Виды общественно полезного труда в школе

Обновлено: 05.07.2024

по внеурочной деятельности

Учитель: Емельяненко М.В.

2012-2013 учебный год

Санкт - Петербург , 2012 г.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

- создание условий для самореализации;

- интеграция личности в национальную культуру;

- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.

Цель : воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

Главными задачами данной программы являются:

- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;

- организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

- формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

- развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;

- активизация общественно значимой деятельности учащихся;

- формирование здорового образа жизни;

- воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

В лицее дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.

Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.

Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Виды деятельности и предполагаемые формы работы:

  1. Практическое занятие
  2. Конструирование из разных материалов
  3. Рисование с натуры и по воображению
  4. Лепка по воображению
  5. Игровые программы
  6. Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
  7. Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
  8. Коллективные разработки
  9. Экскурсии
  10. Встречи с интересными людьми
  11. Организации круглых столов, диспутов
  12. Проведение фотосессии
  13. Репортажи, интервью
  14. Акции
  15. Лекции
  16. Просмотр видео и слайдов
  17. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

Программа рассчитана на 135 часов:

1 класс- 33 часа (1 час в неделю)

2 класс- 34 часа (1 час в неделю)

3 класс- 34 часа (1 час в неделю)

4 класс- 34 часа (1 час в неделю)

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд . Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
  1. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.

4 . Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.

для 1 класса (33 часа)

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.

4 . Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

По­скольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включе­ния учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятель­ность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообраз­ных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербари­ев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действую­щие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и ботани­ки учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких жи­вотных.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занима­ет ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в сред­них классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, убор­ку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в насе­ленных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общест­венно полезный, производительный труд, который организуется в сред­них и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных цен­ностей.

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педа­гогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся.

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и береж­ном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудо­вой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к мате­риальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу тру­довой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятель­ности, результаты которых связаны с созданием материальных Ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и по­вышение ее воспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоре­чия и как они создаются?

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия между объемом имеющихся у них умений и навыков и необходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обя­занности, у него формируется психологическая установка к актив­ной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организа­ции трудовой деятельности. Какие же из этих форм получили рас­пространение в школьной практике?

Важнейшими из них являются следующие:

а) создание постоянных или временных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Например, могут функцио­нировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, на­пример, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

в) в последние годы в школах создаются производственные ко­оперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и получают за это денежную оплату;

г) эффективной формой возбуждения трудовой активности яв­ляются индивидуальные трудовые поручения, которые даются уча­щимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.

Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия

Важной стороной трудолюбия яв­ляется глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убежде­ния в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных заня­тий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих рас­крывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и мо­ральное формирование. Развитие общества основывается в конеч­ном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального разви­тия является человек труда, его творческо-преобразующая деятель­ность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предме­та, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать зна­чение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравст­венная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, М.Ю. Лер­монтов, А.Н. Некрасов, М.А. Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам о роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое значе­ние в личностном развитии человека, закладывают основы их взгля­дов и убеждений.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты, встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятиями, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для раз­вития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих слу­чаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.

Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в фор­мировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоциональности и умелого учета возрас­тных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как лич­ностного качества, пожалуй, едва ли не главным являются трудовые умения и навыки, умелость личности в различных видах производ­ственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возникают?

Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и класс­ным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно пла­нировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по за­данию подшефных предприятий как в течение учебного года, так и во время каникул.

В средних и старших классах полезно, чтобы школь­ники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руководители вы­ступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников опреде­ленные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное учас­тие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются усло­вия для нормального трудового воспитания.

б) При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общест­венное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке уро­жая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народно-хо­зяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, со­здает психологическую установку на преодоление трудностей, рож­дает чувство ответственности и долга.

в) В методике трудового воспитания существенно важным явля­ется определение порядка выполнения намеченного труда, распре­деление обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения ре­зультатов ее выполнения.

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдению правил техники безопасности. В дан­ном случае речь идет об элементах трудового обучения, формирова­нии трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения.

Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, пред­упреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся ра­ботают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйствен­ных культур и т.д.

Подобное соединение труда с обучением не должно носить меха­нического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует со­держательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспиты­вают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллек­тивизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных заня­тиях.

Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.

Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся

В системе трудового воспитания существенной задачей яв­ляется работа по профессиональной ориентации школьников, ока­зание им действенной помощи в сознательном и правильном выбо­ре профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включа­ет в себя несколько направлений.

Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с харак­тером и своеобразием различных профессий и специальностей. Эта задача решается прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знако­мятся с различными видами труда и профессиями. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность ученых, изобретателей, писателей, работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по ис­тории и литературе они получают представление о людях физичес­кого труда и их работе, о предпринимательстве.

Вторым направлением профессиональной ориентации учащихся на деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства является показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.

Третьим направлением, профориентации является создание усло­вий для овладения учащимися начатками производственных специ­альностей. Производственное обучение в школьных производствен­ных комбинатах и особенно непосредственно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и на­выков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся прояв­лять свои творческие способности, познавать большую радость, ко­торую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные ре­зультаты.

Все это обусловливает необходимость поисков путей соче­тания общеобразовательной подготовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обуче­ния и профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать хо­рошую материально-техническую базу и коллектив мастеров произ­водственного обучения, а также значительно расширить номенкла­туру производственных специальностей, которыми могут овладе­вать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружаю­щих предприятий.

Широкое распространение получило производственное обуче­ние и организация общественно полезного, производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и строй­ках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, а многим из них и вернуться на это предприятие после окончания школы, чтобы приобщиться к труду в сфере материального производства.

Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ориентации, она созда­ет педагогические предпосылки для формирования у учащихся по­требности в труде, понимания его важного экономического и нрав­ственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует тру­долюбие, а также бережливость как нравственные качества, помога­ет жизненному самоопределению школьной молодежи.

Нельзя, од­нако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходи­мой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не об­ращается должного внимания на стимулирование их трудовой ак­тивности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы о связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.

Литература для самостоятельной работы

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.

Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987.

ЙоеайшеЛ.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983.

Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.

Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. Я.А. Журкиной, И.И. Зарецкого. – М., 1989.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. – М.-Л., 1948. – Т. 2.

Чернышепко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М., 1986.

Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?

Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.

Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).

В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.

И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.

Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.

Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.

Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?

Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?

При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.

Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.

Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.

К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.

Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на достижение целей и решения задач:

  1. формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  2. формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  3. формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  4. формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты;
  • умело планировать работу;
  • правильно использовать различную техническую документацию;
  • добиваться высокого качества работы;
  • экономить время;
  • беречь материалы и инструменты.

Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Программа соответствует основным принципам государственной политики республики Казахстан в области образования:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) стимулирование образованности личности и ее развитие;

4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;

5) единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) гуманистический и развивающий характер образования;

8) формирование уважения прав и свобод человека;

9) интеграция образования, науки и производства;

10) профессиональная ориентация обучающихся;

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.

Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Общественные работы организует классный руководитель. План и графики проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.

План и графики общественно-полезного труда школьников в период летних каникул утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Классные руководители и руководители-организаторы общественно-полезной работы ведут документацию:

  • план общественно-полезной работы (на учебный год/период)
  • графики
  • журнал по технике безопасности;
  • журнал учёта посещаемости (в учебное время в 5-11 классах – учет ведется в классном журнале, в 1-4 классах в журнале установленной форме);
  • журнал учёта проделанной работы.

Учащиеся могут быть освобождены от общественно полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей.

По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.

Читайте также: