Шпаргалки по социологии для студентов на экзамен краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Социология – учение, наука об обществе. Ввёл это понятие Огюст Конт.

Предмет социологии. Основные точки зрения:

Структура социологии, точки зрения:

1) фундаментальная – теоретическое исследование общества и его элементов, методов исследования общественных явлений.

2) эмпирическая социология – сбор фактов, сведений и мнений об общественных процессах.

1) макросоциология – изучение обществ и общества.

2) социология среднего уровня – социология социально-демографических групп, социология старости, социология журналистики, социология торговли и т.д.

3) микросоциология – поведение человека в малых группах: друзья, любовники, семья, влюбленнее.

2. Соотношение социологии и других общественных наук.

Место социологии в системе общественных и социальных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками.

1) С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

2) С историей. Социология изучает современное общество. Там, где кончается история начинается социология. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

3) Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

3. Функции социологии.

- познание человека и общества

- использование данных социологии во всех областях человеческой деятельности

- управленческая – опираясь на знание можно управлять человеком и обществом.

1)Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социальных исследований, техники сбора и обработки социальной информации.

2) Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3) Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.

4) Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательных кампаниями и т.д.

5) Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

6) Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет определённую идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

4. Культура как система ценностей, смыслов, образов деятельности индивидов.

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д. Под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

- социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

- социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

- культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

6. Диалектика социального и биологического в человеке.

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное.

Если человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.

7. Взаимодействие личности и общества как центральное отношение социальной жизни. Варианты взаимодействия личности и общества.

Нужны шпоры по политической социологии,по этносоциологии,соц.культуры и ГМУ.4й курс.Помогите.

зафтро попробую ваши шпорки) спасибо афторам)

пожалуйста пришлите шпоры по социологии кто-нить ,оч надо.буду весьма признательна

Люди добрые, помогите! Пришлите шпоры по социологии!Скоро экзамен

Люди помогите!у кого есть ответы на вопросы по социологии, для 1 курса!по методичку, там 1 часть-52 вопроса.
я очень нуждаюсь в шпорах по самой ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Если кто-нибудь будет так добр поделиться, я буду весьма признательна
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Пришлите мне пожалуйста шпоры уменя завтро зачет. Помогите.

очень очень нужны шпоры. помогите. спасибо заранее.

Очень нужны шпоры по социологии! Пришлите,пожалуйста! Спасибо!)))

Вы указали неправильный адрес: The email account that you tried to reach does not exist

Доброго времени суток. пришлите пожалуйста и мне..

пожайлуста очень нужны шпоры. HELP.

СПААААААААААААСИБО, слов нет)))) очень помогли!

так что те терять-если ботан. )))предмет етот порядочная куйня. а ты у гугла спроси про шпоры он скажет.

Есть у кого нибудь пример социологического исследования?

Проверим сегодня, надеюсь помогут!

уже седня экзамен,социология в сксит
пожалста помогите

Друзья,есть кто нибудь из дистанционников МЭСИ ? Нужны ответы на тест по социологии

Помогите. нужны шпоры по социологии семьи.

Вышлите,пожалуйста и мне) ОООчень надо.

Очень нужна скорая помощь. Шпоры к кандидатским экзаменам: соц. структура, институты и процессы; история, теория и методология социологии. Пожалуйста, спасите меня

мне нужен ответ по
социологии на вопрос:"примеры социальной личности"

Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Социология в переводе с латинского означает – “наука об обществе” или “учение об обществе”.

под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие.

А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Одна из важнейших категорий социологии – “социальное”.

Социальное – возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект социальных отношений, социальных структур и организаций.

Объектами социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.

Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

2. Функции социологии. Социологические ракурсы.

Функции Направления
Познавательна *получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений;

*изучение характера и закономерностей развития социальных явлений;

*выработка научных прогнозов во всех сферах общества.

*научное обеспечение деятельности управленческих структур.

*определение диапазона возможностей перед субъектами социальных отношений; а также альтернативных сценариев развития вероятных социальных процессов.

*социологическая наука должна быть идеологически нейтральна;

*задача социолога не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ социальных явлений.

Социология использует 5 ракурсов “углов зрения” для наблюдения и объяснения различных групп фактов:

  • демографический (от греческого “демос” - народ) – используется для анализа моделей рождаемости, смерти, миграции, а также влияния этих процессов на социальную реальность;
  • психологический – объясняет поведение человека и представление его о самом себе;
  • общностный – используется при изучении 2-х и более людей;
  • отношенческий – применяется для объяснения взаимоотношений, обусловленных ролями.

Роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека;

  • культурологический – используется для анализа поведения индивидов; правила и нормы поведения в обществе рассматриваются как регуляторы поступков.

Все эти пять ракурсов применяются для:

  • анализа информации;
  • нахождения более точного объяснения социальных фактов.

3. Методы социологии.

Методы социологии – правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей.

Социология, как и любая другая наука, руководствуется общими критериями научного исследования, такими как:

  • системность исследований;
  • объективность интерпретаций;
  • применение методов: дедукции и индукции, математического и статистического анализа.

Существуют и собственные теоретические методы социологии:

  • структурно-функциональный анализ;
  • сравнительный метод.

Структурно-функциональный метод позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.

Сравнительный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни различных народов много общего. Этот метод расширяет кругозор исследования.

4. Структура социологического знания.

Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

  • общетеоретическую (макросоциология);
  • отраслевую (социология среднего уровня);
  • микросоциологию.

Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

  • исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);
  • исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);
  • исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

Для теоретической социологии – решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

Фундаментальные исследования – ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов

Прикладные исследования – имеют задачи, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

5. Предыстория социологического знания в античности: Платон и Аристотель об идеальном обществе.

Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:

  • высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);
  • средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);
  • низший (состоящий из ремесленников и крестьян).

Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:

  • бедняки не отстранены от участия в управлении;
  • интересы богатых ограничены;
  • средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов.

6. Предыстория социологии в Новое время: Н. Макиавелли и Т. Гоббс.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) - итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.

Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.

Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

7. Социология О. Конта.

Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.

В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод.

Бесплатные шпоры по социологии с ответами к экзамену [23.09.08]

Чтобы полностью ознакомиться с ответами на экзамен, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: