Диагностика звукопроизношения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 — 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

Но прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного звукопроизношения, нужно обследовать речь детей.

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

Учебно - методический комплект диагностических методик по обследованию звукопроизношения дошкольников создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Назначение: изучение и наблюдение за звуковой стороной речи детей дошкольного возраста.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:
гласные: А, О, У, Э, И, Ы;
свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;
сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ;
глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В — в твердом и мягком звучании: П'-Б', Т'-Д', К'-Г', Ф'-В';
мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, звук С — межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется ТЬ и т.п.).

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

У кошки пушистый хвост.
Саша уступил место старушке.
Медвежонок залез на сосну.
У наседки пять пушистых цыплят.
В чаще щебечут птицы.
И др.

Произношение сонорных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.).

Предложения для повторения:

Пара разбила тарелку.
Маляр красит ларек.
Корабль украшен флагами.
Орел
на горе, перона орле.

При обследовании произношения согласных звонких и глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3) нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает белка. Дети видели в лесу дупло дятла. У Зины болят зубы. Соня завязывает синий бант. Змея шипит, а жук жужжит. И др.

Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, белье, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.
Ребята любят изюм.
Тетя Нюра сварила кисель из клюквы.
И др.

С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется,. Отмечается, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И- А и т.д.;
КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;
ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;
КАП-ПАК-КАП-ПАК.
РАЛ-ЛАР-РАЛ-ЛАР.

Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить. Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов: маток вместо молоток, упрощение слогов: тулъ вместо стул, уподобление слогов: татуетка вместо табуретка, добавление числа слогов: команамата вместо комната, перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности: Петя пьет горькое лекарство. На перекрестке стоит милиционер. Космонавт управляет космическим кораблем. И др.

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин нарушения звуковой стороны речи ребенка и планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

Литература.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР

Ключевой частью данного исследования является проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Процесс составления диагностической программы опирался как на общие принципы логопедии – принцип научности, системности и доступности, наглядности, сознательности и активности, ндивидуального подхода, так и на специфические - принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.

Цель – выявить особенности звукопроизношения, характер органических поражений артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста с ФФНР. Задачами исследования будут являться следующие:

1. Исследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата.

2. Выявить уровень развития звукопроизношения изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:

— четкость артикуляционных движений;

— быстроту и плавность их воспроизведения;

— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,

1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.

0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.

Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.

2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.

1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.

0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.

Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.

Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой.

Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:

1.Произношение звуков в словах.

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.

2.Произношение звуков в предложениях.

3.Произношение изолированно звука.

Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с', з'; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к', г', х';28 звонких: в, б, и др.; мягких: г', д', н' и др.

3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

В связи с тем, что состояние звукопроизношения зависит от состояния фонематических процессов, мы считаем нужным применение методик по исследованию фонематического восприятия и анализа и синтеза. Кроме того, успешность гипотезы, заявленной в начале исследования, предполагает оценку именно фонематических представлений у дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.

Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.

4 балла - точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;

3 балла - переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;

2 балл - ребенок допускает 2-3 ошибки;

1 баллов - многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.

0 баллов - ребенок не справился с заданием.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

4 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.;

3 балла - ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;

2 балл - испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;

1 баллов - ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.


Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.

Ключевые слова: звукопроизношение, артикуляционный аппарат, дислалия, коррекция, методы диагностики

По статистике Всемирной организации здравоохранения в России около 15 миллионов человек имеют ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности. Из них 20 % люди c различными нарушениями речи. И каждый года эта цифра растет.

Главной задачей в коррекции звукопроизношения большое значение имеет диагностика.

Первоклассники, приходя в школу, имеют различные речевые проблемы: недостатки звукопроизношения, нарушения интонационной выразительности, звуко-слоговой структуры речи, страдают такие важные элементы как память и внимание. Все эти проблемы вызывают трудности в общении, познавательной и интеллектуальной сфере.

В современном мире много места занимает телевидение и интернет,

постепенно вытесняя книги и живое общение. Компьютерные игры и просмотр современных мультфильмов перегружают не до конца, сформированную психику ребенка, все это пагубно отражается на психофизическом развитии. Перегруз информацией может привести к нервному срыву, а также к проблемам в развитии речи.

Очень часто сами родители обладают неточностями звукопроизношения, небрежно произносят те или иные слова. Дети слышат искаженный звук и произносят не правильно.

Основными обучающими моментами у детей младшего возраста являются: семья и детский сад, где ребенок проводит большую часть времени. В младшем (дошкольном) возрасте дети наиболее восприимчивы, педагог и родители должны обладать речевой точностью, очень четко произносить звуки, слова, правильно строить предложения, не забывая о том, что ребенок копирует и подражает взрослым.

Родителям следует уделять внимание речевой среде, в которой воспитывается и развивается ребенок с раннего возраста.

При обследовании ребенка с речевой патологией важно учитывать возраст. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Дети способны подражанию поэтому очень важно, чтобы они воспитывались в благоприятной речевой среде. Именно речь позволяет человеку познавать окружающий мир, общаться с людьми, с помощью языковых конструкций создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи — это с одной стороны формирование и формулирование мыслей, а с другой восприятие и понимание [2;3].

Значимую роль в обследовании и постановке диагноза следует уделить речевому слуху ребенка. Совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль над собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения [1;3].

Фонематический слух дает возможность научиться правильно, произносить звуки.

Развитие речевого слуха связано с овладением правильной речевой артикуляцией, интонацией. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Прежде всего, следует развивать именно фонематический слух, т. к. это способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и правилами.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является

формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен узнавать звуки речи, не смешивать их.

Схема обследования детей с дислалией по Г. А. Волковой [4].

Назначение: диагностика обследования детей дошкольного возраста с дислалией.

  1. Анкетные данные
  2. Сведения о родителях
  3. Общий анамнез
  4. Данные о развитии речи.

‒ Характер звукового лепета. В норме у ребенка в возрасте 4–5 месяцев.

‒ Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8–9 месяцев.

‒ Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году.

‒ Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 месяцев до 2 лет.

‒ Особенности динамической стороны речи: темп, ритм, интонация (предложить ребенку прочитать стихи или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией).

‒ Анатомическое строение артикуляторного аппарата. Отмечается наличие и характер отклонений в строении губ, челюстей. Прикуса, зубов, языка, неба (твердого, мягкого). Отклонение в строении артикуляторного аппарата выявляются визуально, логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.

  1. Состояние общей моторики: У детей с дислалиями общая моторика сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости координации и точности движений. Логопед предлагает ребенку выполнить определенные задания.
  2. Cостояние пальчиковой моторики.
  3. Состояние мимической моторики. Ребенок выполняет определенные задания, по окончании которых отмечается: мимика сохранна или недостаточно подвижны отдельные мимические мышцы.
  4. Cостояние орального праксиса.
  5. Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функции.
  6. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. Простой фонематический анализ:

‒ Выделение звука на фоне слова.

‒ Выделение начального ударного звука из слова.

‒ Дифференциация звуков по противопоставлениям.

‒ Определение места звука в слове.

‒ Определение количества звуков в слове.

‒ Исследование номинативного словаря. Логопед выясняет знание ребенком слов из определенных групп.

‒ Исследование атрибутивного словаря. Ребенку предлагается подобрать определения к словам.

‒ Исследование предикативного словаря. Ребенок называет действия по предъявленному предмету.

‒ Исследование грамматического строя речи.

‒ Исследование способности словоизменения. Изменения по падежам; преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа. Например: стол-столы и. т.д.

Образование имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Например: дом-дома-домов и. т.д. Согласование прилагательных с существительными. Используются предметные картинки.

‒ Исследование способности словообразования. Образование существительного уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображением предметов разной величины. Например: ложка-ложечка и. т.д.

Для подготовительной группы:

‒ Образование прилагательных от существительных.

Например: дерево-деревянный и. т.д.

‒ Образование глаголов движения с помощью приставок. Например: ходить-выходить и. т.д.

После обследования логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (результаты) и на основании этих данных пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение [4].

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта [5].

В заключение стоит повторить о том, что очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 года [5].

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук речи, слово, артикуляционный аппарат, логопедическое обследование, общая моторика, развитие речи, речевая патология, речевой слух, фонематический слух.

Ключевые слова

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

ребенок, звук речи, слово, речевой слух, речевая патология.

. слух, речевая патология, артикуляционный аппарат, развитие речи, общая моторика, логопедическое обследование, фонематический слух.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на.

Развитие фонематического слуха у детей старшего.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Особенности слухового и речевого развития у детей после.

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи. Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие.

Система работы по дифференциации звуков при.

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению.

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

ребенок, звук речи, слово, речевой слух, речевая патология.

. слух, речевая патология, артикуляционный аппарат, развитие речи, общая моторика, логопедическое обследование, фонематический слух.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на.

Развитие фонематического слуха у детей старшего.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Особенности слухового и речевого развития у детей после.

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи. Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие.

Система работы по дифференциации звуков при.

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению.

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад.

Оценить 20791 0

областное государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

работников образования (ОГБОУ ДПО УИПКПРО)

Выпускная квалификационная работа

Работу выполнил:

переподготовки ОГБООУ ДПО УИПКПРО

Манакова Ирина Михайловна

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

ОГБООУ ДПО УИПКПРО,

Починова Ирина Васильевна

Глава I . Теоретические основы в учреждении недостатков звукопроизношения у дошкольников.

Анализ структуры речевого нарушения при различных формах речевой патологии 5

Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе .11

Классификация дефектов звукопроизношения . 15

Глава II . Система коррекционной работы по выявлению и устранению выявленных недостатков звукопроизношения.

2.1. Причины недостатков звукопроизношения у дошкольников ……..……..18

2.2. Особенности работы по выявлению и устранению выявленных

недостатков звукопроизношения у дошкольников ……………………………..22

глава III . Опытно-экспериментальная работа по выявлению и устранению выявленных недостатков звукопроизношения

3.1. Методы и способы обследований звуковосприятия и форма учёта 23

3.2. Методы и способы обследований фонематического слуха и фонематического восприятия и форма учёта……………………………………..27

3.3. Педагогический эксперимент и его анализ 41

Библиографический список 58

В настоящее время актуальной проблемой современной логопедии является совершенствование теории и практики дифференцированной диагностики речевых нарушений. Актуальное включение в дошкольную образовательную практику методов психолого-педагогической диагностики будет способствовать своевременному выявлению трудностей и причин недостатков звукопроизношений у детей, целенаправленному анализу характера этих нарушений и выяснению условий для их коррекции и компенсации.

Речевая функция одна из важнейших высших психических функций, которая является важной составной частью общей культуры человека, средством общения людей и формой человеческого мышления.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Правильная речь способствует развитию предпосылок для специфических, человеческих, социальных контактов, осознанию и регуляции его поведения, адаптации в обществе.

Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, поэтому выявление и устранение речевых нарушений необходимо проводить в ранние сроки развития ребенка.

Известно, что наиболее значительный процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения. Своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их комплексной анализ способствует разработки адекватных путей и методов их преодоления, быстрому устранению их до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект.

Прежде всего, заметив отставания в развитии звуковой стороны речи, очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Обследование звуковой стороны речи ребенка представляет важное звено в общей системе изучения речевой деятельности.

Важность проблемы обусловили выбор темы педагогического проекта: Индивидуальное обследование звукопроизношения и методы коррекции выявленных недостатков у дошкольников.

Цель исследования:Определить степень выраженности и характер нарушений звукопроизношения в общей структуре речевого недоразвития и построить систему работы по их устранению.

Объект исследования: Дефекты произношения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Психолого-педагогические условия, направленные на коррекцию звукопроизношения, выявленного в процессе индивидуального логопедического обследования.

В соответствии с объектом, предметом и целью педагогического проекта были поставлены следующиезадачи:

1 . Определить механизмы или причины возникновения дефектов произношения, их структуру и характер.

2. Представить методы обследования звуковой стороны речи.
3. Систематизировать дидактический материал и рекомендации по его использованию для обследования звукопроизношения.

Гипотеза исследования: Индивидуальное обследование

звукопроизношения у детей дошкольного возраста будет, осуществляется более эффективно при следующих педагогических условиях:

организация диагностики игровыми методами и приемами;

обоснование применение метода обследования по определенным фонетическим группам;

правильный подбордидактического материала для обследования; выявление состояния артикуляционного аппарата и его подвижности;

система работы по коррекции недостатков звукопроизношения.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:

-теоретический анализ логопедической, психологической, анатомической,

педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

-комплексное психолого-педагогическое обследовании артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи;

подбор дидактического материала для проведения обследования дошкольников на предмет нарушения звукопроизношения;

Структура выполненной квалификационной работы: работа состоит из трёх частей: введения, теоретической основы исследования, практической основы исследования, опытно-экспериментальной работы и заключения, таблиц - 6, диаграмм - 5, библиографический список из 42 источников.

I . Теоретические основы в учреждении недостатков звукопроизношения

у дошкольников.

1.1. Анализ структуры речевого нарушения при различных формах речевой патологии.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клиникопедагогическая, вторая – психолого-педагогическая или педагогическая (по Р.Е.Левиной). (Приложение 1)

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. (Приложение 2)

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри — выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: 1) нарушения формы речи (устной или письменной); 2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения; 3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу; 4) нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; 5) нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического воздействия.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); 2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления.

Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомофизиологический механизм (субстрат нарушения), который нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.

Особое значение для решения вопросов диагностики и комплектования групп детей необходимо определить роль и место дефектов произношения в общей структура речевого расстройства, то есть:

является ли дефект произношения единственным, изолированным нарушением устной формы речи;

проявляются ли дефекты произношения как одно из составляющих структурно более сложного речевого расстройства - фонетико - фонематического недоразвития, что в целом характеризует недоразвитие звуковой стороны речи;

является ли дефект речи лишь одним из пяти составляющих недоразвития речи, где наряду с дефектами произношения имеет место недоразвитие фонематических процессов, навыков анализа и синтеза, звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя речи.

На основе теоретического анализа изучения данной проблемы, наглядно это может быть представлено в виде приводимой ниже таблицы.

Читайте также: