Великан на поляне свой мусор всегда с собой краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов. Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология — это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе.

Великан на поляне или первые уроки экологической этики - _2.jpg

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Великан на поляне или первые уроки экологической этики - _3.jpg

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук — бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, — насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают.

Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

Великан на поляне или первые уроки экологической этики - _4.jpg

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Великан на поляне или первые уроки экологической этики - _5.jpg

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.

— Как хорошо жить на свете, — сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.

— Да, — поддержал другой. — Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк — что может быть лучше?

Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку.

— Помогите! Помогите! — услышали жуки.

— Помогите! Помогите! — раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.

— Что случилось? — спросили два приятеля в один голос.

— По. По. Помогите! — прилетевший жук пытался отдышаться. — По. По. Посмотрите, не бегут ли они за мной?

— Кто?! — воскликнули жуки, и опять в один голос.

— Мальчишки, конечно же мальчишки, — ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.

— Успокойтесь, — сказал один из жуков солидно. — За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это — мальчишки?

— Вы счастливые, — произнёс прилетевший жук, немного

успокаиваясь. — Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы.

Великан на поляне или первые уроки экологической этики - _6.jpg

И он рассказал свою историю.

— Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.

— Ну, вот и всё, — заключил профессор. — А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую, сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других местах?

— Ни в коем случае нельзя! — хором воскликнули друзья, очень довольные тем, что получили такое подробное объяснение. Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого. И только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав.

— Иван Петрович, — спросили мальчишки, — но почему же тогда некоторые взрослые да и дети считают, что нужно каждую весну поджигать траву?

Мудрый старик с печальной улыбкой ответил:

— Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над своим поведением в природе. От этого страдают и природа, и они сами.

— Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, — сказал Иван Петрович и пригласил ребят в дом.

СВОЙ МУСОР — ВСЕГДА С СОБОЙ

Наступившее лето было тёплым, дождливым и грибным. Множество людей отправлялись в леса, и никто без грибов не оставался.

Трое друзей — Вася, Денис и Лёша — вместе с Васиным папой тоже пошли за грибами. Ходили по лесу долго, устали, но грибов набрали все — полные корзинки. Перед возвращением домой решили немного отдохнуть и поесть на лесной полянке.

— Вы отдохните, — сказал ребятам Васин папа, — а я ещё немного вокруг полянки похожу. Очень уж здесь грибное место, вдруг ещё какой-нибудь грибок попадётся.

Вот ребята поели и хотят уходить, зовут Васиного папу.

— Сейчас, сейчас, — кричит он, — собирайтесь пока.

Собрались ребята, а бумагу, полиэтиленовые пакеты, бутылки из-под воды и яичную скорлупу бросили на полянке.

Тут подошёл Васин папа, оглядел полянку и говорит:

— Погодите, ребята, не спешите. Есть у меня небольшой разговор. Вот подумайте и скажите, что вы сделали совсем не так?

Мальчишки растерялись и стали думать, что же они сделали не так. Но ничего не придумали.

Тогда Васин папа спросил:

— До вашего прихода на эту полянку были здесь бумага, пакеты, бутылки и скорлупа от яиц?

— Нет! — хором ответили ребята.

— Значит, всё это вы оставляете лесу на прощание? В благодарность за грибы? Да?

Папа обвёл взглядом полянку.

— С каждым годом, — сказал он грустно, — всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр и под их водой тоже. Сильно мусорят люди повсюду. Пошёл кто-нибудь в лес по грибы, вот как мы, взял с собой хлеб, чтобы подкрепиться, а бумагу или пакет, в котором хлеб был завёрнут, оставил в лесу. И невдомёк ему, что пройдёт два, три, пять, а то и все десять лет, пока эта бумага сгниёт и исчезнет.

— Не может быть! — воскликнули ребята.

— Да нет, может, к большому сожалению, — развёл руками папа и продолжал: — Это установили учёные-экологи. И ещё они выяснили следующее: чтобы совсем не стало вот этого полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет! А тем временем на лесных полянах будет появляться всё новый и новый мусор.

— Папа, мы всё поняли, — откликнулся Вася. — Лучше мусор не оставлять в лесу. Но куда же его деть?

— Папа, а может быть, оставить здесь яичную скорлупу, ведь её птицы поклюют? — спросил Вася.

— Нет, лучше и её не оставлять. Обычно в природе птицы скорлупу от яиц не клюют. У них и без того дел хватает.

Ребята собрали мусор с поляны, положили в пакеты и спрятали в сумки.

По дороге домой Васин папа продолжил начатый разговор:

— Никакой мусор, приносимый людьми, природе не нужен. Он ей вреден. Давайте-ка посчитаем его вредности. Только с чего начать?

Папа подумал немного и начал загибать пальцы.

— Вот вредность первая. В жаркую солнечную погоду кусочек разбитой в лесу стеклянной бутылки может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.

Вредность вторая — мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы лесной мышке норку себе построить, но куча мусора мешает. И тут мусор, и там. Скоро лесным растениям, зверям, птицам и податься будет некуда — всюду ржавые банки, пустые бутылки и тому подобное.

Великан на поляне краткое содержание/5672262_67943 (300x371, 106Kb)


Книга по экологической этике "Великан на поляне" рассказывает как лучше вести себя на природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому.

Краткое содержание великан на поляне./5672262_0_6fa25e5a8ea3e71dad69fbaa7a1aba08_1377184035 (700x482, 108Kb)


Книга Великан на поляне формирует бережное отношение маленького человечка к природе, ребенок узнает правила поведения в лесу. Ведь, чем больше ребят осознают свое место в мире живой природы, тем больше будет чистых опушек, полян, водоемов, сохранится больше цветов, насекомых и животных.

В чем же достоинства книги и чем она может быть полезна ученику?

Как вести себя на природе?

Рассмотрим, к примеру, как строится рассказ о бронзовке золотистой.

великан на поляне краткое содержание

Главный герой истории – грибник Петр Петрович. Часто этот человек возвращается из лесу с пустой корзинкой. И дело не в том, что он не умеет находить грибы. Петр Петрович идет в лес с другой целью - понаблюдать за тем, как живут его обитатели. И вот он как зачарованный наблюдает за бабочкой-медведицей или жуком-скакуном. А однажды с ним произошло удивительное событие. Грибник заметил, что рядом летает зеленый жук, названный за свой вид бронзовкой золотистой. Петр Петрович вытянул руку и поднял указательный палец. И тут случилось то, что редко бывает в дикой природе. Бронзовка приземлилась на палец, какое-то время посидела, шевеля усиками, и полетела дальше.

Краткое содержание глав о насекомых

Дальше героями произведения становятся самые мелкие жители земли. Беседующие майские жуки: один из них рассказывает жуткую историю о том, как оказался в руках мальчишек и случайно вырвался на свободу. Жук-грибник, попавший в дом Тани вместе с грибами и отнесенный назад в лес девочкой и ее умным папой. Две гусеницы-путешественницы, одной из которых посчастливилось перебраться через дорогу, а вот другая погибла, так как мальчик решил помочь насекомому, но сделал это неумело. Медведка, едва не ставшая жертвой мальчишек, которых она напугала своим внешним видом. Благо рядом оказался ученый-энтомолог, освободивший ее из стеклянного плена (бутылки).

краткое содержание первого рассказа из книги великан на поляне

Обитатели водоемов и животные

великан на поляне краткое содержание главные строчки

Беззащитные животные и птицы

В довершение авторы приводят истории о животных и птицах, становящихся жертвами человека. Это может происходить намеренно, например, когда мальчишки разрушают чью-то нору, или из благих побуждений. Кто-то решил на лето взять в дом ежа, а осенью выпустил его в лес. Однозначно, животное погибнет, так как не подготовилось к спячке.

Значение произведения

плешаков а а румянцев а а великан на поляне

Читайте также: