Вебинар риски школьной неуспешности причины и проявления

Обновлено: 05.07.2024

В этом году результаты основного периода ОГЭ-9 по математике шокировали учителей, родителей и детей: в ряде регионов в отдельных школах 25 — 30 % выпускников не набрали минимального количества баллов и были вынуждены пересдавать экзамены в другие сроки.

А может здесь проблема глубже? Может быть решающую роль сыграла образовательная неуспешность?

Что такое школьная неуспешность?

Образовательная неуспешность школьников или школьная неуспешность – это нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

Её не стоит путать с неуспеваемостью школьников, ибо школьная неуспеваемость – более узкое понятие, означающее отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.

По данным Росстата, доля жителей страны с уровнем ежемесячного дохода ниже величины прожиточного минимума по итогам 2020 г. составляла 12,1%, или 17,8 млн человек.

Я. Кузьминов делает вывод: борьбу с бедностью надо начинать с борьбы с образовательной неуспешностью.

Пока этот процесс пытаются решать родители в силу своих экономических возможностей: есть средства – нанимают репетиторов, нет – выпускники выходят неуспешными. Школа же пока остается в стороне.

Что сегодня мешает школе бороться с неуспешностью учеников?

Кстати, в Финляндии предусмотрены два учителя на класс: один – работает со всем классом, другой — занимается с теми, кому тяжело дается предмет.

Наша школа пока такими возможностями не располагает (тьюторы могут быть только для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов), поэтому у родителей одна надежда — репетиторство. Опрос, проведенный одной из образовательных компаний, показал, что 71% школьников приступают к подготовке к ЕГЭ уже в 10 классе. Причем 35% учеников готовятся с репетиторами, 27% — на курсах, 24% — на дополнительных занятиях в школе и лишь 14% — самостоятельно. В выпускном классе спрос на дополнительные занятия по подготовке к экзаменам значительно возрастает. В результате к репетиторам обращается уже 45% школьников, 37% занимаются на курсах, в том числе онлайн, а 18% грызут гранит науки без дополнительной помощи.

И всё же у школ есть некоторые возможности. Так, не запрещено использовать время, отведенное на внеурочную деятельность для занятий с такой категорией обучающихся, так как под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно — урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Также если школа видит, что учащийся c трудом справляется с заданиями, программа дается ему тяжело, то нужно определиться, почему у ребенка возникли такие проблемы, и если необходимо порекомендовать родителям обратиться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

По словам главы Рособрнадзора, в настоящее время примерно половина школьных учителей-предметников немного не дотягивает до базового уровня подготовки. Решение этой проблемы нашло Минпросвещение — оказание адресной поддержки школам, показавшим низкие образовательные результаты по итогам ВПР.

Отметим, что неуспешность часто у школьника вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании его личности и здоровье. И что особенно опасно — неуспешность однажды прописавшись в душе человека, становится психологической установкой подсознания порой на всю жизнь.


На открытом бесплатном вебинаре мы постараемся понять ключевые различия школьной неуспешности от неуспеваемости, а также определить, какая из этих педагогических проблем является первичной, наиболее сложной для школьника, родителя и педагога.

- Мы разберем причины и виды школьной неуспешности. Узнаем о влиянии на успех школьника социальных факторов, например, заботы бабушек и дедушек. Рассмотрим физиологические, психологические и педагогические аспекты и следствия неуспешности.

- Проблемы школьной неуспешности сложны и многокомпонентны. В месте с аудиторией мы постараемся найти возможные решения на уровне семьи, класса, современной государственной образовательной политики, экономики страны.

- Обсудим то, каким образом имитация образования влечет за собой неуспешность.

- Мы рассмотрим сложности, с которыми сталкиваются неуспешные одаренные дети, разберемся с причинами неуспешности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно поговорим о критических периодах в жизни школьника, когда риск неуспешности особенно велик и о том, как учителю выстраивать работу с детьми и родителями с учетом таких кризисов.

- Вместе со слушателями вебинара мы попробуем создать свою стратегию решения проблем школьной неуспешности, моделируя различные жизненные и учебные ситуации.

Вебинар будет полезен всем педагогам, психологам, тьюторам, а также родителям, поскольку проблема успеваемости и успешности ребенка входит в зону ответственности и тех, и других, и третьих.

Все участники бесплатного вебинара смогут получить сертификат слушателя по его завершении.

В презентации рассмотрено отличие школьной неуспешности от школьной неуспеваемости, причины, ведущие к школьной неуспешности, факторы, играющие наиболее существенную роль в неуспешности школьников. Также рассмотрены различные пути и способы преодоления школьной неуспешности. В качестве иллюстративного материала используются результаты диагностики учащихся школы.Презентация для педсовета, направленная на повышение психологической компетентности педагогов.

Школьная неуспешность: причины и пути преодоления Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые. Педагог­психолог Иванова Е. М.

Причины неуспешности 1. Возраст, жизненный период. 2. Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе 3. Отношения в семье. 4. Личностные качества ребенка. 5. Эмоциональные особенности ребенка. 6. Интеллект и особенности познавательных 7. Нарушения функционирования нервной процессов. системы.

Отношения в школе 80% 79% 77% 74% 2 А 2 Б 4 А 4 Б Стремление к одобрению учителя 80% 79% 78% 77% 76% 75% 74% 73% 72% 71%

Отношения в семье 93% 68% 53% 60% 2 А 2 Б 4 А 4 Б Завышенные ожидания родителей 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Личностные качества. Уровень самооценки. 2 4 5 6 7 4 9 4 2 очень низкий низкий норма 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 10 9 Б 9 А

12 10 8 6 4 2 0 10 8 6 4 2 0 Уровень стресса 11 10 4 1 9 А 3 1 9 Б Уровень тревожности 8 5 6 5 9 5 2 1 9 А 9 Б 10 0 норма средний высокий низкий средний высокий

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ  Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха.  Хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения.  Доброжелательная обстановка в школе и дома, психологическая поддержка родителей.  Формирование культуры умственного труда.  Коррекция и формирование познавательных процессов и мыслительных операций.  Формирование навыков саморегуляции и произвольности, позитивного взгляда на жизнь.

Школьная успешность ­ Умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов.  Способность все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью, сформированность базовых учебных навыков.  Способность испытывать радость и удовлетворение от своих достижений; уверенность в собственных силах, адекватность самооценки.  Позитивность мышления, здоровье, высокий адаптивный ресурс

На первый взгляд похожие, но разные по наполнению и причинам возникновения понятия, обозначают обратную сторону успеха и успеваемости школьника. Кроме того, неуспеваемость, как более узкое понятие (несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, формирования умений и навыков), при сопутствующих факторах приводит к неуспешности.

Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи.

Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Дисфункции в области контроля движения глаз и центральной переработкой зрительной информации мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации.

Для лучшего понимания представим, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражается в определенной форме, а именно:

Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.

Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.

Если есть нарушения в работе второго блока, то это приводит к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.

Третий блок отвечает за протекание всей психической деятельности. Если нарушения в этом блоке, то ребенок, при всем своем желании, не соблюдает правила и не может себя контролировать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная неуспешность многослойна, как луковица.Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой за слоем.

Семинар - практикум по теме: «Школьная неуспешность.

Подготовили:

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Задачи: - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

- психолого-педагогическое просвещение педагогов школы;

- важной задачей работы психологической службы является переход от работы в системе "психолог-ребенок" к системе "психолог-педагог-ребенок". В связи с этим одной из задач психологической службы является создание условий для развития педагогической рефлексии.

Блок 1. Теоретический

Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью.

Постоянно высокий уровень тревоги

Низкая мотивация учиться

Нарушения внимания, памяти

Неусидчивость или уход в себя

Неуверенность в себе

Неверие в возможность удачи

Ожидание помощи от других

Школьная неуспешность многослойна, как луковица. Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой слоем.

1.Возраст, жизненный период

Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.

2.Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе

Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе.

3.Отношения в семье

Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.

Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.

4.Личностные качества ребенка

Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться.

Снижение мотивации учения и боязнь неудачи, стремление избежать сложностей, связанных с овладением новым - одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности.

Немотивированность связана с волевыми качествами человека. Воля, как механизм преодоления трудностей, помогает преодолеть неудачи.

5. Эмоциональные особенности ребенка

Мы уже говорили о том, что повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху. Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи.

6.Интеллект и особенности познавательных процессов.

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.

Следующая группа причин требует консультации у невропатолога.

Нарушения функционирования нервной системы ребенка. Часто эти нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка.

Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.

7.Много причин – один сценарий

Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается:

- сочетание низких достижений,

- неуверенности в себе,

- низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.

Однако ребенок может хорошо учиться за счет своих компенсаторных ресурсов. Если этого не случается, ребенок начинает часто болеть (частые простуды, болезни желудка, падение зрения).Таким образом, мы видим, проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.

Блок 2. Практический

Просмотр фрагмента выступления Ш.А.Амонашвили(о собственном опыте преодоления школьнойнеуспешности.)

Мозговой штурм (практикум)

Цель:Определение факторов школьной неуспешности на основе групповой дискуссии, эмоциональной сопричастности и личного проживания ситуации.

Ход работы: После обсуждения модератор записывает на доску варианты формулировок, исключает повторяющиеся и просит сгруппировать/укрупнить причины.

Подведение итогов: Определяются группы причин.

Причины синдрома школьной неуспешности

Причины школьной неуспешности

физиологические

(психоорганические синдромы, познавательная сфера)

психологические

(мотивационная, эмоционально-волевая сферы)

(семья, школьная образовательная среда)

недостаточное развитие мышления;

низкая концентрация внимания;

низкий уровень познавательных способностей;

нарушения обучаемости (ЗПР);

синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

отсутствие учебной мотивации;

неадекватная (низкая) самооценка;

определённые черты характера;

неразвитость волевых качеств;

некритичное отношение к себе;

повышенная эмоциональность, тревога, раздражительность;

негативные психологические состояния, сниженное настроение, апатия;

недостатки семейного воспитания;

попустительство и инфантилизм родителей;

завышенные ожидания родителей;

чрезмерное захваливание/отсутствие разумной требовательности и последовательности;

несформированность навыков общения;

сложности в отношениях с одноклассниками;

отношения с педагогом;

эмоционально неблагополучная атмосфера в школе;

Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения.

Однако, по мнению большинства специалистов, ведущая причина синдрома школьной неуспешности кроется в мотивационной сфере: несформированность или отсутствие мотивации учения.

Диагностика учебной мотивации обучающихся по методике Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (См. приложение 1), проведённая в 7-8 классах подтверждает выводы о незрелости ряда слагаемых мотивации учения.

Зрелая мотивация учения – важное условие эффективности образовательного процесса. Зрелость мотивации определяется сформированностью личностного смысла учения, развитой способности к целеполаганию, преобладанием учебных и социальных мотивов, доминированием внутренней мотивации над внешней, стремлением обучающегося к успеху, а не избегание неудач, и, главное, реализацией мотивов учения в поведении и деятельности.

1) незрелый характер мотивации учения;

2) низкий волевой компонент обучения, т.е. понимание личностного смысла образования, и его целей, но без подкрепления учебными действиями;

3) преобладание позиционных мотивов учения, которые могут использоваться в целях повышения эффективности образовательного процесса: внесение элементов соревновательности в процесс обучения, повышение престижности успехов в учёбе в ОУ и публичной известности достижений обучающихся. (Это могут быть, например, экраны достижений в классах, аллея звёзд в школе и на сайте школы, регулярные чествования за успехи в учёбе, проводимые в виде церемоний и т.п.).

Блок 3. Технологический

Что же делать педагогу, когда он сталкивается с хронически неуспешным ребёнком?

Рекомендации педагогам по преодолениюпри хронической неуспешности у ребенка.

2. Сфера самореализации.Очень важно найти сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, – это должно стать предметом живого и пристального интереса. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

4. Пересмотр школьных ценностей. Важно, не показывать ребенку озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха – школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана.При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности – тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Таким образом, чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Кроме того, педагогам также можно посоветовать:

Более пристальное внимание обращать на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводить оценки в абсолют. (Конечно, совет достаточно тривиальный, но скажем себе честно: всегда ли мы следуем ему?)

Стараться построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишировать успеваемость учеников перед всем классом. (Однако здесь необходимо учитывать индивидуально–типологические особенности учащихся: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.)

Учитывать возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.

Развивать познавательные способности учеников.

Заметим, что мотивировать подростка учиться– вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально–личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п.

Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.(См. приложение 2)

Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

Читайте также: