Шестилетки диагностика готовности к школе поливанова читать

Обновлено: 04.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Те, кто искали эту книгу – читают

  • Объем: 270 стр. 46 иллюстраций
  • Жанр:д етская психологияРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

В книге описываются пять основных типов готовности шестилетних детей к школе и приводятся подробные психологические портреты каждого типа. Книга содержит описание диагностических методик, позволяющих определить тип готовности ребенка к школе, увидеть его возможные проблемы и наметить пути их преодоления.

Цель книги – помочь школьным психологам, педагогам и родителям понять особенности индивидуального развития шестилетних школьников, организовать свою работу с детьми и помочь им адаптироваться в новой для них ситуации обучения в школе.

Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М. : Генезис, 2003. - 271 с.

ШЕСТИЛЕТКИ

Любой школьный психолог знает — в начале учебного года предстоит работа

по психологическому сопровождению первоклассников, которая предполагает

наблюдение за их адаптацией к школе, совместный с учителем анализ

индивидуальных особенностей детей, выработку стратегии учета этих

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ:

В книге выделяются пять основных типов готовности детей к школе и

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

приводятся подробные психологические портреты каждого типа шестилеток. Книга

содержит также описание диагностических методик, позволяющих определить тип

готовности ребенка к школе, увидеть его возможные проблемы и наметить пути их

Цель книги — помочь школьному психологу донести до педагога

информацию об особенностях его учеников, спланировать вместе с ним работу в

классе, грамотно и эффективно проконсультировать родителей первоклассников.

программа его обучения определена заранее. Говоря о программе, мы

Введение

имеем в виду всю палитру педагогических воздействий, а не только

перечень учебных тем. Таким образом, поступление в школу для

Шестилетки — самые маленькие школьники. Первого сентября

ребенка является той точкой, с которой начинается смена

в их жизни совершается огромное событие: из уютной домашней

индивидуальной схемы обучения на стандартную, внешнюю, иными

жизни они попадают в мир взрослых.

словами — навязанную. Ясно, что такой переход не может произойти

вдруг, сразу. Но это и не означает, что он должен быть растянут, этому? Кто может заранее ответить на этот вопрос?. . Многое зависит

искусственно замедлен. Ведь принятие внешней, предлагаемой

от того, как прошло их дошкольное детство, сколько любви и заботы

взрослыми программы есть необходимое условие развития.

Нельзя учить ребенка, ориентируясь лишь на то, что он уже

А как сложится их школьная жизнь, будет ли она успешна? Тоже

умеет делать сам. Ведь тогда он не будет двигаться вперед. Нельзя

непростой вопрос. Приходится только надеяться на то, что ребенок

пытаться преподнести ему материал, с которым он не справится даже

встретит умного учителя, понимающего его трудности и готового

В сегодняшней школе много нового: появилась субъектная педагогика, педагогика сотрудничества, отечественное образование модернизируется, чтобы соответствовать новым задачам. Но от изменения представлений об образовании до их воплощения в школьной практике путь неблизкий. Ведь что бы мы ни говорили, какие бы лозунги ни поднимали, в самой сердцевине образования лежит практическое учительское действие. И пока учитель не научится действовать иначе, чем привык, все наши разговоры так разговорами и останутся.

Однако когда шестилетний ребенок приходит в школу, программа его обучения определена заранее. Говоря о программе, мы имеем в виду всю палитру педагогических воздействий, а не только перечень учебных тем. Таким образом, поступление в школу для ребенка является той точкой, с которой начинается смена индивидуальной схемы обучения на стандартную, внешнюю, иными словами – навязанную. Ясно, что такой переход не может произойти вдруг, сразу. Но это и не означает, что он должен быть растянут, искусственно замедлен. Ведь принятие внешней, предлагаемой взрослыми программы есть необходимое условие развития.

Нельзя учить ребенка, ориентируясь лишь на то, что он уже умеет делать сам. Ведь тогда он не будет двигаться вперед. Нельзя пытаться преподнести ему материал, с которым он не справится даже с помощью учителя. Значит, необходимо найти золотую середину: предложить ему то, что он еще не сможет сделать самостоятельно, но уже освоит при поддержке взрослого. Тогда обучение повлечет за собой развитие и учитель сможет порадоваться успехам своих питомцев.

Эта мысль (а принадлежит она Л.С. Выготскому) справедлива для обучения детей любого возраста. Но применительно к шестилеткам она приобретает особый смысл: шестилетки – дети особенные. В этом возрасте они меняются так быстро, что один уже вполне готов работать как настоящий ученик, другой еще предпочитает поиграть вместо занятий, а третий, как говорится, от одних отстал, к другим не пристал. Нужно научиться понимать, какой ребенок перед нами, и тогда мы сможем каждому подобрать его собственную программу, а значит, и научить каждого.

Каким же образом взрослый может увидеть особенности ребенка, определить тип его дальнейшего обучения? Оказывается, ключевым моментом здесь может стать основной способ сотрудничества ребенка и взрослого. На переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту существует несколько таких способов, о них и пойдет речь в этой книге. Мы попытаемся дать читателю ключ к пониманию типичных моментов поведения шестилетних детей, опираясь на то, как они сотрудничают с взрослым. Результаты нашей работы с учителями дают основания утверждать, что такая типология детского развития оказывается полезной и дает хорошие результаты.

Однако встает вопрос: почему это касается именно шестилеток? Дело в том, что ребенок семи лет в силу закономерностей развития гораздо более готов к работе по программе взрослого.

К семи годам, как правило, у ребенка формируется произвольность. Это означает, что он научается действовать в соответствии с внешними целями, а не только по непосредственному побуждению. На седьмом году жизни происходит завершение формирования интеллектуальных и поведенческих структур, которые обеспечивают ему возможность принятия внешней программы.

Поэтому-то при обучении семилетних детей проблема индивидуализации обучения стоит менее остро. (Хотя, конечно, и в классе семилеток этот вопрос нельзя сбрасывать со счетов.)

Ситуация – это вся сумма условий, влияющих на решение задачи. Главное среди этих условий для первоклассника – отношения со взрослым.

В наших же условиях шестилеткам предлагают программу систематического обучения. Огромное место в ней занимают упражнения, тренинг. Не имея еще необходимых для этого качеств, ребенок быстро теряет интерес к учебе, у него не формируется полноценная мотивация учения, да и сама учебная деятельность.

Профилактика и коррекция сопутствующих обучению нежелательных явлений возможны только в одном случае: если учитель понимает, какой перед ним ребенок и какой тип обучения будет для него развивающим, какой – консервативным, а какой и просто вредным.

Таким образом, только учитель оказывается в состоянии так организовать работу с детьми, чтобы она лежала в зоне его ближайшего развития, чтобы она стала общей программой, принятой ребенком.

Именно учитель является главной фигурой в обучении шестилеток. Для ребенка, поступившего в школу, все происходящее связано с его первым учителем. Эта трогательная особенность первоклассников, как правило, всегда вызывает слезы умиления, но она же и заставляет задуматься. Ведь доверчивость, некритичность, почти обожание предполагают в ответ такую же искренность и, конечно, профессиональность.

Поливанова К.Н.: Шестилетки: диагностика готовности к школе

В книге описываются пять основных типов готовности шестилетних детей к школе и приводятся подробные психологические портреты каждого типа. Книга содержит описание диагностических методик, позволяющих определить тип готовности ребенка к школе, увидеть его возможные проблемы и наметить пути их преодоления. Цель книги — помочь школьным психологам, педагогам и родителям понять особенности индивидуального развития шестилетних школьников, организовать свою работу с детьми и помочь им адаптироваться в новой для них ситуации обучения в школе.

Читайте также: