Из поучения владимира мономаха краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Это можно применить ко всякому человеку. Зная, что сыновьям его придется княжить, вершить судьбы людей, Мономах обращает особое внимание на тех людей, которые облечены властью, и дает разумные советы, которые пригодятся каждому правителю.

Жить нужно аскетически, не утопать в роскоши, а стараясь поддерживать здоровье умеренностью во всем, рано вставать – до рассвета, не расставаться с оружием (опасностей много, следует всегда быть готовым к защите себя и своей земли), помнить Бога, часто объезжать свои земли, лично наблюдая за тем, как исполняются княжеские поручения.

Далее Мономах разворачивает перед сыновьями пеструю картину собственной жизни: с 13 лет он – воин, правитель, князь. Владимир Всеволодович рассказывает о предпринятых им походах на половцев, поляков, на кочевников-торков.

В перерывах между воинскими трудами Владимир принимал участие в популярном мужском развлечении тех времен – охоте. Впрочем, развлечением или своего рода видом спорта это занятие можно считать сейчас, тогда это было по-настоящему рискованное занятие, которое позволяло добыть мясо для пропитания и шкуры для выделки.

Множество опасностей подстерегало Мономаха на охоте: дикие звери неоднократно его ранили, но он выжил благодаря ловкости, сметливости и удаче.

Последняя часть произведения обращена к двоюродному брату Мономаха Олегу. В междоусобице погиб сын Мономаха Изяслав. Признав вину сына, пошедшего войной на близкого родственника (Олег приходился ему крестным отцом) и отказываясь от мести за него, Мономах взывает к разуму Олега: нужно помириться, нельзя проливать кровь своих братьев.

Владимир предлагает прислать находящуюся у Олега в плену вдову Изяслава, чтобы он, отец Изяслава, мог поселить несчастную женщину у себя и вместе с ней оплакивать потерю.

Главный герой и его характеристика:

Владимир Мономах

Автор: Владимир Всеволодович Мономах

Детям своим и тем, кто пожелает прочесть назидание, правитель Руси советует воспринять наставления сердцем и не лениться, а трудиться от рождения до старости. Именно так жил сам Мономах, не давая себе поблажек.

Коротко упоминает Владимир о том, что братья предложили ему союз против родичей – Ростиславичей, однако он отказался проливать кровь ближних своих. Для того времени, периода отчаянных междоусобиц, это было очень смелое решение.

Князь Владимир, объясняя читателю отсутствие желания драться с родными и разорять русскую землю, цитирует текст Псалтири. Правитель обращает внимание будущих читателей на те места, где предлагается человеку жить праведно, уклоняться от зла, творить мир.

Князь отмечает, что необходимо, не позволяя себе лениться, контролировать все самостоятельно: в доме своем не полагаться полностью на холопов, в делах правления – на помощников, в подготовке к бою – на военачальников.

Хороший хозяин должен знать досконально все, что относится к области его управления, и уметь распорядиться так, чтобы польза была для всех наибольшей. На земле мы лишь гости, учит Мономах, а потому гордиться тем, что ты облечен властью, и пытаться копить бессчетные богатства глупо: смерть все отнимет, а доброй славы у людей ты этим не заслужишь.

Поскольку дети князя будут облечены властью, им надлежит держать ответ не только за себя, но и за подданных.

Мономах отмечает: таково Божье слово, а далее последует рассказ князя о себе. Свою жизнь он ставит в пример потомкам, не кичась своими достижениями, но стараясь помочь им уяснить для себя важнейшие жизненные принципы.

Отец Мономаха знал 5 языков. Владимир Всеволодович упоминает об этом факте, объясняя детям, что учиться нужно, причем следует делать это всю жизнь. Только так можно добиться успеха.

Ходил он после во Владимир, а затем в Берестье. Молодого князя отправили братья восстанавливать погубленный пожарищем город, и он справился с задачей. Став старше, продолжал помогать отцу и братьям изгонять чужаков с русской земли, воевал с поляками, много воевал с половцами.

К отцу он ездил, по собственным воспоминаниям, не менее сотни раз, а всего совершил 83 крупных военных похода и немалое число мелких, из которых не каждый мог припомнить в подробностях.

Отдых Владимира Мономаха на охоте

Много побед одержал Владимир Мономах и сумел добиться того, что кровопролитные сражения нередко шли уже за пределами родных земель. Так эти земли были спасены от разорения.

Завершив повествование о военных сражениях и устроении русских земель, Мономах прибавляет, что себе он отдыха не давал и вне боевых походов: он очень любил охоту. Немало злоключений случилось со знатным охотником: и туры (быки) его метали рогами, и олень бодал, и лоси топтали ногами, и медведь пытался его укусить.

Но все раны зажили, самые страшные напасти миновали отважного князя. Вновь напоминает князь потомкам: все дела делал он сам, и в доме все обустраивал, и на войне облегчал слугам (отрокам) работу, и к охоте сам тщательно готовился. Сирых и убогих никогда не обижал, вставал на их защиту.

И до начала великого княжения, и после Владимир преследовал цель: постараться объединить родичей-князей, прекратить смуту и распри. Но много печалился он: далеко не все в то смутное, трудное время способны были (и хотели) понять простую истину: нельзя проливать брату кровь брата. Нельзя творить зло на своей земле.

Мономах прямо и искренне обращается к Олегу, говоря ему, что Бог сам разберется, а мы здесь, на земле, не должны быть мстителями. Владимир Всеволодович протягивает руку дружбы родственнику несмотря на то, что из-за его распрей с Изяславом лишился сына.

Предлагает Олегу вспомнить, что Изяслав приходился ему крестником, то есть он тоже потерял сына, хотя и не единокровного, а духовного. Мягко просит Владимир не держать в плену жену убитого Изяслава, а прислать к нему, чтобы мог он, Владимир, поселить вдову у себя и вместе с ней оплакивать безвременную кончину Изяслава.

Кратко об истории создания

Жить по Евангелию: не мстить, на ненависть отвечать любовью, потерпеть, если гонят. Надо заступаться в судах за беззащитных – сирот и вдов. Нужно со слезами просить у Бога прощенья за ошибки, подавать милостыню бедным. Если уж поклялись – держите слово. Не убивайте даже за дело. Церковь почитайте, в доме своем сами за порядком следите, на войне не надейтесь на воевод, посевы крестьян не топчите, с соседними княжествами живите в мире. Не лгите, не пьянствуйте, с беспутными женщинами не общайтесь, будьте в своей семье главным, вставайте рано и не объедайтесь.

Учитесь все время, не ленитесь. Сам Владимир в жизни без дела не сидел: десятки военных походов, охота, порядок в доме. И всюду был смел. Ради мира не мстил князю Олегу за убийство сына. На все воля Бога. Жизнь человеческая коротка. За все придется дать ответ. Тело никто не сбережет, а душу – может. Нужен мир между всеми, и правда во всем.

Сюжет

Старый князь Владимир пишет поучение своим детям и всем людям, как жить. Главное – страх Божий. Тогда ничего плохого не сделаешь. Важна милостыня бедным. Нельзя гордиться, мстить, убивать, лгать, пьянствовать, общаться с беспутными женщинами, перекладывать свою ответственность на других, лениться. Надо учиться, трудиться, уважать старших, следить за порядком в своем доме, быть смелым, защищать вдов, сирот – ведь жизнь коротка, в могилу ничего не унесешь, а ответить за все перед Богом придется.

Отзыв

Древнерусское поучение подходит и современным людям, подрастающему поколению. Князь учит детей и внуков бояться Бога, а не людей, жить в мире с соседями, беречь Русскую землю, с уважением относиться к простому народу, крестьянам, и старшим, судить по правде, быть на стороне бедных, невиновных, вдов и сирот. Пишет он и о том, что порядок начинается с порядка в собственном доме, семье, что всю жизнь нужно учиться и трудиться. Поучение учит состраданию, справедливости, жизни по совести.


Место и время действия

В поучении киевский князь Владимир обращается из XII века к своим потомкам.

Главные герои

  • Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям.

Краткое содержание

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Заключение

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод – был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.



Древнерусский князь Владимир Мономах

Семья

  • Отец: вел. князь Всеволод (Андрей) Ярославич (+ 1093)
  • Мать: родственница императора Константина IX Мономаха [31]
  • Жена 1: Гида, дочь англо-саксонского короля Гарольда II
  • Дети от Гиды:
  • блгв. вел. князь Мстислав (Феодор) Великий (1076 — 1132)
  • Изяслав
  • Ярополк
  • Вячеслав
  • Юрий (Георгий) Долгорукий
  • Андрей
  • Роман
  • Евфимия

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

Завет потомкам

Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

Избыти грехов и Царствия не лишитися.

Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

… гордости не имейте в уме и в сердце, стариков уважайте; … подавайте сироте …

Если придется целовать крест, подумайте вначале, можете ли клятву сдержать; а, поклявшись, держите ее, чтобы, нарушив, не погубить души.






Краткое содержание

Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Повествование Мономаха о своей жизни

Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

…что надлежало делать моему отроку, то делал сам – на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

…бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

…два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом – двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

…помышляю, как перед страшным судьей не предстать, не покаявшись и не помирившись между собой.



Цитата из письма Олегу
Собственно, его цель – призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

Владимир Мономах

После смерти отца Владимир Мономах

принимает Переяславское княжество и понимает, что только объединившись можно противостоять врагу. Приложив огромные усилия, Владимир собирает всех князей в Любече. На собрании принимается решение о прекращении всех междуусобных распрей, по принципу – да владеет каждый только своей землей. Так произошел распад древнерусского государства на самостоятельные княжества во главе с киевским князем Святополком. Блестящие боевые походы против кочевников-половцев показали
Владимира Мономах
а как умного стратега и полководца, способного защитить Русь.

О праведной жизни русского князя свидетельствует письмо, направленное Олегу Святославовичу, который был внуком Ярослава Мудрого и уже много лет был соперником в междуусобных боях с Мономахом. В этом воззвании Владимир призывает Олега отказаться от кровопролитий и мести, несмотря на то, что Олег убил сына Владимира в борьбе за город Муром. Владимир в этом письме рассказывает о своем низменном желании мести за убитого сына Изяслава, но в раскаянии и смирении борется с этим чувством, имея страх Божий в сердце, и боясь Страшного Божьего Суда. Вкладывая в основу своих побуждений Христову Любовь и стремление к единству земли Русской, великий князь Владимир Мономах, смирившись со смертью своего сына, призывает Олега Святославовича к покаянию и смирению.

Произведения великого князя Мономаха содержатся в Лаврентьевской летописи, и дошли до наших дней. В них раскрыт образ человека с широкой и чистой душой, образ князя-воина и мыслителя, идеи которого легли в основу всех царских претензий московских правителей.

Умер Владимир-Красное Солнышко 19 мая 1125 году

Читайте также: