Виды рисунка в художественной школе

Обновлено: 02.07.2024

Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи.

Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.

Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.

Виды рисунка и их отличительные черты

Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:

  • технике выполнения. Рисунки бывают оригинальными или печатными. Оригинальные изображения наносят на бумагу в единственном экземпляре. Печатные варианты (эстампы) получаются путем оттиска оригиналов с клише из древесины (гравюра) или металла, камня (литография);
  • целевому назначению. Рисунки разделяют на творческие и академические (учебные). В творческих работах художник отображает свой внутренний мир. Впоследствии они становятся полноценными шедеврами. С помощью академического рисунка будущие мастера оттачивают технику исполнения. Они могут копировать оригиналы известных художников или рисовать живые и неодушевленные предметы с натуры. Сложность заданий постепенно нарастает по ходу учебного процесса, а опытный педагог осуществляет полный контроль за качеством их исполнения. Существует также разделение на станковые и подсобные типы. Образцы станковой живописи предназначены для восприятия зрителем в качестве самостоятельного произведения. Подсобные наброски используют в процессе работы над масштабной картиной для тщательного прорисовывания отдельных предметов, а также в творческом поиске;
  • жанру и тематике. Существует огромное тематическое и жанровое разнообразие рисунков: от традиционных натюрмортов, портретов и пейзажей до изображений на историческую, героическую, религиозную, мифологическую, фантастическую, бытовую, фентезийную и прочие тематики.
  • характеру и способам рисования. В процессе работы над картиной автор совмещает два основных способа рисования: с натуры и по памяти. Они гармонично переплетаются между собой. Мастер старается не только максимально достоверно передать увиденное, но и добавляет личные впечатления. В результате один и тот же предмет (объект), нарисованный разными людьми, на двух картинах может выглядеть совершенно по-иному;
  • использованию выразительных средств. Основными изобразительными средствами для рисования художникам служат линии, тона, светотени и пропорции. В зависимости от их сочетания получаются разные варианты: от предельно упрощенных (четко передающие конструкцию предметов) до максимально приближенных к завершенным произведениям (наиболее достоверные в художественном плане);
  • материалу основы и используемым инструментам. В древнейшие времена люди рисовали на различных доступных материалах: папирусе, воcковых табличках, пергаменте и бересте. Сегодня для этих целей чаще всего используют бумагу, картон или холст. Инструментами для рисования служат карандаши, уголь, тушь, сангина, сепия, пастель или акварельная краска.

В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:

    . Предназначен для запечатления на бумаге отдельных замыслов или наблюдений автора.

Рисунок. Наброски Микеланджело

    . Используется для отображения на бумаге наиболее характерных (существенных) особенностей натуры для дальнейшей детальной проработки.
    . Фиксирует замысел отдельной части или всего произведения. Исполняется в свободной манере, содержит важные детали будущего полотна: построение композиции, соотношения основных цветов, пространственные планы.
    . Представляет собой небольшое по размерам, но завершенное по форме произведение.

История рисунка

История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.

Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.

С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.

В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.

В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.

На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм. Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.

В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.

XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:

  • сатирический;
  • иллюстративный; ;
  • военный;
  • технический; .

Самые знаменитые рисунки

Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.

Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений. Многие работы старинных и современных мастеров можно приобрести на сайте Very Important Lot. Также посетители нашего портала имеют возможность принять участие в онлайн-аукционах.


Знание художественных терминов действительно важная часть обучения художественному мастерству. Потому как они кратко суммируют и описывают сложные понятия. А учитывая тот факт, что эта терминология используется на курсах, в учебниках и видео-уроках было бы неплохо с ними ознакомиться. Особенно, если вы хотите усовершенствовать свои навыки.

Даже если вы купите самые лучшие материалы, но не будете знать терминологии и обучаться новому – вы все равно не сможете выжать из них максимум.

Этот удобный глоссарий облегчает понимание важных художественных терминов. Поэтому, если вы чувствуете, что перестали расти или вам необходимо освежить в памяти теорию рисунка, этот словарь поможет вам выйти из творческого тупика.

В этом списке вы найдете названия и термины, которые используются на всем земном шаре. Приятного путешествия по миру искусства!

Академический рисунок

Академический рисунок – это многосеансный сложный рисунок, в ходе которого художник осваивает основы изобразительного искусства на примере какого-либо предмета или объекта.

Акварель

Акварель – это художественная краска пигмент которой удерживается в водорастворимом растворе. Рисунки, созданные с помощью этой краски, называют акварельными.

Акриловая краска

Акриловая краска – это тип краски, в которой пигмент суспендирован в эмульсии акрилового полимера. Акрил достаточно популярен среди художников. Преимуществами этого вида краски является быстрое высыхание, яркие цвета и возможность смешивании с водой.

Алла прима

Алла прима – это техника в живописи, которая подразумевает, что художник сразу рисует все в один прием. Термин пошел от итальянского “alia prima”, что означает “с первого раза”.

Анатомический рисунок

Анатомический рисунок – это изображение человеческого тела в искусстве. Например, вы можете научиться рисовать реалистичные руки с помощью этого руководства по рисованию руки.

Ахроматические цвета

Ахроматические цвета – это все неспектральные оттенки. А именно: черный, белый, оттенки серого.

Баланс

Баланс – это расположение элементов в произведении искусства, которое создает ощущение визуального равновесия.

Блендинг или смешивание

Блендинг – это техника рисования, при которой переход между цветами и оттенками выглядит плавным и мягким.

Вид спереди

Вид спереди – это чертеж передней, боковой и задней частей конструкции. Обычно используется в архитектуре и масштабных чертежах.

Вспомогательные материалы

Вспомогательные материалы – это средства, которые используются для создания произведений искусства. Это могут быть различные растворители для красок, лаки и масла.

Выскабливание

Выскабливание – это процесс, при котором краска удаляется, чтобы были видны слои под нею. Обычно делается с помощью трения или царапания поверхности. Может быть случайным или намеренным.

Геометрические картины

Геометрическая картина – это произведение искусства с изображением геометрических фигур.

Гиперреализм

Гиперреализм – это направление изобразительного искусства. Художники-гиперреалисты стараются изобразить объекты и предметы на рисунке максимально реалистично.

Глубина

Глубина – это видимое расстояние от переднего плана до фона или от ближнего до дальнего в произведении искусства.

Городской пейзаж

Городской пейзаж – это картина, основным сюжетом такой которой является город. Художники стараются передать его атмосферу, изображают улицы, дома и здания, а также людей.

Графика

Графика – это техника изобразительного искусства, которая подразумевает, что художник изображает объекты с помощью линий и штрихов, не используя краски.

Гризайль

Гризайль – это техника в живописи, для которой используются оттенки одного цвета, чтобы изобразить рельеф или имитировать лепные изображения.

Грубый набросок

Грубый набросок – это роцесс рисования, при котором художник грубо намечает композицию и структуру предмета. Это популярная техника среди портретистов.

Гуашь

Гуашь – это водорастворимая краска, которая на холсте выглядит непрозрачной. Быстро сохнет и может повторно использоваться при смешивании с водой.

Диптих

Диптих – это произведение искусства, обычно картина состоящая из двух частей. Картина выполняется на двух панелях, которые традиционно крепятся на шарнире.

Дополнительные/комплементарные цвета

Дополнительные или комплементарные цвета – это пара цветов, которые компенсируют друг друга при смешивании. Они расположены друг напротив друга на цветовом круге.

Жесткие края

Жесткие края – это техника рисования, с резкими границами фигур в которой переходы между цветами также резкие. Противоположность смешиванию.

Жестовый набросок

Жестовой набросок – это быстрый рисунок, который отражает самые основные элементы предмета.

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, который подразумевает нанесение красок на плотную и твердую поверхность (холст, металл, картон и так далее).

Замкнутая композиция

Замкнутая композиция – это произведение искусства, где все удобно расположено внутри рамки изображения.

Зарисовка

Зарисовка – это графический рисунок с натуры. Зарисовки создаются для изучения объекта или для дальнейшего использования для полноценной картины.

Иллюзия

Иллюзия – это когда произведение искусства обманывает человеческий взор определенным эффектом.

Иллюстрация

Иллюстрация – это изображение, которое сопровождает текст. Другими словами – это художественная интерпретация текста.

Искаженная перспектива

Искаженная перспектива – это умышленное искажение перспективы. Это часто используется, чтобы небольшая поверхность казалась глубже и больше, чем есть на самом деле.

Каракули

Каракули – это свободный, забавный рисунок, который часто не учитывает пропорции. Обычно рисуется, когда художник о чем-то размышляет.

Картина

Картина – это законченное произведение искусства, выполненное с помощью одной из техник изобразительного искусства.

Коллаж

Композиционный центр

Композиционный центр – это область произведения искусства, которая предназначена для привлечения внимания зрителя.

Композиция

Композиция – это расположение визуальных элементов в произведении искусства. Термин композиция может использоваться в изобразительном искусстве, а также в музыке, письме и фотографии.

Компоновка

Компоновка – это процесс, в ходе которого художник расставляет объекты будущей картины на холсте или листе бумаги, чтобы добиться максимально точной передачи перспективы, размеров и пропорций.

Контраст

Контраст – это художественный прием, который подразумевает противопоставление цветов, фактур, размеров и так далее для того, чтобы сделать картину более выразительной

Контрастная игра света и тени

Колорит

Колорит – это организованное и гармоничное взаимоотношение оттенков в картине, повышающее ее выразительность и определяющее эстетическое воздействе произведения искусства на зрителя.

Контур

Линейная перспектива

Линейная перспектива – это техника, где иллюзия глубины создается на плоской поверхности.

Линейный рисунок

Линейный рисунок – это изображение, основой которого являются линии, созданные с помощью кисти, карандаша или ручки. Линии могут быть как прямые, так и изогнутые. Форма линий и направление зависит от изображаемой формы предмета.

Линия горизонта

Линия горизонта – это линия, проходящая через страницу или холст, которая представляет уровень глаз зрителя или показывает, где небо встречается с землей.

Локальный цвет

Локальный цвет – это условный доминирующий оттенок в картине, присущий самому предмету, изображенному на ней.

Лессировка

Лессировка – это прием в живописи, который подразумевает нанесение прозрачного слоя краски поверх уже нанесенных высохших красок. Мы рассказали подробно об этой технике здесь.

Масляная краска

Масляная краска – это краска, в которой пигмент содержится в связующем из высыхающих масел. Масляная краска обычно медленно сохнет.

Мастихин

Мастихин – это тупое пластиковое или металлическое лезвие, которое используется для смешивания цветов и нанесения их на холст или другую поверхность.

Масштаб

Масштаб – это соотношение между размером предмета и его художественной репрезентацией. Узнайте, как правильно передать масштаб объектов на рисунке из этой статьи.

Монохромное изображение

Монохромное изображение – это картина, созданная с использованием только одного цвета или оттенка.

Наблюдательная позиция

Наблюдательная позиция – это позиция зрителя по отношению к изображенному предмету.

Набросок

Набросок – это быстрый рисунок, изображающий объект в общих чертах.

Насыщенность

Насыщенность – это степень отличия цветного (хроматического) цвета от такого же по светлоте бесцветного (ахроматического) цвета. Чем насыщеннее цвет, тем ярче и сочнее он нам кажется.

Натюрморт

Натюрморт – это своего рода художественное исследование. Картина обычно пишется с натуры, и на ней изображаются неодушевленные предметы.

Негативное пространство

Негативное пространство – это пустое пространство между объектами и структурами в произведении искусства. Может использоваться художниками для более точного обозначения формы предмета.

Общее освещение

Общее освещение – это свет, который уже присутствует в сцене. Источник света может быть как естественным, так и искусственным.

Объем

Объем – это изображение массы объекта с помощью художественных приемов.

Оргалит или ДВП

Оргалит – это древесно-волокнистая плита, материал, получаемый горячим прессованием массы, состоящей из целлюлозных волокон, воды, полимеров и специальных добавок. Писать картины можно как на гладкой стороне оргалита, так и на обратной, структура которой напоминает холст. Гладкую сторону оргалита можно не грунтовать, так как она не впитывает масло.Осевые

Оттенок

Оттенок – это фактический цвет чего-то. Часто упоминается как цвет, но оттенок является более уместным обозначением.

Оттенять

Оттенять – это добавлять белую краску в цвет, чтобы он казался ярче. Противоположность тени.

Палитра

Палитра – это поверхность, на которой художник смешивает цвета.

Пастель

Пастель – это группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Твердый художественный материал в форме палочки. Состоит из чистых порошкообразных пигментов и связующего. Существуют более мягкие и твердые вариации данного материала. Художники используют либо масляные, либо водорастворимые пастели.

Пейзаж

Пейзаж – это произведение искусства, концепцией которого является природа. Например, горы, леса, побережья и реки.

Передний план

Передний план – это визуальные элементы на чертеже или картине, которые расположены ближе к зрителю с точки зрения глубины. Эти элементы появляются сверху среднего уровня и фона.

Перспектива

Перспектива – это техника создания иллюзии трех измерений на двухмерной поверхности. Важнейший метод создания реалистичных рисунков.

Пигмент

Пигмент – это красящий компонент художественных материалов, таких как краски и пастели. Используются в комбинации со связующим.

Пластические искусства

Пластические искусства – это синоним визуальным искусствам.

Плоскость

Плоскость – это плоская поверхность внутри картины, изображения или скульптуры. Термин также используется для обозначения плоской поверхности, на которой создается изображение.

Пожухлость

Пожухлость – это именение красочного слоя картины при высыхании, помутнение, утрата глянца и насыщенности цвета.

Поза – это положение предмета в произведении искусства. Часто используется в отношении позирующего человека.

Портрет

Пропорция

Пропорция – это гармоничное соотношение элементов и частей изображения друг к другу. В этой статье вы узнаете какие ошибки не следует совершать, чтобы ваш рисунок был правдоподобным и пропорциональным.

Профиль

Профиль – это вид предмета сбоку. Обычно так называют ракурс, когда голова человека повернула в сторону.

Рельефный орнамент на керамике

Рельефный орнамент на керамике – это техника рисования, при которой краски наносятся на поверхность очень толстыми слоями. Часто следы кисти или мазки палитры достаточно заметны.

Репрезентация

Репрезентация – это визуальная интерпретация предмета.

Рисовать красками

Рисовать красками – это процесс, во время которого цветное вещество наносится на поверхность с помощью инструментов, таких как кисть и палитра. Состоит из пигмента и связующего. Получите максимум от красок и узнайте, как усовершенствовать свой рисунок.

Рисунок в перспективе

Рисунок в перспективе – это техника, используемая для создания иллюзии того, что объект, обычно части человеческого тела, находится на далеком расстоянии или на заднем плане.

Светлота

Светлота – это относительная светлость или темнота цвета. Светотеневые градации (от пика яркости до наибольшей тени) зависят от атмосферных состояний, фактуры и особенностей формы изображаемого предмета, его объема, силы освещения.

Связующее вещество

Связующее вещество – это связующее для краски, которое удерживает пигмент и обеспечивает его прилипание к поверхностям. Оно также придает краске однородную консистенцию.

Сглаженные края

Сглаженные края – это когда границы объекта в картине растворяются на заднем плане. Противоположность жестких краев.

Сильно пигментированная краска

Сильно пигментированная краска – это непрозрачная краска, которая может полностью перекрыть основной цвет.

Смешанная техника

Смешанная техника – это произведение искусства, для создания которого использовалось несколько техник.

Средний план

Средний план – это центральные элементы картины в плане глубины. Находится между передним планом и фоном.

Стилизованный рисунок

Стилизованный рисунок – это представление субъекта, которое соответствует правилам определенного стиля, в отличие от реалистичного изображения.

Субъект

Субъект – это основной элемент произведения искусства. Это может быть здание, человек или любой другой объект.

Сфумато

Сфумато – это техника рисования, которая смягчает переход между двумя цветами и тонами таким образом, что они, кажется, сливаются друг с другом.

Схождение в одной точке

Схождение в одной точке – это явление, при котором все параллельные линии сходятся вместе, когда проходят вдоль точки на уровне глаз человека. Относится к линейной перспективе на чертеже или картине.

Темпера

Темпера – это краска для живописи, в которой пигмент удерживается в водорастворимом связующем. Темперная живопись – одна из древнейших техник, которая использовалась для рисования.

Тень – это чистый цвет с добавлением черного (а не белого или серого).

Тон – это интенсивность и сила цвета в произведении искусства.

Точка исчезновения

Точка исчезновения – это центр перспективы. В этом месте сходящиеся параллельные линии соединяются.

Триптих

Триптих – это картина, выполненная на трех отдельных панелях, или три тематически связанные картины изображенные на разных поверхностях.

Фон – это область картины, которая кажется наиболее удаленной при просмотре. Благодаря фону объекты на среднем и на переднем плане кажутся ближе и создается ощущение пространства.

Фроггаж

Фроггаж – это техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа путем втирания карандаша, мела или угля в бумагу, лежащую на рельефной поверхности.

Характер мазков

Характер мазков – это способ, которым художник наносит краску с помощью кисти. Это своего рода почерк, по которому легко узнать, какому художнику принадлежит картина.

Холст

Холст – тканное полотно на подрамнике, на котором художник рисует картины. Узнайте подробнее о всех нюансах рисования на холсте в нашей статье.

Хроматические цвета

Хроматические цвета – это все цвета цветового круга, не учитывая белый, черный и оттенки серого.

Цвет – это воспринимаемый оттенок предмета или вещества. Также используется для обозначения красителя, пигмента или краски, придающей оттенок. Узнать все о теории цвета вы сможете в наших статьях: Теория Цвета. Самое важное о цвете и Теория Цвета. Самое важное о цвете. Часть II.

Цветовой круг

Цветовой круг – это круговая диаграмма спектра цветов. Важнейший инструмент художника. Цветовой круг показывает, как соотносятся первичные, вторичные и третичные цвета.

Цветовой тон

Цветовой тон – это характеристика цвета, которая определяет его положение в видимом спектре.

Штриховка

Штриховка – это процесс создания картины, при котором линии, проходящие в разных направлениях, накладываются друг на друга, создавая иллюзию тени.

Эскиз

Эскиз – это черновой или незаконченный рисунок. Обычно создается для дальнейшей более детальной проработки картины.

Разные виды рисования - мыльные пузыри

Процесс создания художественных изображений для детей – это неотъемлемая часть жизни, которая помогает им познавать мир. И разные виды рисования помогают им переносить воспринимаемые зрительные образы на бумагу.

А делать это можно как по классической схеме обучения, так и используя нетрадиционные методы рисования. Но отличия между ними будут разительными.

В традиционном рисовании очень много ограничений, и часто занятия требуют от детей усидчивости, внимательности, безошибочности и много времени на творчество.

А нетрадиционная живопись в этом не нуждается. Ребенок может рисовать, как ему хочется, без учета времени, использовать нестандартные материалы, играть с цветом и проводить разные художественные эксперименты.

Поэтому такое неклассическое творчество приносит детям удовольствие и дает толчок к развитию способностей в рисовании. Да и видов у такой креативной деятельности много, поэтому ребенок всегда найдет понравившееся ему занятие.

Виды нетрадиционного рисования

Но традиционное рисование не каждый ребенок способен полюбить. Детям больше нравится свободное творчество, которое отображается в неклассической живописи.

Дети втягиваются в этот творческий процесс и не только повторяют за взрослыми, но и часто предлагают свои идеи.

Но в целом, работая в нетрадиционной технике рисования, ребенок может поучаствовать в следующих видах творчества:

  1. Аниме – необычное изображение человека и детских героев;
  2. Батик – использование холста ткани вместо бумаги и нанесение на нее интересных узоров;
  3. Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения;
  4. Живопись из мыльных пузырей – картина создается за счет выдувания пузырчатых сюжетов из краски;
  5. Клеевые картины – создание картин поверх нанесенного клея на основе и покрытие ее красками;
  6. Кляксография и набрызг – фантазийная дорисовка изображений после разбрызгивания клякс или мелких крапин;
  7. Метод тычка – нанесение ватной палочкой или сухой кистью изображений;
  8. Монотипия – рисование при помощи симметричных отпечатков предмета;
  9. Пластилинография – создание объемных картин при помощи пластилина;
  10. Правополушарное рисование – быстрая живопись, которая позволяет рисовать нестандартно;
  11. Работа с оттисками предметов и штампами – использование фактурных сторон предметов для создания изображений;
  12. Рисование пальчиками или ладошкой – инструментом для создания картин служит часть человеческой руки, что позволяет делать сюжет живым;
  13. Соляные картины и живопись сыпучими веществами – объемная картина, созданная на основе клея ПВА, посыпанного сверху;
  14. Эбру – рисунок на воде, который можно перенести на бумагу.

Кроме представленных видов существуют и другие нетрадиционные художественные приемы.

Однако описать широко все нетрадиционные техники рисования достаточно сложно, поэтому стоит остановиться на одних из самых полезных для детей, таких как правополушарное рисование, граттаж, эбру, картины из песка и аниме.

Правополушарное рисование для детей

Правополушарное рисование

Любой ребенок живет скорее эмоциями и чувствами, а не разумом. Оттого дети способны создавать воображаемый мир и быть фантазерами.

И в живописи это позволяет им с легкостью нарисовать любое изображение, поскольку доминирует правое полушарие головного мозга, а не левое.

Но в традиционном рисовании, которому детей обучают в саду или школе, задания нацелены на развитие левого полушария, а не правого, отвечающего за творческие процессы. Оттого и школьникам, которые пытаются научиться рисовать с нуля, живопись сложно освоить.

Но это не имеет значения при использовании метода правополушарного обучения. И каждый человек, хоть взрослый, хоть ребенок, способен научиться рисовать.

А приемы, помогающие всем освоить правополушарное рисование, заключаются в следующем:

В целом приемы этой нетрадиционной техники запоминаются быстро, что отображается в следующих видеоуроках:

Рисование в технике граттаж

Граттаж

Граттаж – это техника рисования для разновозрастных детей, и, даже начиная с младшего дошкольного возраста, ее легко применять.

А основная особенность этого изобразительного приема состоит в том, что цветной рисунок проявляется на темной основе после ее процарапывания острым предметом. Это чем-то напоминает проявление фото на полароиде.

Детьми эта техника воспринимается замечательно, и они с удовольствием создают интересные росписи и картины на черном фоне.

Кроме того применение граттажа развивает у детей графические навыки, фантазию и свободу самовыражения.

Выполняется техника тремя способами:

  1. На картоне с нанесением восковой основы. После покрытия наносится черная гуашь, а когда она высыхает, то процарапывают черно-белый рисунок;
  2. На картоне с нанесением цветной гуаши. После высыхания основы наносится черная краска, а затем на высохшей поверхности царапают рисунок;
  3. На картоне с рисованием основы цветными восковыми карандашами. Заготовку также покрывают черной гуашью, а затем процарапывают изображение.

Из трех способов в детских садах и школах чаще выбирают второй и третий, поскольку грунтовать первым методом может лишь взрослый человек.

Идеи для работы в технике граттаж также разнообразны – это и зима, и лето, природа и космос и другие разнообразные жанры.

Но среди всех дети особенно любят изображать животных. Именно поэтому можно рассмотреть краткий мастер-класс по созданию изображения попугая в технике граттаж пошагово:

  1. Возьмем картон и восковые карандаши. Закрасим поверхность картона контрастными яркими цветами;
  2. Для плавного перетекания цветов возьмем кусок бумаги и натрем поверхность картона;
  3. Откроем черную гуашь и нанесем ее темным фотом на цветное изображение. Чтобы краска не скаталась, можно добавить к гуаши капли жидкого мыла;
  4. Дождемся высыхания листа;
  5. Наметим белым карандашом на черном фоне основные контуры птицы;
  6. Возьмем зубочистку или острую деревянную палочку и аккуратно процарапаем очертания попугая, чтобы под слоем гуаши проступил цветной фон;
  7. Прорисовываем мелкие детали птицы и постепенно удаляем все большие участки черной краски до полного завершения рисунка. И вот попугай готов!

Создание такой картинки у любого ребенка не занимает много времени, а дополнить ее можно даже аппликацией.

Граттаж мастер-класс

Рисуем на воде в технике Эбру

Рисуем Эбру

Техника Эбру – это необычный способ рисования красками, в котором вместо бумаги для создания рисунка используют воду.

Только в работе применяется не обычная жидкость, а более плотная за счет добавления специальных средств загустителей. Вода становится более вязкой, и краски в ней не тонут.

Кроме того после создания рисунка на воде его можно запечатлеть на память и на бумаге. Для этого листок аккуратно опускают на готовое водное изображение, осторожно прижимают и вынимают. И то, что было на воде отпечатывается и на листе.

В целом же преимущество данной техники для детей состоит в том, что она:

  1. Развивает интеллект;
  2. Помогает мыслить креативно и создавать не стереотипные художественные изображения;
  3. Снимает неуверенность в себе, а это значит, что ребенок может с легкостью включаться в творческий процесс.

Начинают работу в технике Эбру с подготовки воды, которую выливают либо в круглую тарелку, либо в прямоугольный лоток, потом добавляют краску, например, акриловую. Затем приступают к рисованию, которое поэтапно происходит таким образом:

  1. Первым создается фон для рисования. Детям его можно сделать за счет касания кисточки к поверхности, либо легкого разбрызгивания;
  2. Затем фон красиво оформляют при помощи тонкой палочки или шила. Ребенок перемешивает краску в разных направлениях: горизонтально, вертикально, диагонально, волнообразно или произвольно;
  3. Когда фон готов, то на него наносят рисунок. Для этого капают вновь капли краски и палочкой рисуют изображения, к примеру, в виде бабочек, листочков, сердечек;
  4. Также можно нанести основной рисунок в различных приемах Эбру – из концентрических кругов создать цветок или животное, расческой-гребешком создать волны, из клякс нарисовать деревья;
  5. Переносят водный рисунок на бумагу, тонкое дерево или ткань.

Поэтому работа в Эбру детям очень интересна, ведь они могут создавать как реалистичные, так и сказочные, и фантастические картины. И яркие примеры живописи в этой оригинальной технике стоит увидеть на видео:

Помимо рисования на воде взрослые могут предложить детям порисовать на песке. И это занятие для их развития будет в разы лучше.

Рисуем песком с детьми

Рисуем песком

Рисование песком для детей относится к нетрадиционной живописи и считается одной из самых полезных техник.

Этот вид не только развивает мелкую моторику или сенсорику, относится к арт-терапии, но и вырабатывает креативность мышления.

Кроме того в отличие от других техник здесь ребенка не преследуют неудачи. Если рисунок не получается, то достаточно провести рукой, стряхнуть песок и вновь приступить к рисованию.

Но, как и в любом новом занятии, ребенка нужно познакомить и заинтересовать песком. А сделать это можно в игровой форме, выполняя следующие несложные приемы:

  1. Погружение рук в песок, чтобы почувствовать его структуру;
  2. Пересыпание материала, чтобы ребенок настроился на работу и мог узнать какой он – холодный или теплый, тяжелый или легкий;
  3. Рассеивание песка для понимания легкости работы с ним;
  4. Топание пальчиками или палочками по песку в хаотичном порядке для появления первых узоров.

Затем переходим от этих приемов непосредственно к рисованию. Но обращаем внимание в занятиях на следующие аспекты:

  1. Визуализацию – при помощи игрушки или колобка оживляем картинку для ребенка. Игрушка идет гулять и рисует дорожку в виде прямой или кривой, узкой или широкой линии, оставляет разные следы;
  2. Симметрию и асимметрию – уделяется внимание развитию двух полушарий головного мозга одновременно. Для этого детей учат рисовать двумя руками одновременно. Вначале рисуют симметричные предметы, к примеру, бабочку или яблоко, а потом обучают дорисовывать наполовину готовый рисунок, например, домик;
  3. Пространственную ориентацию, где обучают ребенка ориентироваться в расположении предметов. Вначале задается центральный предмет, а потом с его разных сторон дорисовываются другие. Например, вначале рисуется солнышко как центр рисунка, над ним и по сторонам ребенка просят изобразить облака, под ним дерево, а по сторонам дерева цветы;
  4. Окружающий мир – изучение природных явлений, времен года, событий и предметов вокруг, цветовой картины миры помогает детям расширять свое мышление и улучшать способности по рисованию. Например, знание о формах листьев и их расцветок развивает симметрию и знания о тонах одного цвета у ребенка.

Рисовать с учетом этих моментов рисунки совсем не сложно, но они хорошо развивают детей.

Также стоит отметить, что для художественной работы с песком родители могут использовать деревянный короб, обычную картонную коробку, полупрозрачный поднос, и, конечно же, песок.

К слову песок может быть как обычный, так и специальный из магазина. Но если он вдруг закончится, то нет ничего страшного, его можно с легкостью заменить на манную крупу.

Кроме того, помимо простого оборудования для работы с песком в занятиях с детьми можно воспользоваться световым столом.

Световой стол для творческих занятий с песком

Рисуем на световой доске

Рисование песком на световых столах для детей – это нетрадиционная методика, которая дает возможность разноцветного рисования при помощи необычного материала.

На световом столе можно рисовать:

  • следы животных;
  • песочные пейзажи в виде гор и пустыни;
  • воду и водоемы;
  • небо и облака;
  • отпечатки узоров при помощи различных инструментов, например, расчески или втулки от туалетной бумаги;
  • фигуры при помощи различных трафаретов;
  • цветные картинки, например, с использованием цветного картона с нанесением на него песка;
  • другие увлекательные сюжеты.

Но самое интересное для детей – это живописная песочная анимация. Это не просто рисунок из песка, а серия картин, которые можно объединить в один рассказ.

И, конечно же, детям всегда будет увлекательно изобразить знакомую сказку на световом столе при помощи анимации. Но не только сказочный сюжет, но и другие события из жизни можно оживить на столе.

А как ребенок может создавать песочную анимацию можно узнать из мастер-классов на видео:

Рисуем детское аниме

Рисуем аниме

Аниме – это нетрадиционное рисование с востока, которое очень полюбилось многим школьникам в мире.

С одной стороны это простое искусство изображения воображаемого человека, но с другой стороны это техника, в которой нужно знать азы анатомии.

Вот почему для младших детей в саду оно подходит в меньшей степени, чем для тех, кто учится в школе.

Но при этом, несмотря на анатомию, пропорции тела любого персонажа могут отличаться от реалистичных. А сами аниме-герои выглядят достаточно выразительно и проявляют множество человеческих эмоций.

И именно из-за этого уроки рисования аниме в первую очередь нацелены на прорисовку следующих деталей человеческого тела:

  1. Глаза изображают большими и эффектными, они занимают значительную часть лица и притягивают к себе внимание добавленными деталями и бликами;
  2. Лицо прорисовывают тонкими линиями слегка вытянутым, чтобы вместить массивные глаза, а губам и рту при этом отводится не слишком заметная роль. Кроме того детские фантазии могут позволить сделать необычными уши и добавить в рот клыки;
  3. Волосы дети создают цветными, аниме-герои могут носить такую яркую шевелюру, о которой любой подросток только не мечтает;
  4. Тело школьник может изобразить как в пропорциях обычного, так и в своих собственных нереалистичных, даже в очень маленьких, например, комических Чиби;
  5. Руки рисовать сложнее тела из-за передачи движения, но это решаемо. Вначале рисуют предплечье, которое задает направление, затем сгиб, и в конце ладонь. Детям не обязательно, как мастерам манги, изображать все мышцы, достаточно просто придать руке форму;
  6. Ноги рисуют схоже с руками, вначале задавая базовую линию, и точки сгиба с мышцами, а завершают ступней.

В целом школьникам нарисовать простейшее аниме легко, и при этом благодаря этой технике они развивают умение рисовать человека, творческое мышление и художественные навыки.

А интересные подробности о том, как подросток может создать детали или целиком аниме-героя, можно увидеть в следующих мастер-классах:

С детства мы привыкли воспринимать рисунок — как любую картинку, которую мы нарисовали. Но это не совсем так. Рисунок — это вид изображения созданного во время обучению академическому рисунку или по законам и принципам академизмом.


С рисунка начинается любое обучение рисованию. Даже перед обучению живописи мы советуем изучать основы рисунка, ведь рисунок даёт понимание предметности и основных правил изобразительного искусства.


Для того, чтобы понимать, насколько необходим рисунок любому новичку, поговорим об его видах.



Виды рисунка в зависимости от использованных изобразительных средств

Линейно-конструктивный рисунок – вид рисунка, при котором используют линии и её характеристики — толщину, тон и фактуру. Чаще всего такой вид рисунка используют архитекторы и дизайнеры, которым необходима четкость линий и понимания структуры предмета.


В начале обучения все строят линейно-конструктивный рисунок, чтобы понимать особенности строения предмета и научиться его анализировать.

Линейно-конструктивный с условной светотенью – такой вид рисунка даёт возможность передать свет и тень, положение предмета по отношению к источнику света. Занятия по такому рисунка необычайно важны, ведь они позволяют учитьс я передавать предмет в зависимости от окружения.


Свето-теневой – данный вид рисунка позволяет художнику передать свет и тень, при этом чаще всего фон имеет нейтральный подтон, либо вообще не поддается штриховке. Такой рисунок подходит для изображения фигуры или портрета человека, определенного предмета. При дальнейшей проработке мы можем добиться высокого уровня реалистичности.


Тональный – самый сложный вид рисунка, который занимает больше всего времени. На таком рисунке передаются все свето-теневые отношения, прорисовывается детально окружающее пространство. Такой рисунок всегда реалистичен, на нем уже передается материальность предмета, а не только его форма. Применяется воздушная перспектива.


Виды рисунка в зависимости от цели

Рисунок используется на разных стадиях образовательного процесса, также рисунок используют и уже опытные художники при создании больших полотен.


Учебные рисунки — тот вид рисунка, который выполнял любой художник. Часто такой рисунок представляет собой определенное упражнение для изучения и закрепления определенной темы.


Академический рисунок — рисунок, который выполнен профессионально и по всем законам рисунка.


Творческий рисунок может принадлежать как и опытному художнику, так и новичку. Главная цель — передать свое видение и ощущение.


Набросок — вид рисунка, который применяется для запечатления момента, или подготовительный перед большой работой. Такой рисунок не проработан, часто заканчивается на этапе линейного изображения.


Эскиз используют художники перед началом монументальной или детализированной картины. Эскизы позволяют не забывать о мелочах.


На этюдах подчеркивают основные характеристики изображаемого предмета.


Виды рисунков в зависимости от способа и метода рисования

В данном контексте мы рассматриваем рисунок в зависимости от того, с чего он был нарисован, как его воспринимал художник.


Если художник рисует с натуры (пейзаж, портрет или натюрмортная композиция), то такая работа будет рисунком по восприятию. Такой формат работы позволяет анализировать реальные предметы, учить передавать пространственность и объем реального предмета.


Рисунок по представлению — рисунок, при котором художник не имеет подспорья в виде натуры или картины для копирования. Такой вид развивает воображение и память, успех такого рисунка заключается в уровне “насмотренности”, а также умении анализировать предметы и понимать их структуру.


Последний вид — копирование. Копирование позволяет овладеть различными техниками, сформировать свою манеру письма, а также поучиться у самых великих мастеров.


Выразительные средства

Создавать рисунок можно с помощью различных выразительных средств. Основными являются линия и точка.


Рассмотрим внимательней линию. С помощью неё выполняется любое построение, также она является важной характеристикой любого предмета. Линии бывают простыми и сложными. Простые линии — обычные прямые, которые могут между собой пересекаться и находится в разном положении.


Сложные линии бывают волнистыми, спиральные и т.д. Чаще всего, такие линии являются очень специфичными, и используются для передачи материальности.


Важными элементами также являются тушевка и штриховка. Штриховка — процесс нанесения одиночных штрихов, плотность цвета достигается с помощью многократного нанесения штрихов.


Тушевка — процесс нанесения цвета с помощью широкой стороны грифеля, широкими движениями. Выглядит менее аккуратно, нежели штриховка, при этом с ее помощью можно быстрее покрыть большие пространства.


Всем этим приемам Вас могут обучить на занятиях в студии по академическому рисунку и основам рисунка.

Читайте также: