Владимирская русь история краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Но Александр сам в Киеве также княжить не стал. В 1252 году он овладел столом во Владимире и княжил там до своей смерти (1263 год). Вот тогда и оказалась реализованной та возможность, что мелькнула на два года (1169—1171) при Андрее Боголюбском: князь, признаваемый главным на Руси, сделал своей резиденцией не Киев, а Владимир. Не Андрей Боголюбский, как утверждали московские книжники эпохи Ивана Грозного, а Александр Невский был деятелем, сделавшим решающий шаг для переноса общерусской столицы с Юга на Северо-Восток.

В середине — второй половине XIII столетия в русских землях наблюдается (это хорошо прослежено археологами) массовое разрушение укрепленных поселений (в основном в результате разорения монгольскими войсками). После гибели часть их восстанавливалась, а на других жизнь не возобновлялась. Так вот, в большинстве земель количество поселений, не восстановленных после разорения, намного превышало число тех, на которых жизнь возобновилась. Например, в Черниговской земле прекратило свое существование после разорения 198 укрепленных поселений, а восстановлено было только 60; в Смоленской соответственно 108 и 42, в Галицко-Волынской137 и 43. Но в Суздальской земле картина обратная: не были восстановлены 32 поселения, а возобновилась жизнь на большем числе городов и крепостей — на 40.

Во-вторых, правители Северо-Восточной Руси почти не участвовали в разорительной междоусобной войне, шедшей в Южной Руси в 30-е годы XIII века и серьезно ослабившей черниговских, смоленских и волынских князей.

Наконец, в-пятых, важным фактором стало перенесение в конце XIII века в Северо-Восточную Русь места постоянного пребывания митрополита. Будучи само по себе следствием усиления Суздальской земли, пребывание здесь главы русской церкви еще более увеличивало ее престиж и делало оправданным претензии на то, чтобы именно в Северо-Восточной Руси находился и носитель высшей светской власти всех русских земель.

В результате именно на Северо-Востоке Руси в XIV столетии начинается процесс объединения русских земель в единое государство.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 декабря 2012.



Владимирская Русь — эпоха в истории Северо-Восточной Руси, когда её основным политическим центром являлся Владимир-на-Клязьме. Иногда этот термин также употребляется для обозначения непосредственных владений Великого княжества Владимирского и зависимых от него земель.

Началом усиления Владимира становится период правления Юрия Долгорукого, а одним из решающих событий — поход Андрея Боголюбского на Киев в 1169 году и перенесение великого княжения во Владимир. На смену владимирскому периоду пришла эпоха Московской Руси. Рубежом обеих эпох можно рассматривать 1325 год, когда в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Владимирская Русь" в других словарях:

Владимирская — Владимирская: Владимирская область Российской Федерации Владимирская губерния Российской империи Владимирская Русь Владимирская икона Владимирская церковь список Владимирская (станция метро) Владимирская (Краснодарский край) станица в … Википедия

Владимирская Богоматерь — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

Владимирская Божья Матерь — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

Владимирская икона Богородицы — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

Владимирская икона Богоматери — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

Владимирская икона — Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА — Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале… … Энциклопедический словарь

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… … Православная энциклопедия

Владимирская икона Божией Матери — У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирская. Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери … Википедия

Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние… … Википедия

Данное государственное образование было создано на территории проживания кривичей, вятичей, мери, муромов, весей, то есть на территории между двумя реками - Волги и Оки и районе Белоозера (рисунок 1).

Начало истории Великого Владимирского княжества

Рис. 1 – Политическая карта северо-восточной Руси в XIII столетии

Особенную роль отводили Волге, так как на ней основывался Великий Волжский путь. Информацию об истории Северо-Восточной Руси предоставляет Лаврентьевская летопись, которая содержит части владимирского и ростовского летописаний. Но в то же время, при переписке сведений о Ростовском княжестве попало достаточно мало, так как владимирцы не хотели увековечивать память о Ростове в качестве прежней столицы своего государства.

Основные князья и их деятельность

Князь Владимир Мономах еще с подросткового возраста (с 12 лет) бывал в Ростове, с которого и было начато "окняжение" этих территорий. Сюда его послал его отец - князь Всеволод Ярославич. По велению Владимира Мономаха в Ростове была основана церковь святой Богородицы, так называемый, Успенский собор. Данная постройка принадлежит к эпохе Леонтия ("из древ дубовых"), затем Также Успенский собор был заложен и в Суздале, однако, в качестве повторения ростовской постройки.

Северо-восточные земли Руси находились в зависимости от Киева, что выражалось в обязательной выплати дани и обязанности оказания военной помощи при необходимости.

До конца XI столетия главным городом считался Ростов Великий и "многонародный" (при Владимире I тут единовременно правили Ярослав и Борис). Однако после этого, было отмечено усиление позиций Суздаля, выступающего при Юрии Долгоруком уже на равных с Ростовом. это было свидетельством так называемого дуумвирата (паритета) городов. Сам Юрий Долгорукий решил жить в Суздале, однако, скорее княжеский престол для Ростова и Суздаля являлся общим. Сепаративные движения от Киева начались также в период правления Юрия Долгорукого. Он смог добиться того, чтобы эти города были освобождены от уплаты дани, хотя она все равно собиралась с населения, но на этот раз оставлялась в казне княжеств. (на рубеже 1140-1150-х годы).

Проявлением его внешней политики являлись военные конфликты с Волжской Булгарией, а также с Новгородом и борьба за Киев (на которую он потратил последние 9 лет жизни). В 1147 году летопись впервые упоминает о Москве, замке боярина Степана Ивановича Кучки. В 1156 году на месте его усадьбы была основана крепость, скорее всего, Андреем, так как сам Юрий находился в Киеве. Долгорукий является основателем ряда города, таких как Юрьев-Польский, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переславль Залесский (от южного Русского) и прочих.

В 1152 году он основал собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском, который был первым и главным в городе, состоял из четырёх столпов, а также гладкой поверхностью белых стен и позакомарным покрытием. Князь Юрий Долгорукий скончался в Киеве в 1157 году, но перед тем, как обосноваться в Киеве, Юрий раздал подвластные ему земли своим сыновьям:

  • Андрею - Вышгород;
  • Борису - Туров;
  • Глебу Переяславль;
  • Василию Поросье;
  • Ростов и Суздаль же он решил завещать своим младшим сыновьям - Михаилу и Всеволоду.

Более подробно о судьбе и периоде правления каждого из князей будет изложено далее в статье.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский (родился в 1120 году от половецкой жены, дата время правления - 1157-1174 годы, скончался в 1175 г.): до 30 лет жил во Владимире-на-Клязьме; затем отправился в Вышгород, а из южных земель отправился в 1155 году в Суздальские земли, скорее всего, приняв приглашения местных бояр Кучковичей "без отне воле" (рисунок 2).

Андрей Боголюбский

Рис. 2 – Князь Андрей Боголюбский

После кончины своего отца князя Юрия в июне 1157 года на вече был избран князем. Ростов и Суздаль – самые важные центры боярства, пригласили Андрея к себе, так как хотели иметь своего князя и постоянную династию, которые бы прекратили междоусобицы и смутные времена. Есть данные о том, что князь Андрей изначально жил в Суздале. За 3 года он пожертвовал церкви большие средства, окончил строительство церкви святого Спаса в Переславле-Залесском, который с конца XII века играл важную роль в судьбе княжества. В 1158 году Андрей основал во Владимире церковь святой Богородицы, которая была завершена в 1161 году и получила название Успенского собора, перестроенного после пожара 1185 года.

В 1164 году были основаны знаменитые Золотые ворота во Владимире, которые сохранились до нашего времени, а над аркой располагается Ризоположенская церковь в качестве сторожевого пункта. В 1160 года вследствие пожара деревянный Успенский храм был уничтожен, а на его месте чуть позже был выстроен каменный храм, для которого даже были обретены мощи святого Леонтия - первого ростовского епископа. После завершения строительства мощи были перенесены в собор, вскоре было написано житие Леонтия. Невзирая на проживание в Суздале, Андрей, так или иначе, часто бывал в Ростове.

Князь Андрей решил перенести свою резиденцию во Владимир, в Боголюбово, что ознаменовало начало возвышения этого города. 1165 году была построена церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Для Владимира особенно важной стала Владимирская икона Богоматери.

По церковной традиции тех времен, она попала на земли Руси из Византии и была создана с натуры евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым "трапезовал" Иисус Христос со своей матерью и праведным Иосифом. Данная икона была взята из церкви женского монастыря в Вышгороде, откуда князь Андрей перенес ее во Владимир.

К 1165 году во Владимире было сформировано "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери". Было принято считать, что город создан Владимиром I, а не Мономахом. Андрей выступил с просьбой в 1164 году к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу открыть митрополию во Владимире, но ему ответили отказом в 1168 году. С этих пор к Андрею приходит осознание того, что необходимо возвысить город Владимир и получить суверенитет от Киева, а также не находиться в подчинении ростовского и суздальского епископа.

Главными направлениями внешней политики Андрея можно назвать продолжение действий своего отца Юрия Долгорукого: походы на Волжскую Булгарию, на Новгород и Киев. Новгороду удалось отбиться, а Киев был завоеван в 1169 году. Второй поход на юг окончился неудачной двухмесячной осадой Вышгорода. В 1173 году была предпринята попытка похода на Волжскую Булгарию (владимирские, муромские и рязанские войска). Сбор дружины был объявлен в Городце на Волге (ныне Нижний Новгород), однако бояре не пришли и войска не собралось. В 1174 году был предпринят неудачный поход на Киев.

Очевидно, что каждый такой поход имел разрушительные последствия для экономики. За последние пять лет своего княжения Андрей снарядил пять далеких походов - на Новгород (1170), на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев. В походах войско прошло не менее 8000 километров, а три из пяти походов не увенчались успехом.

Действия происходили 29 июня 1174 года в Боголюбово на пиру. Ночью в покои князя были выломаны двери и осуществлено нападение с мечами на князя. После достаточно продолжительной борьбы заговорщики бежали. считая, что князь Андрей уже мертв. Однако по прошествии некоторого времени, князь спустился из своих покоев, после чего был окончательно добит боярами. На следующий день жители села Боголюбова разграбили дома посадников и убили княжеских управителей. Восстанием был охвачен и Владимир.

Антропологическое обследование скелета князя в наше время подтвердило описанную выше версию, так как скелет физически крепкого и здорового человека имел множественные повреждения. Лаборатория историка Герасимова работала с середины 1960-х годов, а его метод реконструкции внешнего облика по черепу был признан во всем мире.

С положительной точки зрения можно оценить период его правления: строительство городов - крепостей, развитие ремесла и торговли, рост городского населения, развитие культурного сектора. При князе были построены знаменитые Церковь Покрова на Нерли, архитектурный комплекс Боголюбского замка, дошедшие до наших дней Золотые ворота и Успенский собор в городе Владимир. В архитектуре при князе Андрее впервые зародились одноглавые кубические храмы с закомарами. Помимо этого, Андрей Боголюбский предпринимал попытки усиления княжеской власти.

Отрицательными чертами его правления можно назвать конфликты и противоречия в боярской среде, дробление княжества на уделы (но не при них - два сына Андрея умерли, третий Георгий стал царем Грузии).

После кончины Андрея Ростов и Суздаль стали использовать систему дуумвирата - два племянника Андрея: Мстислав и Ярополк Ростиславичи. Их поддерживали два города - Ростов и Суздаль. Но владимирцы приняли Михаила Юрьевича, брата Андрея. Было объявлено новое противостояние между Ростовом и Владимиром. Михаил был вынужден временно уйти, и во Владимире принял княжение Ярополк Ростиславич. Затем Михаил Юрьевич снова разбил войско племянников и стал владимирским князем. С ним был брат Всеволод, для которого Михаил учредил княжеский престол в Переславле. Жители Суздаля в 1176 года признали в Михаиле своего князя, однако, всего спустя год, долго болевший Михаил скончался.

Всеволод Большое Гнездо

Всеволод Большое Гнездо

Бояре Ростова всецело поддерживали Мстислава Ростиславича Безокого, который являлся соперником Всеволода, которого, в свою очередь, поддерживали Владимир, Переславль Залесский, Суздаль. Битва, которая должна была раз и навсегда разрешить споры князей, произошла у Юрьева 27 июня 1177 года, в ходе которой победу одержал Всеволод. После этого князь выдвинулся на Рязань и успешно захватил ее, что привело к усилению Владимирского княжества. В 1183 году князь предпринял попытку успешного похода Всеволода Большое Гнездо на Волжскую Булгарию, в 1199 году вел активные военные походы против половцев.

Возвышение Владимира оказало влияние на Ростовскую епископию. В 1185 году митрополит Никифор назначил епископом в Ростово-Суздальской земле Николу Гречина, однако, Всеволод отказался его принять. Место епископа Ростова, Владимира и Суздаля занял Лука, погребенный после своей смерти в церкви святой Богородицы во Владимире, что выделяло ее среди других храмов. Очевидно, Владимир уже был центром епархии, сюда пришел новый епископ Иоанн. При нем в 1190 году был причислен к лику святых Леонтий - первый в Северо-Восточной Руси святой, которого признала церковь. Дмитровский собор во Владимире 1194-1197 годов (построен при Всеволоде Большое Гнездо) -четырехстолповый, одноглавый, обладающий чрезвычайно богатой, изящной резной отделкой (рисунок 4).

Всеволод Большое Гнездо

Рис. 4 - - Дмитровский собор во Владимире

Князь Константин

После кончины Всеволода, престол унаследовал один из его сыновей - Константин Мудрый (рисунок 5), который, возможно, принимал участие в составлении владимирского летописного свода 1205-1206 годов. Константин очень хотел вернуться из Владимира в Ростов, а в 1207 году Константину перешел Ростов и еще 5 городов.

Князь Константин

При нем в 1215 году в Ярославле было начато строительство Успенского собора на Стрелке из белого камня. А его главная икона - "Ярославская Оранта" (Знамение) в наши дни находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1216-1224 годах в Спасо-Преображенском монастыре был сконструирован одноименный собор. В 1212 году здесь было открыто первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, которое спустя 2 года было переведено в Ростов. В первой половине XIII столетия было создано Спасское евангелие (миниатюры Марка и Луки).

После того, как Владимир перешел Юрию, Переславль-Залесский отошел Ярославу (в 1220 году здесь был рожден его сын Александр, впоследствии известный как Невский), а Юрьев - Владимиру. Святослав и Иоанн должны жить с Юрием "ты им буди во отца место". Произошло и разделение епархии: В Ростове находился глава Пахомий, в Суздале и Владимире - Симон.

После кончины князя Константина Ростовское княжество в 1218 году было разделено на три княжества:

  • Ростовское (Василько),
  • Ярославское (Всеволод),
  • Угличское (Владимир).

В 1321 году из Ярославского княжества начала выделяться Молога, а процесс деления на княжества и уделы продолжался и в дальнейшем. Последним значительным памятником ростово-суздальской архитектуры принято считать Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1234 года постройки), однако, в XV столетии в нем произошло обрушение стен, которые лишь в 1471 году были заново сложены московским зодчим Василием Ермолиным. Однако собор не удалось повторить в точности, сделав его более тяжеловесным.


ВЛАДИ́МИРСКОЕ ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́­ЖЕ­СТ ­ВО, круп­ней­шее по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Се­ве­ро-Вост. Ру­си в сер. 12 – сер. 14 вв. Сфор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве уде­ла, вы­де­лен­но­го в 1149 из со­ста­ва Суз­даль­ско­го ( Рос­то­во-Суз­даль­ско­го кня­же­ст­ва ) кн. Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким сво­ему сы­ну – кн. Ан­д­рею Юрь­е­ви­чу Бо­го­люб­ско­му. По­сле смер­ти от­ца (1157) Ан­д­рей Юрь­е­вич на­сле­до­вал его вла­дения, но их цен­тром стал не Суз­даль, а Вла­ди­мир. Так об­ра­зо­ва­лось об­шир­ное Вла­ди­мир­ское кн-во, при Ан­д­рее Бо­го­люб­ском ос­та­вав­шее­ся еди­ным, по­сколь­ку он не де­лил его на час­ти ме­ж­ду свои­ми брать­я­ми. Ги­бель Ан­д­рея Бо­го­люб­ско­го (1174) при­ве­ла к трёх­лет­ней борь­бе за его на­сле­дие. Стар­шие пле­мян­ни­ки Ан­д­рея Бо­го­люб­ско­го – Мсти­слав Рос­ти­сла­вич и Яро­полк Рос­ти­сла­вич – со­пер­ни­ча­ли с его млад­ши­ми брать­я­ми Ми­хал­ко Юрь­е­ви­чем и Все­во­ло­дом Юрь­е­ви­чем Боль­шое Гнез­до. В этой борь­бе Вла­ди­мир вре­мен­но ут­ра­чи­вал свой сто­лич­ный ста­тус, Вла­ди­мир­ское кн-во де­ли­лось на час­ти, но с во­кня­же­ни­ем Все­во­ло­да Юрь­е­ви­ча Боль­шое Гнез­до (1176–1212) един­ст­во кн-ва со сто­ли­цей во Вла­ди­ми­ре бы­ло вос­ста­нов­ле­но. При Все­во­ло­де Боль­шое Гнез­до тер­ри­то­рия Вла­ди­мир­ско­го кн-ва рас­ши­ри­лась, по­я­ви­лись та­кие го­ро­да, как Ус­тюг, Ко­ст­ро­ма, Нерех­та, Соль Ве­ли­кая, Ун­жа, Зуб­цов, окон­ча­тель­но офор­ми­лись вла­ди­мир­ские час­ти в гра­ни­чив­ших с Нов­го­ро­дом Торж­ке и Во­ло­ке (Лам­ском). Рост Вла­ди­мир­ско­го кн-ва по­зво­лил Все­во­ло­ду Боль­шое Гнез­до вы­де­лить вла­де­ния всем сво­им 6 сы­новь­ям. Ещё при жиз­ни в 1207 он пе­ре­дал стар­ше­му сы­ну Кон­стан­ти­ну Все­во­ло­до­ви­чу об­шир­ные тер­ри­то­рии к се­ве­ру от оз. Не­ро (го­ро­да Рос­тов, Яро­славль, Уг­лич, Бе­ло­озе­ро, Мо­ло­га и Ус­тюг). По­сле смер­ти Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до соб­ст­вен­но Вла­ди­мир­ское кн-во ока­за­лось в ру­ках его вто­ро­го сы­на – Юрия Все­во­ло­до­ви­ча (1212–16). В его со­став по­ми­мо столь­но­го Вла­ди­ми­ра во­шли Суз­даль, Мо­ск­ва, Го­ро­дец Ра­ди­лов, Ко­ст­ро­ма, Соль Ве­ли­кая, а так­же Бо­го­лю­бов. В ру­ках третье­го сы­на Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до – Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча ока­за­лись Пе­ре­яс­лавль (За­лес­ский), а так­же Не­рех­та, Дмит­ров, Тверь, Ксня­тин, Зуб­цов, Шо­ша, Дуб­на, вла­ди­мир­ские час­ти Торж­ка и Во­ло­ка (Лам­ско­го). Чет­вёр­тый сын Все­во­ло­да – Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич по­лу­чил Юрь­ев-Поль­ский, но с 1217 стал кня­зем ста­ро­дуб­ским [Ста­ро­ду­ба (Ря­по­лов­ско­го)]. Пя­тый – Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич – че­рез пол­го­да по­сле смер­ти от­ца во­кня­жил­ся в Юрь­е­ве-Поль­ском. Пер­во­на­чаль­ные вла­де­ния шес­то­го сы­на Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до – Ива­на Все­во­ло­до­ви­ча не­из­вест­ны [в 1238 за ним за­кре­п­лён Ста­ро­дуб (Ря­по­лов­ский)].

Читайте также: