Ведение мяча в доу

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Меркулова Наталья Геннадьевна

Организация: МБ ДОУ ''ЦРР - Детский сад № 224''

Населенный пункт: Кемеровская обл. г. Новокузнецк

При обучении игре в футбол активизируется двигательная активность детей, развиваются различные виды движений , формируются личностные качества, воспитывается потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Классическую методику по обучению игре в футбол мы адаптировали для использования на занятиях и спортивных досугах с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с учётом требований образовательного стандарта.

Для того чтобы эффективно проводить занятия по обучению игре в футбол, следует подготовить площадку с травяным покрытием размером 24 м х 18 м. Поперёк площадки отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м. Разметка делается мелом или песком. По углам площадки на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся флажки. В середине боковых линий ставятся ворота высотой 1,5 м и шириной 2 м. Размеры футбольной площадки можно варьировать в зависимости от имеющихся условий. При обучении детей элементам игры в футбол используется облегчённый мяч меньшего размера, чем для взрослых (лучше волейбольный и не полностью накачанный). Подойдёт также резиновый или пластмассовый мяч среднего диаметра (12—15 см). Если позволяют условия спортивного зала, то обучение можно проводить и в нём.

Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приёмам футбола представляет собой определённую систему взаимодействия педагога и ребёнка, в которой нами условно выделены три этапа.


Задачи первого этапа:

1. Создать у детей представление об игре в футбол.

Для этого детям предлагается рассмотреть футбольный мяч, ворота, разметку. Можно рассказать им правила игры, попутно задавая вопросы об этом виде спорта. Выявив уровень представлений детей об игре, начинаем углублять их знания о футболе.

2. Обучить удару ногой по мячу.

Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Техника выполнения удара носком ноги: выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара нога почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча. Направление полёта мяча в данном случае влево или вправо.

Затем обучаем удару внутренней стороной стопы. Техника выполнения: опорная нога ставится на расстояние 10—15 см сбоку от мяча. Ударное движение начинается с одновременным сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом к направлению полёта мяча.

Техника выполнения удара пяткой: опорная нога ставится на уровне мяча. Бьющая нога при замахе проносится над мячом вперёд и резким движением назад наносится в середину мяча.

При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

  • имитация удара без мяча;
  • удар с места по неподвижному мячу;
  • удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;
  • удар с разбега по неподвижному мячу;
  • удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3—4 шага.
  • удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5—10 шагов;
  • удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4—6 шагов;
  • в парах, на расстоянии 5—6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра.

Задачи второго этапа:

1. Освоить технику остановки мяча ногой.

Основные фазы выполнения остановки мяча ногой. Подготовительная фаза — исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу. Рабочая фаза — производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается. Завершающая фаза — центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника остановки мяча: игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.

остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочерёдно левой и правой ногой;

упражнения в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой. Постепенно следует увеличивать расстояние друг от друга;

в парах, продвигаясь вперёд, выполнять удар партнёру, предварительно остановив мяч одним из приёмов;

2. Сформировать умение вести мяч ногой.

Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:

ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;

ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;

ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;

ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;

выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.

Задача третьего этапа:

Обучение двусторонней игре и элементам тактических действий. Игра проводится по упрощённым правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе. Команда состоит из 5—8 человек. Опыт показывает, что для дошкольников оптимальное время игры составляет 10 минут с перерывом 2—3 минуты. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъём, поэтому затягивать её не стоит. Перед началом игры проводится жеребьёвка, с помощью которой определяются сторона площадки и начальный удар.

Мяч до начала удара ставится на землю в центре поля. Игроки команд располагаются за линией центрального круга. Игра начинается по сигналу судьи одним из капитанов команд. Он подбегает к мячу, выполняет удар по нему игроку своей команды. Все действия с мячом выполняются только ногами. Руками взять мяч может только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами на данном этапе обучения.

Таким образом, обучение элементам игры в футбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.

Основная цель – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками), осуществлять броски разной дольности и точности.

Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.

Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.

Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое – пятеро и играет с ними.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

Автор: Меркулова Наталья Геннадьевна

Организация: МБ ДОУ ''ЦРР - Детский сад № 224''

Населенный пункт: Кемеровская обл. г. Новокузнецк

При обучении игре в футбол активизируется двигательная активность детей, развиваются различные виды движений , формируются личностные качества, воспитывается потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Классическую методику по обучению игре в футбол мы адаптировали для использования на занятиях и спортивных досугах с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с учётом требований образовательного стандарта.

Для того чтобы эффективно проводить занятия по обучению игре в футбол, следует подготовить площадку с травяным покрытием размером 24 м х 18 м. Поперёк площадки отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м. Разметка делается мелом или песком. По углам площадки на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся флажки. В середине боковых линий ставятся ворота высотой 1,5 м и шириной 2 м. Размеры футбольной площадки можно варьировать в зависимости от имеющихся условий. При обучении детей элементам игры в футбол используется облегчённый мяч меньшего размера, чем для взрослых (лучше волейбольный и не полностью накачанный). Подойдёт также резиновый или пластмассовый мяч среднего диаметра (12—15 см). Если позволяют условия спортивного зала, то обучение можно проводить и в нём.

Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приёмам футбола представляет собой определённую систему взаимодействия педагога и ребёнка, в которой нами условно выделены три этапа.


Задачи первого этапа:

1. Создать у детей представление об игре в футбол.

Для этого детям предлагается рассмотреть футбольный мяч, ворота, разметку. Можно рассказать им правила игры, попутно задавая вопросы об этом виде спорта. Выявив уровень представлений детей об игре, начинаем углублять их знания о футболе.

2. Обучить удару ногой по мячу.

Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Техника выполнения удара носком ноги: выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара нога почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча. Направление полёта мяча в данном случае влево или вправо.

Затем обучаем удару внутренней стороной стопы. Техника выполнения: опорная нога ставится на расстояние 10—15 см сбоку от мяча. Ударное движение начинается с одновременным сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом к направлению полёта мяча.

Техника выполнения удара пяткой: опорная нога ставится на уровне мяча. Бьющая нога при замахе проносится над мячом вперёд и резким движением назад наносится в середину мяча.

При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

  • имитация удара без мяча;
  • удар с места по неподвижному мячу;
  • удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;
  • удар с разбега по неподвижному мячу;
  • удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3—4 шага.
  • удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5—10 шагов;
  • удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4—6 шагов;
  • в парах, на расстоянии 5—6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра.

Задачи второго этапа:

1. Освоить технику остановки мяча ногой.

Основные фазы выполнения остановки мяча ногой. Подготовительная фаза — исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу. Рабочая фаза — производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается. Завершающая фаза — центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника остановки мяча: игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.

остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочерёдно левой и правой ногой;

упражнения в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой. Постепенно следует увеличивать расстояние друг от друга;

в парах, продвигаясь вперёд, выполнять удар партнёру, предварительно остановив мяч одним из приёмов;

2. Сформировать умение вести мяч ногой.

Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:

ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;

ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;

ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;

ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;

выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.

Задача третьего этапа:

Обучение двусторонней игре и элементам тактических действий. Игра проводится по упрощённым правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе. Команда состоит из 5—8 человек. Опыт показывает, что для дошкольников оптимальное время игры составляет 10 минут с перерывом 2—3 минуты. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъём, поэтому затягивать её не стоит. Перед началом игры проводится жеребьёвка, с помощью которой определяются сторона площадки и начальный удар.

Мяч до начала удара ставится на землю в центре поля. Игроки команд располагаются за линией центрального круга. Игра начинается по сигналу судьи одним из капитанов команд. Он подбегает к мячу, выполняет удар по нему игроку своей команды. Все действия с мячом выполняются только ногами. Руками взять мяч может только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами на данном этапе обучения.

Таким образом, обучение элементам игры в футбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.


 Цель : формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

формирование навыков владения мячом

у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи программы: Научить детей технике владения мячом. Способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития и физической подготовленности детей. Познакомить детей с историей возникновения мяча, разновидностью спортивных игр с мячом. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, ловля, броски мяча, забрасывание мяча в корзину, ведение мяча и умение применять их в игровой ситуации. Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений, умение ориентироваться на площадке. Развивать физические качества ребенка: быстроту, ловкость, выносливость, силу. .

Задачи программы:

  • Научить детей технике владения мячом.
  • Способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития и физической подготовленности детей.
  • Познакомить детей с историей возникновения мяча, разновидностью спортивных игр с мячом.
  • Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, ловля, броски мяча, забрасывание мяча в корзину, ведение мяча и умение применять их в игровой ситуации.
  • Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений, умение ориентироваться на площадке.
  • Развивать физические качества ребенка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

 Методы и приёмы обучения детей показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в их детей пояснение и показ упражнений повтор упражнений использование схематических изображений-алгоритмов выполнения упражнений игровые и соревновательные задания.

Методы и приёмы обучения детей

  • показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в их детей
  • пояснение и показ упражнений
  • повтор упражнений
  • использование схематических изображений-алгоритмов выполнения упражнений
  • игровые и соревновательные задания.

 Разнообразие форм организации занятий Проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом. Непосредственно физкультурные занятия, включающие весь спектр физических упражнений, игр и навыков, предусмотренный данной программой Просмотр тематических презентаций и видеоматериалов Проведение спортивных досугов с элементами баскетбольных, волейбольных и футбольных соревнований.

Разнообразие форм организации занятий

Ожидаемый результат:

Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.

упражнения с передачей мяча

Условия выполнения

Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте

Высокий уровень

Расстояние 2, 5-3м

Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю

упражнения с ведением мяча

Средний уровень

Низкий уровень

Ведение мяча на месте двумя руками

упражнения с бросками мяча в корзину

Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд

Расстояние 10м (не потерять мяч)

Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди

Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы

10 бросков, расстояние до корзины 2м

5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м

Перечень используемого материала .

Структура занятий

1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега, прыжков, а также проведение бесед об истории мяча, демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта. 2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения с мячом, подвижных игр, элементы спортивных игр, эстафеты с мячом. 3 Часть (заключительная): м/п. игра, упражнения на профилактику плоскостопия, дыхательные упражнения, релаксация.

Ф о т о г а л л е р е я

 Упражнения с мячом Ф о т о г а л л е р е я

Упражнения с мячом

Ф о т о г а л л е р е я

 Упражнения с мячом Ф о т о г а л л е р е я

Упражнения с мячом

Ф о т о г а л л е р е я

 Подвижные игры Ф о т о г а л л е р е я

Подвижные игры

Ф о т о г а л л е р е я

 Эстафеты Ф о т о г а л л е р е я

Ф о т о г а л л е р е я

Литература 1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992. 2. Волошина Л.М. Играйте на здоровье! М., 2004. 3.Баскетбол для дошкольников Э.Й. АдашкявичинеМ., Просвещение,1983г. 4. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Практическое пособие.- М.: Скрипторий , 2003 г. 5. Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син., 2002. 6.Николаева Н.И. Школа мяча. Учебное — методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2008 г. 7.Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: Детство – пресс, 2010 г. 8.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

2. Волошина Л.М. Играйте на здоровье! М., 2004.

3.Баскетбол для дошкольников Э.Й. АдашкявичинеМ., Просвещение,1983г.

4. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Практическое пособие.- М.: Скрипторий , 2003 г.

5. Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син., 2002.

6.Николаева Н.И. Школа мяча. Учебное — методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2008 г.

7.Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: Детство – пресс, 2010 г.

8.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.


-75%

Читайте также: