Беседа о чуковском в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Главная Занятия по чтению

(по произведениям К.И. Чуковского)

Составила воспитатель МАДОУ детский сад №23 г. Белебей Хакимова Ильзира Рифовна Ноябрь 2020 г.

Задачи:

I. Обучающие:

Вызвать интерес к творчеству К.И. Чуковского;

Закрепить в памяти детей произведения К.И. Чуковского;

Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;

Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент. Мне приятно видеть, когда вы улыбаетесь. Давайте посмотрим и подарим друг другу улыбки. Улыбнемся и подарим улыбки нашим гостям. Как хорошо стало, даже в группе посветлело от ваших улыбок!

Рассматривание книжного уголка.

Ребята, подойдите к книжному уголку (встречаю детей в книжном уголке).

Послушайте, внимательно загадку, подумайте и ответьте правильно:

Почему книгу считают другом? (ответы детей)

Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир — рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы.

Вспомните, пожалуйста, кто пишет рассказы, стихи, сказки? (дети отвечают: писатель). Правильно, это писатель.

В нашем книжном уголке есть портрет писателя. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его Корней Иванович Чуковский (вместе с детьми рассматриваем портрет писателя).

Это он придумал множество сказок. С ранних лет стихи этого поэта приносят всем нам радость. Вы знаете и помните произведения Чуковского? (ответы детей)

Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Беседа о произведениях К.И. Чуковского.

А теперь, ребята, садитесь за столы.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте. Если правильный ответ я вам покажу картинку.

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.

2)Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.

3)В ней варят Щи, компот и кашу
На всю семью Большую нашу!

4)Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ!

Посмотрите, ребята на эти картинки (одеяло, подушка, простыня).

Из какой сказки эти предметы?

Если вы ответите правильно, на слайде появится иллюстрация этого произведения. Предлагаю детям картинки.

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый?
Кто? (дети отвечают: таракан)

Понравилась ли вам сказка? Какой герой больше понравился? Почему? Какой не понравился? Почему? Что особенно понравилось в сказке?

Какой отрывок из сказки вам прочитать? (зачитываю 2-3 отрывка из названных детьми).

Таракан – тараканище;
Усы – усищи;
Лапы – лапищи;
Глаза – глазищи.

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.

А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле
Львы в автомобиле
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.

Едут и смеются
Пряники жуют
Вдруг из подворотни
Страшный великан,

Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Сюрпризный момент.

Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок. Интересно, что же в нем? (Достаю из сундучка предметы: перчатки, шоколад, книжки)

Посмотрите — ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Кто правильно найдёт сказку станьте рядом.

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Даю им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку. (правильно нашли героев и назвали книжку).

Звучит музыка. Дети выполняют задание.

«Сегодня с вами весело играли,
Произведения Чуковского мы вспоминали,
Все интересно для детей:
И доктор Айболит, и Бармалей,

Медведь забрал у крокодила солнце,
А Муху-Цокотуху спас комар.
Ребята, вам понравилось занятие?
Что больше всего понравилось?

Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали и выполняли задания. Вы очень старательные ребята!

Посмотрите, у меня есть вот такие маленькие сердечки. Возьмите, согрейте их своим теплом. А теперь подарите их друг другу!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ

воспитатель Журавлева М. Р.

ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя

1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5. Довести до сознания детей замысел автора.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

1. Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.

3. Мешок с предметами:

- термометр (игрушечный)

Ход ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.

- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.

Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.

- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.

- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

- Догадались, о каком герое я говорю?

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица…

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)

(Дети читают стихи Чуковского).

- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Мини-музей по сказкам Корнея Ивановича Чуковского

Мини-музей по сказкам Корнея Ивановича Чуковского Визитка мини музея по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал: Поскольку в детстве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. Показать их мудрость и красоту.

1.Развиватьчить у детей внимание, память, мышление.

2. Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы.

3. Учить активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

4. Развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом.

5.Развивать умение отгадывать загадки, определять название сказки по прочитанному отрывку, по обложке, по иллюстрации.

6.Развивать разговорную речь: использовать в речи разные виды предложений. Правильно согласовывать слова в предложении.

7.Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам .

Чтение книг К.И.Чуковского

Рассматривание иллюстраций к этим книгам

Выставка книг К.И.Чуковского

Заучивание чистоговорок, физ. минутки.

Воспитател ь . Ребята, вы верите в чудеса? Дети : да!

Воспитатель . У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо!

– Вы хотите увидеть? Дети : да!

Воспитатель . Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог достает книгу).

– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Видите, это Королева книг, какая она красивая? Она, вам нравится? (Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же на первой странице? Здесь, ребятки, правила обращения с книгой.

Книги брать чистыми руками.

Книги нельзя рвать.

Книги нельзя мять.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать углы.

Воспитатель . Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.

– Но книга нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило? (Да).

– Как мы должны вести себя?

Воспитате ль . Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там?

– Кто это, ребята? (Корней Иванович Чуковский).

– В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

– Хотите, в гости? (Да).

В группе стоит макет дерева, на котором висят книги К.И.Чуковского.

Воспитатель: Как у наших у ворот чудо – дерево растет

Ни цветочки на нем, не листочки на нем

А чудесные книжки, да со сказками.

Воспитатель: Дети вы узнали эти книги. А кто написал.

А теперь давайте присядем и поговорим о детском писатели К.И.Чуковском.

Воспитатель: сейчас давайте вспомним нашу чистоговорку со словами из сказок

«Он – он – он …….у меня зазвонил телефон

Ыр – ыр – ыр…….любит воду Мойдодыр

Ил – ил – ил …….крокодил Солнце в небе проглотил

Ца – ца – ца……..муха – цокатуха именинница

Воспитатель: Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети : (Мойдодыр, Краденое солнце, Айболит, Тараканище и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы, много знаете сказок.

Воспитатель: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте!

Воспитатель: Веселится народ

Муха замуж идёт

За лихого, удалого, молодого (комара).

Воспитатель: Какая это сказка?

Дети : Муха – Цокотуха.

Воспитатель: Нет-нет! Соловей не поёт

Для свиней позовите-ка

Дети : Телефон.

Воспитатель: И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну, очень маленьких (детей)

Дети : Бармалей.

Воспитатель: Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит).

Дети : Айболит.

Воспитатель: Только из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей,

Дети : Тараканище.

Воспитатель: А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти (не могу).

Дети : Федорино горе.

Воспитатель: Солнце по небу гуляло

И за тучу убежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке (темно).

Дети : Краденое солнце.

Воспитатель: Свинки замяукали - мяу- мяу,

Кошечки (захрюкали - хрю-хрю).

Дети : Путаница

Воспитатель: Ребята, а вы любите делать зарядку? Ответы детей. Давайте мы с вами сделаем ее.

«Нас не надо вам лечить добрый доктор Айболит (шагают)

Не болят у нас животики, как у бедных бегимотиков (гладят живот)

К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем (тянут руки вверх, приседают)

Как орлы летим – парим, во все стороны глядим (машут руками, глядят по сторонам)

Где же Африка страна? Может, помощь там нужна (смотрят в бинокль)

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поиграть в игру: У меня на столе стоит сказочная коробка. Я буду загадывать загадки, а вы в коробке находить ответы.

Дети : (Воздушные шарики) .

Итог занятия: О чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось?

Автор: Скребкова Людмила Николаевна

Населенный пункт: Саратовская область, ЗАТО Светлый

Воспитание внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, необходимо начинать с самого раннего детства. Маленький ребенок, еще не умея читать, является читателем, потому что слушает чтение взрослых. Он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И самыми добрыми, яркими, переполненными невероятными чудесами являются сказки К.Чуковского. Они просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Чуковский ввел в свои сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других. И, конечно, ритмика стихов Чуковского похожа на фольклор, на русские потешки, прибаутки - кладезь в речевом воспитании ребенка.

Цель: выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обогащению знаний о литературном творчестве К. И. Чуковского;

- формировать умение определять название и содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

- формировать умение анализировать поступки героев сказок с позиции общих нравственных категорий;

- способствовать активизации словаря по теме.

Развивающие:

- создать условия для развития речетворческих способностей, диалогической и монологической речи детей;

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания героям сказок;

- способствовать развитию зрительного внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

- способствовать формированию интереса к творчеству К.И.Чуковского;

- создать условия для пробуждения в детях радости от встречи с любимыми сказочными героями.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная активность.

Формы реализации детских видов деятельности: (беседа, речевая ситуация, отгадывание загадок, составление рассказов), (игры с использованием литературных произведений), (решение проблемных ситуаций, дидактические игры), (вопросы и ответы, обсуждение, рассказывание), (игровое упражнение).

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Возрастная группа: средняя.

Длительность НОД: 20 минут.

Оборудование:

Словарная работа: герой, поступок, бегемотиха - бегемотик - бегемотики, страусиха - страусенок – старусята, акула - акуленок – акулята, тигрица - тигренок - тигрята, верблюдица - верблюжонок - верблюжата.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с утра все друг другу улыбнулись и подарили хорошее настроение. Давайте мы с вами сейчас подарим своё хорошее настроение нашим гостям. Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями. Ребята, я пригласила вас сюда не просто так, а потому что к нам пришел необычный гость и ему требуется наша помощь.

Слайд 1: На слайде появляется крокодил.

Крокодил: Здравствуйте, ребята. Со мной случилась беда. Я не помню ничего, и не знаю даже, кто я! Скажите, ребята, вы меня узнаете, кто я?

Дети: Крокодил.

Крокодил: Крокодил… , но, я не знаю, откуда я… Только помню, что я из сказки. А написал эту сказку дедушка Корней. Вы знаете кто это?

Дети: Это Корней Иванович Чуковский. Детский писатель.

Воспитатель: Он написал много сказок, которые любят дети и взрослые. Ребята, давайте поможем Крокодилу и вспомним все сказки Чуковского, которые мы знаем. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте меня.

Слайд 2: На экране 10 карточек. Воспитатель читает строки из сказки и спрашивает у детей, как называется эту сказка. При правильном ответе появляется обложка книги.

Муха по полю пошла,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица! (Доктор Айболит)

Слайд 3

Воспитатель: Подожди, Крокодил, не торопись! Ведь крокодил – герой многих сказок Чуковского. Ребята, назовите сказки, в которых есть герой крокодил.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот видишь, Крокодил, таких сказок много. А сейчас я буду называть героев сказок Чуковского, а вы должны мне ответить кто это одним словом.

Пустой слайд

Айболит – это…? (доктор)

Федора - это …? (бабушка)

Бармалей - это …? (разбойник)

Каракула - это …? (акула)

Тотоша и Кокоша - это …? (крокодилы)

Цокотуха – это …? (муха)

Мойдодыр – это…? (умывальник)

Рыжий, усатый великан – это…? (таракан).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте отдохнем?

Физ-минутка.

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Дружно к бедненьким зверятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Слайд 5. (Картинка со зверями)

Воспитатель: Наша разминка привела нас в Африку. Скажите, как называется сказка, в которой все звери заболели?

Воспитатель: Правильно. В этой сказке очень много зверей и их детенышей ждали помощи доктора Айболита. Давайте вспомним их всех и назовем. Я буду называть взрослого животного-папу, а вы маму или детеныша.

Пустой слайд

Игра с мячом:

- бегемот - …бегемотиха, бегемотик, бегемотики,

- страус – страусиха, страусенок, старусята,

- акула – акула, акуленок, акулята,

- тигр – тигрица, тигренок, тигрята,

- верблюд – верблюдица, верблюжонок, верблюжата.

Воспитатель по кругу обходит с мешочком детей, дети по-очереди достают по одному предмету и сразу отвечают что это и из какой сказки. Воспитатель цитирует строчки, в которых говорится о предмете, если дети затрудняются с ответом.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон, кто говорит…);
2. Мыло (Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…);
3. Топор (Топоры то, топоры, так и сыплются с горы…);
4. Градусник (И ставит, и ставит им градусники…);
5. Спички (А лисички взяли спички, к морю синему пошли…);
6. Утюг (Утюги то, утюги так и сыплются с горы…, Утюги за сапогами, сапоги за пирогами…);
7. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла…);
8. Шоколадка (А всем по порядку дает шоколадку…);
9. Блюдце (А за ними блюдца, блюдца, так и вьются, так и вьются …);
10. Книжки (Потом позвонили мартышки, пришлите, пожалуйста, книжки…);

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но мы немного заигрались и забыли, что Крокодил ждет нашей помощи.

Слайд 6

Крокодил: Ребята, а вы можете описать всех крокодилов из сказок, рассказать об их поступках? Вот тогда я точно вспомню, из какой сказки я.

Рассказ детей по иллюстрации из книг:

Воспитатель: Ну, вот и хорошо! Мы были рады тебе помочь.

Крокодил: Ребята, спасибо вам большое за помощь! Без вас я бы ничего не вспомнил. А сейчас я хочу вернуться в свою сказку. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли Крокодилу вспомнить из какой он сказки! А я рада, что вы так хорошо знаете сказки К.И. Чуковского. Давайте попрощаемся с гостями и отправимся в нашу группу, где вас ждет сюрприз.

Читайте также: