Входной диктант 4 класс школа россии фгос

Обновлено: 07.07.2024

Ранним утром шк ольники вх одят в березову ю рощу . Стоит тишина.

Группа мальч иков остановилась около стар ого дерева и кач нула в етки.

Посыпались майс кие жу ки. Ребята собрали их в ведро. Днем жу ка не

поймаешь. О н быстро пе релетает от вет ки к ветке. Утр ом от холода жук

цепенеет. Майс кие жуки обгрыз ают листья. О пасна личинка майс кого жука.

Она живет в земле и объедает к орни деревь ев. Защитите лес от

Слова для сп равок: не поймаешь , ц епен еет, личинка; об ратить вниман ие на

2. Вспомнить, на ка кое правило за писаны эти слова. Записать слова,

Подчеркну ть главные члены предложения; у имен су ществительных

Лес застыл в трев оге. Небо чернело. Н адвигалась грозовая ту ча. Налет ел

ветер. Лесные жители попрятал ись. Хлыну л сильный дож дь, но скоро он

кончился. Толь ко с деревьев па дали дождевые ка пли. В не бе снова засиял о

Душистой смол ою пахнет б ор. Возду х теплый, влажный. Он пахн ет сырой

землёй, берёз овыми почками. Поют зяблики, скв орцы, дрозды. В дали куку ет

1. В седьмом предложении в ыделите г рамматическу ю основу пре дложения.

2. В седьмом предложении у имен су ществительных определить падеж.

3. В двенадцат ом предложени и подчеркну ть члены предл ожения.

4. В двенадцат ом предложени и во всех с ловах указать часть реч и.

Кислая и очень п олезная для зд оровья ягода клюква растет летом, а собир ают

её поздно осе нью. Самая сла дкая клюква бывает в есной, когда п ролежит всю

В начале апреля дети отправились на болото. Сна чала дорога была ш ирокая.

Потом она п ревратилась в у зкую тропу . Вдоль тропы стояли су хие травы.

Можно долго ходить по б олоту и не пон ять, что под н огами клюква. Яго ды

прячутся в болот ных кочках и не видны. Наклонился взять од ну ягодку, а

вытянул длинну ю зелёную ниточку со многим и клюквинками.

1. Выписать п о одному слову с орфограммами в к орне: парным с огласным,

безударным глас ным, неп роизносимым согласным. По добрать прове рочные

2.Выполнить зву кобу квенный разбор сл ова: вариант I – ягода, вариа нт II –

3. Обозначьте г рамматическую основу : вариант I – в т ретьем предл ожении;

4*. Выписать из те кста слова с п ротивопол ожным значе нием.

Лес переливалс я веселыми звез дами росы. Раздавались пт ичьи голоса. Во

мху таились кре пкие молодые б оровички. П о веткам сосны прыгала веселая

Вот она спу стилась на землю, пересекла полянку, подо бралась к белому

грибу. Вдру г появилась старая л исица. Белочка з аметила опас ность, мигом

Лисица сторожила з а ку стом. Белочка заметила ее, п робралась на самый

кончик гибкой березовой вето чки, сжал ась в комок и прыг нула. Но не

долетела до спа сительной сос ны, а упала на л исью спину . Лиса ужасно

Графически обозна чить орф ограммы в словах и между сл овами.

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они н ад

снегами. Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной

совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами

ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее

1. Выписать из дикта нта два слова с прове ряемой безуда рной гласной в

2 . Первое п редложен ие разобрать по членам предложения и частям речи.

3. Написать дв а слова с непроизн осимой согласн ой Т. Написать

Способны ли гр ибы выслеживать и п оджидать в засаде добычу? Могут ли

они устраивать лову шки? Учёные давно стал и замеча ть на грибни цах

некоторых грибов у дивительные кольца. Эти кольца служат д ля поимки

червяков размером с миллиметр. Вот гриб почувств овал близко червя.

Охотник го товит л ипкие пузырьки. К н им п рилипают ч ервяки. И оставляет

гриб от червячка п устую кожицу . Эти червячки сильно сни жаю т урожай

овощей. С пом ощью грибов м ожно с ними бороться. (68 с лов)

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными

2. Выписать из д иктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё

3. Написать по одному слову с разделитель ными Ъ и Ь.

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пру ды, реки, озёра. Тольк о в

проруби вид на про зрачная вода. В глу бокой тишине на ре чном дне зиму ют

рыбы. В самых гл убоких местах леж ит в ямке сом. Широк ие лещи спят

рядками без движения. Сазаны находят мягку ю ямку и спят в ней всем

стадом. Проворный окунь любит камни, у павшие на дно деревья. Т олько

зу бастой щу ке не спится. Хищни ца часто глота ет сонную рыбу. (67 слов)

1. Выписать из диктанта по одному слову с про веряемыми б езударным и

2. В первом предложении подчеркну ть парные согласные.

3. Над словам и второго пре дложения постав ить знак у дарения.

Каждое животное видит мир п о - своему . Вот сидит в засаде лягушка. О на

видит только движ ущиеся предметы. Это насекомые или её враги. Как ей

увидеть всё остальное? Для этого лягу шке надо начать двигаться самой.

Ночные животные волки почти н е различают цвета. А вот стр екоза хорошо

различает. Но только нижней половиной глаз. Верхняя часть смотрит в н ебо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поздняя осень.

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Грамматические задания.

Девятое предложение разберите по членам предложения.

Подчеркните словарные слова.

Напишите проверочные слова:

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматические задания:

Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.

Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Защитники леса

Ранним утром школьники входят в березовую рощу. Стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите лес от вредителей!(64 слова)

Слова для справок: не пойма ешь , ц е пенеет, л и чинка; обратить внимание на правописание безударных окончаний

Грамматические задания:

Разберите слова по составу:

Походка, моряки, маленький, мост.

Вспомнить, на какое правило записаны эти слова. Записать слова, разделяя на два столбика:

Мыш…, луч…, ноч…, малыш…, полноч…, помощ…, плащ…, мяч….

Выпишите 1-е предложение:

Ранним утром школьники входят в березовую рощу.

Подчеркнуть главные члены предложения; у имен существительных обозначьте падеж, число, род.

Диктант.
В лесу

Лес застыл в тревоге. Небо чернело. Надвигалась грозовая туча. Налетел ветер. Лесные жители попрятались. Хлынул сильный дождь, но скоро он кончился. Только с деревьев падали дождевые капли. В небе снова засияло солнце. Гроза ушла.
Душистой смолою пахнет бор. Воздух теплый, влажный. Он пахнет сырой землёй, берёзовыми почками. Поют зяблики, скворцы, дрозды. Вдали кукует кукушка. Лес поет на все голоса.

Грамматические задания
1. В седьмом предложении выделите грамматическую основу предложения.
2. В седьмом предложении у имен существительных определить падеж.

3. В двенадцатом предложении подчеркнуть члены предложения.
4. В двенадцатом предложении во всех словах указать часть речи.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2.Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.

3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.

4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Удивительный случай .(Школа 2100)

Лес переливался веселыми звездами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала веселая белочка.

Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась на высокой березе.

Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила ее, пробралась на самый кончик гибкой березовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать. (80 слов)

Графически обозначить орфограммы в словах и между словами.

1 вариант: в 1-2м предложениях.

2вариант: в 3-4 предложениях.

2. Составить схемы предложений:

1вариант:5 и 7-го предложений.

2 вариант:9 и 11- го предложений

3. Разобрать по составу слова:

1вариант: голоса, веселыми

2 вариант: звездами, березовый

ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега. (49 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

3. Написать два слова с непроизносимой согласной Т. Написать проверочные слова.

Хищные грибы

Способны ли грибы выслеживать и поджидать в засаде добычу? Могут ли они устраивать ловушки? Учёные давно стали замечать на грибницах некоторых грибов удивительные кольца. Эти кольца служат для поимки червяков размером с миллиметр. Вот гриб почувствовал близко червя. Охотник готовит липкие пузырьки. К ним прилипают червяки. И оставляет гриб от червячка пустую кожицу. Эти червячки сильно снижают урожай овощей. С помощью грибов можно с ними бороться. (68 слов)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными И, Е; приписать к ним проверочные слова.

2. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова с такой же орфограммой.

3. Написать по одному слову с разделительными Ъ и Ь.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне зимуют рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие лещи спят рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней всем стадом. Проворный окунь любит камни, упавшие на дно деревья. Только зубастой щуке не спится. Хищница часто глотает сонную рыбу. (67 слов)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными И, Е; приписать к ним проверочные слова.

2. В первом предложении подчеркнуть парные согласные.

3. Над словами второго предложения поставить знак ударения.

Каким видят мир животные

Каждое животное видит мир по-своему. Вот сидит в засаде лягушка. Она видит только движущиеся предметы. Это насекомые или её враги. Как ей увидеть всё остальное? Для этого лягушке надо начать двигаться самой. Ночные животные волки почти не различают цвета. А вот стрекоза хорошо различает. Но только нижней половиной глаз. Верхняя часть смотрит в небо. На фоне неба хорошо видна добыча. (64 слова)

Грамматические задания

1. Разобрать по составу слова: МИР, В ЗАСАДЕ, НОЧНЫЕ.

2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.

3. Выписать из диктанта по одному слову с сочетаниями ЖИ, ЧА.

Родина снегирей - хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнезда, выведут птенцов. Только в начале зимы в лесу мы снова услышим их звонкий свист. (62 слова)

Грамматические задания

1. Указать в диктанте род имён прилагательных.

2. Разобрать по составу слово ХОЛОДНОЙ. Написать ещё два слова с таким же составом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы найдете все входные диктанты для 4 класса по разным программам.

Поздняя осень.

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Грамматические задания.

Девятое предложение разберите по членам предложения.

Подчеркните словарные слова.

Напишите проверочные слова:

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматические задания:

Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.

Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Защитники леса

Ранним утром школьники входят в березовую рощу. Стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите лес от вредителей!(64 слова)

Слова для справок: не поймаешь, цепенеет, личинка; обратить внимание на правописание безударных окончаний

Грамматические задания:

Разберите слова по составу:

Походка, моряки, маленький, мост.

Вспомнить, на какое правило записаны эти слова. Записать слова, разделяя на два столбика:

Мыш…, луч…, ноч…, малыш…, полноч…, помощ…, плащ…, мяч….

Выпишите 1-е предложение:

Ранним утром школьники входят в березовую рощу.

Подчеркнуть главные члены предложения; у имен существительных обозначьте падеж, число, род.

Диктант.
В лесу

Лес застыл в тревоге. Небо чернело. Надвигалась грозовая туча. Налетел ветер. Лесные жители попрятались. Хлынул сильный дождь, но скоро он кончился. Только с деревьев падали дождевые капли. В небе снова засияло солнце. Гроза ушла.
Душистой смолою пахнет бор. Воздух теплый, влажный. Он пахнет сырой землёй, берёзовыми почками. Поют зяблики, скворцы, дрозды. Вдали кукует кукушка. Лес поет на все голоса.

Грамматические задания
1. В седьмом предложении выделите грамматическую основу предложения.
2. В седьмом предложении у имен существительных определить падеж.

3. В двенадцатом предложении подчеркнуть члены предложения.
4. В двенадцатом предложении во всех словах указать часть речи.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2.Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.

3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.

4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Удивительный случай.(Школа 2100)

Лес переливался веселыми звездами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала веселая белочка.

Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась на высокой березе.

Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила ее, пробралась на самый кончик гибкой березовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать. (80 слов)

Графически обозначить орфограммы в словах и между словами.

1 вариант: в 1-2м предложениях.

2вариант: в 3-4 предложениях.

2. Составить схемы предложений:

1вариант:5 и 7-го предложений.

2 вариант:9 и 11- го предложений

3. Разобрать по составу слова:

1вариант: голоса, веселыми

2 вариант: звездами, березовый

ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега. (49 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

3. Написать два слова с непроизносимой согласной Т. Написать проверочные слова.

Хищные грибы

Способны ли грибы выслеживать и поджидать в засаде добычу? Могут ли они устраивать ловушки? Учёные давно стали замечать на грибницах некоторых грибов удивительные кольца. Эти кольца служат для поимки червяков размером с миллиметр. Вот гриб почувствовал близко червя. Охотник готовит липкие пузырьки. К ним прилипают червяки. И оставляет гриб от червячка пустую кожицу. Эти червячки сильно снижают урожай овощей. С помощью грибов можно с ними бороться. (68 слов)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными И, Е; приписать к ним проверочные слова.

2. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова с такой же орфограммой.

3. Написать по одному слову с разделительными Ъ и Ь.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне зимуют рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие лещи спят рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней всем стадом. Проворный окунь любит камни, упавшие на дно деревья. Только зубастой щуке не спится. Хищница часто глотает сонную рыбу. (67 слов)

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными И, Е; приписать к ним проверочные слова.

2. В первом предложении подчеркнуть парные согласные.

3. Над словами второго предложения поставить знак ударения.

Каким видят мир животные

Каждое животное видит мир по-своему. Вот сидит в засаде лягушка. Она видит только движущиеся предметы. Это насекомые или её враги. Как ей увидеть всё остальное? Для этого лягушке надо начать двигаться самой. Ночные животные волки почти не различают цвета. А вот стрекоза хорошо различает. Но только нижней половиной глаз. Верхняя часть смотрит в небо. На фоне неба хорошо видна добыча. (64 слова)

Грамматические задания

1. Разобрать по составу слова: МИР, В ЗАСАДЕ, НОЧНЫЕ.

2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.

3. Выписать из диктанта по одному слову с сочетаниями ЖИ, ЧА.

Снегирь

Родина снегирей - хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнезда, выведут птенцов. Только в начале зимы в лесу мы снова услышим их звонкий свист. (62 слова)

Грамматические задания

1. Указать в диктанте род имён прилагательных.

2. Разобрать по составу слово ХОЛОДНОЙ. Написать ещё два слова с таким же составом.


Школа России - одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и "закрыть" пробелы в знаниях.

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматические задания:
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:
Вариант I Вариант II
○, ○ и ○. ○ и ○.
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ]. [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:
1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматические задания:
1 вариант
1. Выполнить полный разбор 8 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

2 вариант
1. Выполнить полный разбор: 1 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

img

Объём диктанта — 50—65 слов.

При диктовке необходимо чётко проговаривать падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов.

prodictant

Содержание:

Быстро пролетели последние дни лета. Птицы уже готовы к отлёту. Заблестели в воздухе тонкие паутинки. Посыпались на землю пёстрые осенние листья. Под листьями спрятались грибы. Трудно отличить опавший листок от гриба. Дружной семейкой растут опята на старых пнях. Особенно много опят на вырубках. Там настоящее грибное царство! Осень щедро раздаёт свои подарки людям и животным. А ветер насвистывает грустную песню. (62 слова)
Слово для справки: насвистывает.

Осенью группа ребят ходила в рощу. Пожелтели березки, покраснели осинки. На рябине созрели гроздья ягод.
По лесной тропе дети вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу ручья костер.
Тишина в лесу. Дети сели к огню. До дороге домой ребята пели веселые песни. (60 слов)

Солнце освещало моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берёз темнели молодые осинки. Земля в низинах покрылась зелёным мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе — запах трав. На берёзах золотились первые пряди. Жёлтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхивал солнечный луч. (60 слов)
По Г. Скребицкому.
Слово для справки: березняком.

У нас в доме живёт кошка Муська. Она настоящая хищница. Любит бегать по двору и охотиться на бабочек и мышек. Часто домой приходит с добычей.
Однажды Муська отправилась на очередную охоту. Затаилась в траве и ждёт. Вдруг в кустах что-то зашевелилось. Муська прыгнула в заросли и схватила мышку. Вот так Муська! (53 слова)
Слова для справок: (с) добычей, что-то.

Грамматические задания:
1.Выпишите из текста два предложения, в которых есть предлоги и слова с приставками.
2.Напишите, какими частями речи являются слова третьего предложения.
3.Выпишите из текста однокоренные слова. Выделите корень.


Стояла теплая ночь. Самолеты взлетали в небо по расписанию. Ярко светили фонари. Мигали огоньки маяков. Они указывали летчикам путь на землю.
Голос диктора объявил о посадке на наш рейс. Люди направились к самолету. Они заняли свои места.
Вдруг подъехал автобус. Из него вытащили огромный ящик. Послышался страшный рев. В ящике был белый медведь Снежок. Потом вынесли клетку с голубями. Это подарки для далекой Индии. (65 слов)
По С. Баруздину

Я стоял на опушке и слушал привольную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Птицы летели косяком. Вдруг строй рассыпался. Что случилось в небе? Почему тревожно закричали журавли?
Вот птицы построились в круг. Они минут десять кружили над Волгой. Журавли попрощались с родным краем и скрылись за горизонтом. Мне было грустно. Я осмотрел местность. Осенний лес провожал тёплые солнечные дни. На пороге стояла дождливая осень. (67 слов)
Слова для справок: рассыпался, построились.

Раннее утро. Тишь. Мы подъезжаем к причалу. Там стоят две лодки. Мы плывем по течению. Берега реки утопают в зелени. Здесь растут могучие деревья и мелкий кустарник. Тихо шуршит камыш. В его зарослях утка вывела утят. Крохотные пушистые комочки познают мир. На берегу на солнце греется уж. С огромного дерева слетела большая птица. Она, тяжело махая крыльями, скрылась за лесом. (62 слова)
Слова для справок: прыгал, зарослях

Сенька подобрал в степи больного орленка и принес его в поселок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони.
Осенью орленок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам.
Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орленок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (54)
По И. Костырю.

Солнце уходило на запад. Его прощальные лучи купались в водах Москвы-реки. Река изгибалась подковой, тихо текла у подножия крутого берега. А на другой её стороне лежал огромный город. Главы его храмов сверкали в огненном блеске солнца.
Москва! Для многих этот город стал самым родным и близким. В Москве много памятников. В центре столицы стоит памятник Юрию Долгорукому. А какие места в Москве ты любишь больше всего? (68 слов)
Слова для справок: Долгорукому, любишь, Москвы-реки.

Однажды рыболов вышел в море. К вечеру поднялся шторм. Волны качали лодку.
Рыбак лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на него. Рыбак выпал из лодки вместе с матрасом.
Наступила ночь. Шторм стал стихать. Вдруг стая дельфинов окружила рыбака. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. С вышки заметили дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь. (62 слова)

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась. (63 слова)
Слова для справок: наружу, заметила.

Однажды мы с дедушкой отправились в лес на охоту. Мы осторожно продвигались по лесным тропам. Вдруг дед остановился. Из леса сильно тянуло гарью. Дым становился густым. Дышать стало тяжело. Мы побежали прочь из леса.
Вот откуда-то выскочил заяц. У него обгорели задние лапки. Мы побежали за зайцем. Он вывел нас из лесной полосы и спас от страшного пожара.
Дед взял зайца домой. Он вылечил ему лапки. (66 слов)
(По К. Паустовскому)
Слова для справок: вдруг, прочь, откуда-то.

Грамматические задания:
1. Выполните разбор второго предложения.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова гарью.
3. Найдите два глагола с безударным гласным в корне. Докажите правильность написания.

Лось — мирный лесной житель. Лоси живут в лесах. Им не страшны болота и высокие снега. Зимой лоси объедают кору молодых деревьев и ветки. Летом они едят болотные травы. Любят лесные великаны грибы и ягоды.
У лося большие и тяжелые рога. Он защищается от врагов и рогами и острыми копытами. Только голодные волки не боятся нападать на лося. (59 слов)

Анна Петровна — учительница. Всю жизнь она учила сельских ребят. Муж и сын Анны Петровны не вернулись с войны. Ребята узнали, что любимые цветы учительницы — красные маки. Весной девочки посадили эти цветы. К маю маки расцвели. Наступил праздник Победы. Надя и Галя шли по селу. Они несли красные маки. К девочкам подходили люди и добавляли к букету свои цветы. Дети подарили букет учительнице. (64 слова)
По Б. Беловой.
Слова для справок: Победы, расцвели.


Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово).

Читайте также: