Вертикальное озеленение в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Детский сад – место, где дети проводят много времени на прогулках, оздоровительных занятиях, отдыхают, играют летом. Красивая, ухоженная территория детского учреждения воспитывает в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к родному городу, краю.

Благоустраивая территорию ДОУ, мы решаем задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Этой работой мы занимаемся ежегодно. Коллектив детского сада решил, пополнить и изменить уже сложившуюся среду, точнее создать индивидуальный облик территории нашего учреждения в соответствии с законом организации пространства под открытым небом.

Прежде чем приступить к данной работе, творческая группа ДОУ разрабатывает поэтапный перспективный план, по благоустройству и озеленению территории, который включает в себя: подготовительный,

проектировочный, практический этапы.

В соответствии с планом в прошлом году нами была проведена большая работа по благоустройству и озеленению территории, следует отметить

что территория нашего ДОУ делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная, зона отдыха, детские игровые площадки, огороды, цветники. У главного входа в здание детского сада были расположены ярко – красные звезды из петунии - это отблески праздничного салюта посвященного 70 летию Победы. Здесь же можно было увидеть костер, на котором варится армейская каша. На центральных клумбах, около здания раскинулось волшебное море из цветов, летящий самолет, сказочные герои. На прогулочных участках тоже были цветочные клумбы, простые в оформлении, но очень красивые.

Благодаря усилиям воспитателей и родителей - на территории детского сада можно было организовывать настоящую цветочную выставку и проводить экскурсии. Какие только представители прекрасной флоры не произрастали на наших клумбах – астры, петунии, флоксы, бегонии, бархатцы, розы, пионы….! Все они привлекали внимание и детей, и взрослых ярким великолепием, поднимали настроение, делали лето более красочным и сочным. Однако цель этих прекрасных растений не только радовать глаз, но и развивать наших дошкольников. Всем известно, что дети - это цветы жизни, а цветы - это украшение, восторг, яркие краски, восхищение, нежность и любовь. В нашем ДОУ растут цветы в прямом и в переносном смысле…

Есть у нас и огород, на котором были высажены разные овощи и травы, за которыми наблюдали и ухаживали наши дети.

В прошлом году мы собрали богатый урожай

№ п/п Наименование. Вес.

3. клубника 5 кг

4. кабачки 45 кг

6. морковь 15 кг

То что было сделано в прошлом году, это малая часть того что мы запланировали по обустройству и озеленению территории ДОУ.

В этом году подготовка по благоустройству и озеленению началась еще зимой. После анализа и обсуждения проделанной работы в 2015 году, воспитателям с родителями было предложено разработать мини проекты по благоустройству территории, озеленению и рациональному использованию участков для прогулок. После обсуждения данных проектов творческая группа составила коллективный проект поэтапно перспективного плана, который был принят за основу работы:

- творческая группа разработала план схему по озеленению и благоустройству;

- идет подготовка посадочного материала саженцев и цветов;

- весенняя обработка почвы;

- ведутся работы по благоустройству территории и прилегающей к ней площади,

- обрезка кустарников и высадка новых

- готовимся к поэтапной высадке цветовых культур и овощей.

Озеленение в ДОУ, благоустройство территории детского сада






Оформление территории детского сада

Оформление территории детского сада Неповторимое оформление территории детского сада, которое очень долго будет радовать детей и взрослых. Наше детское образовательное.

Оформление и благоустройство территории детского учреждения

Оформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.

Оформление территории детского сада

Оформление территории детского сада Оформление территории детского сада фотоотчёт Детский сад – это, то место, где ребята дошкольного возраста проводят основную часть своего.

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Приемы вертикального озеленения и подбор растений

Оформление участка живыми растениями – дизайнерский прием, который обеспечивает порядок на территории. Вертикальное озеленение помогает оригинально украсить верхний уровень сада. Чтобы создать позитивную атмосферу в ландшафте, надо разобраться с существующими технологиями.

Что такое вертикальное озеленение

В вертикальном озеленении используют вьющиеся культуры, стриженые кусты и деревья. Метод удобен при дефиците полезной площади или при запущенности участка. Правильно оформленный ландшафт оградит территорию от пыли, перегрева и шума. Растения не портят стены зданий, защищают от разрушений.

Чтобы разместить культуры в вертикальном положении, дизайнеры применяют разные типы конструкций. Стелящиеся сорта фиксируют к шпалерам или подвязывают к опорам. Лианы устанавливают на решетки, пускают по проволоке или ограде. На участке становится прохладнее, а увлажненный воздух обеспечивает приятный микроклимат.

Задачи вертикального озеленения

Единство композиции растений и построек – главная цель ландшафтного приема. Дизайнеры акцентируют внимание на индивидуальности зданий и конструкций, подчеркивают достоинства или прячут малопривлекательные части. Чтобы добиться декоративности, специалисты комбинируют культуры разных сортов и видов.

Задачи вертикального озеленения зависят от типа объекта. Для жилых домов оформление улучшает микроклиматические условия, для зон отдыха – увеличивает тень и изолирует от посторонних глаз. Прием помогает маскировать хозяйственные и инженерные строения. Технология усиливает декоративность малых архитектурных форм.

Виды вертикального озеленения

В ландшафтном дизайне существует много технологий, которые позволяют оформить верхние ярусы участка. Выбор методики зависит от размера территории и стилевого направления сада. Сооружения должны быть красивыми, безопасными и выдерживать вес деталей и зеленой массы.

Конструкцию выполняют в форме свода или прямого перекрытия, которое располагают между двумя столбами. Опору делают из древесины, нержавейки или кирпича (бетона), сверху обвивают вьющимися растениями. Элемент ландшафтного дизайна украшает территорию, за счет эффекта туннеля визуально увеличивает пространство.


В вертикальном озеленении арки располагают над дорожками. Через свод конструкции человек попадает к красивому ландшафтному объекту (дереву, кусту или клумбе). Сооружение не загораживает тропинки, а растения не цепляются за одежду проходящих. Минимальные параметры строения:

  • высота – от 2,1 м;
  • ширина – 1,2 м;
  • толщина боковой стенки – 0,5 м.

По форме свод арки бывает прямоугольный, квадратный или круглый, оригинально смотрятся готические (вытянутые) перекрытия. При озеленении часто основа конструкции – крупные кустарники (чубушник, можжевельник) и деревья. Ветки, входящие внутрь сооружения, состригают, формируя декор. Вьющиеся культуры используют для придания акцентов. Плетущиеся виды поднимают при помощи сетки.

Перголы

Элемент ландшафтного дизайна внешне напоминает легкую беседку. Сооружение состоит из крыши и нескольких рядов опор, которые придерживают решетку. Конструкция поможет замаскировать некрасивые строения, отделит зону отдыха от остального сада. Пергола берет на себя солирующую роль в оформлении участка.

Элемент часто устанавливают над садовыми тропинками, создавая имитацию эффекта туннеля. Модель-навес со сплошными стенками и решение в виде козырька используют для защиты от солнца. Сооружение в форме ширмы подойдет для ограждения зоны отдыха от любопытных взглядов. Минимальные параметры:

  • высота столбов – 2,5 м;
  • расстояние между стойками – 3 м.

Балки, подкосы и перекладины соединяют в форме легкой беседки. Выбор материала конструкции для вертикального озеленения зависит от оформления участка. Традиционно перголу делают из дерева (балок, досок и реек), зашкуривают и покрывают морилкой. Если в саду тропинки вымостили диким камнем, то текстуру повторяют на декоративной опоре.

На металлических сооружениях из труб натягивают сетку. Стальные модели часто комбинируют с древесными брусками и перемычками. Крышу располагают в горизонтальном положении. Оригинально смотрятся варианты с наклонным верхним перекрытием.


Подвесные контейнеры

Для вида вертикального озеленения используют растения в горшках. При помощи элементов дизайна легко создать оригинальные висячие сады. Технология позволяет улучшить ландшафт, спрятать некрасивые поверхности. Чем больше подвесных вазонов, тем шире зона покрытия.

Емкости разного диаметра монтируют на опорном каркасе (стене, столбах) цепочками или веревками. В озеленении используют однолетние ампельные и плетущиеся культуры, которые не боятся жары. Горшки, корзины можно менять местами, переносить в более подходящий участок.

Шпалеры

Решетчатое сооружение состоит из плотной основы (рамы) и тонких реек внутренних. Элементы ландшафтного дизайна используют как в качестве дополнения к перголам, беседкам, так в виде самостоятельного объекта. Шпалеры создают на участке теневые зоны, расставляют акценты и привносят в оформление оригинальные нотки. Строение часто используют для формирования винограда и плодовых деревьев.

Обелиски

Дизайнерское решение вертикального озеленения. Опоры-пирамиды применяют для выращивания плетущихся культур. Конструкцию правильной геометрической формы увивают цветы, декоративный горошек или томаты. Сооружения используют в зонировании участка, помогают придать растениям ухоженный вид.

Клумбы вертикальные

Элемент ландшафтного дизайна подходит для территории с дефицитом свободного места. Многоярусный декор состоит из контейнеров разных диаметров. Ступенчатое строение собирают в виде пирамиды или многоугольника. Для озеленения используют ампельные виды, травы-специи и садовую землянику.

Популярные растения для вертикального озеленения

В декорировании ландшафтные дизайнеры применяют однолетние и многолетние культуры. Грамотно подобранные сочетания лиственных и цветущих разновидностей помогут создать объемную конструкцию на небольшой площади. Чтобы растения быстро развивались, надо обеспечить правильный уход.

Многолетники

В вертикальном озеленении сада используют плетущиеся культуры. Наиболее неприхотливым является девичий виноград. Вид в течение сезона способен оплести небольшую перголу, арку или шпалеру. Зеленая листва к осени приобретает насыщенный красный цвет. Живой декор направляют в сторону опоры, обрезая весной и осенью лишние плети. Во время вегетации растение обильно поливают, удобряют и рыхлят грунт.

Хмель обыкновенный – неприхотливый душистый многолетник, который быстро оплетает вертикальное озеленение в виде пергол, беседок. Высокорослая лиана с красивыми шишками выглядит очень декоративной. Чтобы получить густую зелень, виду нужно обеспечить регулярную влажность и обильную азотсодержащую подкормку. Каждую осень надземную часть обрезают, а весной растение наращивает плети.

Амурский виноград используют при создании стен, арок и сводов. Цвет листьев меняется в течение вегетации: зеленый в начале, насыщенный летом и пурпурный к холодам. При правильном уходе растение плодоносит:

  • регулярный полив;
  • удобрение (5 раз);
  • рыхление грунта;
  • формирующая обрезка плетей.


Клематис – цветущая лиана, в семействе которых много красивых гибридов. Декоративный быстрорастущий многолетник используют при оформлении арок, пергол и шпалер. На зиму вид защищают от морозов лапником и торфом. В течение вегетации культуру подкармливают 5 раз. Регулярно рыхлят грунт у корней и поливают. Тонкие побеги аккуратно направляют на конструкцию.

Вертикальное озеленение сложно представить без роз. Вьющиеся сорта поднимаются на высоту до 15 м, подходят для декорирования арок, пергол. Плетистые виды вырастают в пределах 3-5 м. Растения предпочитают развиваться на солнечных и плодородных участках. Чтобы культура долго цвела, надо регулярно удобрять кусты. Весной вносят азотсодержащие подкормки, летом – чередуют с фосфорно-калийными. В начале сезона – санитарная и формирующая обрезка побегов.

Однолетники

Растения для вертикального озеленения можно высаживать рассадой или семенами, ежегодно меняя дизайн сада. Для украшения ландшафта используют цветущие эхиноцистис и настурции, декоративные сорта фасоли и тыквы. Культуры не такие массивные и фактурные, как многолетники, но позволяют легко украсить участок.

Новичкам понравится нетребовательная к условиям ухода ипомея. Красивая цветущая лиана с огромными граммофонами и сердцевидными листьями быстро оплетет шпалеру, беседку или арку. Бутоны по типу строения бывают полые и махровые. В мае культуры сеют, в июне переносят в открытый грунт. Орошают по мере просыхания, удобряют – 1 раз в 3 недели, обрезают слабые плети.

Кобея – необычный однолетник, с красивыми цветками-трубами и ажурной листвой. Растение быстро развивается, покрывает толстым ковром конструкцию. Лиану высеивают в марте на рассаду, в конце мая-начале июня – высаживают в сад. Декоративный вид хорошо растет во влажной земле. Каждые 7 дней удобряют азотсодержащими подкормками, после появления бутонов – смесями на основе калия и фосфора.


Заключение

Вертикальное озеленение – это дизайнерский прием, который поможет обновить придомовую территорию. Для гармоничной композиции используют многолетние и однолетние культуры. Правильно оформленная зеленая конструкция станет яркой деталью ландшафта.

проект благоустройства

Озеленение детских садов и школ

Озеленение детские садов. Детские сады – важные объекты обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять до 60 %. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местах с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

проект озеленения

Число детских садов-яслей для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При ландшафтном проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа – 70 %; оздоровительного типа – 12 %; специализированного типа – 3%. По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10…12 групп, а в отдельных случаях – на 6 групп (пристраивают к торцам жилых зданий). Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м, а от окон самого жилого дома – на 15 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м 2 на одно место. В микрорайоне радиус обслуживания площадки (R) принимают 300 м, в малых городах R = 500 м.

По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:

- при вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м 2 – 0,4га;

территория детского сада

- при вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м 2 – 1,22 га.

Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов – не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий – не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0…5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м.

При ландшафтном проектировании и озеленении территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей (табл.1).

Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей

Состав планировочных элементов

Площадь, м 2 , различных элементов планировки в зависимости от числа детей

Площадки для групп детей

озеленение участка детского сада

В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):

- зона входа на территорию;

- зона групповых детских площадок;

Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех – шести лет, а также общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) и плескательный бассейн (площадью 20 м 2 ). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

озеленения территории детского сада

Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем (площадью 24 м 2 ), площадку для установки мусоросборников (размером 2,85…2,60 м), площадку для сушки белья (площадью не менее 90 м 2 ), которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

озеленение детского сада

Групповые площадки – основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м 2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м 2 ), а для детей от четырех до шести лет – 180 м 2 (при норме на одного ребенка 9 м 2 ).

Для детей четырех – шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30 м 2 и глубиной 0,25…0,30 м. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6 м. Бассейн необходимо наполнять теплой водой.

Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки).

хоста дизайн

Озеленение детского сада зелеными насаждениями предусматривают в виде:

- рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);

- групп и одиночных экземпляров деревьев;

- живых изгородей кустарников;

- цветников (двулетники, многолетники).

история озеленения детских садов в россии

По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе – кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть под озеленение территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов для детского сада приведены в табл. 2.

Ориентировочная плотность размещения растений в озеленении территории детского сада

озеленение зимних садов

В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).

озеленение школ и детских садов

Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.)

Газона на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

проект озеленения школы

Озеленение школы. Школа – неотъемлемый элемент жилых комплексов. Они подразделяются на школы городского и районного значения. Они могут быть музыкальными, спортивными, художественными, а также школы – интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города. Время доступности до них не должно превышать 15…20 мин. Участки, отводимые под спортивные школы и школы – интернаты, имеют площадь 2,0…2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса включают в себя закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитывают исходя из 15 м 2 на одного учащегося.

озеленение участка и сада

Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок (спортивных, учебных, для отдыха) и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. В озеленении школ зеленые насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений, групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки. При ландшафтном проектировании необходимо изолировать школьный участок. Как правило, участок следует ограждать металлической оградой высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно составлять не менее 15…20 м, до стен домов жилых зданий – не менее 10 м, до коммунальных предприятий – не менее 50 м.

озеленение садового участка

Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта – не менее 8 м). При проведении благоустройства и озеленения территории школ необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные для проведения, как учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на следующие функциональные зоны:

- спортивная (физкультурно-оздоровительная) зона;

озеленение участка своими руками фото

- хозяйственная зона.

В озеленении школ зеленые насаждения должны играть функционально-планировочную роль – объединять все зоны в единое целое и отделять площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зеленые насаждения должны занимать не менее 40…50 % площади территории.

Спортивная зона включает в себя комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна составлять не менее 5500…6000 м 2 . В спортивной зоне, как правило, предусматривают:

проект озеленение территории школы

- спортивное ядро (размером 118х48 м) с круговой беговой дорожкой (длиной 250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (размером 96х37 м) с беговой дорожкой (длиной 200 м);

- комбинированную площадку (размером 24х20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;

- комбинированную площадку (размером 52х22 м) для проведения занятий по гимнастике и спортивных игр.

При ландшафтном проектировании спортивных площадок необходимо учитывать рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0:1,5 и 1:2.

благоустройство и озеленение школ

При дефиците территории два школьных участков объединяют в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено до 20 % от всей площади.

Зеленые насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент растений подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 3 приведен примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га.

Читайте также: