Вечер жуковский краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

И гибкой ивы трепетанье!
Чуть слышно над ручьем колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит селы;

В траве коростеля я слышу дикий крик,

В лесу стенанье филомелы…
Но что. Какой вдали мелькнул волшебный луч?

Восточных облаков хребты воспламенились;

Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;

В реке дубравы отразились.
Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!
О братья! О друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья. Иль всяк своей тропою,

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,
Тащится осужден до бездны гробовой.

Один – минутный цвет – почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой,

Другой… о небо правосудно.
А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?

Ужель красавиц взор, иль почестей исканье,

Иль суетная честь приятным в свете слыть
Загладит в сердце вспоминанье

О радостях души, о счастье юных дней,

И дружбе, и любви, и музам посвященных?

Нет, нет! пусть всяк идет вослед судьбе своей,

Но в сердце любит незабвенных…
Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!
Кто, в тихий утра час, когда туманный дым

Ложится по полям и холмы облачает,

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,
Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В стихотворении "Вечер" Жуковского соединяется с необычайной выразительностью формирование восторженного по своей сути образа с твердостью отображения, с легкой и искренней поэзией. Не ученик, проявляющий свои способности, а мэтр, уверенной рукой изображающий мир так, как он ему видится и откликается в его сердце, - подобное представление стихотворца возникает перед теми, кто читает данную элегию, получившую бесконечную жизнь в сознании не одного поколения.

Анализ "Вечера" Жуковского: образ природы

анализ вечер жуковский

Размышления поэта

Он думает о том, что в окружающем мире все находится в гармонии, ибо череда времен года пребывает в собственном цикле, и в этой непрерывной периодичности цветения и угасания воплощена бесконечность. Но что касается человека, то с ним поступили нечестно: он не бессмертный, уникальный как индивидуум, обречённый на абсолютное вымирание. Он будто куда-то неодолимо устремлен. Но каково намерение такого поспешного влечения в загадочную перспективу? И что оно сулит ему, кроме гробовой доски над тлеющим прахом? Кому останутся столь ослепительные, безумные чувства, являющиеся украшением людского бытия, эти мучительные страдания, любовь, от которой бушевал мир, трепетали царства, появлялись новые направления перед обществом?

стихотворение вечер жуковский

Проблематика

В элегии "Вечер" Жуковский осветил не только собственные внутренние думы и не только то, что тревожило русскую интеллигенцию, склонную к постижению жизни в мечтательном, меланхоличном духе. Это дает нам понять, что он обнажил проблему общечеловеческого масштаба. Вопрос о значении существования, о собственной смерти и вечности, о призвании человека стоял практически перед каждым думающим во все века. Вклад элегии "Вечер" Жуковского в том, что в ней он высказал подобную гуманистическую проблему первым в литературе на уровне весьма необыкновенной, возвышенной поэзии с гигантской передающейся силой.

Если делать анализ "Вечера" Жуковского, то тут целая система поэтических средств подчинена естественному проявлению чувств и идей поэта. Все использованные художественные тропы помогают создать впечатление неустойчивости. Картина плавно перемещается с помощью метафорических описаний. Круг может быть крупным или небольшим, высеченным аккуратно или прерывисто, трясущейся рукой. В этой элегии он соединяется с дефиницией не из материальной среды, а из совершенно другой: божественный круг – это понятие моральное или философское. Песни могут быть грустными или радостными, позитивными или негативными, исполненными профессионально или же несуразно. Тут же огненные песни использованы фигурально, как воодушевляющие, свободные, восхваляющие не только поэзию, искусство, но и независимость.

элегия вечер жуковского

Средства выразительности

Читатель не только ощущает природу, ведь лирический лунный вечер стал для него признанием. Молодой поэт показывает все оттенки личных терзаний. Тишина в данном стихотворении – тишина настоящая и потому внутренняя. Она будет любимым образом в "Вечере" Жуковского (анализ это показывает). И не увядание, не исчезновение, а этот изумительный символ тишины свяжет человека с природой в стихотворениях.

ручей виющийся по светлому песку

Немного об авторе

Тема стихотворения

вечер жуковский краткое содержание

В ней создается необычная поэтическая природа, которая является открытием для поэзии России. Отличие стиха заключается в том, что отображение пейзажа в элегии не столько показывает действительную картину, сколько демонстрирует внутренний настрой героя. Наиболее типично для стихотворений молодого поэта грустное настроение и меланхолический дух. Данный жанр всегда пропитан тоской, сопряженной с личными душевными терзаниями человека, с его идеологическими раздумьями.

И все же спокойствие природы, затихающей в сумеречном безмолвии, радостно для Жуковского. Его герой открывается природе и не пытается дать ей отпор, не понимает существование в общем как что-то агрессивное его сознанию. Таким образом как бы звучит лейтмотивом согласие с могуществом Бога, признание его, объединённого с природой.

Крик о вероятности близкой кончины, завершающий элегию, не несет уныния. Растворение является общим мировым правилом. Как лучи небесного светила растворяются в вечерней мгле, сливаясь с тускнеющим естеством, так и люди увядают и все равно продолжают жить в наших воспоминаниях.

Краткое содержание

Краткое содержание "Вечера" Жуковского – это раздумья лирического персонажа о собственной участи, память о тех, кто был дорог для него. Однако благодаря чему, невзирая ни на что, вечер отраден для стихотворца? Он наблюдает момент гармонии в природе, когда дуновение ветра и плеск воды находятся в едином порыве. Такое уникальное по красоте изображение вечера летом, наполненное яркими художественными тропами, не оставит безразличным и безучастным и современного человека.

тема стихотворения вечер жуковского

Особенность поэзии Жуковского

В русской литературе впоследствии появится множество стихотворений, изображающих образ вечерней природы средней полосы России. Все они весьма отличаются, поскольку созданы различными стихотворцами, у всякого из которых было собственное духовное видение, исключительное и индивидуальное. Но поэзия Жуковского всегда будет являться золотым ресурсом русской лирики, ведь для любого человека его стихотворения - это дорога к познанию мироздания и себя самого. Анализ "Вечера" Жуковского поможет погрузиться в лирический мир поэта.

Анализ “Вечер” Жуковского


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

Год написания – 1806 г.

История создания – написано, когда В. А. Жуковский находился на родине, в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии.

Тема – предназначение человека, скоротечность его жизни, смысл бытия.

Композиция – свободная; стихотворение можно разделить на три смысловые части; построено по законам классической поэзии начала XIX века.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – ямб; рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – в зеркале воды, дней моих весна, струя с потухшим небом угасает, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной и др.

Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.

Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.

История создания

В. А. Жуковский в своём стихотворении раскрывает тему человека и природы. Поэт описывает красоту пейзажа, попутно повествуя о скоротечности жизни человека. В этом заключается краткое содержание произведения: В. А. Жуковский с помощью пейзажных зарисовок размышляет о течении человеческой жизни, о смысле бытия в целом.

Композиция

Стихотворный размер

– шестистопный ямб, последняя строка каждой строфы несколько короче, написана четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная АВАВ; рифмы чередуются мужские и женские.

Элегия создана в начале XIX века, поэтому написана по классическим канонам романтической поэзии: стройная композиция, поэтическая лексика, точное соблюдение размера и рифмовки. Стихотворение длинное, поэтому приведём лишь часть художественных средств выразительности.

Метафоры общепоэтические (в зеркале воды, дней весна), а также авторские – струя угасает с потухшим небом, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной, стенанье филомелы, иссякнули всех радостей струи и др.

Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.

Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.

Для современного читателя необычен язык произведения романтической поэзии. Здесь много устаревших слов: струги (лодки), оратаи (пахари), фимиам (благовоние), петел (петух), дерзнем (отважимся), стезя (тропа) – и устаревших грамматических форм: виющийся, благодатна, отдаленны, озаренны, златой, брег, склав, сливаяся и др.

Романтическая поэзия часто обращалась к античной мифологии и творчеству древних поэтов, в элегии Жуковского встречаются “филомела” (для поэтического языка характерное обозначение соловья), “Минвана, Альпин” (поэтические влюблённые, кельтская поэзия), “Вакховы пиры”.

Передать настроение лирического героя помогает также интонация: здесь много восклицательных и вопросительных знаков, многоточий.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

Год написания – 1806 г.

История создания – написано, когда В. А. Жуковский находился в селе Мишенском.

Тема – предназначение человека, скоротечность его жизни, смысл бытия.

Композиция – свободная; стихотворение состоит из трех частей, передающих определенное настроение.

Жанр – романтическая элегия.

Тема стихотворения

вечер жуковский краткое содержание

В ней создается необычная поэтическая природа, которая является открытием для поэзии России. Отличие стиха заключается в том, что отображение пейзажа в элегии не столько показывает действительную картину, сколько демонстрирует внутренний настрой героя. Наиболее типично для стихотворений молодого поэта грустное настроение и меланхолический дух. Данный жанр всегда пропитан тоской, сопряженной с личными душевными терзаниями человека, с его идеологическими раздумьями.

И все же спокойствие природы, затихающей в сумеречном безмолвии, радостно для Жуковского. Его герой открывается природе и не пытается дать ей отпор, не понимает существование в общем как что-то агрессивное его сознанию. Таким образом как бы звучит лейтмотивом согласие с могуществом Бога, признание его, объединённого с природой.

Крик о вероятности близкой кончины, завершающий элегию, не несет уныния. Растворение является общим мировым правилом. Как лучи небесного светила растворяются в вечерней мгле, сливаясь с тускнеющим естеством, так и люди увядают и все равно продолжают жить в наших воспоминаниях.

Композиция

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер

” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения

Проблематика

элегия вечер жуковского

Жанр и литературное направление

анализ стихотворения Жуковского вечер

— Опишите место, где находится лирический герой. (Берег ручья; вдалеке рощи, строения; холмы, с которых к реке бегут стада; по реке плывет на челноке рыбак, с полей идут пахари. Биографы Жуковского считают, что здесь описаны окрестности села Мишенского Тульской губернии, где родился поэт).

— Какие изменения в окружающей природе произошли за время нахождения поэта у ручья? (Картина заката сменяется картиной ночи; затем восходит луна).

— Как в стихотворении проявился минорный тон роман­тизма Жуковского? (Стихотворение заканчивается размышле­нием о бренности человеческой жизни).

«Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

(В этих строках обращают на себя внимание сочетания [бл’] [зл]).

Поэт-романтик

Читайте также: