Трудности общения в доу

Обновлено: 05.07.2024

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

Дадим краткую характеристику этих трудностей.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого - они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.

Общение влияет на все достижения детей дошкольного возраста : развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.

В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками

Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.

В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.

К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. П. Усова, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Я. Михайленко, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И. И. Томпсон, Д. Е. Мэй и др.

В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.

Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми :

• Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.

• Агрессивность. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.

• Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве.

• Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.

В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания:

• Старайтесь не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям.

• Не вмешивайтесь в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника.

• Поощряйте любую инициативу ребенка в общении.

• Не одергивайте своего ребенка при других детях.

• Учите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике.

• Наблюдайте вместе с ребенком за другими детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения.

• Не ограничивайтесь в общении с ребенком простыми предложениями. Ведите долгий, развернутый диалог.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме "Трудности в общении детей дошкольного возраста", по МДК 02.06; МДК 02.01., для студентов педагогических колледжей, специальностей дошкольное образование, специальное дошкольное образование.

Трудности в общении у дошкольников Понятие, виды, формы коррекции

Трудности в общении у дошкольников

Понятие, виды, формы коррекции

Понятие Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений.

  • Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений.

Гиперопека со стороны родителей, конфликтные ситуации внутри семьи, отсутствие социального опыта

Негативный опыт установления взаимодействия ( - последствие – страх)

Замкнутый (пассивный) ребёнок

Конфликтные ситуации внутри семьи, незаинтересованность родителей в ребенке

Стрессовое состояние на д.м.в, негативный опыт установления взаимодействия, отсутствие социального опыта

Коррекция трудностей: Формирование положительного отношения к окружающим и к самому процессу общения Демонстрация собственным примером Закрепление позитивного рефлекса, подавление негативного рефлекса Организация совместных видов деятельности (преимущественно без соревновательного процесса) Расширение круга общения Развитие социальных навыков

  • Формирование положительного отношения к окружающим и к самому процессу общения
  • Демонстрация собственным примером
  • Закрепление позитивного рефлекса, подавление негативного рефлекса
  • Организация совместных видов деятельности (преимущественно без соревновательного процесса)
  • Расширение круга общения
  • Развитие социальных навыков

Импульсивный (капризный) ребёнок

Пример со стороны родителей, нехватка внимания взрослых, их постоянная реакция на прямые манипуляции

Позитивное подкрепление прямых манипуляций, отсутствие социального опыта

Коррекция трудностей: Формирование умения грамотно выражать свои эмоции Воспитание осознанности (активное слушание, коммуникативные упражнения) Отсутствие осуждения поведения ребенка Реализация лидерских потребностей ребенка, потребностей в защите и внимании Отрицательное подкрепление попыток применения прямой манипуляции Развитие социальных навыков

  • Формирование умения грамотно выражать свои эмоции
  • Воспитание осознанности (активное слушание, коммуникативные упражнения)
  • Отсутствие осуждения поведения ребенка
  • Реализация лидерских потребностей ребенка, потребностей в защите и внимании
  • Отрицательное подкрепление попыток применения прямой манипуляции
  • Развитие социальных навыков

Особенности темперамента, нарушение соматического состояния

Тревожные родители, авторитарный родитель

Стрессовое состояние, ситуации, спровоцировавшие фобии

Коррекция трудностей: Отсутствие запугивания, преувеличения опасности и гиперболизации проблем Использование техник релаксации Формирование уверенности в собственных силах Формирование ощущения защищенности, стабильности Соблюдение режима дня (. )

Конфликтные ситуации в семье, наличие агрессивного родителя, насилие в семье

Отсутствие социального опыта, отсутствие первичных признаков осознанности эмоций, стрессовое состояние ( агрессия – как защитная реакция)

- Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

- Задать вопрос: « Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил (а) на тебя

- обучать общению со сверстниками.

2. Показать, что имеет власть над другими.

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

- Общение на равных (ответственность за свои слова и поступки).

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это.

Не показывайте свой гнев и обиду. Если что-то испорчено через некоторое время (когда ребенок успокоится) привлечь его к уборке и т. п.

4. Продемон-

свою не способность и неадекватность.

Постоянно требует помощи, не способность научиться самостоятельным навыкам

Сразу оказывает помощь. Соглашается с тем, что ребенок ни на что не способен.

Дать возможность ребенку попробовать свои силы, Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.

5. Избежать контактов со сверстниками и взрослыми.

Молчалив, нерешителен, не может постоять за себя, свои интересы. Не высказывает свою точку зрения.

Акцентирует внимание, стыдит, обсуждает поведение при других взрослых; не обращает внимания на то, что ребенок играет в одиночестве.

Застенчивость, нерешитель-ность усугубляется.

- Привлечение к групповой деятельности. Тренировать навык общения.

- В игре давать роль не свойственную ребенку (смелую, активную)

- Замечать успехи демонстративно.

- Давать посильные поручения

- Отвлекать внимание от раздражающих мыслей и переживаний

- Не подавлять инициативу, вселять уверенность в успех.

- Повышать самооценку, создавая ситуацию успеха.

- Не сравнивать с другими детьми.

6.Привлечение внимания.

Страх, боязливость.

- запугивание сказочными героями, животными, темнотой, одиночеством;

- физическое наказание, как воспитательное мероприятие;

- излишняя опека (не трогай, а то…, не бегай, а то…).

Тревожность, ситуация усугубляется в случае негативного опыта ребенка (боль от лечебных процедур и т. п.). Разрушение доверия между ребенком и взрослым.

- Дать возможность реализовать фантазию, воображение через рисунок, сказку.

- Не запугивать ребенка.

- Не напоминать о страхе.

- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать. В случае, если страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, при необходимости необходимо обратиться к специалисту (психолог, психоневролог).

7.Самозащита.

Сосет палец, грызет ногти, навязчивые движения и т. п.

Переживание, беспокойство, нервность, напряжение.

- Избегать ситуаций повышающих тревогу (ожидание и т.д.);

- Не предвосхищать результат деятельности ребенка. Задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка;

- Не ругать, не сердиться, не наказывать физически;

- Наладить его детские контакты;

- Исключить (на время) возбуждающие мероприятия

(фильмы, страшные истории и т. п.).

8. Не осознается ребенком.

Нервный ребенок. Не умеет и не хочет владеть собой. С возрастом проблемы сна и аппетита нарастают.

Упрекает, читает нотации, стыдит, пугает.

Неуправляем, разболтан, непредсказуем. Кричит, командует, требует. Эмоционален, обидчив.

- Причины отклонения в поведении необходимо уточнить у врача (возможна невропатия). Строго выполняйте рекомендации врача.

- Не предъявляйте ребенку требования, не соответствующие его возможностям лишь только формирующейся психики.

- Не показывайте свои переживания, страхи.

9. Не осознается ребенком.

Раздражение и жалость. Нравоучения и упреки.

Неусидчивость, рассеянность, ищет оправданий и верит в них. Настроение резко изменчиво. Негативизм и агрессия (конфликтен).

- Необходима консультация психоневролога. Строго выполняйте рекомендации врача;

- Лишить ребенка возможности соблазна чем- либо опасным, интересным и т. п.

- Единая воспитательная позиция взрослых;

- Соблюдайте режим дня (ребенок четко должен знать, что за чем нужно сделать);

- Игра- главное лекарственное средство. Планируйте игру. Чаще играйте в настольные игры;

- Желательны занятия спортом;

- Не раздражайтесь при неудаче.

-Спокойно повторите ему задание.

Чувство жалости к ребенку.

- Комната ребенка должна быть в спокойных тонах.

-Ограничить просмотр телевизора.

-Избегайте шумных компаний.

10. Ложь, как защита или нападение ребенка. Ложь- лекарство против стресса.

Часто лжет, хвастается(после 4-х лет). До 6 лет ребенок еще не сознательный. Реальность фантазий велика.

Деформация самооценки (занижается или завышается), месть. Проверяет свою тактику, влияние на других.

- не сравнивайте с другими детьми, вызывая ревность и соперничество.

- Не лгите при ребенке.

-Постарайтесь найти причину лжи. Что это – ложь - нападение; защита; ревность; фантазия; вежливость; самозащита.

- Если ребенок не сознается во лжи - не заставляйте, расскажите историю о том, что случается с врунишками. Если сознался - значит честный. Учите говорить любую правду.

Читайте также: