:

· ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной

отечественной и зарубежной литературы;

· определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

· писать отзыв о прочитанной книге;

· работать с тематическим каталогом;

· работать с детской периодикой.

Обучающийся научится

(базовый уровень)

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень)

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; эмпатия -умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного -умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенство-ванию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Пользоваться памятками (даны в конце учебника); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Работа с текстом (метапредметные результаты)

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Работать с несколькими источниками информации.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации.

Осваивать правила набора текста.

Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).

Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме.

Находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

Представлять данные.

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором.

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

2.Содержание начального общего образования по учебному предмету

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы­шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение (культура речевого общения) на основе раз­ных видов текстов определяет специфические умения: учас­твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази­тельно-выразительные средства языка для создания собственно­го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечат­ления в словесном образе, выстраивать композицию собствен­ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает прак­тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; созда­ние собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя .Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако полностью отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит. Мы подготовили для вас список книг для чтения летом после 4 класса.

Программа по чтению будущего пятиклассника ощутимо сложнее той, которую изучают в младшей школе. Список изучаемых текстов можно разделить на несколько групп:

  • русские народные сказки;
  • произведения русских писателей XIX в.;
  • произведения отечественных авторов XX в.;
  • зарубежная литература;
  • мифы Древней Греции.

Необходимо читать в среднем 6-7 страниц ежедневно, чтобы освоить всю программу за летние каникулы.

Содержание:

список чтения после 4 класса

Русская литература

Зарубежная литература

список литературы для 4 класса

Русская литература

Зарубежная литература:

Список литературы на лето 4 класс

Русская литература


Русская литература

ТОП-10 современных произведений для чтения летом

Список литературы на лето 4 класс

Что ещё почитать будущему пятикласснику

Список литературы на лето для чтения после 4 класса

Если список литературы у ребёнка подходит к концу, предлагаем ещё несколько книг, которые в школьную программу не входят, однако уже многие годы не оставляет равнодушным юных читателей.

Чтобы лучше запомнить прочитанное и зафиксировать главные моменты, рекомендуем вести читательский дневник.

Задания после 4 класса на лето

список для чтения на лето 4 класс перспектива

Летняя пора – уникальное время, чтобы не только подтянуть и освежить полученные знания, но и подготовиться к новому учебному году. Чтобы сохранить уровень полученных в школе навыков и умений, необходимо уделять занятиям минимум 15 минут ежедневно. Такую методику используют во многих странах мира. Это помогает не только поддерживать познавательную деятельность, но и придерживаться дисциплины даже в период летнего отдыха.

Русский язык

  1. Производить синтаксический разбор предложений (простых и сложных).
  2. Разбирать слово как часть речи, работать над составом слова.
  3. Писать изложение текста (90-100 слов).
  4. Писать сочинения по плану (0-25 предложений).
  5. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе перед началом учебного года).

Математика

  1. Вычислять периметр и площадь прямоугольника, многоугольника.
  2. Решать уравнения, применяя правила нахождения компонентов.
  3. Применять правила выполнения операций с числами в 3-4 действия со скобками и без.
  4. Работать с единицами величин (длина, масса, площадь, время).

Чтение

  1. Тренировать скорость чтения (минимум 80 слов в минуту).
  2. Читать группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая орфоэпические нормы и интонацию.
  3. Формулировать своё отношение к сюжету, героям и их поступкам.

Читайте также: