Виды фольклора в доу по фгос

Обновлено: 07.07.2024

Конференция: Современный детский сад

Автор: Белоусова Надежда Валитовна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Бирск

Фольклор является величайшим достижением национальной куль­туры каждого народа. Он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержательная часть, ценности фольклора могут рассматри­ваться как уникальные народные средства воспитания.

Фольклор как источник и средство народной педагогики прошел многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем учтены главные педагогические принципы: доступность, учет возрастных особенностей, движении в познании мира от легкого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия, поэтому его педагогический потенциал неисчерпаем. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыс­лей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор дает возможность познакомить детей с богатым твор­ческим наследием народов, каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица - изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания. Народные образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.

В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возник­ли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, на­ходящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении мно­гих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произве­дений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора - создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тек­сту, притом нередко записанному много лет спустя.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная регио­нальная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неиз­менным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. По­этому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой при­чине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура трансформировалась в тради­ции как условия сохранения и развития и как механизм ее передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания детей. Они, в свою очередь, рождают мифологию, которая легла в основу языческих верований, преданий, легенд, обрядов, обычаев.

Одним из наиболее важных жанров, вызванных к жизни педагогическими надобностями народа, являются игры. В них эстетические, развивающие, обучающие функции стали универсальными средствами педагогического воздействия на детей в умственной работе, они совершенствуют речь, заставляют двигаться.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели, стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Еще один фольклорный жанр, который играет огромную роль в воспитании ребенка - это прозаический (сказки, легенды, мифы, предания, саги, байты, баллады былины и т.д.). Самым популярным и любимым в детской среде являются сказки. В них есть все необходимые, с педагогической точки зрения, компоненты: учет возрастных особенностей, ос-новных законов детской логики и восприятия, захватывающий сюжет. Сказки одни из первых в фольклоре стали объектом изучения таких видных деятелей культуры, ученых, педагогов, как В.П.Аникин, А.Н.Афанасьев, К.Насыри, В.Я.Пронин, Н.Исанбет.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки разных народов очень схожи между собой, и всё же у каждого - они осо­бенные. Например, у малых народов Севера сказка срослась с другими элементами на­родной культуры, образуя красивый сказочный обряд. Сказки, игры, праздники со­ставляют единое целое. Так, древние песенные произведения у хантов исполнялись в ритуальной обстановке, как бы в присутствии сверхъестественного существа. Испол­няя песню от первого лица, т.е. духа, сказитель уносил слушателей в волшебный мир, где причудливым образом переплетались быль и вымысел. Таким образом, ритуальная песня-сказание перерастала в народный праздник с нравоучениями, заговорами, закли­наниями.

Слушание и чтение народных сказок доставляет нам много счастливых минут, мы не устаём удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал.

Героический эпос по своим форме и замыслу у всех народов очень близок к сказкам, но в отличие от последних в нем действуют реаль­ные люди. Например, князь Владимир - Красно Солнышко.

Тебе полно-тко слезить отцов, матерей,

Тебе полно-тко вдовить жён молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. Еще одно важное достоинство народной песни -ее всеобщность.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевают­ся трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человече­ские добродетели, высмеиваются пороки. Поскольку песни легко адап­тируются к любому возрасту, в том числе детскому, к условиям жизни семьи, общины, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитываю­щим коллективизм, душевную чуткость.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум.

Много песен создано и создается народом: пестушки и потешки для младшего возраста; колыбельные песни; заклички - детские песен­ные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным; прибаутки и небы­лицы. И у каждого народа даже в самой простенькой, например, колы­бельной песенке раскрываются его характер, быт и обычаи.

Молодежь пела хороводные, гадальные песни, частушки. Особое место в фольклоре занимали и занимают обрядовые песни, например свадебные, величания и причитания.

Большую группу народных песен составляют лирические, шуточ­ные, трудовые и плясовые.

В пословицах и поговорках отражаются быт, обычаи народа и да­же климатические условия, в которых он живет.

Пословицы и поговорки очень часто перекликаются со сказками, в которых их произносят сами герои.

Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детст­ва. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родите­лям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность изложения позво­ляют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководство­вались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспи­тательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы ис­пользовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен дос­таточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произ­ведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, A.M. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей и культурно-гигиенических навыков. Так, К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина также считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, под­ражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, по­словицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык малых фольклор­ных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живо­писности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобрази­тельно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений

Разумеется, в воспитательной работе необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна со­временному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность Загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помо­гают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтиче­ский взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олице­творение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, мор­ковь - девицей с косой.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к кото­рому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И переда­ем народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его уклады­вают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тону­сом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, куль­турно-гигиенические навыки (потешки, направленные на формирова­ние культурно-гигиенических навыков даны в приложении).

Рассказыванию народных сказок отводится 2 -3 занятия в квартал, чтению -1-2 занятия в месяц. Занятия по ознакомлению детей с худо­жественной литературой требуют от педагога тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство педагога со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Условно можно выделить два направления анализа:

1. Содержательно-методический. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, чтобы он от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками;

2. Языковой. Этот вид анализа «предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых детьми обогатит их речь образцами языка художественной литературы, будет способствовать то­му, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.

Работа воспитателя с детьми, обеспечивающая полноценное вос­приятие и запоминание ребенком литературного произведения, пред­полагает несколько этапов: подготовка к занятию, начало занятия, основная часть - чтение произведения (рассказывание сказки), заключительная занятия. Зачины, повторы, песенки - непременные эле­менты большинства народных сказок - тоже целесообразно запомнить с детьми заранее. Тогда и сказка воспринимается ими более живо, как нечто уже знакомое.

Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют большое значение, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонаци­онно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использо­вать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характе­ристику.

Оксана Ануфриева
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС.

В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Мне бы хотелось сосредоточить внимание на области речевого развития. Очень серьезно встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Поэтому появляются следующие проблемы:

1. Речь ребёнка состоит из простых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо) .

2. Недостаточный словарный запас.

4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.

5. Неспособен построить монолог, не может пересказать короткий текст своими словами.

6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. У ребё нка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Жизнь детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. В совместной работе воспитателя и родителей через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенку смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3 этап - повторение потешек, сказок: повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей : рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок; рассматривание иллюстраций; чтение без показа иллюстраций; прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему) ; проговаривание отдельным ребенком отрывков (с использованием масок, игрушек) ; проигрывание диалогов героев.

Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

Я работаю с детьми младшего возраста. Совместную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю как яркое общение с малышами, основанную на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., пытаюсь заразить малыша своим настроением.

Использую малые формы фольклора не только в совместной образовательной деятельности по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я использую потешки.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В сопровождении потешек я пробую привлекать детей к играм.

В театрализованной деятельности дети стараются передать характер героев (походку, жесты, интонации).

Использование малых форм фольклора на прогулке учит детей в обычных предметах видеть необычное. Потешки, заклички, загадки легко запоминаются детьми и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Какие конкретно движения дети выполняют.

Прежде всего это мелкая моторика:

- движения самомассажа (потирание, поглаживание пальцев и ладоней, образные движения – моем руки, кормим птиц и т. д, поочерёдное смыкание пальцев, щёлчки, постукивания);

- разведение и сведение пальцев;

- сжимание пальцев в кулак и разжимание;

- вращение кистей, кулачков, фонарики.

Движение всей рукой:

- мы рисуем солнце;

- изображаем хлопками гром;

- вдвоём пилим дрова;

- показываем тучи и т. д.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками – это забота о развитии правой и левой руки.

На материале детского фольклора учим детей разнообразным выразительным движениям. Например, ребёнок показывает, как неуклюже ходит медведь, как крадётся лиса, бодается козлик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребёнок учиться сопровождать свой показ выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой, жестами. Учиться быть эмоциональным в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребёнка.

Какого же методика работы по данной теме:

*Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнять.

*Ребёнок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему.

*Чтобы шло равное развитие правой и левой руки, на одном занятии даются движения одной рукой, потом другой.

*Если позволяет текст, можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент: Ба – ра – шень – ки, кру – то –ро –жень – ки и т. д. Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент развивающий у малышей чувство ритма.

*Рекомендуется давать на одну тему разные тексты (например обращение к солнцу, к дождю).

*Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например : перед игрой в зиму загадываем не только загадки про неё, но ещё и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.

*Игры проводятся в зависимости от условий, характер игр меняется от задач которые ставит перед детьми воспитатель.

*Распределение ролей в играх должно быть справедливым. Тут пригодятся считалки.

Игры на материале фольклора дают детям большой опытв навыках выразительности речи, в театрализованной деятельности.

Фольклор можно использовать в индивидуальных и групповых занятияхв часы досуга, на праздниках. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем приобщаться к народной культуре, набираться ума разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, уметь радоваться.

Результаты показали, что уровень развития речи у детей повышается. Речь детей становится более яркой, выразительной, эмоциональной. Выявлена положительная динамика уровня развития речи.

Таким образом, используя в своей работе разнообразные виды деятельности, формы организации детей, методы и приёмы, направленные на формирование интереса к малым жанрам фольклора мне удалось не только повысить интерес к предмету, но и получить высокий результат. Дошкольники стали внимательно слушать произведения, эмоционально откликаться на них, обогатился словарный запас детей, адаптация малышей к детскому саду стала успешной.

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Современные формы сотрудничества с семьей по физическому развитию в условиях ФГОС дошкольного образования Слайд 1 Физическое развитие детей, охрана и укрепление их здоровья – одна из главных задач нашего ДОУ и моя, инструктора по физкультуре,.

Дыхательная гимнастика для речевого развития детей раннего дошкольного возраста. Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Закаливание как одно из основных направлений физического развития детей дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ ВВЕДЕНИЕ Глава 1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 1.1 Пестование. 1.2 Стретчинг 1.3 Технологии обучения здоровому образу.


Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

- для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

 Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

 Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

 Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

C:\Users\user\Desktop\5.jpg

Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

C:\Users\user\Desktop\2.jpg
C:\Users\user\Desktop\007.jpg

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, малая форма фольклора, ранний возраст, окружающий мир, детский фольклор, народная педагогика, особое внимание, педагогический процесс, разговорная речь, родной язык.

Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Дисциплина “Фольклор в ДОУ” призвана ознакомить будущих воспитателей с русским детским фольклором, его своеобразием и спецификой, с особенностями и методикой использования фольклора в образовательном процессе ДОУ. Программа позволит вооружить студентов теоретическими и практическими знаниями, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности.

Непременным условием изучения данного курса является его связь с курсами дошкольной педагогики, психологии, детской литературы, методики музыкального развития.

Создавая программу, мы решили отдать приоритет знаниям, формирующим человека не равнодушного к своему отечеству, к своей культуре. Мы считаем, что основательное знакомство детей с родным языком, с фольклором должно происходить в детском саду под чутким руководством педагогов.

Фольклорные произведения всегда входили в книги для чтения в детском саду и в программы по музыкальному воспитанию. Мы решили ввести студентов в фольклор с помощью урока - основной формы обучения.

Фольклор на нашем уроке не приложение к основной теме, а наоборот, весь урок отдан различным жанрам фольклора, разнообразным явлениям духовной культуры русского народа. Цель урока - научить будущих педагогов понимать и чувствовать произведения фольклора в его специфике. Одна из главных задач каждого урока - активизация речевой культуры и умение употреблять поэтическое народное слово в повседневной жизни в работе с детьми.

Наша программа- это интегрированный курс музыки, литературы, истории, созданного на основе фольклора.

В результате изучения курса студенты должны уметь организовать работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни, составлять конспекты занятий, самостоятельно работать с литературой.

При организации учебных занятий предусматриваются различные формы работы: лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Задача первой темы - познакомить студентов со своеобразием народного поэтического искусства, с определением фольклора и его значением, родах и видах поэтического искусства, историей развития.

При рассматривании второй темы, студенты узнают о своеобразии и специфике детского фольклора, его классификации, жанрах.

В третьей теме студенты знакомятся с календарно- обрядовой поэзией.

Четвёртая тема посвящена методике использования фольклора в образовательном процессе ДОУ.

Предлагаемое распределение материала по практическим занятиям примерное. Наша программа рассчитана на 32 часа обучения. Отобранный материал представляет собой блок уроков, подчинённых единой теме, с соблюдением межпредметных связей.

Читайте также: