Визуализация учебной информации в школе

Обновлено: 08.07.2024

Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления. Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучающимся, чтобы в визуально обозримом виде дать им основные или необходимые сведения. Нужно подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Что нужно современному ребенку? Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.

В практике работы школы выявляется противоречие между быстро растущим объёмом знаний, необходимостью работать с большим количеством информации и невозможностью ее усвоения без овладения учащимися учебно-познавательными компетенциями.

Данный опыт предлагает один из способов разрешения этого противоречия на практике.

Адресная направленность опыта. Данный педагогический опыт может быть использован учителями разных предметов для развития учебно-познавательных и информационных компетенции учащихся. Опыт является универсальным, соответствует требованиям государственного стандарта.

Методологическая основа опыта

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.

Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.

Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова.

Новизна опыта заключается в том, что в условиях цифровизации образования данная технология выходит на новый уровень применения.

Преимущества визуализации в обучении

Визуализация

  • помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
  • дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
  • быстро охватить большой объем информации;
  • воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
  • изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.

Технология опыта

Цель: создать условия для развития информационных и учебно- познавательных компетенции учащихся посредствам технологии визуализации на уроках информатики.

Задачи:

  • Изучить формы и методы визуализации.
  • Внедрить на уроках информатики разнообразные формы и методы работы с информацией, способствующие развитию учебно-познавательных и информационных компетенций обучающихся, повышению качества образования;
  • Проанализировать результативность использования приемов визуализации.

По классификации Хуторского Андрея Викторовича (доктора педагогических наук), учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.

Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.

Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс на уроке я применяю:

  • при определении темы и цели урока;
  • при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.

Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Использование инфографики помогает мне повысить эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Результативность представленного педагогического опыта

Применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Считаю, что применение технологии визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения.

Одним из наиболее объективных критериев успешности работы над опытом является повышение качества знаний обучающихся по предмету.

Достоинством моего опыта является его технологичность: учитель любого предмета может использовать представленные формы и приемы визуализации на своих уроках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование приемов

визуализация учебной информации

на I ступени общего среднего образования

учитель начальных классов

Носовичской средней школы

Рябцева Ольга Викторовна

Основным условием обучения в начальной школе, было, есть и будет визуализация преподаваемого материала. Да, сейчас очень широко используются ИКТ, но… детям, по-прежнему скучно. Просмотрев презентацию или видеоролик, ребенок не фиксирует и не анализирует полученную информацию.

Как ни старается учитель, а урок носит больше репродуктивный характер. Дети не хотят размышлять, думать. Они ждут подсказки от учителя, послушно повторяют за ним, и, в сложных случаях предпочитают отмалчиваться, охотно отдавая инициативу более активным одноклассникам.

Другая сторона вопроса в том, что мы все (не только дети) отправляем открытки в вотсапе и вайбере вместо текстовых поздравлений, проводим кучу времени, разглядывая мемы. Для многих картинки — это способ повеселиться, отдохнуть и даже поговорить. И раз уж так, почему бы не использовать их в обучении: неважно, визуал вы, аудиал или кинестетик — картиночки любят все.

Например, чтобы принять решение о качестве контента, им достаточно всего одной секунды. Различные картинки и инфографики помогают делать это еще быстрее: главную мысль уловить проще визуально, чем углубляться и читать текст.

Методисты, учителя и все, кто разрабатывает контент для уроков давно используют этот инструмент, чтобы учиться было проще и увлекательнее. Вот, парочка методов, которые можно забрать для ежедневного использования на учебных занятиях. Другими словами давайте попробуем разобраться, какие приемы визуализация учебной информации наиболее эффективны в учебной деятельности.

Как ни крути, комиксы ассоциируются с развлечением — используйте их в учебе, чтобы ребенок не заскучал.

Пусть учащиеся рисуют свои комиксы: это развивает креативность, логику и умение коротко излагать мысли. Когда ребенок сочиняет собственную историю, он еще и прокачивает коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект: придумывает фразы для диалога, учится занимать позицию разных героев и сопереживать им. Все это происходит между делом: в безопасной среде и в увлекательном формате.

Графические романы хороши тем, что привлекают внимание детей яркой картинкой: школьники начинают читать короткие реплики, чтобы понять, что происходит с персонажами. Вместе с тем, часто графические романы затрагивают серьезные темы, вроде инклюзивности или межличностных конфликтов.

2. Инфографика

Инфографика — это когда информацию подают в виде схем, графиков, табличек, чтобы упорядочить, структурировать и упростить восприятие сложных вещей. Современные подростки такое любят :)

Инфографика позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс. То, что раньше долго расписывали в учебнике на десять страниц и сухими словами, теперь можно изобразить одним емким и красочным слайдом.


А вот так объясняем правило деления на уроках математики :

3. Карты заданий

Напоминают ребенку компьютерную игру или настолку. Оформляйте картой домашку, уборку в комнате или поход в магазин — не забудьте про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.

Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще — в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться.


4. Скетчноутинг

Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.

Польза скетчноутинга

· Визуальное конспектирование помогает фокусировать внимание. Мозг поглощён процессом, рисование дарит положительные эмоции, ребенку не хочется отвлекаться.

· Красивые записи приятно рассматривать самому и показывать друзьям.

· Скетчи учат выделять главное, с помощью них проще объяснять и делиться идеями.

· Это весело! Особенно если любишь рисовать.

Хорошая структура заметки гораздо важнее её эстетической составляющей. От того, насколько хорошо вы организуете подачу информации, зависит, будет ли понятна она потом.

Таймлайн — это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени хороши, когда нужно запомнить этапы творчества писателя на литературе или подготовиться к самостоятельной по человек и мир или истории.

6. Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Отдельно хотелось бы отметить наличие QR-кодов на страницах учебников.

QR-коды , оживающие картинки и лайфхаки для самых любопытных – все это уже видят белорусские школьники на страницах своих учебников. Основной упор сделан на доступность материала и реальную пользу от школьных задач. Благодаря им, школьники с помощью мобильного приложения смогут узнать больше информации по предмету, пройти интерактивные тесты и даже оживить картинку из учебника. Те же опции доступны и в электронном варианте книг.


Родители отправляют открытки в вотсапе вместо текстовых поздравлений, дети проводят кучу времени, разглядывая мемы. Картинки — это способ повеселиться, отдохнуть и даже поговорить. И раз уж так, почему бы не использовать их в обучении: неважно, визуал вы, аудиал или кинестетик — картиночки любят все. Разбираемся, почему визуализация так эффективна в учебе, как комиксы помогают выучить английский, а инфографика — убраться в комнате и собрать портфель без напоминаний.

О чем эта статья:

Например, чтобы принять решение о качестве контента, им достаточно всего одной секунды. Различные картинки и инфографики помогают делать это еще быстрее: главную мысль уловить проще визуально, чем углубляться и читать текст.

Методисты, учителя и все, кто разрабатывает контент для уроков давно используют этот инструмент, чтобы учиться было проще и увлекательнее. Вот, парочка методов, которые можно забрать для ежедневных дел с ребенком.

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.


Диалог и тест

Как ни крути, комиксы ассоциируются с развлечением — используйте их в учебе, чтобы ребенок не заскучал.

Распечатывайте комиксы с пустыми бабблами и заполняйте их на свое усмотрение, но с обязательным и понятным ребенку условием. Например, в каждой реплике встречается правило, которое выучил ребенок: Present Perfect или деепричастный оборот.

Рисуйте свои комиксы: это развивает креативность, логику и умение коротко излагать мысли. Когда ребенок сочиняет собственную историю, он еще и прокачивает коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект: придумывает фразы для диалога, учится занимать позицию разных героев и сопереживать им. Все это происходит между делом: в безопасной среде и в увлекательном формате.

Читайте и разглядывайте. Графические романы хороши тем, что привлекают внимание детей яркой картинкой: школьники начинают читать короткие реплики, чтобы понять, что происходит с персонажами. Вместе с тем, часто графические романы затрагивают серьезные темы, вроде инклюзивности или межличностных конфликтов.

Пускай ребенок потренируется прямо сейчас: скачайте бесплатный математический комикс с интересными задачками, играми и головоломками. Они не только увлекут и развлекут, но и прокачают скиллы логики и счета, которые точно пригодятся ребенку на занятиях и в жизни. Среди читателей разыгрываем уроки математики в Skysmart — современной онлайн-школе, которая нравится детям.

2. Инфографика

Инфографика — это когда информацию подают в виде схем, графиков, табличек, чтобы упорядочить, структурировать и упростить восприятие сложных вещей. Современные подростки такое любят :)

Инфографика позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс. То, что раньше долго расписывали в учебнике на десять страниц и сухими словами, теперь можно изобразить одним емким и красочным слайдом.

Например, на уроке английского в Skysmart показываем отличия между миллениалами и поколением Z:


Отличие между поколениями

А вот так объясняем правило деления на уроках математики:


Объяснение правила деления

3. Карты заданий

Напоминают ребенку компьютерную игру или настолку. Оформляйте картой домашку, уборку в комнате или поход в магазин — не забудьте про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.

Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще — в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться.


Курс в Skysmart

Ученик не просто проходит курс по английскому, а сопровождает инопланетянина Эла в увлекательном приключении к новым вершинам

А вот так можно оформить список дел по дому: вымыть пол, составить список покупок, сходить за покупками:


Оформление списка дел в Skysmart

4. Скетчноутинг

Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.


Комикс ?

5. Таймлайн

Таймлайн — это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени хороши, когда нужно запомнить этапы творчества писателя на литературе или подготовиться к самостоятельной по истории.

А еще таймлайны незаменимы, когда нужно что-то спланировать. Например, подготовиться к экзамену или сделать проект в школе. Они помогают взглянуть на задачу комплексно и логично разделить ее на этапы. Вот так:


Таймлайн

6. Презентация

А точнее, работа над ней — лучший способ надолго запомнить большой объем информации. Когда ребенок думает, как максимально емко и лаконично изложить материал в нескольких слайдах, он еще раз все повторяет, структурирует, делает выводы. Короче, глубоко пропускает через себя и отправляет в долгосрочную память, откуда сможет в любой момент вытащить нужные данные.

Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.



Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны

Читайте также: