Весенний дождь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Поэт стоит перед окном и описывает то, что видит: сумеречный свет от солнца, небольшой туман… Пахнет липой и мёдом. Нам даже не нужно делать анализ стихотворения, чтобы ощутить себя наблюдателями природных чудес. Фет анализирует природу за окном, вглядываясь в каждый её элемент. Мы вместе с автором стоим у окна и наблюдаем, как перспектива увиденного углубляется всё дальше: воробей – небо – завеса – лес…

История создания

Жанр, направление, размер

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Строчки соединяются между собой посредством перекрёстной рифмовки. Благодаря такому стихотворному размеру, произведение обретает плавность звучания. Это помогает правдиво передать предчувствие скорого дождя.

Композиция

Это маленькое произведение состоит из трёх строф-четверостиший. В них последовательно раскрывается вид, предстающий перед поэтом.

Третья строфа о том, как лирический герой, вместе с окружающим миром, встречает весенний дождик. Первые капли врываются в пейзаж, смешавшись с запахом душистого мёда.

Образы и символы

Темы и настроение

Главная тема произведения отражена в названии – это тема природы. Весенний дождь, ожидаемый природой, приятен для лирического героя.

Основная идея

Основной идеей является мысль о необходимости для человека чувствовать окружающий мир, в котором каждый элемент имеет неразрывную связь с остальными.

Текст буквально пропитан эмоциями радостного предвкушения близких перемен, окрашен палитрой светлых тонов. Поэту удаётся рассмотреть в самом привычном явлении необычайную силу и красоту, поделиться этим открытием с нами.

Средства выразительности

Используемые Фетом тропы отличаются простотой. В стихотворении присутствуют следующие средства выразительности:

После того как героиня получила двойку, ей передали записку, в которой неизвестный обещал помочь и просил никому об этом не говорить. Девочка рассказала все подруге, которая не смогла сохранить тайну.

За минуту

Люся не выполнила домашнее и на следующий день пошла с не выученными уроками. Когда ее вызвали к доске, выяснилось, что она не готова. В итоге Люся получила плохую оценку.

Кто-то передает ей записку, где неизвестный говорил девочке не расстраиваться и предлагал помощь в исправлении оценки. Также он просил девочку сохранить это в тайне.

Героиня пыталась разгадать, кто мог послать записку, но не могла. Она рассказала обо всем соседке по парте, которую тоже звали Люсей, и попросила ее не рассказывать секрет. К сожалению, девочка ни чем не смогла помочь Люсе.

После уроков в классе остался только Коля. Люся спросила, не он ли написал записку. Мальчик назвал ее болтушкой и сказал, что не будет с ней дружить.

Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом — А. А. Фетом. Оно несёт на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из трёх строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.

Метафоры – “золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение – “воробей купается”.

Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приёма словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Это лирическое стихотворение: описание природы даётся глазами лирического героя, это его мироощущение мы видим. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.

Четырёхстопный ямб использован для создания картины природы с умыслом: этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрёстная рифма придаёт звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
  • Метафоры – золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”.
  • Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.



Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом — А. А. Фетом. Оно несёт на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.
История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из трёх строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.

Метафоры – “золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение – “воробей купается”.

Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству, его не волновали проблемы политики и общества, за что он часто встречал непонимание со стороны революционных и демократически настроенных деятелей. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Создаётся картина полупрозрачности и света, нежности и чистоты природы.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Стихотворение небольшое, всего три строфы. Но в каждой из них поэт создает свое ощущение, показывая настроение, что вызвано изображенным в этой пейзажной зарисовке. Великая любовь к природе автора, восхищение каждым моментом, который ему удалось подсмотреть, побуждает Фета передавать свои чувства. Все то, что только что затронуло автора и побудило его к сочинению произведения, еще волнует его. И это помогает читателям увидеть за его словами значительно больше, чем просто сухие строчки, но и эмоции и красоту.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Это лирическое стихотворение: описание природы даётся глазами лирического героя, это его мироощущение мы видим. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.

Четырёхстопный ямб использован для создания картины природы с умыслом: этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрёстная рифма придаёт звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
  • Метафоры – золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”.
  • Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Читайте также: