Великан на поляне свой мусор всегда с собой краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов. Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология — это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе.
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ
Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук — бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, — насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают.
Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.
О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК
Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
— Как хорошо жить на свете, — сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
— Да, — поддержал другой. — Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк — что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку.
— Помогите! Помогите! — услышали жуки.
— Помогите! Помогите! — раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
— Что случилось? — спросили два приятеля в один голос.
— По. По. Помогите! — прилетевший жук пытался отдышаться. — По. По. Посмотрите, не бегут ли они за мной?
— Кто?! — воскликнули жуки, и опять в один голос.
— Мальчишки, конечно же мальчишки, — ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
— Успокойтесь, — сказал один из жуков солидно. — За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это — мальчишки?
— Вы счастливые, — произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. — Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы.
И он рассказал свою историю.
— Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
— Ну, вот и всё, — заключил профессор. — А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую, сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других местах?
— Ни в коем случае нельзя! — хором воскликнули друзья, очень довольные тем, что получили такое подробное объяснение. Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого. И только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав.
— Иван Петрович, — спросили мальчишки, — но почему же тогда некоторые взрослые да и дети считают, что нужно каждую весну поджигать траву?
Мудрый старик с печальной улыбкой ответил:
— Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над своим поведением в природе. От этого страдают и природа, и они сами.
— Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, — сказал Иван Петрович и пригласил ребят в дом.
СВОЙ МУСОР — ВСЕГДА С СОБОЙ
Наступившее лето было тёплым, дождливым и грибным. Множество людей отправлялись в леса, и никто без грибов не оставался.
Трое друзей — Вася, Денис и Лёша — вместе с Васиным папой тоже пошли за грибами. Ходили по лесу долго, устали, но грибов набрали все — полные корзинки. Перед возвращением домой решили немного отдохнуть и поесть на лесной полянке.
— Вы отдохните, — сказал ребятам Васин папа, — а я ещё немного вокруг полянки похожу. Очень уж здесь грибное место, вдруг ещё какой-нибудь грибок попадётся.
Вот ребята поели и хотят уходить, зовут Васиного папу.
— Сейчас, сейчас, — кричит он, — собирайтесь пока.
Собрались ребята, а бумагу, полиэтиленовые пакеты, бутылки из-под воды и яичную скорлупу бросили на полянке.
Тут подошёл Васин папа, оглядел полянку и говорит:
— Погодите, ребята, не спешите. Есть у меня небольшой разговор. Вот подумайте и скажите, что вы сделали совсем не так?
Мальчишки растерялись и стали думать, что же они сделали не так. Но ничего не придумали.
Тогда Васин папа спросил:
— До вашего прихода на эту полянку были здесь бумага, пакеты, бутылки и скорлупа от яиц?
— Нет! — хором ответили ребята.
— Значит, всё это вы оставляете лесу на прощание? В благодарность за грибы? Да?
Папа обвёл взглядом полянку.
— С каждым годом, — сказал он грустно, — всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр и под их водой тоже. Сильно мусорят люди повсюду. Пошёл кто-нибудь в лес по грибы, вот как мы, взял с собой хлеб, чтобы подкрепиться, а бумагу или пакет, в котором хлеб был завёрнут, оставил в лесу. И невдомёк ему, что пройдёт два, три, пять, а то и все десять лет, пока эта бумага сгниёт и исчезнет.
— Не может быть! — воскликнули ребята.
— Да нет, может, к большому сожалению, — развёл руками папа и продолжал: — Это установили учёные-экологи. И ещё они выяснили следующее: чтобы совсем не стало вот этого полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет! А тем временем на лесных полянах будет появляться всё новый и новый мусор.
— Папа, мы всё поняли, — откликнулся Вася. — Лучше мусор не оставлять в лесу. Но куда же его деть?
— Папа, а может быть, оставить здесь яичную скорлупу, ведь её птицы поклюют? — спросил Вася.
— Нет, лучше и её не оставлять. Обычно в природе птицы скорлупу от яиц не клюют. У них и без того дел хватает.
Ребята собрали мусор с поляны, положили в пакеты и спрятали в сумки.
По дороге домой Васин папа продолжил начатый разговор:
— Никакой мусор, приносимый людьми, природе не нужен. Он ей вреден. Давайте-ка посчитаем его вредности. Только с чего начать?
Папа подумал немного и начал загибать пальцы.
— Вот вредность первая. В жаркую солнечную погоду кусочек разбитой в лесу стеклянной бутылки может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.
Вредность вторая — мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы лесной мышке норку себе построить, но куча мусора мешает. И тут мусор, и там. Скоро лесным растениям, зверям, птицам и податься будет некуда — всюду ржавые банки, пустые бутылки и тому подобное.
Книга по экологической этике "Великан на поляне" рассказывает как лучше вести себя на природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому.
Книга Великан на поляне формирует бережное отношение маленького человечка к природе, ребенок узнает правила поведения в лесу. Ведь, чем больше ребят осознают свое место в мире живой природы, тем больше будет чистых опушек, полян, водоемов, сохранится больше цветов, насекомых и животных.
В чем же достоинства книги и чем она может быть полезна ученику?
Как вести себя на природе?
Рассмотрим, к примеру, как строится рассказ о бронзовке золотистой.
Главный герой истории – грибник Петр Петрович. Часто этот человек возвращается из лесу с пустой корзинкой. И дело не в том, что он не умеет находить грибы. Петр Петрович идет в лес с другой целью - понаблюдать за тем, как живут его обитатели. И вот он как зачарованный наблюдает за бабочкой-медведицей или жуком-скакуном. А однажды с ним произошло удивительное событие. Грибник заметил, что рядом летает зеленый жук, названный за свой вид бронзовкой золотистой. Петр Петрович вытянул руку и поднял указательный палец. И тут случилось то, что редко бывает в дикой природе. Бронзовка приземлилась на палец, какое-то время посидела, шевеля усиками, и полетела дальше.
Краткое содержание глав о насекомых
Дальше героями произведения становятся самые мелкие жители земли. Беседующие майские жуки: один из них рассказывает жуткую историю о том, как оказался в руках мальчишек и случайно вырвался на свободу. Жук-грибник, попавший в дом Тани вместе с грибами и отнесенный назад в лес девочкой и ее умным папой. Две гусеницы-путешественницы, одной из которых посчастливилось перебраться через дорогу, а вот другая погибла, так как мальчик решил помочь насекомому, но сделал это неумело. Медведка, едва не ставшая жертвой мальчишек, которых она напугала своим внешним видом. Благо рядом оказался ученый-энтомолог, освободивший ее из стеклянного плена (бутылки).
Обитатели водоемов и животные
Беззащитные животные и птицы
В довершение авторы приводят истории о животных и птицах, становящихся жертвами человека. Это может происходить намеренно, например, когда мальчишки разрушают чью-то нору, или из благих побуждений. Кто-то решил на лето взять в дом ежа, а осенью выпустил его в лес. Однозначно, животное погибнет, так как не подготовилось к спячке.
Значение произведения
Читайте также: