Вчерашний день некрасов краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 05.07.2024

Произведения Николая Алексеевича Некрасова наполнены реалистичными мотивами. В них отсутствуют романтизированная поэтика и какие-либо приукрашивания. Дата написания анализируемого стихотворения приблизительная – 1848 год.

История создания

Стоит отметить, что год написания литератор указал навскидку. Дебютная публикация стихотворения состоялась уже посмертно, когда Ольга Козлова издала знаменитый альбом со стихами.

Николай Алексеевич крайне негативно относился к крепостному праву. Потому данная тема активно поднималась в его творчестве. Поэт отказался публиковать свой литературный труд из-за опасений за собственное благополучие.

В основе произведения лежат реальные события. Некогда, будучи ребенком, автор стал свидетелем избиения молодой крестьянской девушки, которое происходило на Сенной площади.

Следует выделять две ключевые темы:

  1. Тягостная жизнь обычных крестьян в период крепостного права.
  2. Непростая и тернистая судьба поэта (поэзии).

Образ прекрасной, возвышенной греческой Музы Николай Алексеевич переделал на свой лад. В стихотворении Музой является простая русская женщина, занимающаяся тяжелым трудом.

Молчание девушки указывает на жесткость цензуры в царской России. Нестерпимая боль от удара заставляет Музу окаменеть и замолчать.

Таким образом, поэт говорит о бесправном положении поэта. Он не имеет права на искреннее художественное слово так же, как и крестьяне не имеют прав на свободу.

Автор ведет метафорическое повествование. Он сравнивает избитую русскую крестьянку с русской поэзией, находящейся в таком же плачевном состоянии.

Читайте по теме:

Композиция

Делится на две смысловые части, состоит из двух строф. Перед нами пример последовательной композиции.

Интересно, что в первой части прослеживаются репортажные мотивы, так как автор называет конкретное место, время и меру наказания.

Идея стихотворения, а также главные темы раскрываются автором именно во второй строфе.

Перед нами лирическое стихотворение, написанное разностопным ямбом.

Отличается четкой ритмичностью.

Относится к реалистичному литературному направлению.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 7 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Средства выразительности

Некрасов намеренно не пользуется большим количеством тропов. Данное стихотворение напоминает короткий и достоверный репортаж. К тому же двухстрофный размер требует краткости и насыщенности.

В тексте прослеживается явная аллегоричность. Поэт описывает жестокое избиение девушки, подразумевая поэзию, отягощенную цензурой.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

Анализ стихотворения Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Размер стихотворения — разностопный ямб. В первом четверостишии автор пишет о крестьянке, которую избивают кнутом прилюдно на улице. В юной девушке автор видит не просто личность. Она олицетворяет собой весь бедный, угнетенный народ, который бьют и унижают в царской России. Однако бедная страдалица не подала ни звука, пока ее били кнутом. Почему? Некрасов подчеркивает безмолвие народа. Его раболепство, боязнь высказать протест даже в те минуты, когда терпеть нельзя. Однако в этом же молчании можно разглядеть и неподдельную гордость, и достоинство несчастных выдерживать удары судьбы. Автор и укоряет крепостных, и сочувствует им в их нелегкой доле.

Здесь начинает проявляться и вторая тема — предназначение поэта. В этом стихотворении Некрасов называет Музу сестрой молодой крестьянки. Богиня поэзии предстает не в прекрасных одеждах, а родственницей истязаемой девушки. Литература при жизни писателя подвергалась жёсткой критике и нападкам со стороны государства. Однако в это время, несмотря на цензуру, создавались шедевры русской классики. Муза и искусство были непобедимы. И они, как и обычные люди, с достоинством выдерживали тяжёлые времена под давлением цензоров.

Своей задачей поэт ставил пробуждение народа к действиям. В своих стихах он восхищался их стойкостью, но в то же время корил за то, что они готовы молча мириться со своей судьбой. Поэт знал, что в народе скрыта огромная сила, и хотел, чтобы она вырвалась на свободу.

Стихотворение написано в 1848 году, но в свет вышло гораздо позднее. Его относят к жанру гражданской поэзии. Первый раз прочитав его, создаётся впечатление зарисовки с натуры. Некрасов даёт конкретное место событий (Сенная площадь) и время действия (шестой час). Таким образом он создаёт картину достоверных событий.

Кратко по плану

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Средства художественной выразительности, используемые автором

стихотворение


Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.
Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.
Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Крепостное право

крепостное право


На протяжении всей своей жизни писатель наблюдал за угнетением крестьян. Несправедливость, часто имеющая место во всех дворянских владениях, угнетала Некрасова. Детские впечатления писателя основывались на ежедневном наблюдении за поведением тиранов, отца и соседей. Уже тогда формировалось сочувствие к простому народу, интерес к его повседневной жизни.
Но и переезд в Петербург не изменил мнения автора. Собственные тяготы и лишения, наблюдение за такими же обездоленными людьми культивировали чувство ненависти к несправедливому укладу. Это и стало основным мотивом к написанию искренних и правдивых произведений. Современники признавали, что жизнь простого человека наиболее честно и ярко представлена именно в литературе Некрасова.

Стремление крестьян к свободе, как к единственной возможности жить полной жизнью, в стихотворениях Некрасова представлена как цель. Именно к ней движутся все стремления простого народа. Однако, после отмены крепостного права, крестьяне сталкиваются с проблемой совершенно иного рода — они не умеют распоряжаться собственной свободой. На протяжении всей жизни бившийся за освобождение крестьян писатель предполагает, что все же жизнь при хозяине обеспечивала людям и работу и кусок хлеба.


Николай Неврев. Торг. 1866

В произведении описывается инцидент, свидетелем которого стал сам поэт. У него на глазах, на Сенной площади Петербурга происходит экзекуция, наказывают молодую крестьянку за некую совершенную провинность. В первом четверостишии автор акцентирует внимание на возрасте наказуемой – она совсем юна и, не успев еще познать этот мир, уже испытывает насилие над своим телом и душой. Истязание носит еще более бесчеловечный и унизительный характер от того, что девушка подвергается публичной порке при большом скоплении народа.

Во втором катрене обыгрывается звуковая составляющая стихотворения: на фоне полного молчания истязуемой слышен лишь свист опускающегося на ее спину кнута. На первый план здесь выступает чувство достоинства, с которым девушка переносит наказание. Ни одного звука не вырывается из ее груди, и автор призывает Музу быть такой же стойкой, как и ее родная сестра в образе юной крепостной крестьянки.

Стоит отметить, что некрасовское стихотворение не вполне соответствует действительности. Женщин вообще довольно редко подвергали телесным наказаниям, а в 1845 году порка при помощи кнута была полностью отменена. Кроме того, Сенная площадь не являлась тем местом, где проводились такие карательные меры. Возникает вопрос: с какой целью поэт изобразил столь жестокую сцену в своем стихотворении? Две последние строки текста дают этому полное пояснение – автор применил этот художественный образ с целью показать, что его Муза – не сошедшая на землю прекрасная богиня, а родная сестра юной крестьянки. Его поэзия – это не возвышенное восхваление прекрасных чувств, а отражение реального положения страдающего народа.

Анализ

История создания

Персонажи и образы

Центральный персонаж стихотворения – девушка-крестьянка, подвергшаяся наказанию на площади Санкт-Петербурга. Главный герой-свидетель предстает перед читателем через ощущения автора, отождествляющего наказуемую со своей Музой. Акцент внимая сосредоточивается на стоическом поведении молодой женщины во время исполнения приговора. Несмотря на боль, она не издает ни звука, что подчеркивает ее гордость и независимость. Для толпы зевак – это вполне обыденное явление, классическая ситуация, имевшая повсеместное распространение в эпоху крепостного права. Слова Некрасова несут в себе косвенное осуждение жестокого общества, попытку разбудить народ от долготерпения и восстать против откровенной тирании властей.

Композиция

В композиционном плане стихотворение состоит из двух катренов (четверостиший). Первая строфа описательная, она знакомит читателя со временем и местом события. Вчера, в шестом часу после полудня, герой стал свидетелем позорного акта физического насилия над молодой женщиной на Сенной площади.

Литературный род стихотворения – лирическое произведение, по жанру оно представляет собой гражданскую лирику. Литературное направление произведения – реализм.

Размер и средства художественной выразительности

Используемый при построении текста разностопный ямб, обеспечивает ему краткость, присущую репортажу. Разновидность данного стихотворного размера состоит в использовании в нечетных строках четырехстопного, а в четных – трехстопного ямба. Перекрестная рифмовка (АВАВ) определяет четкий ритм стихотворения.

Поскольку стихотворение носит репортажный характер, автор сознательно не использует большое количество художественных средств. Если учесть малый объем стихотворения (всего две строфы), такой подход становится тем более оправданным.

Проблематика и основная идея произведения

Главная проблема произведения – самодержавный строй Российского государства с его унизительным атрибутом – крепостным правом. Несмотря на запрет телесных наказаний, они, по свидетельствам многих очевидцев, продолжали применяться и успешно покрывались властями.

Любой конфликт всегда заканчивался оправданием помещика, поэтому крестьянское сопротивление не имело ни силы, ни смысла. Деспотизм довлел во всех сферах политической и общественной жизни и, если по отношению к образованному населению физические наказания не применялись, на замену им приходила жесточайшая цензура, которая в итоге приводила к такому же униженному положению.

Тем не менее, несмотря на запреты и преследования, русские литераторы создавали свои величайшие шедевры. Муза литературы и искусства оставалась непокоренной и достойно переживала тяжелые времена. Некрасов входил в число тех, кто считал себя обязанным вслух говорить о бедственном положении крестьянстьва. Под влиянием его стихотворений пробуждалось народное самосознание, все чаще звучал призыв к действиям, желание перемен одерживало верх над страхом и привычным смирением. Поэт был уверен, что народ – это огромная скрытая сила и всем своим творчеством способствовал ее высвобождению.

Главной мыслью данного стихотворения Некрасова является то, чтобы показать, насколько сильна и загадочна русская душа. Стихотворение небольшое, но в нем заключено многое. Во-первых, автор глубоко сопереживает крестьянской девушке, которую бьют кнутом. Во-вторых, Некрасов неимоверно гордится этой сильной девушкой, из груди которой не вылетело ни звука за все это время. Этим автор подчеркивает, что крестьяне, хоть и подвергаются насилию, все же они сохраняют свое человеческое достоинство и свою гордость.

Читайте также: