Вечный муж достоевский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Перед нами излюбленный сюжетный ход Достоевского: столкнуть во внешне дружеской встрече непримиримых врагов или непредставимых вместе персонажей, что неизбежно провоцирует скандал, после которого, однако, уже вдвойне невозможные отношения вновь возобновляются и т.д.

Но констатация данного приема сама по себе не дает ключа к проблематике повести. Постараемся развернуть все имеющиеся, на наш взгляд, в сюжете символические смыслы и коннотации, несмотря на то, что они могут выглядеть взаимоисключающими.

1. А был ли тип?

Вводится Трусоцкий в повествование как материализация тайных мыслей Вельчанинова при погружении его в подпольное состояние. Трусоцкий появляется перед Вельчаниновым сначала мельком и смутно, но все больше приковывает к себе внимание, преследует героя как некая навязчивая идея. Вельчанинов постепенно осознает, что самые сильные приступы его ночной тоски связаны со встречами на улицах Петербурга с неким неприятным господином с крепом на шляпе.

Наконец, после символического сна Вельчанинов видит таинственного господина, подходящего к его дому, что воспринимается им как некое продолжение сна въяве, тем более что сами обстоятельства прихода причудливы, как ночной кошмар: господин крадется ночью на цыпочках через улицу во двор дома Вельчанинова и пробует тихонько проникнуть в квартиру сквозь запертую дверь. Затем двое героев стоят по обе стороны двери, чувствуя каждое движение друг друга: так кошмар все больше материализуется и приближается к Вельчанинову, пока наконец, последний не распахивает дверь и не оказывается лицом к лицу перед незнакомцем, и тут узнает его – воплощение Трусоцкого (приход в дом, то есть в сознание) завершается узнаванием.

Итак, из неясного ощущения формируется мысль, пытающаяся, в свою очередь, сказаться словом (когда Вельчанинов пытается вспомнить имя навязчивого господина); слово порождает визуальный образ – видение, которое, наконец, становится реальностью и разворачивается в сюжет.

Возможность прочтения повести одновременно в рамках сюжета и метасюжета как раз и составляет главную сложность понимания повести. Чувству вины Вельчанинова, действительно находящемуся в ядре сюжета, совершенно необязательно давать фрейдистскую интерпретацию: еще более убедительно его можно истолковать в христианском ключе – в понятиях греха и искупления.

2. Ночь и день.

3. Призрачное видение и его семантика.

«- Стойте! - крикнул опять Вельчанинов. - Вы не удерете?

Поскольку Трусоцкий материализуется как некая сокровенная мысль Вельчанинова, то можно предположить, что это мысль о неизбежной смерти, душевный надлом на фоне приближающейся старости[xvi].

4. Двойники.

Вместе с тем очевидно, что взаимоотношения героев стоятся по принципу функционирования двойников.

«Я встал, но едва удалился на несколько шагов, как в кустах послышался шорох и на спину мне прыгнул человек, стиснув мне шею руками. Напрасно я силился избавиться от этой ноши, падал навзничь, приваливался к деревьям; он крепко держал меня, то хихикал, то издевательски хохотал. Месяц проглянул из-за черных елей, и мертвенно-бледное, отталкивающее лицо монаха, Псевдомедардуса, осклабилось, гнусно уставившись на меня, как тогда с подводы:

Несмотря на внешнюю ярко выраженную антитетичность героев (вечный муж – вечный любовник, дворянин – чиновник из мещан, столичный житель – провинциал, благородная осанка – комическая фигура), они оказываются нерушимо соединены сюжетно (через Наталью Васильевну и Лизу), и сходство их постоянно подчеркивается на поэтическом уровне целым рядом перекличек в отдельных эпизодах, мотивах и деталях.

Чтобы описание механизма двойничества было полным, нужно решить вопрос: каково соотношение двойников в паре: равноправное (когда у двух двойников одинаковый экзистенциальный статус) или комплементарное (один из двойников первичен, персонажи соотносятся как целое и часть, второй воплощает некую сторону сознания первого).

Пропущенное звено.

Когда умирает Наталья Васильевна, оба теряют свои роли (мужа и любовника), и резко эволюционируют как характеры в направлении болезненного подпольного типа, причем Вельчанинов не слыхал о ее смерти, но как раз с момента ее кончины началась подспудно развиваться в нем духовная болезнь.

Интересно, что Павел Павлович уезжает после своего неудачного покушения очень веселый. Перед отъездом он отказывается от женитьбы на Наде и мирится с Лобовым. Очевидно, теперь ему эта связь больше не нужна. Напрашивается мысль, что она нужна была ему для испытания Вельчанинова.

Перед нами важный прием Достоевского: мы ощущаем, что задано больше, чем объяснено, благодаря введению им в психологическую, реалистическую повесть мотивов готических ужасных повестей – без всякой видимой сюжетной обоснованности. Для поддержания психологического напряжения Достоевский использует приемы поэтики тайны, принятой в готических повестях, но если, по законам последних, тайны в конце обязательно объяснялись, то у Достоевского не происходит ничего подобного. Прошлое героев остается непознанным. Переплетение поэтики двух жанров происходит настолько тесно и органично, что читателю предлагается одновременное прочтение сюжета в двух жанровых измерениях, ни одно из которых не преобладает.

Кроме того, Трусоцкому явно присущи черты Порфирия Петровича, по крайней мере в нескольких сценах. Его тактика заключается в том, чтобы мучить Трусоцкого двусмысленными намеками на то, что ему известна правда, пока наконец Вельчанинов не начинает срываться и сам выдавать себя. Так же, как Порфирию в случае с Раскольниковым, Трусоцкий угадывает мысли Вельчанинова, владея его тайной.

Таким образом, удары колокольчика – это одновременно и удары убийцы, и удары сердца.

[iii] См. Серман И.З. Достоевский и Ап. Григорьев // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 140-142; Щенникова Л.П. Вечный муж // Достоевский: Сочинения, письма, документы. Спб., 2008. С. 45.

[xii] Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л. 1985. С. 79-80.

[xiv] Точно так же Раскольников после спасительного сна о детстве неожиданно испытывает новое непреодолимое искушение совершить преступление, подслушав разговор мещан с Лизаветой.

[xviii] Хотя порезана была не правая, а левая рука, но в эпилоге Вельчанинов разворачивает метафору так, как будто он протягивал для пожатия раненую руку.

[xxvii] Мазель Р.О. Вечный муж? Только с вечным любовником // Мазель Р.О. О всех и за вся. М., . С. 101.

По сюжету Гофмана, Кьяра влюбляется в маэстро Абрагама и сама приходит к нему, став уже взрослой девушкой, делается его женой и предлагает по-прежнему исполнять роль невидимой девушки-прорицательницы. Таким образом, она отдается в его физическую и магическую власть, но как только Абрагам решает прекратить сеансы прорицания, перестать скрывать Кьяру, девушка таинственно исчезает, похищенная. О своем романе с Кьярой Абрагам вспоминает как о навсегда потерянном заветном счастье. Так же и Вельчанинов полагает все свое счастье и духовное спасение в Лизе. Ассоциация с Кьярой добавляет к образу Лизы эротические мотивы.

Трусоцкий всю жизнь был счастлив в браке и не знал о любовниках жены. Правда ему открылась после ее смерти и стала ударом. Он снова женился, и опять не замечает любовников новой жены.

За минуту

Павел Трусоцкий – мелкий чиновник и муж-подкаблучник. В его город приезжает богатый красавец Алексей Вельчанинов и становится любовником жены Трусоцкого, Натальи. Павел ничего не подозревает и с радостью приглашает Алексея в свой дом.

Через несколько лет Вельчанинов встречает спившегося Трусоцкого. После смерти жены он узнал, что она изменница и родила дочь от любовника. С горя Трусоцкий запил.

Трусоцкий начинает общаться с Вельчаниновым. Алексея терзают мысли, что дочь Трусоцкого от него. Он забирает ее и отдает на воспитание к своим знакомым, но девочка умирает.

Трусоцкий признается, что нашел неотправленное письмо Натальи к Вельчанинову, где она признается, что дочь от Алексея.

Он встречает Павла через несколько лет. Трусоцкий снова женат. И снова семецную пару сопровождает любовник жены.

Вельчанинов в прошлом служил в Петербурге, но затем переехал в провинциальный город, где живёт Трусоцкий. Там он вступает с Натальей в интимные отношения. Трусоцкий относится с большим почтением и любовью к блестящему и изысканному Вельчанинову – настоящему петербужцу. Он часто приглашает его к себе домой, они вместе с супругой развлекают его. Трусоцкий не подозревает: Вельчанинова и Наталью связывает нечто большее, чем просто дружба.

Когда Наталья сообщает Вельчанинову, что она, похоже, беременна и просит его больше не посещать их дом, тот возвращается в Петербург. Вельчанинов находит в столице новые удовольствия и забывает про Наталью и Трусоцкого.

Проходит девять лет, и Вельчаниновым вдруг овладевает ипохондрия. Ему перестает быть приятным его обычный светский круг, он бывает лишь в дрянном ресторане и бесцельно глядит в окно. В эти дни он несколько раз сталкивается на улице с маленьким господином в шляпе с крепом. Он не помнит этого господина, но каждый раз, когда видит его, ощущает чувство вины. И это смутное ощущение совершенного греха с каждым днем становится сильнее.

Отношения Трусоцкого и Вельчанинова Достоевский описывает со своим обычным своеобразным юмором, но в эту нелепицу врывается и трагедия. Узнав, что жена обманывала его, Трусоцкий начинает срывать горечь и злость на ни в чем не повинной Лизе. Раньше он думал, что Лиза – его дочь и любил ее, но теперь он знает: это не так. Он всячески поносит перед Лизой её мать, бьет девочку и угрожает ей. Восьмилетняя Лиза, чувствуя страдания отца, молча сносит его издевательства.

Вельчанинов не писал писем Наталье. Он полагает, что у Трусоцкого, видимо, нет свидетельств о связи между ними. Но, может быть, он все-таки догадывается о ней? Не подозревает ли он, что Лиза – на самом деле дочь Вельчанинова?

Всё усложняется тем, что жестоко обманутый Трусоцкий имеет печальное свойство характера – ему требуется дружба сильного и блестящего человека, он хочет служить такому человеку. С одной стороны, он мучает Вельчанинова, но, с другой, не может побороть в себе желания примириться с ним и выплакаться перед ним. Однажды вечером он приходит к Вельчанинову. У того – страшные боли в груди. Трусоцкий обнимает его, словно истинный друг, но той же самой ночью бросается на Вельчанинова с бритвой, хотя после жестокой схватки оказывается побежденным. Трусоцкий хочет и помочь Вельчанинову и, одновременно, убить его.

Вельчанинов забирает Лизу из гостиницы и пристраивает ее к своим друзьям. Однако девочку терзает душевная болезнь, силы покидают ее, и она скоропостижно умирает.

К концу повествования выясняется, что у Трусоцкого есть письмо Натальи, которое она написала Вельчанинову, но так и не отправила. Из него становится ясным, что отец Лизы – Вельчанинов.

Повествование на этом не заканчивается. Через несколько лет Вельчанинов и Трусоцкий случайно встречаются на железнодорожной станции. К этому времени Трусоцкий уже обзавелся новой женой, которая тоже обладает общительным и властным характером. Вместе с супругами путешествует молодой офицер, явно любовник супруги Трусоцкого. Вечно быть обманутым мужем – судьба Трусоцкого.

Вельчанинов в прошлом служил в Петербурге, но затем переехал в провинциальный город, где живёт Трусоцкий. Там он вступает с Натальей в интимные отношения. Трусоцкий относится с большим почтением и любовью к блестящему и изысканному Вельчанинову – настоящему петербужцу. Он часто приглашает его к себе домой, они вместе с супругой развлекают его. Трусоцкий не подозревает: Вельчанинова и Наталью связывает нечто большее, чем просто дружба.

Когда Наталья сообщает Вельчанинову, что она, похоже, беременна и просит его больше не посещать их дом, тот возвращается в Петербург. Вельчанинов находит в столице новые удовольствия и забывает про Наталью и Трусоцкого.

Достоевский. Вечный муж. Художественный фильм, 1990, 1-я серия

Проходит девять лет, и Вельчаниновым вдруг овладевает ипохондрия. Ему перестает быть приятным его обычный светский круг, он бывает лишь в дрянном ресторане и бесцельно глядит в окно. В эти дни он несколько раз сталкивается на улице с маленьким господином в шляпе с крепом. Он не помнит этого господина, но каждый раз, когда видит его, ощущает чувство вины. И это смутное ощущение совершенного греха с каждым днем становится сильнее.

Отношения Трусоцкого и Вельчанинова Достоевский описывает со своим обычным своеобразным юмором, но в эту нелепицу врывается и трагедия. Узнав, что жена обманывала его, Трусоцкий начинает срывать горечь и злость на ни в чем не повинной Лизе. Раньше он думал, что Лиза – его дочь и любил ее, но теперь он знает: это не так. Он всячески поносит перед Лизой её мать, бьет девочку и угрожает ей. Восьмилетняя Лиза, чувствуя страдания отца, молча сносит его издевательства.

Вельчанинов не писал писем Наталье. Он полагает, что у Трусоцкого, видимо, нет свидетельств о связи между ними. Но, может быть, он все-таки догадывается о ней? Не подозревает ли он, что Лиза – на самом деле дочь Вельчанинова?

Достоевский. Вечный муж. Художественный фильм, 1990, 2-я серия

Всё усложняется тем, что жестоко обманутый Трусоцкий имеет печальное свойство характера – ему требуется дружба сильного и блестящего человека, он хочет служить такому человеку. С одной стороны, он мучает Вельчанинова, но, с другой, не может побороть в себе желания примириться с ним и выплакаться перед ним. Однажды вечером он приходит к Вельчанинову. У того – страшные боли в груди. Трусоцкий обнимает его, словно истинный друг, но той же самой ночью бросается на Вельчанинова с бритвой, хотя после жестокой схватки оказывается побежденным. Трусоцкий хочет и помочь Вельчанинову и, одновременно, убить его.

Вельчанинов забирает Лизу из гостиницы и пристраивает ее к своим друзьям. Однако девочку терзает душевная болезнь, силы покидают ее, и она скоропостижно умирает.

К концу повествования выясняется, что у Трусоцкого есть письмо Натальи, которое она написала Вельчанинову, но так и не отправила. Из него становится ясным, что отец Лизы – Вельчанинов.

Повествование на этом не заканчивается. Через несколько лет Вельчанинов и Трусоцкий случайно встречаются на железнодорожной станции. К этому времени Трусоцкий уже обзавелся новой женой, которая тоже обладает общительным и властным характером. Вместе с супругами путешествует молодой офицер, явно любовник супруги Трусоцкого. Вечно быть обманутым мужем – судьба Трусоцкого.

Трусоцкий относится с большим почтением и любовью к блестящему и изысканному Вельчанинову — настоящему петербуржцу. Он часто приглашает его к себе домой, где они вместе с супругой развлекают его. Он совершенно не подозревает, что Вельчанинова и Наталью связывает нечто большее, чем просто дружба. Когда Наталья сообщает Вельчанинову, что она, похоже, беременна и просит того больше не посещать их дом, тот с большим сожалением возвращается в Петербург. Будучи от природы любителем удовольствий, он находит их в столице и через какое-то время забывает и про Наталью, и про Трусоцкого.

Все это — события девятилетней давности, это предыстория основной части повествования.

Летом этого года по какой-то непонятной причине Вельчаниновым овладевает ипохондрия и он падает духом. Ему перестает быть приятным его обычный светский круг, он бывает лишь в дрянном ресторане и бесцельно глядит в окно. В эти дни случилось так, что он несколько раз сталкивается на улице с маленьким господином в шляпе с крепом. Он не помнит этого господина, но каждый раз, когда Вельчанинов видит его, его одолевает неприятное чувство собственной вины. И это смутное ощущение совершенного греха с каждым днем становится все сильнее.

Выясняется, что Наталья скоропостижно скончалась три месяца назад, а в ее вещах обнаружилась связка любовных писем. Оказывается, у Натальи были любовные отношения с несколькими господами, приезжавшими из Петербурга. Добродушный же Трусоцкий ничего не подозревал, он относился к этим господам с почтением и любовью, часто приглашал их в свой дом. И вот теперь, после смерти жены, Трусоцкий обнаружил, что его в течение многих лет обманывали. От испытанного потрясения он запил. Он взял с собой в Петербург восьмилетнюю дочь Лизу, которая в настоящее время сидела запертой в гостинице.

Трусоцкий и Вельчанинов находятся в странных отношениях, при их описании Достоевский пользуется своим своеобразным грубоватым юмором, но в эту нелепицу врываются страшные и жестокие отношения между родителями и детьми. Трусоцкий знает, что жена обманывала его, и он срывает горечь и злость на ни в чем не повинной Лизе. Раньше он думал, что Лиза — его дочь и любил ее, но теперь он знает, что это не так, он всячески поносит перед Лизой мать, он страшно мучает ее — бьет и угрожает. Восьмилетняя же Лиза чувствует страдания отца и молча сносит его издевательства.

Выслушав признания Трусоцкого, Вельчанинов вздыхает с облегчением — ведь он не писал писем Наталье. Но, может быть, Трусоцкий все-таки догадывается об отношениях Вельчанинова с Натальей? Не подозревает ли, что Лиза, о которой он раньше так заботился, на самом деле — дочь Вельчанинова?

Сложность ситуации усугубляется тем, что жестоко обманутый Трусоцкий имеет печальное свойство характера — ему требуется дружба сильного и блестящего человека, и он хочет служить такому человеку. С одной стороны, он мучает Вельчанинова, но, с другой, он не может побороть в себе желания примириться с ним и выплакаться перед ним. Однажды вечером он приходит к Вельчанинову. У того — страшные боли в груди, и Трусоцкий обнимает его, словно истинный друг. Но той же самой ночью он бросается на Вельчанинова с бритвой, однако в результате жестокой схватки оказывается побежденным. Трусоцкий хочет и помочь Вельчанинову и, одновременно, убить его. Вельчанинов забирает Лизу из гостиницы и пристраивает ее к своим друзьям, но ее терзает душевная болезнь, силы покидают ее, и она скоропостижно умирает.

К концу повествования выясняется, что у Трусоцкого есть письмо Натальи, которое она написала Вельчанинову, но так и не отправила его. Это письмо он обнаружил в вещах Натальи. Из этого письма становится ясным, что отцом Лизы, которую Трусоцкий считал своей дочерью, является на самом деле Вельчанинов.

Но повествование на этом не заканчивается. Через несколько лет Вельчанинов и Трусоцкий случайно встречаются на железнодорожной станции. К этому времени Трусоцкий уже обзавелся новой женой, которая так же обладает общительным и властным характером. Вместе с супругами путешествует молодой офицер, который явно состоит в интимных отношениях с супругой Трусоцкого. То есть он снова стал обманутым мужем. В общем, судьба Трусоцкого — быть вечно обманутым мужем.

Таков сюжет этого повествования.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Экранизации

История создания

Читайте также: