Виды театров занятие в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории АНО "Детский центр "Оранжерея" города Обнинска.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию. Будет полезен педагогам ДОО, музыкальным руководителям, родителям.
Цель: Формирование представления детей о видах театров.
Задачи:
- познакомить детей с профессией актер, с тем, как выглядел первый кукольный театр, видами театров;
- закрепить названия театров, которые есть в группе;
- развивать просодическую сторону речи, пантомимику;
- воспитывать смелость, уважение друг к другу.
Материал: фотографии, иллюстрации, театры группы.
Ход:
Педагог спрашивает детей, были ли они когда-нибудь в театре, какие спектакли смотрели, что особенно запомнилось. (Ответы детей). Что такое театр? Театр – это место, здание, где показывают спектакли, представления. В средние века спектакли показывали прямо на улицах. Да и в наше время на площадях разыгрываются представления, например, на карнавале.
Можно ли это назвать театром? (Можно). Так значит театр – не только здание, в котором показывают спектакли, но еще и само представление.
Какие же бывают театры?
Театр оперы и балета – в нем ставят музыкально-драматические произведения, в которых актеры поют или танцуют, не говоря ни слова.




Драматический – театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы по произведениям писателей.





Кукольный спектакль – в этом театре играют куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Они прячутся за ширмой.



А знаете ли вы, когда впервые появились в России кукольные театры? Появились они в 17 веке, около 300 лет тому назад. Выглядели первые кукольные театры так. Ширма похожая на юбку скрывала голову, туловище, руки человека, а видны были только ноги. Посмотрите, актер выступает на ярмарке, на улице, не в каком-то специально отведенном для этого здании.



Можно назвать - это театром? (Да). Почему? (Театром может называться и само представление).
Театр юного зрителя – в нем ставятся детские постановки.




Театр мимики и жестов (пантомимы). В нем не разговаривают, а показывают представления при помощи мимики – различные выражения лица и жестов – движения рук.


Цель: Познакомить детей с видами театра, вызвать интерес к театрализованной деятельности.

- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, филармонический, драматический и кинотеатр, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

- Воспитывать любовь к театру, обобщать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

Картинки, иллюстрации, посвящённые театру. Декорации и костюмы к сказке, муз. сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: И взрослые и дети очень любят сказки.

В мире много сказок грустных и смешных,

и прожить на свете нам нельзя без них

А где можно встретить сказку? (в кино, в книге, в мультфильмах, в театре)

А что такое театр?

Для чего театр нужен людям? (Ответы детей)

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. (слайд №1)

Считалось, что, когда художник начинал вдохновенно рисовать, поэт – сочинять стихи, композитор – сочинять музыку, а актер – хорошо играть, значит, к нему приходило вдохновение. По-другому говорили - посетила Муза. Муза, которую звали Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, (слайд №2)

а Муза Мельпомена – грустные и печальные – трагедии. (слайд №3)

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.

Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы. (слайд №5)

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты. Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю пойти на экскурсию и познакомиться с театрами нашего города. И попробовать себя в роли артистов.

- Артистами хотите стать?

(Ответы детей)

- Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка? Или на козу?

Или на принца? На Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Ответы детей)

- А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Ответы детей)

- А что такое мимика, друзья?

(Ответы детей)

- Бывает без сомненья

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?

(Ответы детей)

- Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?

(Ответы детей)

- А теперь пришла пора

Общаться жестами. Да-да!

жду. Я вам слово говорю

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель: А теперь пришла пора отправляться в путь друзья! Вы согласны?

Воспитатель: Тогда в путь! (Музыка1)

Подходят к Драматическому театру. (Настольный макет драматического театра)

Пьесы, комедии, драмы.

На сцене – артисты смеются и плачут

На сцене ведут диалоги, беседы

Сюжет передают нам исторический

И всё это в театре — …. (Драматическом…

Первый театр с которым мы познакомились, это областной театр драмы им. А. В. Луначарского.

Показ детям иллюстраций театра.

Дети: ответ детей

Воспитатель: Я буду Белоснежкой, а вы мои гномы. Согласны?

Вправо –влево повернись

В гномов детки превратись

Зарядка семи гномов (физ. минутка)

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и ловко, (прыжки). Вправо – влево повернись.

С гномов в деток превратись

Воспитатель: Идём к знакомиться со следующим театром. (музыка 1)

Мы с вами подошли к музыкальному театру Кузбасса им. А. Боброва. (макет музыкального театра.)

В этом театре спектакль представляют в виде пения и танцев. В этом его уникальность.

Воспитатель: Идём дальше. (музыка 3)

В этом здании- куклы главные в театре –

Только маленькие дети верят в сказку,

Забывая, что кукол люди оживляют. (Театр кукол)

Мы сейчас подошли к областному театру кукол им. Аркадия Гайдара Кукольный театр (макет театра) – в нем актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью разных кукол. Мы с вами превратимся в ростовых кукол.

Предлагаю девочкам попробовать себя в роли лисичек, оденьте маски лисичек и под музыку их изобразите. (музыка лисичек 4,

А мальчикам предлагаю попробовать себя в роли котят, оденьте маски котят и под музыку их изобразите. (музыка котят 5)

Воспитатель: Продолжаем знакомство? (музыка 6)

Мы сейчас подошли к Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова. (макет филармонии)

Филармония знакомит с музыкальным искусством, организовывает интересные концерты.

Дружно наш оркестр играет,

Всё о музыке он знает. (изображают дирижёра)

Нежно скрипочка поёт, (имитируют игру на муз. инструментах)

За собой она зовёт.

Трубы громко затрубили,

И тарелки в такт забили.

Следом дудочка дудит,

И струна гитар звенит.

Барабан вступил, как гром.

Всех перекрывает он.

Воспитатель: Идём знакомиться с последним театром. (музыка 6)

Мы его называем кинотеатр (макет кинотеатра) – почему его так называют?

Быть актером так не просто,

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

(открывают рот, высовывают кончик языка)

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

(высовывают язык)

А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

(постукивают кончиком языка по нижним зубам)

Он увидел маляра,

Красить потолок пора

Стала кисточка плясать –

Потолок не узнать.

(поглаживают языком верхнее нёбо)

И заборчик рядом

(проводят языком по внешней стороне верхних и нижних зубов)

А теперь проверим ваше воображение.

Вот вам задание вслушивайтесь в

текст и дайте ответ: где правда, а где - нет.

1. Лето теплое сейчас, зреют яблоки у нас.

Быстро дайте мне ответ – правда это или нет? (правда)

2. Кот рогатый на лугу быстро прыгает в стогу.

Быстро дайте мне ответ – правда это или нет? (нет)

3. Теплый вечер вдруг настал, шмель на клумбе зажужжал.

Быстро дайте мне ответ – правда это или нет? (правда)

4. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

Быстро дайте мне ответ – правда это или нет? (нет)

Быстро дайте мне ответ – правда это или нет? (нет)

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с театрами нашего города. Попробовали себя в роли актёров.

Воспитатель: Скажите, а легко ли быть актёром? Что для этого нужно уметь?

Ответы детей: Пластично двигаться, чётко говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, иметь хорошую память, правильную речь.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы посмотрим чему вы научились, какие навыки приобрели.

Воспитатель: Всё вышло так, как мы хотели,

И вот пришёл премьеры час. Увидеть сказку мы хотели.

И приглашаем гости Вас!

Рассказчик: Мы расскажем про мышонка, про капризного ребёнка.

Музыка (пение птиц 8)

Музыка (выход мышки 9)

Мышка: сынок, пора вставать, да кроватку заправлять.

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Мышка: Кто поможет? Как же быть? Как мышонка разбудить?

Рассказчик: Гости разные спешат -

Кто поднимет малыша?

Все на помощь приходили,

(Музыка для утки 10)

Утка: Кря – кря – кря, проснись малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду!

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Утка: Какой непослушный ребёнок. (уходит)

(Музыка для лягушки 11)

Лягушка: ква – ква – ква! Мышонок, есть пора! Дам тебе я комара!

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Лягушка: Какой капризный ребёнок! (уходит)

(Музыка для лошадки 12)

Лошадка: И- и-и-го-го! Вставай дружок! Дам овса тебе мешок!

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Лошадка: Какой ленивый ребёнок! (уходит)

(Музыка для свинки 13)

Свинка: Хватит спать, малыш, хрю-хрю. Поднимайся говорю.

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Свинка: Какой невоспитанный ребёнок! (уходит)

(Музыка для петушка 14)

Петушок: Кукареку! Просыпайся –

На прогулку собирайся!

Детки бегают давно.

Все цыплята на лугу

И утята на пруду!

Мышонок: Не хочу! Мне вставать сегодня лень, буду я лежать весь день.

Петушок: Какой капризный ребёнок! (уходит)

(Музыка для кошки 15)

Кошка:Мяу – мяу, спи мой сладкий!

Мяу –мяу, всё в порядке!

Всё равно ночной порой

Мы бы встретились с тобой!

Спи, мышонок, сладко- сладко….

Мышонок: (быстро вскакивает) Не обманешь ты меня! (убегает, кошка за ним).

Рассказчик: Друзья! Давайте маму слушать,

И не лениться никогда!

Поверьте, вас не смогут скушать.

Когда послушны вы всегда!

Представление артистов. (музыка 16)

Воспитатель: Вот и сказочке конец, кто пришёл, тот молодец!

Театры с нами посетил, и премьеру оценил.

А теперь пришла пора, расставаться нам друзья.


«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения по ФГОС ДО: учить играя.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является кукольный театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника.

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

В наше время множество различных классификаций театров, но я взяла классификацию Л. В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой. Они выделяют следующие виды театра:

- стендовый театр: на фланелеграфе, магнитный стендовый, теневой, стенд-книжка;

- настольный театр: плоскостной, магнитный настольный, из природного материала, театр игрушки (готовый, самодельный: конусный, на стаканчиках и т.д.);

- театр на руке: пальчиковый, варежковый, перчаточный, теней;

- верховой: на ложках, бибабо, тростевые куклы;

- напольный: марионетки;

- театр живой куклы и театр актера: театр масок, платочные куклы, люди-куклы, театр тантамаресок.

Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников


Описание презентации Виды театра в детском саду Виды театров, по слайдам

Виды театра в детском саду

Виды театра в детском саду

Виды театров, используемых на занятиях

Виды театров, используемых на занятиях

Театральные уголки

Театральные уголки

Театральные уголки

Театральные уголки


Театр масок

Театр масок

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр

Театр варежек или перчаток

Театр варежек или перчаток

Театр картинок на фланелегра фе Рассказывание сказок по опорным картинкам. Хорошо запоминается последовательность сказки.

Театр картинок на фланелегра фе Рассказывание сказок по опорным картинкам. Хорошо запоминается последовательность сказки.

Театр ложек

Театр ложек

Театр на палочках Очень нравится детям. Легко и удобно держать. Изображение персонажа двухстороннее.

Театр на палочках Очень нравится детям. Легко и удобно держать. Изображение персонажа двухстороннее.

Театр шапочек

Театр шапочек

 Теневой театр

Теневой театр

Куклы Би Ба Бо

Куклы Би Ба Бо

Бибабо — простейшаякукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под

Бибабо — простейшаякукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова , который в своих воспоминаниях пишет: Мама подарила мне маленькую смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина… Не потому ли, что небо голубое, а земля мне любовница в этой праздничной чистке, я дарю вам стихи, веселые, как бибабо и острые и нужные, как зубочистки! (Владимир Маяковский)

Кукольный театр

Кукольный театр

 Применение платковых кукол развивает пластику, координацию движений.

Применение платковых кукол развивает пластику, координацию движений.

Настольный театр

Настольный театр

Ладошковый театр на тарелках Маски-рукавички. Театр сделан из одноразовых бумажных тарелок. Раскрашен акварельными красками, покрыт бесцветным

Ладошковый театр на тарелках Маски-рукавички. Театр сделан из одноразовых бумажных тарелок. Раскрашен акварельными красками, покрыт бесцветным лаком.

Театр тантамарески Тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов

Театр тантамарески Тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Персонажам придаются интересные позы, можно разместить их на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от вашей фантазии. Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Постановка сказок

Постановка сказок

2. Театрализованно- игровая деятельность в разных возрастных группах

2. Театрализованно- игровая деятельность в разных возрастных группах

1. Знакомство с театральной куклой Би-ба-бо и театрализованными играми. 2. Игры-имитации. 3. Отработка основных

1. Знакомство с театральной куклой Би-ба-бо и театрализованными играми. 2. Игры-имитации. 3. Отработка основных эмоций. Первая младшая группа

 Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. 1. Игры-имитации отдельных действий

Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. 1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц. 2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей. 3. Игра-импровизация под музыку. 4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток. Вторая младшая группа

5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов. 6. Ролевой диалог героев

5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов. 6. Ролевой диалог героев сказок. 7. Инсценирование фрагментов сказок о животных. 8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене). Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами. Подготовительная группа

 • Ритмические минутки (логоритмика); • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для кукловождения;

• Ритмические минутки (логоритмика); • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для кукловождения; • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомими; • Театральные этюды; • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций; • Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом,

• Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т. д. Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие с родителями. Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будут учитываться возрастные и индивидуальные способности.

Читайте также: