Виды педсоветов в доу

Обновлено: 08.07.2024

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического - медицинского - обслуживающего - детского.
Организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.
Одной из форм руководства ДОУ являются педагогические советы и совещания.

Содержание

1. Введение
2. Педагогический совет
3. Виды и формы педагогических советов в ДОУ
4. Методика подготовки и проведения педагогических советов
5. Заключение
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

организация ДО.docx

имени М.К Аммосова

Реферат на тему:

Проверила: Саввинова Р.В

Выполнила: студентка 2 курса

  1. Введение
  2. Педагогический совет
  3. Виды и формы педагогических советов в ДОУ
  4. Методика подготовки и проведения педагогических советов
  5. Заключение
  6. Литература

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Цель управления дошкольным учреждением - обеспечить оптимальное функционирование систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического - медицинского - обслуживающего - детского.

Организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Одной из форм руководства ДОУ являются педагогические советы и совещания.

Педагогический совет - одна из форм осуществления методического руководства ДОУ.

Педагогический совет дошкольного учреждения - это коллегиальный постоянно действующий орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит:

обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей, определение конкретных мероприятий по их выполнению;

изучение, обобщение и распространение пе редового опыта и др.

Главная цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения. Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения.

Функции педагогического совета:

Определяет направления образов ательной деятельности в ДОУ;

Отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;

Обсуждает вопросы содержания, формы и методы образовательного процесса, планирования образовательного процесса, планирования образовательной деятельности в ДОУ;

Рассматривает вопросы повышения квалификации и подготовки кадров;

Выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;

Прослушивает отчеты заведующей о создании условий для реализаций образовательных программ

В постоянный состав педсовета входят директор (председатель), его заместители, воспитатели, организаторы работы, социальные педагоги, врач, председатель родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители.

В работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

2) наглядные методы (нарисованная наглядность, демонстрация фото-, кино-, телематериалов, компьютерные средства);

3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно- иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание.

Виды и формы педагогических советов

Виды педагогических советов:

Установочный – проводится до начала учебного года, в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятие плана и ориентации на решение предстоящих проблем.

Тематический – посвящается одной из годовых задач педагогического коллектива

Итоговый – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года

Формы педагогических советов:

Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием по ним.

Нетрадиционный - это педсовет требует особой подготовки . Для данного педсовета требуется написание сценария, разделения участников на команды и распределения ролей (деловая игра, конференция и др.)

Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов (имитация конкретной ситуации, деловые игры, работа с инструктивно-директивными документами).

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:

- на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);

- доклад с содокладами;

- заседание с приглашением докладчика-специалиста.
Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада,

Доклад можно построить следующим образом: Вступление — указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.

Основная часть — изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.

Заключение в форме:

выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;

рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;

резюме — краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов: коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников.

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

- осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

частичное осуществление контроля членами коллектива;

деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет– консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.

На педагогическом совете–творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет– презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

Педагогический совет–конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет– конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В условиях реализации ФГОС ДО, проблема повышения качества образовательного процесса стоит наиболее остро и волнует руководителей многих дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением, повышением качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов являются педагогические советы.

Педагогический совет в дошкольной организации – постоянно действующий коллегиальный орган руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО. Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива дошкольного образовательного учреждения для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из трех составляющих: установочный педсовет, два (три) тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ. Если в районе или непосредственно в детском саду происходит чрезвычайная ситуация (авария, травма ребенка или воспитателя, карантин, воровство детей и прочие), созывается внеплановый педагогический совет.

Виды педагогических советов :

Установочный педагогический совет предусматривает анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, утверждение годового плана работы на новый учебный год, подведение итогов работы за летний оздоровительный период, утверждение программ и технологий, по которым будет работать дошкольное учреждение, оценку готовности к учебному году и другие вопросы организации воспитательно-образовательного процесса. Миссия установочного педагогического совета - побудить педагогов совершенствовать своё педагогическое мастерство, создать условия для разностороннего развития личности ребёнка. Этот педагогический совет проводится в августе, после традиционной районной августовской конференции.

Содержание тематических педсоветов определяется годовой задачей или возникшей проблемой, которую необходимо решить педагогам детского сада. В нашем ДОУ традиционно организуется три тематических педагогических совета: два педагогических совета по годовым задачам (обычно в декабре и марте), один по результатам мониторинга на начало учебного года (в октябре месяце).

Цель итогового педагогического совета - обсудить с педагогами анализ работы за прошедший учебный год, выявить и определить развивающие проблемы, решение которых, - единственный способ развития дошкольного учреждения и профессионального роста педагогов детского сада. Обычно итоговый педсовет проводится в конце мая.

В настоящее время используется большое разнообразие технологических вариантов Педагогических советов с применением различных форм и методов. Формы и методы проведения педсоветов – тот организационный механизм, который обеспечивает активность педагогов.

Формы организации педагогических советов:

а) Традиционный педсовет — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый четко с соблюдением регламента всех обсуждаемых вопросов и принятием решения по каждому из них;

в) Нетрадиционный педсовет. Проводится, например, в форме деловой игры, конференции и др. Подготовка этого педсовета требует написания сценария, распределения участников на команды и определения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методической службе в работе с кадрами.

Предлагаю вам описание наиболее популярных методов и форм активизации, которые помогут при подготовке и проведении очередного педагогического совета в дошкольном учреждении.

1) Имитация конкретных педагогических ситуаций.

Различают 3 основных их вида:

- ситуации-иллюстрации (описываются простые случаи из практики дошкольного образования и сразу приводятся решения);

- ситуации-упражнения (требуют некоторых действий участников заседания ПС, например, составления плана-конспекта, заполнения какой-то таблицы усвоения детьми того или иного раздела программы и т.п.);

- ситуации-оценки (проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ, оценить, обосновать свой ответ, например, какого-то действия педагога, родителей в конкретной ситуации).

Наиболее сложным в применении методов активизации из перечисленных являются ситуации-оценки. Каждый высказывает свою точку зрения, свое решение и таким образом возникает диалог (свободный обмен мнениями, без спора) или дискуссия (публичное обсуждение спорного вопроса; мягкая разновидность спора, при котором необходимо прийти к общей позиции).

5) Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению своих недостатков. Эту работу каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

6) Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Руководитель методической службы готовит материал. Это могут быть магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Педагоги знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

8) Метод мозговой атаки . Известно несколько методик мозговой атаки:

- Мозговая атака Филипса. Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и составляют основу для решения содержательных проблем.

11) Метод кейсов (от лат. casus - запутанный или необычный случай) – метод анализа ситуаций, суть которого в том, что слушателям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Данный метод имеет много общего с проблемным методом обучения. Технология работы с кейсом предполагает два этапа. Первый этап представляет собой индивидуальную работу, цель которой состоит в подготовке ко второму этапу – коллективному анализу кейсов. Второй шаг должен быть направлен на диагностику проблемной ситуации, основная задача которой – выделить из содержания кейса все параметры конкретной проблемной ситуации.

Время работы с кейсом ограничено 30 или 60 минутами. По истечении времени обучаемым должны быть представлены обоснованные выводы и план действий мероприятий, варианты решений.

Большинство из описанных методов активизации приведут к использованию дебатов (обмен мнениями), дискуссии. Для их организации используется определенный алгоритм:

- вступительное слово председателя СП, ознакомление присутствующих с выдвигаемым тезисом, утверждение регламента и при необходимости – представление участников дебатов;

- проведение голосования для выявления мнения большинства по тезису;

- предоставление председателем слова лидеру 1-ой стороны и его выступление в поддержку тезиса;

- предоставление председателем слова лидеру 2-ой стороны и его выступление против;

- поочередное предоставление слова желающим высказаться в поддержку того или иного мнения и их выступления;

- суммирование аргументов лидером 1-й группы;

- суммирование аргументов лидером 2-й группы;

- проведение голосования (лучше открытого) для выявления общего мнения;

- принятие решения по результатам голосования.

Выбор нетрадиционных (активных) форм и методов проведения педагогических советов зависит от уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов и руководителя ДОО; зрелости и сплоченности педколлектива, его интересов, потребностей, запросов; определяется целями, задачами, содержанием работы ДОО, конкретным состоянием педагогического процесса в данном дошкольном образовательном учреждении.

Эти методы помогают педагогам находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Структура проведения педагогического совета:

· Заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского сада, и опытный педагог, которому это поручается.

· Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.

· Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.

· Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня. Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или участниками педсовета.

· Проводится обсуждение по теме педсовета.

· В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается голосованием. Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки выполнения.

· Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка его подготовки, персонального участия педагогов, др.).

Одна из наиболее важных процедур педагогического совета - процедура принятия решений. Проект решения заранее готовится методической службой и ставится на голосование после предварительного обсуждения и внесения дополнений и поправок.

По завершении педагогического совета формируется пакет документов в составе:

• план проведения педагогического совета;

• материалы подготовительной работы;

• решения педагогического совета.

На современном этапе используется печатный вариант ведения протоколов. Каждый протокол подписывается председателем и секретарём, страницы нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью.

1. Педсовет в форме деловой игры -может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

3. Педсовет в форме круглого стола. Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения но этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола — подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

4. Ситуативный педсовет

Заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуаций по записанному на видеокамеру сюжету.

Известны четыре вида ситуативных педсовета. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

1. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

2. Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).

3. В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

4. Ситуации-проблемы — наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

5. Педсовет в форме дискуссии

6. Педсовет в форме научно-практической конференции

7. Педагогический совет- творческий отчет

Предполагает выступление отдельных педагогов или методического объединения воспитателей. Обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Такой педагогический совет- один из важнейших способов повысить методический уровень воспитателей.

8. Педагогический совет – аукцион

9. Педагогический совет – фестиваль

Проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество,

сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

10. Педагогический совет- семинар- практикум

Важнейший компонент педсовета- обмен опытом, в процессе взаимопосещения занятий и мероприятий педагогами, разработка памяток и рекомендаций, подготовка творческих работ воспитанников, наглядных пособий.

Становится действенной формой повышения квалификации педагогического коллектива; привлекает к методической деятельности большинство воспитателей во время подготовки или проведения. Такой педсовет проводится в 2 этапа. На первом этапе педагоги участвуют в мероприятиях по изучению теории и практических мероприятиях. на втором этапе заседания педсовета выступающие в обобщенной форме подводят итоги достижений коллектива, иллюстрируют их наглядным материалом.

11. Педагогический совет – КТД (коллективное творческое дело) Предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. Педагогический совет в этой форме используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем.

12. Педагогический совет- консилиум

Проводится для координации действий педагогов в работе с воспитанниками определенной группы, определения причин выявления затруднений и способов из разрешения. Педагогический совет делает знания о детях наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к дошкольникам.

Динамический час в детском саду, формы его проведения Основные задачи: -обеспечение необходимого объема двигательной активности; - повышение физической и умственной работоспособности; - формирование.

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод- рости детей зависит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно запланировать и подготовить педагогический совет в детском саду.

Установочный педсовет

Миссия установочного педсовета создать условия для переоценки ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представления педагога о детях, пробудить желание научиться новому, создавать условия для развития личности ребенка.

Тематический педсовет

Такой педсовет посвящен определенной тематике. Тема определяется годовой задачей ДОУ или возникшей проблемой, которую необходимо решить.

Формулировка темы является центральным механизмом для концентрации внимания и вдохновения всех участников педсовета.

Название темы не должно быть длинным, сухим, с перечислением целей и задач.

Итоговый педсовет

Назначение такого педсовета –анализировать итоги учебного года, выявить и определить стратегические и развивающие проблемы.

Важно серьезное внимание уделить подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за учебный год, определить свои успехи и неудачи.

Условное разделение

педагогических советов

по форме организации

Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проведенный с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним.

Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов.

Нетрадиционный педсовет. Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.

ВАЖНО: итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Формы проведения

тематических педсоветов

Педсовет – деловая игра

Может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.

Педсовет-конференция

Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов. Они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение.

Ситуативный педсовет

Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на камеру, сюжету.

Педсовет-дискуссия

Педагоги заранее делятся на группы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Этот педсовет можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ. Важно составить повестку дня так, чтобы каждое ДОУ на одинаковых условиях могло участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.

Педсовет экскурсии, путешествия.

Данная форма педсовета предполагает использование нескольких помещений, а может быть и зданий. Например, педсовет на тему оздоровительной работы можно провести, используя помещения

Физкультурного зала, бассейна

Педсовет - процесс.

Педсовет такой формы строится по типу судебного процесса, в котором есть обвинители, обвиняемые, защита, присяжные заседатели. Во время проведения такого педсовета обычно выявляются какие-то проблемы ДОУ. В тоже время определяются как положительные, так и отрицательные стороны какого-либо вопроса, явления.

Педсовет - мозговой штурм

Метод мозгового штурма выдвинул в 40-х годах ХХ века американский морской офицер Алекс Осборн. Этот метод предполагает выдвижение различных гипотез, проблем, идей. Каждый говорит, что он думает по данному вопросу. При этом критика высказываний запрещена.

Выделяются два вида мозгового штурма:

-прямой – выдвижение достоинств, задач для решения положительных факторов:

- обратный – выявление максимального числа недостатков и поиск их устранения.

Читайте также: