Вергилий комар краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Публий Вергилий Марон является национальным поэтом Древнего Рима. Он родился 15 октября в 70 году до нашей эры и умер 21 сентября в 19 году до нашей эры. Вергилий родился вблизи от поселения Мантуи. Достигнув шестнадцати лет, он получил тогу зрелости. В этом же году уходит из жизни великий певец Лукреций, поэтому Вергилия стали считать приемником и наследником этого творца. После получения тоги он продолжает свое обучение в Риме, Милане и Неаполе, где изучает философию и греческую литературу. Несмотря на большое почитание Лукреция, он не пошел по его стопам, а решил изучать творчество Платона и стоиков.

Биография Вергилия полна интересных событий и фактов. Когда поэт путешествовал в Рим по делам, он познакомился с Меценатом и поэтами, которые его окружали. Вскоре он перетянул в эту компанию писателей Горация. Впоследствие они вместе совершили поездку в Брундизию и воспели впечатления в своем творчестве.

В произведении под названием Bucolica, которое состоит из десяти эклог и написанное в 43- 37 годах, великий Вергилий хотел внести в латинскую литературу особенности творчества греков, в которой заключалась простота и естественность. Он начинает изучать и подражать Феокриту. Но этой цели Вергилию достичь не удалось, ведь при правильном и дословном переводе в этом произведении поэта не присутствует простота и естественность.

Наиболее знаменитая среди всех частей произведения является четвертая эклога, в которой подробно описывается рождение ребенка в ближайшее время, который впоследствие изменит весь мир. Также здесь сказано о наступлении нового века, который он называет золотым. Вергилий описывает наступление того времени, когда человек не будет добывать себе все сложным трудом и усилиями, а будет всего лишь находить все, что нужно у природы. А этот ребенок станет покровителем и благодетелем, которого будут почитать и уважать. Христианские поэты и просветители видят в этом произведении описание рождения Христа, поэтому в средневековье этого человека считали магом и почитали, верили в его творчество и силу. Но есть предположение, что этим ребенком поэт назвал племянника Августа, который ушел из жизни в очень раннем возрасте и был воспет в шестом эпизоде песни Энеиды.

В десятом эпизоде этого произведения описывается ненависть к любым военным действиям и стремление к вечному миру среди людей. Это стремление, по словам Вергилия, охватило весь народ, проживавший в те годы в Риме. Но главной особенностью Буколик является высокое превосходство в стихотворном качестве над всеми произведениями, которые были написаны в Риме до творчества этого писателя.

Это произведение является вторым творчеством Вергилия. Она состоит из четырех томов. Эти книги были направлены в сторону ветеранов, за которые в качестве награды он получил земельные участки. Поэт пытался этим произведением пробудить любовь и стремление к земледелию. За образец для написания поэмы поэт взял творчество Геосиода, но в отличие от него он не стал углубляться во все нюансы и тонкости земледельческих работ. Его целью было не описать процессы земледельческой деятельности, а показать и преподнести читателю все прелести сельского хозяйства, поэтому в произведении сами правила работы с землей встречаются очень редко. Из творчества Геосиода Вергилий взял лишь ту часть, в которой описываются все счастливые и несчастливые дни для земледельцев, а также некоторые особенные приемы деятельности. Самая лучшая и интересная часть поэмы была подпитана произведениями великого Лукреция.

Поэму Георгики считают наиболее удавшейся и совершенной летописью Вергилия. Здесь открываются его способности грамотно и правильно составлять стихотворные формы, а также отражается чистота и непринужденность произведения. В этом произведении очень заметно отражены такие качества поэта, как его характер, взгляды на жизнь, а также его личные религиозные убеждения. Эта поэма является восхвалением труда. В данном творчестве поэт сравнил земледельческую деятельность с военной тематикой. Он описывает земледелие, как нескончаемую борьбу человека с землей, и поэтому сравнивает это с военными действиями. Поэма также служит призывом к человечеству не отвергать существование высших сил, что начали распространяться в последнее время тех лет. Этим он помогает Августу пробуждать в жителях Рима утерянную веру в богов. Вергилий сам свято верил в существование Создателя всего живого.

Этот эпос является незаконченным. Он состоит из двенадцати книг и имеет патриотический характер. Это произведение создавалось в течение 10 лет до момента смерти писателя. После смерти Вергилия, его друзья, Варий и Плотий, подготовили это творчество к изданию. Они не изменили в тексте ничего кроме объема произведения.

Полной противоположностью творчеству Гомера является отсутствие в произведении мнения народа и его понимание о существующем. Вергилий писал это произведение лишь, пользуясь своим собственным мнением, не включая верования и понимания простого народа. В нем все перемешалось - мифы с историей, элементы поэзии взяты из различных эпох и народов. Поэтому читатель понимает этот эпос лишь как выражение национальной идеи. Бессмертную память произведению принесла способность Вергилия преподносить качества человека и его чувства в великолепных стихах, в этом деле поэт просто неповторим и незаменим.

При написании Энеиды Вергилий старался провести параллель между творчеством Гомера и своим произведением. Хоть большинство качеств и подвигов Энея и взято из творчества Гомера, но сюжет и манеру написания он находит оригинальную и неповторимую. Именно эти качества и являются главной отличительной чертой Гомера от Вергилия. С самого начала произведения можно заметить, что поэт пытается навязать соперничество великому Гомеру. В книгах описаны все подвиги и вся цепь повествования, которая соединяется воедино целеустремленностью и искусными переходами от главы к следующему разделу.

Все герои Вергилия находились в зависимости у их судьбы. Главным героем всегда управляла судьба, а также высшие силы. Но такое качество творчества характерно для Римского времени. Этот эпос был закончен другими просветителями, но даже в таком виде он остается произведением искусства.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Вергилия представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.


Вергилий

Вергилий. Бюст.

Публий Вергилий Марон родился 15 октября 70 года до н. э. в зажиточной семье, большие доходы которой позволили будущему поэту получить великолепное образование. Когда мальчику исполнилось 16 лет, он прошел обряд посвящения в мужчины и получил право носить тогу вместо юношеской сорочки. Так случилось, что совершеннолетие юного поэта совпало со смертью великого римского поэта – Лукреция, что сразу же сделало Вергилия его преемником в глазах творческой элиты римского общества.

Заручившись поддержкой видных деятелей слова того времени, Вергилий отправился в длительное путешествие с целью получения полноценного образования. За то время когда он путешествовал и обучался, юноша посетил такие города как Милан, Неаполь, Рим. Он активно изучал греческую литературу, философию, римское право, культурологию, поэтику и многие другие гуманитарные дисциплины.

Несмотря на признание в поэтических кругах, Вергилий нечасто читал свои произведения на публике, а также уделял небольшое внимание малым стихотворным формам, активно работая над большой поэмой о жизни простого люда.

Творческая концепция

Будучи вдохновленным масштабными работами Гомера, юный Вергилий считает своим долгом продолжить традицию великого стихотворца и создать объемное произведение, которое могло бы быть признано современниками.

Голова статуи

Основными критериям такой работы поэт видел, прежде всего, объем и качество аллитерационного стиха, насыщенность текста большими и малыми деталями, а также разнообразие характеров героев повествования.

Однако, не имея достаточного опыта в создании поэтических произведений, Вергилий невольно копирует своего кумира. Это проявляется в прямом заимствовании не только некоторых сюжетных параллелей, но и в использовании характерных для Гомера тропов, стилистических фигур, метафор, эпитетов и стихотворных размеров.

Несмотря на невольное желание во многом скопировать Гомера, Вергилий все же остается верным своему стилю, существенно отличающемуся от медленного и неторопливого повествования Гомера.

Труды

Долгое время жанр больших стихотворных форм являлся основополагающим для творческой концепции Вергилия. До создания знаменитых "Буколик" он написал всего лишь несколько небольших стихотворений, которые не получили особого распространения.

Обложка перевода

Книга атвора

Изначально Вергилий хотел привнести в римскую поэтическую сферу легкость и простоту греческого стихосложения. Для этого он даже вставил авторский перевод нескольких песен Феокрита, стараясь подражать его стилю во всех остальных частях произведения. Однако конечный результат вышел совсем не таким, какого ожидал юный поэт.

Для Вергилия характерно описание сложных и противоречивых тем простым языком. Автор часто использует нехитрые метафоры для того чтобы в иносказательной форме выразить недовольство серьезными общественными и политическими процессами, происходящими на его родине.

Деление по смысловым частям

Разворот книги

Произведение поэта можно условно разделить на две самостоятельных части. К первому разделу относятся собственно буколические стихи, посвященные мирной пастушеской жизни, а ко второму – аллегорически-буколические, в которых при помощи метафор и иносказательных средств Вергилий описывает политическую ситуацию в Древнем Риме, а также выражает отношение к ней простых людей.

Стихотворные размеры

  • III песнь - написана двустишиями, так как описывает поэтические соревнования пастухов, поэтому практически не содержит изысканных речевых оборотов или же осознанного подбора слов в каком-либо определенном стихотворном стиле.
  • VII песнь – написана четверостишиями, оформленными в стиле, сходном с третьей песнью и отличающимися только формой и размером. При этом стилистическая бедность этого раздела сохраняется.

Гравюра к поэме

Влияние

Также Вергилий сочетает в свой работе сразу несколько философских идеологий, умело совмещая теоретические положения эпикурейства с дидактическим стилем эллинизма, однако произведение лишено идеалов эпикурейства и относится в большинстве своем к серьезному академическому римскому стихосложению. Вергилий также активно заимствует теоретические положения философии Феокрита.

Гравюра к стиху

Содержание

Иллюстрация к Вергилию

Критика

Рисунок к песне

По оценкам современников, Вергилий считался гениальным молодым поэтом Древнего Рима, которого признавали даже именитые мастера стихосложения.

Вергилий

Вергилий - знаменитейший поэт Августовского века. Родился в 70 году до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики.

В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 г. закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г. после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундизии в 19 г. до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, например) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.

Одним из подражателей Вергилия является Луиджи Аламанни.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства, на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба - знака святости) входят в состав иконостасов, занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов.

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (Publius Vergilius Maro) (70–19 до н.э.), величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа. См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

Жизнь.

ВЕРГИЛИЙ в окружении муз Клио и Мельпомены. IGDA

Что касается имен Вергилия, то имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусского происхождения, хотя имя Вергилий носили многие латины. Отец поэта был, вероятно, латином, чей род несколькими поколениями прежде осел в северной Италии, называвшейся тогда Цизальпийской Галлией. О его жизни мы почти ничего не знаем. Сообщается, что он был горшечником или посыльным, женился на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Несомненно, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что также звучит на этрусский лад. У Вергилия были по меньшей мере два брата, но ко времени его совершеннолетия его родственники, по-видимому, уже умерли.

Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Существуют достаточно серьезные основания для того, чтобы отвергнуть все прочие стихотворения Приложения как неподлинные, но дискуссия по этому вопросу, несомненно, еще не завершена.

Буколики.

Буколики (греч. Пастушество, т.е. Пасторальная поэзия), называемые также Эклоги (греч. Избранное) представляют собой десять коротких пасторалей, содержащих главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Они основаны на Идиллиях Феокрита, также написанных гекзаметром греческих пасторалях. Приступая к этой работе, Вергилий уже достиг зрелости. Он вполне овладел методом широкого использования литературных источников, откуда он извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий новые сочетания, так что в итоге появлялось совершенно новое, принадлежащее самому Вергилию произведение. На ранних стадиях развития литературы этот подход к словесному творчеству встречается повсюду, но особенное распространение он получил в Риме в связи с происходившими здесь активным переводом и адаптацией греческих авторов. Однако Вергилий, и в этом его величайшее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что в его руках он превратился в техническое новшество. Как и многие другие нововведения Вергилия, данный метод распространился в позднейшей поэзии, в особенности он заметен в творчестве С.Кольриджа.

В Эклогах Вергилий создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Даже в этой сравнительно легкой форме поэт обсуждает важнейшие проблемы жизни. Некоторые эклоги содержат намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвращение ее Октавианом Вергилию – в знак уважения к его поэтическим заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга. Видные государственные деятели и писатели, такие, как Алфен Вар, Гай Азиний Поллион, Варий Руф и Гай Корнелий Галл, названы в Эклогах по имени. Однако по большей части Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за собирательными персонажами. Так, сам он, молодой свободный человек, предстает здесь только что получившим свободу пожилым рабом (1-я эклога). И вообще все дело с конфискацией, во всей своей несомненной историчности, в Эклогах никак не затрагивается: ему дозволено сделаться здесь лишь источником мыслей и чувств, способствующих созданию этих стихотворений. Пейзаж в Эклогах также собирательный. Нам кажется, что мы находимся недалеко от Неаполя или на Сицилии, но некоторые детали указывают на северную Италию. Имеется множество ярких наблюдений, но нет ни одного цельного и прямого описания места действия.

В 1-й эклоге Вергилий восхваляет благодетеля (это почти несомненно Октавиан), именуя его богом. Поэт с самого начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом Октавиана, вероятно, даже более близким, чем лирик Гораций. Щедроты императора со временем обогатили Вергилия, но поэт сумел сохранить личную независимость и творческую свободу.

Георгики.

Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. Однако подача материала тонко варьируется. Время от времени в поэму вплетаются пассажи, в которых содержится напоминание о том, сколь необходимы сообщаемые здесь знания о земледелии человеку, покорному воле богов. Связь лирических отступлений с основной темой оказывается подчас весьма свободной, и тем не менее они никогда не выпадают из общего изложения, а неизменно подкрепляют умудренный и проницательный взгляд на вещи.

Однако предлагаемые в поэме специальные советы ценны уже сами по себе, они непосредственно и успешно применяются даже и в современном земледелии. Разумеется, у Вергилия имелись предшественники в литературе, в том числе великие греки – Гесиод, Теофраст, Арат, Никандр, а также трактат карфагенянина Магона в латинском переводе и труды римлян, прежде всего Катона Старшего. Кроме того, Вергилий вводит в поэму и собственные тщательно выверенные наблюдения за природой и сельским хозяйством.

Одним из главных источников Вергилия являлась философская поэма De rerum natura (О природе), принадлежащая его старшему современнику Лукрецию, где тот выступил страстным поборником эпикурейского материализма. Отзвуки этой поэмы слышатся в Эклогах, а в двух последних больших произведениях Вергилия они весьма часты, подчас повторяясь через несколько строк. В Георгиках он заимствует многие поэтические обороты Лукреция, но поворачивает их так, что они служат выражению взглядов, противоположных материализму. Ибо сам Вергилий отстаивает глубоко религиозное воззрение на мир, в котором правят духовные силы и цели. Человек здесь обретает наивысшее блаженство не через эпикурейские спокойствие и отрешенность, но в тяжком сельском труде, в нравственном и физическом здоровье, наслаждаясь красотой природы, опираясь на патриотическую любовь к Италии и веру в божественное провидение.

 IGDA ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ГЕОРГИКАМ. На миниатюре 15 в. Вергилий описывает жизнь пчел.

Энеида.

В античном комментарии Сервия на Буколики сообщается, что первоначально Вергилий замышлял историческую поэму о древних царях Лация, но потом предпочел мифологический эпос, избрав распространенную легенду об Энее, который спасся после взятия Трои и отправился на запад. Первая половина поэмы, описывающая странствия троянцев, основывается на Одиссее Гомера, вторая, описывающая сражения в Италии, следует образцу гомеровской Илиады. Сперва Вергилий написал Энеиду в прозе, разбив ее на 12 книг. Затем он приступил к постепенному переложению ее в стихи, причем делал это не подряд, а обращаясь каждый раз к тому отрывку, который наиболее соответствовал его настроению. Когда Вергилий творил, неистощимые источники его памяти и ума проливались дождем поэтических строк, которые подвергались затем критическому разбору и отделке.

Согласно Вергилию, после решающей битвы и гибели Трои Эней плывет в Италию. По пути он оказывается в различных краях, в частности в Карфагене, где Эней и царица Дидона влюбляются друг в друга. Однако судьба принуждает Энея продолжить свой путь в Италию, а Дидона в отчаянии накладывает на себя руки. Прибыв в Италию, Эней посещает кумскую Сивиллу, оракул Аполлона (возле Неаполя) и получает дозволение спуститься под землю, в мир теней умерших. Здесь ему открываются тайны суда на мертвыми, ожидающих их кары или блаженства и нового телесного воплощения душ. В частности, Эней видит многих римлян, которым еще предстоит сыграть роль в истории города, когда придет их черед явиться на свет. Обогащенный этим опытом, Эней заключает союз с Латином, царем Лация, но очень скоро этот мир рушится по воле богов. Разгорается война, которая завершается лишь после того, как Эней убивает Турна, отважного предводителя вражеских сил. На всем протяжении поэмы Эней получает божественные указания, и, когда ему удается их понять, он неизменно повинуется им и ему сопутствует успех. Энею покровительствует его мать, богиня любви Венера, он пользуется также благосклонностью верховного божества Юпитера, воля которого соответствует велениям судьбы. Однако Юнона, могущественная супруга Юпитера, выступает противницей Энея, помогая его врагу Турну. В конце поэмы Юпитер и Юнона заключают компромисс: троянцы и латины должны объединиться, позднее им будет вручена власть над Италией и всем миром.

Эней бывает слабым, неразумным, жестоким. Здесь мы имеем дело с еще одним примером подхода Вергилия. Ему недостаточно воспевать легендарное прошлое, в поэме должно присутствовать также историческое прошлое и настоящее. В частности, Эней (и отнюдь не в одних лучших своих проявлениях), возможно, походит на Августа, которого Вергилий поддерживал, с оговорками и разочарованиями. Распространено убеждение, и в нем нет ничего невероятного, что заставив таким образом Августа взглянуть в зеркало, Вергилий сумел повлиять на императора. Прибегая к тонким намекам на историю о началах Рима, Вергилий дает понять, что и в выигранной Августом гражданской войне правда была не только на стороне будущего императора.

Основополагающим для Вергилия остается принцип примирения, проистекающего из глубокого и непредвзятого сочувствия. Столь же важна для поэта чуткость к музыкальному звучанию слов, страсть к созданию гармоничных созвучий. Звук преобладает, зачастую он рождается у Вергилия первым, и из него является смысл. При жизни Вергилия латинский гекзаметр еще не утратил своего значения. Поэт приложил немало усилий для того, чтобы достичь в этом стихе вершин совершенства. Согласно источникам, за утро Вергилий успевал написать много строк, а в течение дня пересматривал их и отделывал, оставляя к вечеру по нескольку строк, а иногда всего лишь одну. Так, при создании Георгики Вергилий писал всего по одной строке в день.

 IGDA Итальянская фреска 17 в. по мотивам эпоса Вергилия Энеида
 IGDA ИЛЛЮСТРАЦИЯ к эпосу Энеида

Отзывы современников.

Вергилий достиг вершин успеха еще при жизни. Вскоре после обнародования Эклоги начали исполнять со сцены, причем зрители приняли их с восторгом. Когда Вергилий появлялся в театре, его встречали восторженнее, чем самого императора. Имелись, однако, и критические отзывы. Несколько уничижительных разборов его поэзии были написаны еще при жизни Вергилия. Их авторы в первую очередь не одобряли подход Вергилия к его предшественникам. Под конец жизни он отправился в Грецию с намерением провести там три года за редактированием Энеиды, с тем чтобы обезопасить ее от нападок самых злобных критиков. Но вскоре болезнь принудила поэта вернуться. Перед смертью он хотел сжечь свой шедевр, однако, покоряясь приказу Августа, удовлетворился просьбой к друзьям, Варию и Плотию Тукке, издать поэму, вычеркнув из нее все лишнее, но не добавив ни единой строчки.

Рукописная традиция.

Сохранилось много рукописей Вергилия, в большинстве своем они вполне надежны. Не менее семи рукописей исполнены до 600, а три – совсем ранние, ок. 4 в., но они содержат лишь короткие отрывки. Имеются, однако, три больших изначальных рукописи: M (Медицейская), P (Палатинская) и R (Римская). Каждая из них не лишена пропусков, но вместе они содержат все подлинные произведения Вергилия. Первое типографское издание не датировано, предполагается, что оно вышло в Риме ок. 1469. С тех пор новые издания появляются почти каждый год.

Вергилий в последующие эпохи.

Уже очень скоро поэмы Вергилия стали изучать в школе. Они были переведены на древнегреческий. В античной Италии в честь Вергилия возводились храмы. На протяжении столетий профессиональные декламаторы устраивали в Риме публичные исполнения Вергилия. Христианская церковь признала его пророком. Существует легенда, что апостол Павел сокрушенно рыдал на могиле Вергилия. Рассказ о любви Дидоны и Энея запечатлен на полу виллы в Лоу Хэмз, относящейся к позднему периоду римского господства на Британских островах, и тот же сюжет упоминается в средневековом французском эпосе. В Реймском соборе исполнялась Вергилианская месса, в которой Вергилий и Сивилла соединяют свои голоса с голосами ветхозаветных пророков, вознося хвалу Христу, статуи Вергилия украшают романские церкви. Быстро распространилась и легенда о магическом искусстве Вергилия, книга о его колдовстве была переведена на все языки средневековой Европы. Вплоть до наших дней продолжают пользоваться гаданием по Вергилию, Sortes vergilianae, при котором указывают строку на раскрытой наугад странице Вергилия. Влияние Вергилия на литературу и язык в полном объеме оценить невозможно. Он был наставником Данте как в языке, так и в мудрости, и служит ему проводником в первых двух частях Божественной комедии. Некоторые исследователи и поныне считают Вергилия лучшим образцом для современных англоязычных поэтов. Нормативный стиль и синтаксис современных романских языков отчасти восходит также к Вергилию.

Вергилий. Энеида, 2-е изд. СПб, 1887
Вергилий. Энеида. М. – Л., 1933
Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971

Читайте также: