Виктор или дети у власти краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

  Франсуа Роше начал репетировать в Сатире

"Дети у власти" оказались жестокими
В субботу на сцене театра Сатиры швейцарский режиссер Франсуа Роше (Francois Rochaix) провел первую репетицию спектакля "Виктор, или Дети у власти" по пьесе французского драматурга Роже Витрака (Roger Vitrac). Эстетика драмы, написанной в 20-е годы, строится на пересечении психологического реализма и абсурда, содержит элементы символизма и театра жестокости. Роль главного героя — девятилетнего мальчика — играет Игорь Костолевский. Корреспондент Ъ ЕКАТЕРИНА КРЕТОВА встретилась с режиссером Франсуа Роше, рассказавшего историю пьесы и ее постановки.

Поставленная Антонином Арту (Antonin Arthad) в 1928 году в Париже, пьеса Роже Витрака "Виктор, или Дети у власти" ("Victor ou Les enfants au pouvoir") выдержала три представления и была снята с репертуара по причине скандальности сюжета. Постановка Жана Ануя (Jean Anouih) 1950-го года сделала "Виктора" одной из самых популярных пьес в репертуаре мирового театра. В России пьеса прежде не ставилась.

Режиссер Франсуа Роше — представитель второго поколения профессиональных театральных деятелей молодой франкоязычной театральной культуры Швейцарии. С 1963 г. руководил собственной театральной компанией, был генеральным директором известного Театра Каруж (Thеatre de Carouge). С 1981 г. полностью посвятил себя режиссуре. Ставит спектакли во многих театрах мира, особенно хорошо известен как оперный режиссер. На постановку "Виктора" в Москве приглашен Международным театральным центром "Весь мир".

Действие пьесы разворачивается в течение одной ночи — вечеринки по случаю дня рождения девятилетнего Виктора. Внезапно повзрослевший ребенок — ростом 180 см, — ощутивший лживость и жестокость мира взрослых, изощренно мстит им за столкновение с действительностью. Вместе со своей шестилетней подружкой он издевается над матерью, отцом, любовницей отца и всеми остальными, кто, с его точки зрения, олицетворяет лицемерие и бесчеловечность реальной жизни. Основной мотив драмы — сексуальное взросление ребенка и его реакция на собственное половое созревание. Этот мотив недвусмысленно воплощен в тексте пьесы, что, видимо, и послужило в свое время причиной буржуазного осуждения ее "аморальности". Роли детей, обретших власть, традиционно играют взрослые: Виктор — актер театра Маяковского Игорь Костолевский, подружка Виктора — Вера Харыбина. Роль матери Виктора исполняет Елена Романова (являющаяся женой исполнителя заглавной роли). В спектакле также заняты актеры Юрий Васильев, Раиса Этуш, Юрий Авшаров. Оригинальная роль досталась Нине Корниенко: в образе ее героини соединены соблазнительная женственность и отвратительная болезнь, вызывающая поток издевательств Виктора. По мнению Франсуа Роше, "пьеса Витрака очень интересна для актеров — ее текст многопланов, в нем содержится несколько уровней. За внешним сюжетом скрыта раскрывающаяся на символическом уровне тема пугающих перемен, волнующая людей любого общества".
Франсуа Роше высоко оценил уровень мастерства русских актеров. Актеры, в свою очередь, столь увлечены новой постановкой, что работают в необычном для себя плотном режиме. Премьера спектакля состоится 5 февраля.

В литературе случаются явления, чья собственная значимость меньше влияния, оказываемого ими в своей области. Именно таким явлением нам видится драматургия сюрреализма: хотя сюрреалисты не создавали значительных театральных произведений, их влияние на последующее развитие французской драматургии и ныне столь ощутимо, что его невозможно понять без изучения театра сюрреализма.

Развенчанию лжепатриотизма и военщины служит и другой трагический персонаж — Антуан Маньо, бывший солдат франко-прусской войны 1870-1871 г., сошедший с ума на этой почве. Жертва реваншистской истерии, Антуан кончает жизнь самоубийством, повесившись на балконе своего дома и в посмертной записке объявив себя знаменем. Аллюзия прозрачна: для Витрака война равносильна безумию и самоубийству — как духовному, так и физическому.

«Эмили. — . Что это на нас налетело, Господи!

В области драматического текста новации приживались с большим трудом. В этом плане продолжателем традиций сюрреализма в драматургии явился театр абсурда 50-х годов, взявший на вооружение и развивавший именно деструктивные тенденции сюрреалистической драмы.

Л-ра: Вестник ЛГУ. Сер. 2. – 1988. – Вып. 4. – С. 29-34.

Роже Витрак (1899—1952) — французский поэт, драматург. Вместе с Антоненом Арто и Робером Ароном основал “Театр Альфреда Жарри”. Одним из первых вошел в группу сюрреалистов, возглавляемую Андре Бретоном, и первым же был из нее исключен. Несмотря на скорое исключение из группы, позже многие сочтут его единственным подлинно сюрреалистическим драматургом. Его перу принадлежат пьесы “Тайны любви” (1927), “Трафальгарский удар” (1934), “Барышни широких просторов” (1938). Но самая знаменитая из них, безусловно, “Виктор, или Дети у власти”.

Эта пьеса выдержала во Франции множество постановок. В разное время ее ставили Антонен Арто, Жан Ануй, Роже Планшон. Французы говорят о ней только в превосходной степени: “великое произведение”, “театральный шедевр”, “вершина сюрреализма”. Между тем русскому читателю, незнакомому с контекстом создания пьесы, довольно сложно понять и по достоинству оценить “Детей у власти”. Также как иностранцу, не знакомому с русской действительностью и с русским театром, сложно понять великую пьесу Грибоедова “Горе от ума” или “Смерть Тарелкина” Сухово-Кобылина.

В “Детях у власти” содержится множество явных и скрытых намеков на художественные течения начала XX века. Витрак сводил в ней счеты с Бретоном (черты которого воплотились в образе безумного Антуана), с одной стороны, и с дадаистами (лошадка, о которой все время говорит в пьесе Виктор, по-французски dada) — с другой. В начале своей литературной карьеры Витрак сотрудничал и с тем, и с другими, позже их пути резко разошлись.

Верный дадаист Рибемон-Дессень пишет: Витрак — “рухлядь. Он лжив, как ртуть. Это эффективная соль”. Витрак не остается в долгу, нападая на дадаистов в пьесе: “Разбить такое прекрасное яйцо! Только я почему-то не вижу лошадки (dada). Может быть, ты видишь лошадку (dada)?”

И все же, в первую очередь, Витрак сводил в ней счеты не со своими литературными оппонентами, а с современным обществом (свою пьесу он называл “буржуазной драмой в трех актах”): смеялся над его героями, над его ценностями, над его моралью, над его литературой, над его историей, смеялся над той самой публикой, которая должна была заполнить зрительный зал. По мысли Витрака (и в этом он сходился как с дадаистами Рибемон-Дессенем и Тцара, так и с Арто), пассивный и сочувствующий наблюдатель должен был уступить место враждебно настроенному участнику, провоцируемому авторами и актерами. “Смерть публике”, — декларативно заявлял Витрак. Но первое представление на театре стало не “смертью публике”, а приговором пьесе — на долгие годы.

Впервые постановка “Детей у власти” была осуществлена Антоненом Арто в 1928 году в “Театре Альфреда Жарри” на сцене “Комеди де Шанз-Элизе”, через год после премьеры другой пьесы Витрака — “Тайны любви”. Вот что писал Арто о “Детях у власти”: “Эта пьеса переводит на язык пылких и в то же время окаменевших жестов распад современной мысли и ее замещение… чем? Во всяком случае, вот вопрос, на который пьеса отвечает главным образом: как же думать? Что у нас есть? Нет общих мерок, нет постепенных переходов. Что остается? Все это показано очень действенно и ощутимо, отнюдь не по-философски, столь же захватывающе, как конные скачки, партия в шахматы или тайное соглашение Бриана с церковью”.

Читайте также: