Вентиляция детского сада воздухообмен нормы

Обновлено: 05.07.2024

Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.

Звоните сейчас: . Отправьте заявку

Детские дошкольные учреждения

Сады и ясли строятся с учётом множества ограничений и условий, целью которых является создание оптимальных условий для пребывания ребёнка, его развития, отдыха и питания. Участки специализированных дошкольных учреждений отгораживаются от улицы, чтобы исключить попадание их воспитанников в опасную обстановку. Вопросам вентиляция детского сада уделяется особое внимание, т. к. от этого процесса напрямую зависит состояние микроклимата в местах пребывания людей. Воздух в них должен иметь выверенный диапазон температуры и влажности.

Детский сад

Сквозняк допускается только в пустых помещениях. Заканчивать аэрацию необходимо за 20–30 минут до открытия учреждения или возвращения детей с открытых групповых площадок. Воспитателям следует учитывать ширину лестничного марша, чтобы организованно и быстро переместить своих подопечных из одного места в другое, не допуская их перегрева. Проветривание в детском саду осуществляется в установленное распорядком дня время.

Нормы для детского сада

Действующие санитарные нормы регламентируют скорость обновления воздуха в каждом помещении и порядок проведения этой процедуры.

  • служебные и подсобные помещения — 1;
  • зал для музыкальных и физкультурных занятий — 2;
  • спальня детей ясельного возраста — 1,5;
  • класс для занятий детей — 1,5;
  • раздевалка — 1,5;
  • игровая — 1,5;
  • туалет и умывальник — 1,5-2;
  • медицинский пункт — 2;
  • кухня — 3;
  • комнаты для специальных дезинфицирующих и моющих средств — 5.

Бассейны должны иметь температуру воды и воздуха не менее + 30 °C. Воздухообмен в таких комнатах делается из расчёта по 50 м³ на человека в час.

Игровая зона

Запрещается использовать для строительства канальной системы асбестоцементные и пластиковые канализационные трубы. Противопоказано выводить в общий воздуховод вытяжки из санузлов, кухонь, сушилок и комнат, где играют и отдыхают дети. В помещениях с повышенной влажностью должно быть установлено вытяжное оборудование для постоянной откачки испарений, запахов и летучих соединений.

Специфика вентиляционных систем в детских садах

С технической точки зрения, проектирование систем воздухообмена в детских дошкольных учреждениях выполняется по тем же нормам, что и для других вентиляционных комплексов с аналогичной производительностью.

Но на практике всегда следует учитывать ряд специфических нюансов.

Основной такой особенностью является то, что на вентиляцию в ДДУ возложена не только задача по механическому возобновлению необходимых объёмов воздуха, но и непосредственная профилактика простудных заболеваний.

Профилактический эффект в данном случае достигается двумя путями:

  • создание воздушной среды, как можно менее благоприятствующей переносу болезнетворных бактерий и вирусов;
  • поддержание оптимальных температурно-влажностных параметров воздуха, необходимых для нормального функционирования иммунной системы ребёнка;
  • создание такой динамики воздухообмена, которая исключила бы локальное или общее переохлаждение детей.

Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения врача-педиатра, приоритет критериев, используемых при разработке вентиляции в детских садах, должен быть распределён в следующей последовательности:

  1. Относительная влажность воздуха на уровне 40-60%.
  2. Температурные ограничения (максимум 220C для спален, и максимум 240С для игровых).

Дело в том, что по СанПиН 2.4.1.3049-13, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжного типа, с естественным побуждением. Необходимая кратность замещения воздуха – порядка 1-1.5 (но не менее 50 м3 в час на одного человека).

Поскольку обеспечить указанную кратность только за счёт естественной инфильтрации через окна нельзя, то регулирование параметров воздушной среды осуществляется за счёт сквозных и угловых проветриваний, производимых в те периоды, когда детей в помещениях нет.

Периодичность и длительность таких проветриваний привязана к климатическому району и довольно точно регламентирована в указанных выше документах.

Кроме этого, в официальной документации есть явные противоречия в требованиях к качеству воздуха, поступающего как приток в системе вентиляции детского садика. Так, в ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 сказано, что качество воздуха, закладываемое в расчёте в ходе проектирования воздухообмена для ДДУ, больниц и поликлиник должно соответствовать 1-му классу. Что явно недостижимо в ходе сквозного проветривания, выполняемого в помещении, расположенном на первом этаже в густонаселённом микрорайоне.

С учётом всего вышесказанного, разработку систем вентиляции для детских садов должны выполнять только квалифицированные проектировщики, имеющие опыт в организации альтернативных схем воздухообмена с обеспечением требуемого качества воздуха.

Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный вариант

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция – приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха – то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года – до 20 минут.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).

Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха – чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.


схема вентиляции детского сада

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

Обслуживание системы вентиляции детских садов не требует существенных усилий и финансовых вложений. Однако плановое проведение обслуживания необходимо. Как правило, для такого типа объектов как детский сад обслуживание достаточно проводить 2-4 раза в год. Единственное исключение для вентиляции и соответственно для обслуживания заключается в пищеблоке, который по своему принципу работы похож на кухню кафе или ресторана.

Общие рекомендации

В завершение обзора ещё раз перечислим несколько неочевидных особенностей, характерных для вентиляции в детских садах:

  • при сквозном проветривании в холодное время года, происходит замещение внутренней атмосферы на более сухой наружные воздух, нагрев которого приводит к ещё большему высушиванию (как правило, до 20-30%, вместо положенных 40-60%);
  • повышенная температура в игровой и в спальне, возникающая в результате нарушения графика проветриваний, далеко не положительный фактор, поскольку от этого дети потеют и становятся более восприимчивыми к любым, даже самым слабым, сквознякам.

С учётом вышесказанного, настоятельно рекомендуется вместе с установкой или модернизацией системы вентиляции принять все меры для точного и регулярного контроля таких параметров, как температура и относительная влажность воздуха.

ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Preschool educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" (ОАО "МНИИТЭП"), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [4] к зданиям дошкольных образовательных организаций" и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [1] в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [2], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [3]; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности [5], а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.

Изменение N 1 к СП 252.1325800.2016 "Здание дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования" разработано авторским коллективом АО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2 Свод правил устанавливает требования:

- к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры;

- к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;

- к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;

- к пожарной безопасности ДОО;

- к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;

- к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;

- к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.

1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.

1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО, отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.

1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:

- отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;

- встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19245-93 Коляски детские. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 53491.1-2009 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности

ГОСТ Р 55677-2013 Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130-2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменением N 1, 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" (с изменениями N 1, 2)

СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2)

СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, 2)

Детские сады и ясли требуют качественной системы вентиляции, так как именно от нее в большей степени зависит самочувствие малышей. Чистый воздух и его правильные влажностно-температурные характеристики обеспечат в помещении комфортный микроклимат, а это крайне необходимо для нормального развития детей такого возраста. Также постоянный поток свежего воздуха является лучшей профилактикой инфекционных заболеваний.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что плохо продуманная система вентиляции может вызывать сквозняки или некомфортную температуру в помещении, что может приводить к простудам детей, поэтому очень важно отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.

Выбор системы вентиляции для детского сада

Согласно с действующими нормами законодательства детские сады должны находиться в отдельно стоящих постройках и оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Это определено в СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".

Инженеры еще до этапа проектирования собирают информацию об особенностях климата, где будет располагаться детский сад, о средних показателях температуры, влажности, воздухообмена и параметрах помещения. Это позволит учесть все нюансы во время работы над проектом системы вентиляции детского сада. Также все показатели будущей системы вентиляции должны соответствовать данным, приведенным в таблице.

Таблица расчетных параметров воздуха

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Игровая, приемная младшей ясельной группы

Групповая, раздевальная комната:

группы раннего возраста

2 младшей группы

средней и старшей группы

Спальни ясельных групп

Спальни дошкольных групп

Туалетные ясельных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Помещение бассейна для обучения плаванию

по расчету, не менее 50 куб.м. в час на ребенка

Кабинеты массажа и физиотерапии

Требования СанПиНов для детского сада

Действующие санитарные нормы регламентируют скорость обновления воздуха в каждом помещении и порядок проведения этой процедуры.

  • служебные и подсобные помещения — 1;
  • зал для музыкальных и физкультурных занятий — 2;
  • спальня детей ясельного возраста — 1,5;
  • класс для занятий детей — 1,5;
  • раздевалка — 1,5;
  • игровая — 1,5;
  • туалет и умывальник — 1,5-2;
  • медицинский пункт — 2;
  • кухня — 3;
  • комнаты для специальных дезинфицирующих и моющих средств — 5.

Бассейны должны иметь температуру воды и воздуха не менее + 30 °C. Воздухообмен в таких комнатах делается из расчёта по 50 м³ на человека в час.

Игровая зона

Запрещается использовать для строительства канальной системы асбестоцементные и пластиковые канализационные трубы. Противопоказано выводить в общий воздуховод вытяжки из санузлов, кухонь, сушилок и комнат, где играют и отдыхают дети. В помещениях с повышенной влажностью должно быть установлено вытяжное оборудование для постоянной откачки испарений, запахов и летучих соединений.

Основные решения по вентиляции и кондиционированию

Вентиляция детского сада проектируется с учётом климатических условий и господствующей погоды. В соответствии с действующими нормами дошкольные учреждения оборудуются приточно-вытяжными вентиляционными системами с естественным побуждением.

Вентшахты детсада

Существуют следующие варианты обустройства таких систем:

  1. Традиционный (аэрация). Функционирует за счёт использования в строительстве законов физики. Приток осуществляется через приоткрытые окна, специальные отверстия и проёмы. Выходит отработанный материал через каналы, ведущие на крышу здания. Воздухообмен происходит из-за перепада давления и разницы в температуре внутри и снаружи строения.
  2. Современный. Предполагает использование приборов и механизмов, которые закачивают, очищают, нагревают, увлажняют или осушают воздух. Мощные вытяжные вентиляторы откачивают его после того, как он насытился влагой и углекислым газом. Контрольная аппаратура регулирует интенсивность и параметры поступления и удаления воздуха, поддерживая комфортный микроклимат в помещениях.

Механическая вентиляция требует финансовых вложений, но они окупаются за счёт того, что дети перестают болеть из-за переохлаждения и пребывания на сквозняках.

Традиционный подход

В традиционных вариантах, вытяжка обеспечивается за счёт естественной конвекции через специальные вентиляционные шахты, подводимые к смежным помещениям. Для пищеблоков, медицинских пунктов, прачечных и санитарных комнат должны быть предусмотрены отдельные вытяжные каналы.

Производительность вытяжки определяется с учётом климатического района, в котором находится проектируемый детсад. При этом необходимая кратность берётся не из готовых таблиц, а рассчитывается как производная от температурного режима помещения.


В таблице справа перечислены основные типы помещений, встречаемые в проектах детских садов, а также указаны базовые уровни температуры воздуха, соблюдение которых должна обеспечивать разрабатываемая система.

Обратите внимание, что по официальным нормативам отдельный приток положен только тем детсадам, которые расположены в I климатическом районе.

Во всех остальных случаях, приток обеспечивается за счёт естественной инфильтрации, подачи через фрамуги и форточки, а также в ходе проветриваний.

В некоторых случаях допускается механическое побуждение воздухообмена через вытяжку (в пищеблоках, душевых, санитарных комнатах.)

Из ключевых требований, учитываемых при расчете проекта вентиляции по традиционной схеме, следует отметить следующие:

  • запрещено использовать воздуховоды из асбестоцементных труб;
  • площадь форточек должна составлять не менее 1/50 от площади пола.

Монтаж отдельных противодымных или противопожарных воздуховодов в детских садах, как правило, не производится.

Современный вариант вентиляции

Несмотря на то, что несовершенство традиционной методики проектирования кажется очевидным, современные схемы вентиляции в детских садах применяются достаточно редко.

Отчасти это обусловлено тем, что полностью автономные приточно-вытяжные системы в несколько раз дороже традиционных вариантов, как в плане проектирования, так и по стоимости обслуживания. Немаловажно в данном случае и то, что для каждой вспомогательной подсистемы надо будет построить отдельную сеть воздуховодов.

Вторая причина – неизбежные потоки более холодного наружного воздуха, создаваемые приточными диффузорами в системах вентиляции постоянного действия (такой эффект наблюдается даже в тех случаях, когда приток подается через калорифер или рекуператор).

Тем не менее, в тех детсадах, которые не зависят от муниципального бюджета, сегодня устанавливают механизированные приточно-вытяжные системы вентиляции, позволяющие не только точно контролировать температуру в помещениях, но и сразу выполнять коррекцию влажности воздуха.

Но надо учитывать, что такая система должна обеспечивать условия для полного обеззараживания воздушных потоков, а также допускать проведение регулярной чистки воздуховодов и замены фильтров.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).


Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

Способы улучшения вентиляции и воздуха

Существующие способы улучшения вентиляции воздуха в помещении детской комнаты негласно разделяют на малый, средний и высокий бюджетные варианты.

При скромном бюджете, или его отсутствии, от родителей требуются элементарные действия:

  • проверка и чистка вытяжки;
  • санитарная обработка вентиляционной решетки, либо ее замена;
  • увеличение количества ежедневных проветриваний и времени, выделяемого для них;
  • регулярная влажная уборка в помещении.

Если предпринятые меры не соответствуют вашим ожиданиям, придется прибегнуть к вложению средств.

Средний бюджет, выделяемый на качественное улучшение вентиляции, предполагает монтаж вентиляторов в вентиляционные каналы. При этом необходимо помнить, что бесперебойная и удовлетворительная работа данного оборудования имеет прямопропорциональную зависимость от направления и скорости ветра, а также перепада температур между помещением и улицей. Наиболее приемлемое решение при данных бюджетных особенностях – автоматическое включение приточного или вытяжного вентилятора. Также его можно связать с датчиком углекислого газа.


Монтаж приточного клапана допускается в подоконники или зазоры, имеющиеся между профилем и стеклопакетом. Но такие меры не спасут от духоты ни вас, ни вашего ребенка. Они приемлемы только для холодных времен года.

Еще один вариант – установить проветриватель. Принцип работы данного устройства заключается в принудительном проветривании комнаты за счет притока воздуха. В конструкцию проветривателей входят вентиляторы, фильтры, электроника, иногда – нагреватель. Воздух поступает в сквозное отверстие через стену.

Альтернативой стеновому приточному клапану выступает бризер. Это схожее с проветривателем устройство, имеющее режим рециркуляции.

Рециркуляция воздуха с высокой степенью очистки обеспечивается фильтрами НЕРА. С их помощью происходит одновременная замена некачественного воздуха из помещения на свежий, поступающий с улицы. Бризеры могут быть оснащены функцией климат-контроля и работать независимо от погодных условий. Для спальни ребенка выбирается бризер с пониженным уровнем шума.


Работа бризера может быть выстроена автоматически. Для этого необходимо задать требуемый уровень углекислого газа. Управление устройством осуществляется дистанционно – с помощью пульта или смартфона.

Существуют также приточно-вытяжные вентиляционные установки с рекуперацией тепла. Их устанавливают в комнату отдельным блоком. Монтаж такого оборудования, доверяют специалистам. Установки автоматически очищают воздух, подогревают, или охлаждают его. Являются полностью автономными.

Новое поколение таких агрегатов значительно меньше поглощает электроэнергию, чем его предшественники. Это стало возможным благодаря встроенным теплообменникам с разными функциями – конденсации, испарения и поглощения излишек тепла.

Высокий бюджет, выделяемый владельцами жилья для улучшения качества вентиляции, предполагает существенные финансовые вложения в дорогие автономные системы вентиляции домов и квартир.

8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

Ну, пусть проветривают, ладно. Против этого положения только лишь большинство родителей, чьи дети простывают на сквозняках, но кто их спрашивал? Свежий воздух полезен, будем проветривать.
Далее следует развернутое пояснение, как, когда и какими способами следует осуществлять это самое проветривание. Мы это пропускаем, мы проветривать не будем, нам нужно что-то по вентиляции. Вот находим.

8.7. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3).

Если мы имеем детский сад в Москве, которая относится ко второму климатическому району, то мы, сведя всю полученную информацию, понимаем, что мы должны обеспечить 1,5 кратную вытяжку наряду со сквозным проветриванием каждые 1,5 часа. Такая вентиляция будет.

Можно в данной ситуации использовать сплит-системы с настилающими по потолку струями. Сплиты будут включаться только воспитателями или заведующими ДДУ, кратковременно, во время пиковых тепловых нагрузок, по оценкам текущего состояния климата в помещении. Решение, честно говоря, тоже так себе, но хотя бы так. И вот, мы имеем. Автономная приточно-вытяжная вентиляция для каждой группы детей. Частотники, работающие от оконных датчиков. Местные сплит-системы для кратковременного снятия жары. Вроде бы момент истины.

Попробуем тогда зацепиться за первый пункт 8 раздела того же СанПиНа.

8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

5.4. Качество воздуха в помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать согласно ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 необходимой величиной воздухообмена в помещениях.

Далее по ссылкам. Открываем ГОСТ 30494.

5.3 Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса.

А вот это уже очень интересно. Интересно с той точки зрения, что мне видится в этом явное противоречие нормативов. У меня дома окна находятся на третьем этаже и летом по слою пыли на подоконнике я никак не нахожу воздух, проникающий с улицы, хоть сколько-нибудь чистым. Детские сады – это первые этажи. Проветривание каждые 1,5 часа, - сквозное проветривание,- это шлейф пыли и газов с улицы по всем помещениям.

В данной ситуации само собой напрашивается только одно решение, это решение действительно способно закрыть многие бреши. Руфтоп. Это и чистый отфильтрованный воздух. Это и максимально точное поддержание температуры в помещении. Не нужны никакие сплиты. Вспоминаем мысленно глаза заказчика. То он умные дома проектирует, теперь он вообще руфтоп захотел. А к чему присобачить опять это обязательное проветривание и как его увязать?

Возможно, нас выручит приоритетность нормативов, и мы полностью откажемся от одних норм в пользу других. Если один фактор портит всю картину, то нужно постараться его исключить. Исключить проветривание через окна. Ведь есть прекрасное распоряжение Правительства 1047-р. Называется оно "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Откроем его. В перечне стандартов нашего СанПиНа нет, вообще нет никаких СанПиНов. Но зато есть ГОСТы! И чудо – именно наш ГОСТ 30494!

Вроде бы все прекрасно, но мы никогда не должны забывать, где мы живем. ГОСТ 30494 утвержден не весь, а только один из его разделов №3. Требования 1-го класса качества воздуха в детских учреждениях отмечены в разделе №5. Мы вернулись к тому, с чего начали. Руфтопа не будет.

Я не просто так решил написать эту статью. Я уже долгое время хожу подобными кругами. Я со многими советовался, я выставлял затронутые здесь вопросы на форумах. Я так и не получил ответа, который бы снял все сомнения и прояснил картину. Все мои попытки углубиться в вопрос климата в детских садах приводят меня к новым вопросам. И каждый новый круг раз за разом возвращает нас к СанПиН 2.4.1.3049-13. Поскольку ни один иной норматив не несет такой ярко выраженной окраски,- ведь он позиционируется как документ, разработанный специально для ДДУ.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм


introvent




Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Ясно. Вопроса не поняли, считаете спрашивающего несведущим.
Задам вопрос по иному - чем не устроил термин "Центральный кондиционер", тем, что пропадёт часть пафоса повествования? И в своём "пояснении" вы привели упрощённый вариант, без секции с вторым вентилятором и удаления воздуха.
Ну, в принципе, на текст для эмоций настраивает уже его первое предложение, так что понятно.


Gosh



Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм


introvent


Уважаемый Gosh, спасибо за участие и пояснения.
Сказать по правде, при написании данной статьи я имел целью свести людей к обсуждению. Я тоже могу не понимать и неправильно оценивать какие-то вещи. Особой дискуссии не возникло, и тогда я обратился к зарубежным источникам.
Что ж, мы не одиноки!
Город Гермеринг, Германия. Детский сад "Маленький Мук". Строительство 2015 год.
Администрация города в лице главного архитектора Юргена Тума вносит предложение, где механическая приточно-вытяжная вентиляция совмещена с механическим же открытием оконных фрамуг по таймеру либо по датчику СО2. Приточная установка во время проветривания отдыхает. Предложены соответствующие расчеты по энергоэффективности такого подхода.
На городском совете предложение было отвергнуто количеством голосов 8 к 5. Неоправданная растрата энергии.
Приговор:
Man kann doch einfach zum Lüften ein Fenster aufmachen. (Можно же для вентиляции и просто окна открывать).

К Вашему вопросу о том, что же я предлагаю,- я пока не могу определенно ответить. Я нахожусь в середине своих исследований этого вопроса. Это займет какие-то время. Полагаю, в скором времени я напишу по этой теме что-то более утверждающее, инженерное и обоснованное.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм


Не надо безграмотностью обосновывать "минусы" центрального кондиционирования. Тем более, что чуть ниже сами предлагаете

В данной ситуации само собой напрашивается только одно решение, это решение действительно способно закрыть многие бреши. Руфтоп.

то есть центральный моноблочный кондиционер крышного исполнения.

Вопрос. Чтобы понять на каком фундаменте можно строить обсуждение. Кто Вы по специальности?


introvent


Понятийную разницу вижу в следующем:

Центральный кондиционер
Центральный кондиционер – представляет собой неавтономную систему кондиционирования воздуха с функциями системы вентиляции, очистителя воздуха и увлажнителя. Неавтономность подразумевает под собой невозможность работать самостоятельно, без внешних источников тепла иди холода.
Крышный кондиционер (Rooftop)
Крышный кондиционер, другое название которого – Roof-top (руфтоп) является моноблочной холодильной машиной.
Главное отличие крышного кондиционера в том, что он является моноблоком (т. е. вся система кондиционирования находится под одним корпусом), в то время как центральному кондиционеру необходим внешний источник холода.
На рынке руфтопы позиционируются как установки, способные контролировать температуру с точностью 0,5 град.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

он является моноблоком (т. е. вся система кондиционирования находится под одним корпусом), в то время как центральному кондиционеру необходим внешний источник холода

1. "Контролировать" и "поддерживать" не одно и то же. "Контролировать" зависит только от датчика и считывающего прибора. "Поддерживать" с такой точностью параметры в помещении ни один крышный моноблок не в состоянии.
2. Крышный кондиционер является центральным. Обработка воздуха производится именно в нём и именно в одном месте, далее воздух с едиными параметрами распределяется по сети воздуховодов.

Вопрос о специальности остался открытым. Слишком явные провалы.


introvent



Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Ну, тогда вопрос как проектировщику ОВиК.
Поясните, пожалуйста, с точки зрения воздухораспределения и обеспечения параметров в рабочей зоне разницу между "руфтопом" и "центральным кондиционером".
Параллельно постарайтесь и обосновать вот эти моменты:

В данной ситуации само собой напрашивается только одно решение, это решение действительно способно закрыть многие бреши. Руфтоп. Это и чистый отфильтрованный воздух. Это и максимально точное поддержание температуры в помещении.


А также, чего уж там мелочиться, поведайте о том, как в помещениях с центральным кондиционированием "оставляла желать лучшего" точность поддержания параметров (производство оптики и электроники, к примеру, во времена СССР) и как из кондиционируемых помещений массово уходили на больничный по причине сквозняков и больших перепадов температуры.
Создаётся впечатление, что с предметом, несмотря на специальность, Вы знакомы крайне поверхностно. А это сводит ценность эмоциональных выкладок к ничтожно малой величине.


Gosh



Skaramush

Читайте также: