Визуализация учебной информации в школе
Обновлено: 08.07.2024
Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления. Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучающимся, чтобы в визуально обозримом виде дать им основные или необходимые сведения. Нужно подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Что нужно современному ребенку? Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.
В практике работы школы выявляется противоречие между быстро растущим объёмом знаний, необходимостью работать с большим количеством информации и невозможностью ее усвоения без овладения учащимися учебно-познавательными компетенциями.
Данный опыт предлагает один из способов разрешения этого противоречия на практике.
Адресная направленность опыта. Данный педагогический опыт может быть использован учителями разных предметов для развития учебно-познавательных и информационных компетенции учащихся. Опыт является универсальным, соответствует требованиям государственного стандарта.
Методологическая основа опыта
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.
Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.
Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова.
Новизна опыта заключается в том, что в условиях цифровизации образования данная технология выходит на новый уровень применения.
Преимущества визуализации в обучении
Визуализация
- помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
- быстро охватить большой объем информации;
- воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
- изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
Технология опыта
Цель: создать условия для развития информационных и учебно- познавательных компетенции учащихся посредствам технологии визуализации на уроках информатики.
Задачи:
- Изучить формы и методы визуализации.
- Внедрить на уроках информатики разнообразные формы и методы работы с информацией, способствующие развитию учебно-познавательных и информационных компетенций обучающихся, повышению качества образования;
- Проанализировать результативность использования приемов визуализации.
По классификации Хуторского Андрея Викторовича (доктора педагогических наук), учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.
Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.
Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.
Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Кроссенс на уроке я применяю:
- при определении темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.
Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.
Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Использование инфографики помогает мне повысить эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
Результативность представленного педагогического опыта
Применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.
Считаю, что применение технологии визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения.
Одним из наиболее объективных критериев успешности работы над опытом является повышение качества знаний обучающихся по предмету.
Достоинством моего опыта является его технологичность: учитель любого предмета может использовать представленные формы и приемы визуализации на своих уроках.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Использование приемов
визуализация учебной информации
на I ступени общего среднего образования
учитель начальных классов
Носовичской средней школы
Рябцева Ольга Викторовна
Основным условием обучения в начальной школе, было, есть и будет визуализация преподаваемого материала. Да, сейчас очень широко используются ИКТ, но… детям, по-прежнему скучно. Просмотрев презентацию или видеоролик, ребенок не фиксирует и не анализирует полученную информацию.
Как ни старается учитель, а урок носит больше репродуктивный характер. Дети не хотят размышлять, думать. Они ждут подсказки от учителя, послушно повторяют за ним, и, в сложных случаях предпочитают отмалчиваться, охотно отдавая инициативу более активным одноклассникам.
Другая сторона вопроса в том, что мы все (не только дети) отправляем открытки в вотсапе и вайбере вместо текстовых поздравлений, проводим кучу времени, разглядывая мемы. Для многих картинки — это способ повеселиться, отдохнуть и даже поговорить. И раз уж так, почему бы не использовать их в обучении: неважно, визуал вы, аудиал или кинестетик — картиночки любят все.
Например, чтобы принять решение о качестве контента, им достаточно всего одной секунды. Различные картинки и инфографики помогают делать это еще быстрее: главную мысль уловить проще визуально, чем углубляться и читать текст.
Методисты, учителя и все, кто разрабатывает контент для уроков давно используют этот инструмент, чтобы учиться было проще и увлекательнее. Вот, парочка методов, которые можно забрать для ежедневного использования на учебных занятиях. Другими словами давайте попробуем разобраться, какие приемы визуализация учебной информации наиболее эффективны в учебной деятельности.
Как ни крути, комиксы ассоциируются с развлечением — используйте их в учебе, чтобы ребенок не заскучал.
Пусть учащиеся рисуют свои комиксы: это развивает креативность, логику и умение коротко излагать мысли. Когда ребенок сочиняет собственную историю, он еще и прокачивает коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект: придумывает фразы для диалога, учится занимать позицию разных героев и сопереживать им. Все это происходит между делом: в безопасной среде и в увлекательном формате.
Графические романы хороши тем, что привлекают внимание детей яркой картинкой: школьники начинают читать короткие реплики, чтобы понять, что происходит с персонажами. Вместе с тем, часто графические романы затрагивают серьезные темы, вроде инклюзивности или межличностных конфликтов.
2. Инфографика
Инфографика — это когда информацию подают в виде схем, графиков, табличек, чтобы упорядочить, структурировать и упростить восприятие сложных вещей. Современные подростки такое любят :)
Инфографика позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс. То, что раньше долго расписывали в учебнике на десять страниц и сухими словами, теперь можно изобразить одним емким и красочным слайдом.
А вот так объясняем правило деления на уроках математики :
3. Карты заданий
Напоминают ребенку компьютерную игру или настолку. Оформляйте картой домашку, уборку в комнате или поход в магазин — не забудьте про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.
Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще — в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться.
4. Скетчноутинг
Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.
Польза скетчноутинга
· Визуальное конспектирование помогает фокусировать внимание. Мозг поглощён процессом, рисование дарит положительные эмоции, ребенку не хочется отвлекаться.
· Красивые записи приятно рассматривать самому и показывать друзьям.
· Скетчи учат выделять главное, с помощью них проще объяснять и делиться идеями.
· Это весело! Особенно если любишь рисовать.
Хорошая структура заметки гораздо важнее её эстетической составляющей. От того, насколько хорошо вы организуете подачу информации, зависит, будет ли понятна она потом.
Таймлайн — это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени хороши, когда нужно запомнить этапы творчества писателя на литературе или подготовиться к самостоятельной по человек и мир или истории.
6. Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Отдельно хотелось бы отметить наличие QR-кодов на страницах учебников.
QR-коды , оживающие картинки и лайфхаки для самых любопытных – все это уже видят белорусские школьники на страницах своих учебников. Основной упор сделан на доступность материала и реальную пользу от школьных задач. Благодаря им, школьники с помощью мобильного приложения смогут узнать больше информации по предмету, пройти интерактивные тесты и даже оживить картинку из учебника. Те же опции доступны и в электронном варианте книг.
Родители отправляют открытки в вотсапе вместо текстовых поздравлений, дети проводят кучу времени, разглядывая мемы. Картинки — это способ повеселиться, отдохнуть и даже поговорить. И раз уж так, почему бы не использовать их в обучении: неважно, визуал вы, аудиал или кинестетик — картиночки любят все. Разбираемся, почему визуализация так эффективна в учебе, как комиксы помогают выучить английский, а инфографика — убраться в комнате и собрать портфель без напоминаний.
О чем эта статья:
Например, чтобы принять решение о качестве контента, им достаточно всего одной секунды. Различные картинки и инфографики помогают делать это еще быстрее: главную мысль уловить проще визуально, чем углубляться и читать текст.
Методисты, учителя и все, кто разрабатывает контент для уроков давно используют этот инструмент, чтобы учиться было проще и увлекательнее. Вот, парочка методов, которые можно забрать для ежедневных дел с ребенком.
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Как ни крути, комиксы ассоциируются с развлечением — используйте их в учебе, чтобы ребенок не заскучал.
Распечатывайте комиксы с пустыми бабблами и заполняйте их на свое усмотрение, но с обязательным и понятным ребенку условием. Например, в каждой реплике встречается правило, которое выучил ребенок: Present Perfect или деепричастный оборот.
Рисуйте свои комиксы: это развивает креативность, логику и умение коротко излагать мысли. Когда ребенок сочиняет собственную историю, он еще и прокачивает коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект: придумывает фразы для диалога, учится занимать позицию разных героев и сопереживать им. Все это происходит между делом: в безопасной среде и в увлекательном формате.
Читайте и разглядывайте. Графические романы хороши тем, что привлекают внимание детей яркой картинкой: школьники начинают читать короткие реплики, чтобы понять, что происходит с персонажами. Вместе с тем, часто графические романы затрагивают серьезные темы, вроде инклюзивности или межличностных конфликтов.
Пускай ребенок потренируется прямо сейчас: скачайте бесплатный математический комикс с интересными задачками, играми и головоломками. Они не только увлекут и развлекут, но и прокачают скиллы логики и счета, которые точно пригодятся ребенку на занятиях и в жизни. Среди читателей разыгрываем уроки математики в Skysmart — современной онлайн-школе, которая нравится детям.
2. Инфографика
Инфографика — это когда информацию подают в виде схем, графиков, табличек, чтобы упорядочить, структурировать и упростить восприятие сложных вещей. Современные подростки такое любят :)
Инфографика позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс. То, что раньше долго расписывали в учебнике на десять страниц и сухими словами, теперь можно изобразить одним емким и красочным слайдом.
Например, на уроке английского в Skysmart показываем отличия между миллениалами и поколением Z:
А вот так объясняем правило деления на уроках математики:
3. Карты заданий
Напоминают ребенку компьютерную игру или настолку. Оформляйте картой домашку, уборку в комнате или поход в магазин — не забудьте про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.
Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще — в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться.
Ученик не просто проходит курс по английскому, а сопровождает инопланетянина Эла в увлекательном приключении к новым вершинам
А вот так можно оформить список дел по дому: вымыть пол, составить список покупок, сходить за покупками:
4. Скетчноутинг
Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.
5. Таймлайн
Таймлайн — это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени хороши, когда нужно запомнить этапы творчества писателя на литературе или подготовиться к самостоятельной по истории.
А еще таймлайны незаменимы, когда нужно что-то спланировать. Например, подготовиться к экзамену или сделать проект в школе. Они помогают взглянуть на задачу комплексно и логично разделить ее на этапы. Вот так:
6. Презентация
А точнее, работа над ней — лучший способ надолго запомнить большой объем информации. Когда ребенок думает, как максимально емко и лаконично изложить материал в нескольких слайдах, он еще раз все повторяет, структурирует, делает выводы. Короче, глубоко пропускает через себя и отправляет в долгосрочную память, откуда сможет в любой момент вытащить нужные данные.
Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.
Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны
Читайте также: