Потешки в период адаптации дошкольника в доу

Обновлено: 04.07.2024

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Дивак Татьяна Викторовна

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Сургут

Развивать гуманные чувства, формировать этические представления, навыки культурного поведения, социально общественные качества с использованием народного фольклора, (потешка)

1.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2.Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Ребенок пришел в детский сад, но вот вопрос, как он воспринимает то, что мама, которая раньше постоянна была рядом будет появляться только вечером, а вместо ее целый день придется с чужой тетей и еще десятком, таких, же ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание, поэтому ребенку очень трудно адаптироваться к новому витку своей жизни.

Процесс становления человека сложен, многогранен, ребенку нужна помощь взрослого и поэтому задача педагога ,владеть методикой обеспечивающей ребенку процесс социализации, вхождение его в мир себе подобных - мир людей.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги как, Н.Д.Ватутина, Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова, М.Л.Печора, Р.Ф.Тонкова- Ямпольская.Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Адаптация - это приобщение организма к новой обстановке, а для ребенка детского сада, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и с новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций характера, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по- своему.

Проработав, на группе не один год адаптационного периода и имея, педагогический опыт я пришла к выводу, что художественное слово (потешка)- важнейшее средство воспитания маленького ребенка.

Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей. Происходит знакомство с окружающим миром. Роль потешек трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова, ритм, музыкальность,- он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.

В потешках ребенок находит свое сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Малыш заупрямился и не хочет умываться- взрослый показал не хитрую игру с водой:

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Внося в бытовой момент эмоционально - игровые действия , певуче¬ласково, взрослый изменяет отношения ребенка к той или иной процедуре. Не все дети охотно ложатся спать, не которые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме, такое поведение не редко, в детском саду, дети, которые не хотели спать, я укладываю, приговаривала потешку:

« Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка - веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Также в моей работе потешки помогают во время кормления, чтобы вызвать желание есть:

«Сорока-ворона кашу варила И Настеньку мою угостила.

Кушай, Настенька, кашку сладеньку.

Одевание - сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того , чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваю:

« Это с левой ножки,

Это с правой ножки.

Если дождичек пойдет Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя. Легко запомнили их, и вводят в свою речь. Качая куклу, Настя повторяла:

А во время кормления кукол Ксюша и Алина приговаривали:

При использовании потешек я добивалась позитивного контакта с детьми, прививала им навыки, связанные с разными режимными моментами, организуя игровую деятельность.

Чтобы избежать стрессовой ситуации необходимо грамотно подойти к адаптации детей. Задача не только воспитателей, но и родителей. Мы объединили свои усилия, обеспечивая малышу эмоциональный комфорт.

Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка согласование взаимодействия на него дома и в детском саду. Для решения этой задачи самым гениальным является народное искусство, то есть то, что замечено народом, что народом сохранено фольклор (потешка).

Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах жизни ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать потешка очень выручает , она помогает малышу настройся на нужный лад и сделать в игровой форме, что необходимо.

Так родителям очень нравится прорабатывать ситуации, например: поднять ребенку настроение утром потешкой:

Предлагаю вашему вниманию потешки и игры, способствующие успешной адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста и родителям малышей.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребёнка. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребёнком.

Прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Возьмите ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:

- Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Он по лугу едет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают.

Как цветочек мой спал?

Как по садику скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму!

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаем его на колени, крепко держим и начинаем медленно подбрасывать его, имитируя езду:

“Поехали – поехали по ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам

Все прямо и прямо”.

“А потом вдруг…. в яму! Бух. ”.

Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаем, приговариваем:

- У сороки – боли, у вороны – боли

А у моего хорошего, да у моего пригожего

___, голубчика, все заживи!

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!

Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!”

Таня, Таня маленька

Пройди по дорожке,

Топни, Таня, ножкой!

Едет Ваня на палочке,

А Женя в тележке

Левушка? Не Левушка.

Ревушка? Не ревушка…

Раздается – не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

___ слёзки прячет –

Больше он не плачет!

Настроения нет с утра!

Не помогут доктора!

Ну а если доктор – Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До ___ добрались?

Никто вас не просил,

А может мы не плакали,

А дождик моросил?

Особое место отводится тактильным играм, направленным на эмоциональное поддержание малыша в течение дня (поглаживание по голове, руке, спине; объятия).

Где же наши ушки? Слушают пестушки!

А где глазки? Смотрят сказки!

А где зубки? Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

Дотрагиваетесь до произносимых частей тела.

Паучок, паучок, ___ хвать за бочок.

Лягушка, лягушка, ___ хвать за ушко.

Олени, олени, ___ хвать за колени.

Песик, песик, ___хвать за носик.

Бегемот, бегемот, ___ хвать за живот.

Кузнечики, кузнечики, ___ хвать за плечики

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях, разрешают с собой поиграть сказочным персонажам. От имени сказочного героя можно ребёнка уговорить поесть, заснуть, спев колыбельную, поиграть с героями (будь это взрослый в костюме или маске, либо игрушка или персонаж из кукольного театра).

К ___ зайка прискакал,

Возле ___ прыгать стал.

Обними (догони, поцелуй) меня, дружок.

Дети 2-3 лет очень любят подражать животным, изображать их повадки, говорить их голосом, изображать предметы, поэтому игры с подражанием не только обогащают эмоциональный мир ребёнка, но также способствуют успешной адаптации детей к саду.

Все летали, все летали,

На дорожку прилетели,

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Использование устного народного творчества в период адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду

Карма+

+5 Голосовать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКДОУ "Золотухинский детский сад

комбинированного вида, второй категории"

Русский народный фольклор

(потешки в адаптационный период

для детей 2-3 лет).

hello_html_42f30d30.jpg

Цель: Формировать у детей через народный фольклор(потешки) доброжелательное отношение к близким людям, к детскому саду, к животным, сопереживание и сочувствие к ним.

1. Обеспечить формирование открытости доброжелательности и коммуникативности у детей.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Привлекать родителей к организации образовательного процесса (консультация с родителями о русском фольклоре ,жанре пошки).

4. Создавать необходимую предметно-развивающую среду

5. Разнообразить музыкальную художественно-игровую деятельность. 6. Использование мультимедийной технологии как инновационный подход к выбору формы организации деятельности детей и взрослого.

7. Совершенствовать здоровье - сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, динамические упражнения).

1. Фольклор - это устное народное творчество потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Фольклор - в переводе с английского означает "народная мудрость", "народное знание".

2. Народный фольклор - это маленькие литературные шедевры, полны мелодичности, лирики, тонкости, меткости и красоты речевых оборотов. Народный фольклор раскрывает не только красоту родного языка, но он передаёт народную мудрость, доброту, сочувствие, сопереживание, трудолюбие. Именно поэтому, для воспитания нравственных качеств детей с 2 до 3 лет, я использую народный фольклор - потешки, которые тщательно отбираю. Ритмичные слова вызывают у детей радость, словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Тексты произношу с разной интонацией нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

В этом году в нашем детском саду открылась I младшая группа, дети набирались с 2 лет. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Чтобы знакомить детей с потешками я оформила в группе уголок "Домик бабушки Арины", где за окном растёт русская берёзка, бабушка встречает ребят с пирожками, на столе стоит самовар и 2 весёлых гуся, которые живут во дворе у бабушки. Здесь дети с удовольствием обыгрывают потешку "Жили у бабуси 2 весёлх гуся". Эта любимая потешка моих детей, которую они очень любят обыгрывать под музыку.

3. Обыгрываем плоскостные игрушки (показ).

Эта потешка воспитывает у детей уважение к старшим, любовь к близким, доброту, сопереживание. В домике у бабушки Арины есть полочка для игрушек. Я в своей работе знакомство с потешками использую предметно-методический комплект игрушек для занятий и игр с детьми раннего возраста, который был разработан Т.Н. Дороновой и С.Н. Дороновым. Комплект включает 17 игрушек из пластизола, игрушки изготовлены отечественными производителями и имеют сертификат качества. Игрушки эстетичны и привлекательны. Они способны вызвать эмоциональный отклик у маленького ребёнка, стимулировать его развитие и активизировать игру. Дети третьего года жизни большие собственники, с трудом делятся игрушками, сладостями, чтобы научить их делится, я решила познакомить их с потешкой "Кисонька-мурысонька ты где была?" На мельнице - "кисонька-мурысонька, что там делала?" - Муку молола - "кисонька -мурысонька, что из муки делала?" - Прянички - к-м, с кем прянички ела? - Одна - Не ешь одна! Не ешь одна! Дети берут игрушку кисоньку -мурысоньку - рассматривают, беседуют. При заучивании этой потешки я использую иллюстрации Ю.А. Васнецова, ведь его звери не притворны, они таинственны. Народные потешки с рисунками Ю.А. Васнецова - это детская классика, которую необходимо читать и смотреть (Вот вашему вниманию набор картин из 10 шт, перечислить). Использую в своей работе мультимедийное оборудование, музыкальные игрушки, также и механические (зайчик, петушок, муз. микрофон с тематической потешкой). Эта потешка призывает детей к послушанию, дружбе, учит делится сладостями, игрушками.

Заучивая потешку "Котенько -коток - серенький лобок", дети с радостью обыгрывают игрушку, рассматривают иллюстрацию, принимают на себя роль котика, несут его в спальню и кто плачет, стараются успокаивать, отвлекаются. Дети плохо воспринимают дневной сон, а благодаря мелодичному звучанию потешки, дети играя легко запоминают её, она вызывает у детей сочувствие друг к другу, доброту.

Второй год жизни характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок начинает понимать всё большое количество названий предметов, действий, многих обращений к нему.

Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечь и успокоить. Перебираю пальчики Саши и приговариваю:

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик я - Сашка вот и вся моя семья.

Если ребёнок очень эмоциональный, заменяю эту потешку с пальчиковой гимнастикой, темой, которая не напоминает про родных:

Этот пальчик - маленький

Этот пальчик - слабенький

Этот пальчик - длинненький

Этот пальчик - сильненький

Этот пальчик - толстячок

Вот и весь Сашин кулачёк.

Мальчик посматривает на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет. Разнообразные упражнения для пальцев рук (см. приложение - использую мультимедийное оборудование - телевизор).

Дети реагируют на потешку неодинаково, некоторых детей успокаивает потешка с перебиранием пальчиков. А есть дети, которые не дают дотрагиваться до своих ручек, и тогда я использую игрушки (кукла би-ба-бо). Рассказываю потешку сорока-белобока, все дети хотят, чтобы кукла сорока дотронулась до их пальчиков. Мне бы хотелось обратить внимание родителей и педагогов на то, сколько радости взрослый может доставить ребёнку, действуя с резиновым котиком, уточкой, сорокой, петушком. Для развития детей раннего возраста игрушки, изображающие детей были выбраны не случайно, мир природы во все времена был приближен к жизни и сознанию ребёнка. Одна из самых ранних игрушек Древней Руси, найденных на территории древних городов изображали, домашних и диких животных, потому что уже тогда народ понимал, что с их помощью действительностью образами животных пронизан детский русский фольклор. При этом упомянутые в потешках, песнях есть необыкновенные звери, птицы, насекомые, творят человеческие дела (варят кашу, баюкают малышей, плетут лапти и т.д.), что имеет большое значение для нравственного патриотического воспитания у малышей. Малыши сопереживают героям, любят их, баюкают, укладывают спать, кормят их. Именно поэтому современные отечественные учёные рекомендуют родителям и педагогам использовать для развития детей раннего возраста сюжетные игрушки с изображением животных, одушевлять их, придумывать им имена и играть с ними. Большое значение для эмоционального развития детей раннего возраста имеет внешний вид игрушек. Петух должен быть действительно петухом, нужно стремиться и к занимательности, нужно, чтобы игрушки вызывали более или менее длительное удивление ребёнка, ибо удивление - начало к пониманию и путь к познанию. Поэтому все игрушки, используемые мною, подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности, выглядят занимательными и очень добрыми (количество и качество игрушек стараюсь подбирать так, чтобы они отвечали гигиеническим требованиям, были изготовлены отечественными производителями).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Потешки, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие, доброту, сочувствие, сопереживание, трудолюбие.

Используя потешки в работе с детьми в течение дня, с уверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания

Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении

ПОТЕШКИ НА ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

Всё про Галечку,

Всё про маленьку.

Ой, мой маленький,

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Красно яблочко в саду.

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка.

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят.

Все касаточки спят.

Спи, дочка маленькая.

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят, всему миру спать велят.

В огороде петушок.

Песни громко поёт,

Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать

Они поспят подольше,

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Все давно уснули.

Не скребутся пучки-

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном-

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька усни.

Кладу Машу на пушок-

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

Вот проснулся петушок,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Не боимся мы воды,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Умой Саше личико,

А пальчики – Антошке.

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Через луга росистые

«Чтоб все вы были чистыми,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем уши и ладошки!

На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щёткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой .

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Мы пришли умыться!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей.

Из колодца принесла

И цыплята всей гурьбой

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чём не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Нам водичка – добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки всё польём,

А потом играть пойдём.

Говорим тебе – спасибо,

Ты даёшь ребятам силу.

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно, какой водою:

Из реки или из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

Ешь кашку сладеньку,

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зёрна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Не хотят сидеть в печи.

С маслицем, сметаною.

РЕБЁНОК ПОЕЛ, ОТДОХНУЛ, ТЕПЕРЬ НАДО ПОДВИГАТЬСЯ, ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В ХОДЬБЕ

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок,

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идёт.

Наша Танечка идёт!

Ни за что не упадёт.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ на земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Читайте также: