Влияние атмосферы на человека 5 класс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В северных районах моря случаются тропические ураганы, скорость которых может превышать 120 км/ч.

Вопрос 3. Каково значение атмосферы для жизни на планете?

Атмосфера — воздушная оболочка, окружающая землю. Она защищает жизнь на планете. Атмосфера сохраняет солнечное тепло и предохраняет Землю от перегрева, вредного излучения, метеоритов. В ней формируется погода.

Вопрос 4. Объясните зависимость: растения — атмосферный воздух

Повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха отражается, прежде всего, на здоровье людей. Многочисленными исследованиями доказано, что в промышленных центрах с высоким уровнем загрязнения воздуха резко возрастает количество заболеваний, особенно среди людей старшего возраста и детей, повышается смертность.

Вопрос 5. Почему необходимо охранять атмосферу?

В результате деятельности человека происходит загрязнение атмосферы самыми различными веществами, многие из которых ядовиты для человека, животных и растительных организмов. Изменение состава атмосферы приводит к ослаблению здоровья населения, снижению продолжительностью жизни, распространению болезней. Это особенно заметно в больших городах, где атмосфера загрязняется газовыми выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Парниковый эффект возникает в результате повышения температуры воздуха за счет накопления в атмосфере углекислого газа. При этом повышается температура воздуха в нижних слоях атмосферы, происходит изменение климата, возможны таяние ледников, наводнения. Именно поэтому охрана атмосферы необходима.

Вопрос 6. Как может влиять погода на здоровье людей?

Зависимость между изменением погоды и здоровьем было подмечено еще в древние времена. При резком изменении давления, температуры воздуха, изменении влажности и магнитных бурях у третьей части людей появляются головные боли, боли в суставах, появляется сонливость, ухудшается настроение.

Эта зависимость наиболее сильно проявляется в городах. Выхлопные газы, смог от выбросов предприятий значительно снижают ультрафиолетовое излучение. Недостаток солнечного света обостряет хронические заболевания, приводит к расстройству нервной системы и ослабляется иммунная защита.

Вопрос 7. В городах России быстро растёт число автомобилей. Как это влияет на состояние воздуха? Что, на ваш взгляд, следует предпринять?

В настоящее время автомобильный транспорт является одним из основных источников выброса вредных веществ в атмосферу, поэтому их негативное воздействие на окружающую природу и здоровье людей достигло значительных масштабов. Следует увеличить количество парков и высаживать больше деревьев, производить машины на современных двигателях, не загрязняющихся окружающую среду, поехать на работу или в школу на общественном транспорте или велосипеде.

Обобщение по теме

Атмосфера воздушная оболочка Земли. Воздух атмосферы — смесь газов. Основные газы в воздухе — азот и кислород. Кислород необходим человеку для жизни и хозяйственной деятельности. Атмосфера сохраняет солнечное тепло, предохраняет Землю от перегрева, вредного излучения. В нижнем слое атмосферы формируется погода. Главными характеристиками атмосферы являются температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, осадки, облака, ветер. Основная масса воздуха атмосферы сосредоточена в тропосфере — в ее нижнем слое. В разных широтах формируется разный климат, потому что солнечное тепло не одинаково поступает на шарообразную поверхность Земли. Хозяйственная деятельность человека, рост числа автомобилей увеличивают количество вредных веществ в атмосферу, загрязняя ее. Нужны комплексные программы, которые помогут изменить ситуацию, будут способствовать сохранению чистого воздуха в атмосфере.

Если Солнце восходит в тумане — днем ясная, тихая погода.

В жару нужно пить больше воды, носить легкую одежду, на голову надевать шляпу.

В сильные морозы одевать теплую зимнюю одежду, домой нужно вернуться пораньше (нигде не задерживаясь), ночью становится холоднее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в рамках ФГОС

География 5 класс

Тип учебного занятия : Урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь

Цель урока: формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.

1. Выявить источники загрязнения атмосферы

2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

1. Осознание единства человека и атмосферы.

1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.

2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.

3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.

2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

3. Владеть способом самоконтроля.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.

на интерактивной доске выполняет учащийся.

Фронтальная беседа с учащимися.

- Что называют погодой?

- Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?

- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

Проверка задания на интерактивной доске.

- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?

- Выскажите предположение, чему будет посвящен

- Сформулируйте цель нашего урока

Графически изображают погоду дня.

Отвечают на вопросы

Задание на интерактивной доске

Формулируют тему урока и цель.

- Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.

Самодельные метеорологические приборы

Формулирование задач урока

Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.

1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.

2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.

3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.

4. Сформулировать правила поведения во время грозы.

Создание мотивационной установки

Посмотрите на фото разных людей.

- Чем отличаются люди изображенные на фотографиях?

- Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей?

Задание на интерактивной доске

2. Процессуально - содержательный этап урока

Влияние атмосферы на человека

- Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?

Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.

Работа с текстом учебника.

Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77.

Влияние человека на атмосферу

В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).

Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.

- К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

Учащиеся работают в парах.

Работа с текстом параграфа (стр.77)

Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)

Прочие источники загрязнения

Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)

Опасные явления в атмосфере

Что такое гроза? Откуда берется молния?

- Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15)

- Как определить на каком расстоянии происходит гроза?

Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 )

- Как защитить себя от грозы?

Составляют правила поведения во время грозы.

Правила поведения во время грозы

1. Оставаться на открытом месте.

2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.

3. Купаться в воде.

1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.

2) Переждать грозу в салоне автомобиля.

Знать как вести себя во время грозы.

Редкие явления в атмосфере

Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты.

- Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали?

- Почему радуга разноцветная?

- Почему закат и восход солнца красный?

Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр

- Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление?

Отвечают на вопросы.

Описывают оптические явления в атмосфере.

3 Этап закрепление

1. Оптический эффект после дождя.

2. Наука о воздушной оболочке Земли.

3. Оптический эффект в жаркий день.

4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.

5. Основной источник загрязнения воздуха.

6. Нижний слой атмосферы

7. Прибор для измерения атмосферного давления.

8. Опасное атмосферное явление.

9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.

- Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.

Отвечают на вопросы.

Находят ошибки и исправляют их.

4. Рефлексивный этап урока.

Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы.

(обобщение проведенных действий)

Анализ своей деятельности на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:

Анализ своего эмоционального состояния

5. Объяснение домашнего задания.

Обязательное домашнее задание

Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82

Вариант 1 выполняет задание 1 и 3

Вариант 2 выполняет задание 2 и 3.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов


Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 282 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.02.2022 17
  • DOCX 191.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по теме

1. Составитель: Игнатьева Алиса Юрьевна, учитель географии и биологии.

2. Место: г. Верхотурье, МАОУ гимназия №99,

3. Предмет: география,

4. Класс: 5а,

6. Тип урока: урок изучения нового материала

7. Цели урока:

Обучающие: научить детей объяснять и оценивать влияние атмосферы на человека, приводить примеры влияния человека на атмосферу, сформировать представление у учащихся о редких и опасных явлениях в природе, причине возникновения парникового эффекта;

Развивающие: научить устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний, их прорабатывания и представлению знаний в разных формах;

Воспитывающие : воспитать нравственно-эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине; сформировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, а так же сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

8. Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, причины возникновения парникового эффекта, определять причины загрязнения атмосферы;

Метапредметные: формирование и развитие умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых, иллюстративных материалов и видеороликов; формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами;

Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях при опасных явлениях в атмосфере.

9. Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

10. Ход урока:

1 этап. Организационно-мотивационный. (30 сек.)

Учитель: Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы.

Работайте старательно и смотрите внимательно!

2 этап. Проверка домашнего задания (5 минут)

Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках географии.

Сейчас я зачитаю вам небольшой отрывок, а вы должны внимательно меня слушать. Там, где я буду останавливаться и делать паузу, вам необходимо продолжить мое повествование.

3 этап. Изучение нового материала. (25мин)

Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из видеоролика и попытаемся определить тему сегодняшнего урока.

Учитель включает видеофрагмент буквально на 30 сек.

Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

Влияние атмосферы на человека

Учитель: Работая с учебником (3 минуты) на странице 76,77, предлагаю вам ответить на вопросы (вопросы представлены на слайде):

1.Можно ли по внешнему виду человека, определить в каких климатических условиях он проживает?

2. Назовите основные отличительные признаки людей, проживающих в районах степей и пустынь Центральной Азии.

3.Наиболее комфортно человеку, когда температура воздуха равна____-____

а относительная влажность воздуха _____-_____% (ответ на 3 вопрос фиксируют в тетради)

Ученики: Работают с рис. 50 учебника и текстом параграфа стр. 76,77.

Ребята предлагают свои ответы. Обсуждают с учителем.

Учитель: Да действительно, влияние погодных условий на человека разнообразно. Их особенности в разных районах нашей планеты сказались на внешнем облике людей. Атмосферные условия повлияли на цвет кожи и волос, форму губ и глаз и даже на рост человека.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте мы вместе с вами попробуем определить по фотографиям, где проживают эти люди? (на слайде представлены фотографии людей с разной внешностью)

По каким признакам вы это определили?

Ученики: По фотографиям определяют приблизительное место проживания этих людей, называя признаки, по которым они это определили.

Влияние человека на атмосферу

Учитель: Не только атмосфера влияет на внешний облик человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.

Ребята, как вы думаете, человек положительно влияет на атмосферу или отрицательно?

Ученики: говорят о том, что человек может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.

Учитель: а какие вы знаете источники загрязнения атмосферы?

Ученики: высказывают свои предположения

Учитель: Скажите, в чём, на ваш взгляд, может быть опасность выбросов веществ при сгорании нефти, газа и угля, к чему это может привести? Какие могут быть последствия?

Ученики : высказывают предположения о том, что это может привести к изменению климата и погоды.

Ребята, сейчас я включу вам видеоролик о парниковом эффекте. После просмотра, вам нужно будет:

2. подумать, а что же мы с вами можем внести в борьбу с парниковым эффектом?

Ученики: Смотрят и формулируют понятие парниковый эффект. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают свои предложения по борьбе с парниковым эффектом.

Физкультминутка (1 мин) (делаем, если будем успевать по времени)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Опасные и редкие явления в атмосфере

Учитель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее опасными, а также редкими явлениями в атмосфере и составить свое описание и иллюстрированный каталог редких и опасных явлений в атмосфере. У вас на партах лежат карточки с названиями (см. приложение 1), сейчас на уроке мы вместе с вами составим описания явлений, а дома вам нужно будет зарисовать эти явления или вклеить фотографию.

Затем учитель спрашивает, наблюдали ли ребята как идет град, как гремит молния, появление радуги, миражи и т.д. (на слайде представлены иллюстрации данных явлений) Совместно формулируют описания явлений.

Ученики: вспоминают из жизни, узнают от учителя или из учебника опасные и оптические явления и записывают описания явлений прямо в карточку.

Гроза - опасное атмосферное явление, которое всегда сопровождается многократными электрическими разрядами – молниями и громом

Град - ливневые осадки в виде частиц льда округлой или неправильной формы.

Радуга - оптический эффект, образуется во время или после дождя, когда в воздухе много взвешенных капель воды.

Мираж - образуется в неравномерно прогретых слоях воздуха.

4 этап. Закрепление (5 мин)

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте же закрепим все, что мы сегодня изучили и проведем небольшой тест на закрепление материала. ( На слайде показаны тестовые задания, ученики решают задания и тут же проверяют с учителем)

1.Наиболее комфортная для человека температура воздуха:

2. Комфортная для человека относительная влажность находится в пределах:

3. Я вление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы , называют…

А) парниковый эффект

4. Из предложенного списка выберите только опасные явления в атмосфере:

5. Вспомните, какие вы видели в своей жизни оптические явления?

Ученики: Отвечают на вопросы, вспоминают увиденные в атмосфере явления.

5 этап. Инструктаж по домашнему заданию(1 мин.)

Зарисоватьили вклеить фотографию в каталоге опасные и редкие явления в атмосфере.

Параграф 14 прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

6 этап. Рефлексия. (3 мин)

Ученики: Проводят стрелочки

Учитель: Спасибо за урок, ребята! Всего доброго.

Иллюстрированный каталог опасных и редких явлений в атмосфере

Атмосфера — это крохотная часть массы нашей планеты, но значение её для Земли и жизни на ней огромно. Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Озоновый слой поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца, кислород обеспечивает жизнь человеку и животным, за счёт углекислого газа происходит процесс фотосинтеза. В тропосфере формируется погода.

Атмосфера является важной составляющей круговорота воды в природе, а также круговорота других веществ и элементов. С помощью круговорота воды происходит её очистка, возобновление объёма пресной воды на суше.

Круговоротводы.jpg

Для комфортной жизни человека нужен чистый воздух. Без еды человек может обходиться до \(5\) дней, без воды — \(2\) дня, без воздуха — менее \(5\) минут. За сутки человек в среднем потребляет около \(1\) кг пищи, до \(2,5\) л воды и кислород из \(20\) кг воздуха. Но потребляемый воздух должен быть определённого качества, иначе он может стать причиной опасных заболеваний.

Климат, который формируется в нижнем слое атмосферы, влияет на хозяйственную деятельность человека. Особенно это ощущается в растениеводстве. От климата зависит выбор культурных растений, которые будут возделываться на той или иной территории. Количество влаги и солнечного тепла влияет на будущий урожай.

Воздух является необходимым элементом и в промышленном производстве. Из атмосферного азота производятся минеральные азотные удобрения, азотная кислота и её соли. Аргон и азот применяются в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. На воздухе работают ветровые генераторы энергии.

Читайте также: