Верещагина диагностика в доу

Обновлено: 08.07.2024

Диагностика педагогического процесса в средней группе по Н.В. Верещагиной

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

  • 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • 2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;
  • 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;
  • 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются бал­лы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых до­лей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столб­цу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребен­ку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями про­блем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоот­ветствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образо­вательной области. (Указанные интервалы средних значений носят реко­мендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описа­ние тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное™ у ребенка того или иною параметра оценки. Следует отметить, что часто в период про­ведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда име­ются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, ра­ботающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководите­ли, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образо­вательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организа­ции:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расши­рены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспи­танников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель­ности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об­щении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблем­ная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.

  1. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил­люстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

  1. Имеет представления о мужских и женских профессиях.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, ат­рибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

  1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.

Форма проведения: индивидуальная.

  1. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

  1. Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употреб­ляет слова-антонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

  1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

  1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и ле­вой руками, отбивает о иол.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования //Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок­тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
  3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
  4. Ноткина //. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М., 2000

Диагностичкский инструментарий к педагогической диагностики по Верещагиной старший возраст

1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Задание: пригласи Муравья в гости к Белочке

Задание: разложить картинки в соответствии со знаками.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни

Картинки с изображением белки, дупла, муравейника и муравья.

Картинки с изображением опасных для жизни и здоровья предметов в быту,

картинки-знаки красный кружок- опасно, зеленый- не опасно

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя. Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

Задание: определи опасную и безопасную ситуацию 1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно

поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую — с изображением неопасных ситуаций. Ребята объясняют выбор.

набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций,

картинки-знаки красный кружок- опасно, белый- не опасно

2.Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

Наблюдение в быту и в специально- организованной деятельности за стилем общения, умением взаимодействовать друг с другом, оценивать свои поступки и поступки сверстников

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Почему Лиса и Журавль не стали друзьями ? Почему Лиса обманула Журавля? Приходилось ли тебе обманывать? Почему?

картинка с изображением ситуации

Наблюдение, проблемная ситуация, беседа

Индивидуальная, групповая, подгрупповая

4.Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается

Наблюдение за детьми в процессе слушания и восприятия ими произведений художественной литературы, рассматривания иллюстраций, беседы по услышанному

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

5.Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы

Наблюдение за включенностью воспитанников в трудовые дела в условиях детского сада: дежурство по столовой, уголку природы

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Задание 1 Расположи картинки в определенной последовательности, объясни последовательность действий по уходу за комнатными растениями в уголке природы.

В процессе наблюдения обратить внимание на самостоятельность ребенка в трудовой деятельности, охотно ли он участвует в выполнении поручений, ярко ли выражено стремление к помощи взрослым, результативен ли труд ребенка, сформированы ли основы культуры труда — бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка места, соблюдение правил безопасности.

В ходе разрешения проблемной ситуации обращаем внимание на последовательность правильной сервировки (с учетом количества приглашенных гостей, правильность расположения столовых приборов, безопасность пользованиями ими во время сервировки)

Карточки с изображением комнатного растения 2 одинаковых, грабельки, лейка, салфетка, распылитель.

Детская мебель, стол, стулья детская посуда (тарелки глубокие, плоские, чашки, блюдца, вилки, ложки, ножи, салфетки), кукла, фартуки для дежурных.

6.Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества

Наблюдение за трудовой деятельностью детей во время прогулки

Наблюдение за участием детей в процессе хозяйственно-бытового труда в игровой комнате (уборка игрушек, вытирание пыли, починка игрушек, книг, стирка кукольной одежды и т.п.)

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

В процессе наблюдения обратить внимание на самостоятельность и целесообразность выбора детьми вида трудовой деятельности, включаемость, на освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.

В процессе наблюдения обратить внимание на выбор детьми трудовой деятельности, умение планировать свою работу, выбирать необходимые материалы для воплощения трудового замысла, договариваться о распределении трудовых обязанностей в группе сверстников, на результативность труда

Необходимые материалы для труда на участке (мётлы, грабли, тележки, носилки, лопаты, лейки, ведёрки и т.п.)

Салфетки для влажной уборки, таз для стирки кукольного белья, мыльный раствор, полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и т.п.)

7.Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль

Наблюдение за предпочтениями детей в игре

Задания: 1.Помоги распределить роли в игре.

2. Д/И « Профессии

3.Вопросы для беседы по рассказу: 1.О чем говорится в этом рассказе? 2.Какие игрушки были в кукольном уголке? 3.Что делал Алеша? 4.Как Саша вел себя в кукольном уголке? 5.Что он делал? 6.Что он сказал детям?

Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками , в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета , выдерживает принятую роль

Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации, Н. В. Верещагина


Автор: Н. В. Верещагина

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Год издания: 2014

Язык: Русский

Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации любой направленности (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 4-5 лет, что регламентировано п. 3.2.2 ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года). Пособие адресовано заведующим, методистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающей и компенсирующей направленности. Может быть интересно родителям, воспитывающих ребенка 4-5 лет, а также студентам…

Отзывы

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:

Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона — EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1 . Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Более подробно минформацию о системе мониторинга Н. В. Верещагиной можно посмотреть в разделе "Методическая копилка", "Мониторинг".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы ДОУ (Автор Н.В. Верищагина)

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:

Высокий уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).

Средний уровень - 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).

Низкий уровень - 0 баллов – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области).

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования принимают участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Технология работы с таблицами следующая:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы ДО.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Диагностика педагогического процесса во 2 группе раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Инструментарий педагогической диагностики во 2 группе раннего возраста (2-3 года).

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация ожжет быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Таблицы педагогической диагностики во 2

группе раннего возраста заполняются 1 раза в год – в конце учебного года, так как в начале учебного года у малышей протекает адаптационный период.

Логопед дефектолог детский психолог в Краснодаре

Логопед дефектолог детский психолог в Краснодаре

Логопед дефектолог детский психолог в Краснодаре запись закреплена

Для дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности, где речь нарушена вторично, и алалии, ЗРР (с первичным расстройством речевой системы) Н.В. Верещагина разработала задания для экспресс-диагностики интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста (до 3 лет). Данная методика включает в себя следующие направления оценки.

1. Оценка общего психического развития: цветовой гнозис, различение форм, предметный гнозис; мышление и способы деятельности; зрительно-эмоциональная память; произвольное внимание.

2. Оценка игровой деятельности: действия с игрушкой; игровые действия.

3. Оценка двигательной сферы: общая моторика; движения пальцев рук.

4. Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы: контактность; фон настроения, реакции на поощрение и наказание.

5. Оценка речевой сферы: пассивный словарь; логопедический диагноз.

6. Особенности нервной системы: функциональная асимметрия (подчеркнуть), скоростные характеристики деятельности.

Всего 24 пробы, оцениваемые по трехбалльной шкале по принципу:
3 — выполнил самостоятельно, и соответствует норме;
2 — выполнил с чьей-то помощью, или есть признаки несоответствия;
1 — не выполнил, и выраженное несоответствие.

Для оценки параметров нервной системы:
3 — возбудимость, гиперактивность, расторможенность поведения;
2— баланс тормозимости и возбудимости, упорядоченное поведение;
1 — чрезмерная медлительность.

Для оценки профиля функциональной асимметрии (по Николаевой Е. И.):
3 — выраженный (все признаки правые или левые);
2 — смешанный (сочетание правых и левых признаков);
1 — невыраженный (симметричный — отсутствие ведущего канала восприятия в каком-либо параметре оценивания).

Опыт применения карты показывает простоту ее заполнения, удобство использования и эффективность в оценке параметров развития ребенка.
Обработка карты так же проста, как и ее заполнение. Результаты исследования по каждому параметру заносятся в таблицу в балльных значениях. Затем подсчитывается среднее значение, которое рассматривается как показатель сохранности интеллектуальной (психоречевой) системы ребенка раннего возраста.

Выделены балльные показатели уровней психоречевого развития ребенка раннего возраста:
• соответствие возрастным нормативам — более 2,31 балла;
• незначительное отклонение от возрастных нормативов — 1,71—2,3 балла;
• выраженное несоответствие возрастным нормативам — менее 1,7 балла

Анализ индивидуальных показателей развития, отраженных в карте, позволяет с высокой степенью вероятности определить наличие интеллектуальной недостаточности у ребенка до 3 лет. Прогностическая способность карты составляет 73%. Прогностическая способность высчитывалась автором в течение 3 лет по результатам первичной диагностики по карте детей с проблемами в развитии на начало учебного года (сентябрь) и по соответствию полученного заключения выводам о результатах коррекционно-развивающей работы на конец учебного года (май). Получилось, что заключение по карте на сентябрь в 73% случаев соответствует выводам в мае.

Карта обследования интеллектуального развития детей раннего возраста представлена в приложении №1.

Логопедическое обследование безречевых детей осуществляется по следующим направлениям.
Сбор анамнеза.
Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.
Реакция на голос
Различение неречевых звуков
Различение речевых звуков
Выявление объёма и точности словаря.
Покажи игрушки
Слова обобщающего характера
Соотнесение предметов с их значениями
Объём глагольной лексики
Понимание названий признаков предметов
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.
Понимание форм ед. и мн. ч. сущ.
Понимание пространственных предлогов
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов
Понимание предложений—инструкций
Изучение неречевых функций.
Ориентировка в пространстве
Ориентировка на плоскости
Наличие праксиса позы при имитации движений (общая моторика)
Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференциации движений пальцев и способности к переключению
Оральный праксис
Способность к переключению движений
Конструктивный праксис
Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности
Изучение невербальных компонентов коммуникации.
Реакция на незнакомого человека
Реакция на впечатление
Способность к подражанию
Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникационно значимых жестов
Способность изображать и играть роль

Выводы:
Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

- Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.
- Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

- Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию. Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями. При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна. ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка ____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
Возраст на момент обследования ____________________________________

Оценка общего психического развития

1. Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда - всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).

4. Мышление и способы деятельности:
• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);
• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту <подчеркнуть).

Оценка игровой деятельности

Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),
Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)

Оценка двигательной сферы

Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).

Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы

Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть).

Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть).

Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка речевой сферы

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Особенности нервной системы

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):
• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;
• нога: правая, левая, нет предпочтения;
• ухо: правое, левое, нет предпочтения;
• глаз: правый, левый, нет предпочтения.

Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):
• возбудимость;
• медлительность;
• застреваемость;
• другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),

Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

Карта логопедического обследования безречевого ребенка
Подготовительная часть:
Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

- Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.
Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.
Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)
2 игрушки___________ .
3 игрушки __________ .
Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

Выявление объема и точности словаря

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

Читайте также: