Виды компетенций в школьной биологии

Обновлено: 02.07.2024

Стратегии модерн изации содержани я общего образования читаем: ".

основными результатами деятельности об разовательного учре ждения

должна стать не си стема знаний, умений и навык ов сама по себе. Речь идет

о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуа льной, правовой,

информационной и др угих сферах". Ест ь специальные статьи,

В концепции модернизац ии российского образ ования на период до

2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится

компетентностный подход. Что же представляет соб ой это нововведение?

Компетентностный подход пр едпол агает не усвоение учеником

отдельных друг о т друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В

связи с этим по - иному определяется система методов об учения. В основе

отбора и констру ирования методов обучения лежит структура

соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в

образовании. Общеобразовательна я шко ла не в состоянии сформировать

уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного

решения проблем во всех сф ерах деятельности и во всех конкретных

ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в

котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель

То есть в основ е компете нтностного по дхода лежат понятия

"компетенция"/"компетентность" . Многообразие подходов к определению

данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и

понимания содержания самого компетентностн ого подхода. В научно -

исследовательской среде данные поняти я либо отождествляются (Л.Н.

дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней,

которая выделяет основанный на компетенции подход, по дчеркивающий

"практическую, д ейственную сторон у , т огда как под ход, осн ованный н а

понятии "компетентность", оно включает собстве нно личностные

(мотивация, м отивационн о - волевые и др.) качества, определяется как

более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями

Толковый сл оварь под редакцией Д .Н. Ушакова трактует слово

"компетентность" как "осведомленн ость, авторитетность", знание в какой -

1) круг вопросов, явлений , в ко торых д анное лицо обладает

2) кру г полн омочий, область по длежащих чьему - нибудь ведению

Более подроб ную трактовк у эти х те рминов д ает А.В. Хуторской:

"Компетенция включает совокупность взаим освязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельност и), задаваемых по

отношению к определенному кругу предм етов и процессов, и

необходимых для качественной продуктивной деятельности по

отношению к ним; компетентн ость - владение, обладание человеком

соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение

к ней и предмету деятельности". Следовательно, обладать

компетентностью значит иметь определенные знания, определен ную

характеристику, быть осве домленны м в чем - либо; облада ть компетенцией

- значит обладать определенными воз можностями в како й - либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс

В документе "Стратегия модернизации российского образования"

рекомендуется н е про тивопоставля ть компете нтности знания м или

умениям и на выка м, поскольку понят ие компетентности шире понятия

знания, или умения, или навыка, о но включает их в себя (хотя, разумеется,

речь не идет о компетентн ости как о пр остой аддитивной сумме знания -

умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда).

Отмечается та кже, что п онятие к омпетентности включает не только

когнитивную и операционально - технологическую составляющие, но и

мотивационную, этическую, социа льную и по веденче скую. Оно включает

результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориент ации,

Исходя из всех данных выше определений, м ожно сказать, что

наиболее полную трактовку понятий " компетенция" и "ком петентн ость"

дал А.В. Хуторской, поэтому их м ы и будем приде рживаться в данной

ко мпетентностном у подходу: компетентностный подход - подход в

обучении, для которого характерны овладение учеником зн аний и умений

в комплексе и ориентация образования и воспитан ия на конечный

Важнейшая цель образова ния, отраженная в "Ко нцепции

модернизации российского образования на период до 2010 года" - это:

"формирование общеобразовательной школой системы универсальных

знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и

личной ответствен ности обучающихс я, то есть современных ключевых

компетенций, что и определяет современн ое качество содержания

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в

которых человек хорошо о сведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентный в определенной о бласти человек обладает

соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему

обоснованно судить об этой области и эф фективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компет енций

человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной

школе. Наиболее распро страненной являетс я классификация А.В.

Хуторского. Он выделяет след ующие типы компетен ций:

Ценностно - смысловые компетенции. Это компетенции в сфере

мировоззрения, связанные с ценн остными ориентирами ученика, его

способностью в идеть и понимать ок ружающий м ир, ориенти роваться в

нем, осознавать свою р оль и предназначение, уметь выбирать целевые и

смысловые установки для своих действий и поступков, принимать

решения. Данные компетенции о беспечивают механизм самоопреде ления

ученика в си туац иях учебной и иной деятельности. От них зависит

индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его

Общекультурные ко мпетен ции. Круг вопросов, по отношению к

которым ученик должен быть хорошо о сведомлен, обладать познаниями и

опытом деятельности, это - особенности национальной и

общечеловеческой культуры, духовно - нравственные о сновы жизни

человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы

семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и

религии в жизни человека, их влияние на мир, компетен ции в б ытовой и

культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными

способами органи зации свобо дного времени. Сюда же относится опыт

освоения учеником на учной картины мира, расширяюще йся до

культурологического и вс ечеловеческого поним ания мира.

Учебно - познавательные компетенции. Это совокупность

компетенций ученика в сфе ре самостоятельной познавательной

деятельности, включающей элементы логической, методологической,

об щеучебной деятельности, соотнес енной с реальными познаваемыми

объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания,

планирования, анализа, рефлексии, самооценки у чебно - познавательной

деятельности. По отношению к изучаемы м объектам ученик овладе вает

креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний

непосредственно из реальности, владением приемами действий в

нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проб лем. В

рамках данных компетенций определяются требования со отве тствующей

функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов ,

владение измерительными навыками, использование вероятностных,

Информационные ко мпетен ции. При помощи реальных объектов

(телевизор, магнитофон, телефо н, факс, к омпьютер, принтер, модем,

копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная

почта, СМИ, Интернет), формируются уме ния самостоятельно иска ть,

анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,

преобразовывать, сохр анять и передавать ее. Данные комп етенции

обеспечивают навыки деятельно сти ученика по отношению к информации,

содержащейся в у чебных предметах и образовательных областях, а также

Коммуникативные ком петенции. Включают знание необходимых

языков, способов взаимодействия с о кружающи ми и удаленными людьми

и событи ями, навыки работы в группе, владение различными

социальными ролями в ко ллективе. Ученик должен уметь представить

себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию

и др. Для освоения данных компетенц ий в учебном процессе фиксируется

необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации

и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках

каждого изучаемог о предмета или образовательной области.

Социально - трудовые компетенции означают владение знаниями и

опытом в сфере гражданско - общественной деятельности (выполнение

роли гражданина, на блюдателя, избирателя, пр едставителя), в социально -

трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),

в сфер е семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и

права, в о бласти пр офессионального самоопределения. Сюда входят,

например, у мения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в

соответствии с личной и об щественной выго дой, владеть этикой трудовых

и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально

необходимыми для жиз ни в современном обществе навыками социальной

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на

освоение способов физического, духо вного и интеллектуального

саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным

объектом в сфере данных компетенций выступает сам у ченик. Он

овладевает способами деятельност и в собственных инт ересах и

возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании,

развитии необхо димых современн ому человек у личностных качеств,

формировании психологической грамотн ости, ку льтуры мышления и

поведения. К данным компетенциям относятся правила лично й гиг иены,

забота о с обственном здоровье, половая грамотность, внутрення я

экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с

1. Методы формирования ключевых ко мпетенций на уроках

Методы форми рования и нформационной к омпетенции могут быть

сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с

• задания на поиск информации в справочной литературе, сети

Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными

• задачи с избытк ом информа ции (т ребуется отделить зн ачимую

• задачи с недостатком информации (требуется опред елить, каких

именно данных недостает и откуда их можн о получить).

• задания на упорядочение информации (выстраивание логических,

причинно - следственных связей, хронологическое упорядочение,

• составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм

• задания, связанные с инте рпретацией, анализ ом и обобщением

информации, полученной из п ервоисточников или из учебных материал ов;

• за дания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии,

• подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному

• по дготовка стендов, стен газет, объявлений, пригласительных

• составление и защита р ефератов, включая составление плана,

последующей интерпрета цией и публичным п редставлением рез ультатов;

• телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в

тематических Интернет - форумах и обмен информацией по электронной

• у чебно - исследов ательская работа, предполагающая различные

методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент

и др., использование математических методов для обработки полученных

данных, а также грамотное представление по лученны х рез у льтатов в

форме структурированного на учного текста, офо рмление выводов и т. д.;

образование, что определяется сложной структурой коммуникации.

Последняя включает ряд этапов. Первый этап — самоопределен ие в

коммуникативной ситуации, когда опре деляются необходим ость и цель

участия в коммуникации. Второй этап — ан ализ намерений партнеров и

способов ком муникации с учетом своих ц елей и возможностей. Третий

этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и

коммуникация. Пятый этап — самооценка ценности, степени значимости,

результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам

или умениям коммуникации нельзя обучить ся изолированно друг от друга,

компетенцию. Поэтому все методы формиров ания и развития

коммуникативной компетенц ии являются комплексными.

• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде,

роли Говорящего и Слушающего, За дающего вопросы и Отвечающего;

• учебны е исследования и учебные п роекты, требующи е

проведения опросо в, бесед, интервью у разных к атегорий л юдей;

• упражнения психологического тренинга общения, в том числе в

• выступление на защитах учебных исследовательских работ,

• выступление в качестве ведущи х на мероприятиях, веч еров и т.д.;

Методы, ориентированные на п исьменную коммуникацию:

• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде,

• учебны е исследования и учебные п роекты, требующи е

проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной

• телекоммуника ционные проекты, предполагающие составление

текстов для размещения на Интернет - форумах или отправки по

электронной почте, а также получение и чтение соответствующих

• подготовка заметок и стате й в СМИ с учетом целевой аудито рии;

Методы формирования соц иально - трудово й компетенции.

Наиболее эффективными для формирования компетенци и по работе

в сотрудничестве являются групповые форм ы работы. Но это не значит,

что фронтальные и индивидуальные формы не подходят для этой цели.

Главное в данном случае — общая установка педагога на обучение

каждого учащегося у мениям р аботать над выполнением учебных заданий

не только самостоя тельно, но и в сотрудничестве с това рищами.

Методы и приемы в рамках фр онтально - индивидуальной раб оты:

условии его сист ематического использов ания). В условиях

некомпетентностного обучения урок, как пра вило, начинается с о проса,

3- 5 минут удается получить ответ на 5 - 10 вопросов, носящи х

репродуктивный характер. Вместо этого рекомендуется, сохранив

примерно те же в ременные рамки опроса, сократить ч исло задаваемы х

вопросов до 2 - 4, введя в них элементы проблемности. Задав вопрос,

учитель отводит 1 - 2 минуты на обсуждение ответа в парах (а если в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Концептуальной задачей при организации своих уроков и внеурочной деятельности я считаю формирование коммуникативных и социальных умений у своих воспитанников. Необходимо воспитать человека, который может работать в коллективе, умеет принимать отдельные самостоятельные решения, проявлять инициативу, готового к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умеющего из них выходить.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что знаний становится все больше, а возможности обучающихся, в связи с особенностями их восприятия, ограничены.

То, как учится школьник, ничуть не менее важно для конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. Усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать некоторые знания, грамотно работать с простейшей информацией, умение видеть отдельные возникающие проблемы и находить правильное их решение, умение вести элементарную дискуссию, спокойно и доказательно отстаивать свою позицию – все это можно будет отнести к компетенции школьников.

Компетентность – совокупность личностных качеств обучающихся (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.

При определении состава ключевых компетенций была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского. Им выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствовании.

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых воспитанник специальной (коррекционной) школы должен быть осведомлен, обладать определенными знаниями и некоторым опытом деятельности. Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать элементарные способы физического, духовного саморазвития.

На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Воспитанник овладевает способами деятельности в собственных интересах и на уровне собственных возможностей, что выражается в непрерывном развитии отдельных личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота ученика с проблемами в развитии о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами его безопасной жизнедеятельности.

На своих уроках формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляю через экологическое образование.

Под экологическим образованием учащихся школ VIII вида следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и коррекционного развития школьника, направленного на формирование его экологической культуры, которая будет проявляться в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм поведения, в системе ценностных ориентаций. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Овладение умственно отсталыми учениками системными экологическими знаниями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция экологических знаний в содержание различных школьных дисциплин.

Таким образом, основным содержанием экологического воспитания учащихся является:

понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

понимание современных проблем экологии, принятие личного участия в решении экологических проблем.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе- это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.

Одним из условий успешного овладения учащимися основными компонентами содержания экологического образования является обеспечение системности и преемственности в обучении школьников на протяжении всех лет изучения ими предметов биологического цикла.

Учитель должен организовывать деятельность учащегося так, чтобы обеспечить выработку определённых компетенций = способностей в зависимости от целей, желаний и интересов самого ученика.

Социально-трудовая компетенция - формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.

Информационно-коммуникативная компетенция - формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности

На уроках на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Это могут быть индивидуальные задания (Сделай карточку соседу, составь тест) или на этапе объяснения (объясни, почему так, а не иначе) и др. Может быть, будет использоваться только одна группа ключевых компетенций на этом уроке, зато потом будет и другая, и третья. Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир.

Таким образом, формирование ключевых компетенций на уроках биологии происходит на всех этапах образовательного процесса.

Список литературы

1. Литвинова Л.С. Нравственно – экологическое воспитание школьников.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование // - М., 2003 №2 .С. 55-61.

Электронная библиотека изданий программы "МГУ-школе"

Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.

В рамках ценностно-смысловой компетенции у учащихся формируется способность:

— видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений;

— прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.

Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем постоянного обращения к реалиям жизни, к окружающей действительности. На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Образовательная компетенция. На уроках биологии школьники учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивая любую точку зрения. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата. Готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа формируются на протяжении всего времени изучения биологии.

Учебная компетенция. В процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. На практических и лабораторных работах, при проведении индивидуальных исследований у учащихся формируется навык в определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.

Познавательная компетенция. На уроках биологии учащиеся овладевают такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.

Информационно-коммуникативная компетенция предполагает формирование:

— навыков работы в группе;

— овладение различными социальными ролями в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельность;

— умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии;

— умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу.

— осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир;

— овладение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества;

— осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах;

— формирование у учащихся научной картины мира, расширяющейся до культурного и всечеловеческого понимания.

— формирование у школьников социальной активности и функциональной грамотности;

— овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения;

— формирование умений анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

В педагогической литературе при рассмотрении проблемы качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к компетентностному подходу

Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д. Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения следующих требований:

соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;

создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;

диагностика успешности учащихся;

создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;

оперативность и объективность контроля знаний;

создание ситуации успеха;

обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;

взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, мне как учителю, необходим инструмент. Такими инструментами для меня являются метод проектов, приёмы критического мышления, новые подходы в обучении, использование ИКТ.

Начиная с 6 класса, я использую метод проектов. Проект по продолжительности может занимать один урок, неделю, в рамках раздела и годичные проекты. Этот метод позволяет развивать умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Хочу отметить, что результат оформления ребята выбирают сами.

Такие виды работы имеют большое воспитательное значение и прививают экологическое мышление.

2) Большую роль в формировании моего профессионального мышления имеют трёхуровневые курсы по Кембриджской программе. Акцент я сделала на новые подходы, а именно диалоговое обучение. Обучая учащихся вести диалог, я учу их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, в процессе которой ученики изучают различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности. В моём понимании, совместная беседа в обучении играет важную роль, потому что ученики выражают своё мнение, аргументированно, видят и понимают, что у одноклассников может быть другое мнение по данной теме, прислушиваются к мнению одноклассников. Особенностью такого обучения является то, что говорю не я, а сами ученики. При обычном стиле разговора в классе, учащиеся имеют мало возможности высказаться, так как я контролирую беседу на уроке, ученики лишь повторяют, за мной и ждут моей оценки, правильно ли они ответили. В этом случае не повышается уровень мышления у учеников и не развиваются речевые навыки. При использовании диалогового обучения на уроках я не контролирую разговор, а управляю темой беседы, наблюдаю за тем, как говорят ученики. При планировании уроков я учитываю особенности диалогического обучения:

- организация диалога через постановку вопросов в групповой и парной работе

- создание атмосферы взаимодействия через вовлечение в диалог.

Пример: 1) видеоролик, 2)на примере серии уроков по разделу Происхождение человека я хочу вам показать, как я применяю диалоговое обучение.

3) В основном все свои уроки я провожу в кабинете электронного обучения, так как этот кабинет снабжён компьютерами, нотбуками, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, я перед собой ставила цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках .

Используя презентации, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.

На моих уроках дети выступают с собственными презентациями. ( коллекция презентаций). Я считаю эту работу очень полезной, так как для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое, критическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. На сегодняшний день в сборниках единого национального тестирования, внешней оценки деятельности учащихся включены задания ориентированные на выявления уровня сформированности ключевых компетенций. Компетентностный подход позволяет мне качественно готовить детей к сдаче ЕНТ.

Анализируя свои уроки, для себя я сделала выводы:

- Использование информационно – коммуникационных технологий способствует развитию саморегуляции, информационной компетентности.

- Учитывая зону ближайшего развития учеников, подбирать задания дифференцированные.

- Лидеры в классе помогают слабым ученикам, поэтому взаимообучение в группе повышает эффективность обучения.

- Индивидуальные задания повышенной сложности способствуют повышению интеллектуальных способностей одарённых детей.

- Работа в группе, наблюдение, диалог, проблемные ситуации, нестандартные задания, вопросы высокого порядка способствуют развитию критического мышления.

- Формативное оценивание способствует определению этапа, на котором находятся ученики в процессе обучения и установить, как лучше достигнуть нужного результата.

При составлении поурочного планирования выдвигаю цели позволяющие развивать компетентности. Так, например:

Информационные (отбор учебного материла из различных источников информации, умение вести дискуссии и диалог, умение активно вести рассуждения в вопросно-ответных ситуациях и др.)

Ценностно-смысловые (умение ставить цели своей познавательной деятельности, умение рефлексировать содержание и результаты своей деятельности и др.);

Учебно-познавательные (умение систематизировать информацию, умение выполнять практические задания, умение работать с тестами, умение находить ошибки, умение задавать вопросы и др.)

В конце своего выступления, я хочу вам предложить нестандартный путеводитель вашей профессиональной деятельности в виде памятки.

Читайте также: