Васса железнова краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В богатом доме живёт Васса Железнова со своим мужем Сергеем Петровичем и братом. Васса Борисовна в свои 42 года владеет большой пароходной компанией, отличается властным и жёстким характером, её все уважают и даже боятся. У неё трое детей: две дочери – Наталья и Людмила, и тяжело больной сын Фёдор. Вместе с женой сын скрывается за границей, так как полиция преследует их за революционную деятельность. У них есть сын Николай, которого Васса Борисовна прячет в деревне. Жена Фёдора Рашель тайно возвращается в Россию и требует вернуть сына. Но Васса возлагает большие надежды на своего малолетнего внука. Она собирается сделать его наследником всего состояния Железновых. На дочерей ей надеяться не приходится. Наталья с матерью не ладит, тем более к вину не равнодушна, как и её дядя. Вторая дочь Людмила страдает слабоумием – результат разнузданной жизни её отца. Поэтому, чтобы избавиться от притязаний Рашели, Васса выдаёт её полиции.

Муж и брат Вассы систематически выпивают и ведут разгульный образ жизни. Заканчивается это тем, что Сергея Петровича обвиняют в растлении несовершеннолетней. Чтобы спасти семью от позора, Васса Борисовна предлагает мужу покончить жизнь самоубийством, и этим спасти его от каторги. Но тот категорически отказывается от такого шага. Тогда Васса сама подсыпает яд в еду мужа, считая свой поступок единственно верным в сложившейся ситуации. Брат Вассы Борисовны обесчестил горничную, и она повесилась в предбаннике, не пережив позора.

Единственным человеком, кому доверяла Васса Борисовна, была её секретарь и помощница Анна. Но неожиданная смерть Вассы от сердечного приступа выявила гнилую сущность окружающих её людей. Секретарь Вассы крадёт большую сумму денег из кассы компании и скрывается с ними в неизвестном направлении. Всем оставшимся состоянием будет распоряжаться брат Вассы, который, в конце концов, всё пропьёт и промотает. Никому нет дела до смерти Вассы, только Людмила жалела мать и искренне оплакивала её.

Также читают:

Рассказ Васса Железнова (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

В день повиновения Толгонай пришла в поле излить свою боль, накопившуюся у нее на душе. Ей больше некому пожаловаться на свою нелегкую судьбу. Ещё ребенком ее брали на поле, усаживали в тень и давали кусок хлеба

Борис Шергин в этом произведении прославляет всю малую родину – это город Архангельск. Автор патриотично и с теплотой относится к своему городу детства.

Главный герой рассказа мальчик пятнадцати лет, которого зовут Петя. Его отец вернулся с войны с тяжёлой формой контузии. Он прожил ещё 13 лет в мучениях и умер. Мама мальчика, Нина Васильевна, работала педиатром.

Главная героиня Васса Борисовна, женщина еще достаточно молодая, но довольно богатая. Она обладает судоходной компанией. Власть и деньги на нее наложили свой отпечаток. Из доверчивой и наивной девушки она превратилась во властную даму, не терпящую возражений. В свое время молодой и неопытной ей пришлось очень тяжело. Муж издевался над ней, и теперь она мстила ему. Обвиняя его во всех неудачах детей. Вместе с ней живут ее дочери Наталья и Людмила, брат и муж, которые очень любит выпить. Благодаря пагубному пристрастию мужа Васса Борисовна руководит компанией сама. Но, несмотря на большие деньги счастья в семье нет. Муж мало того, что злоупотребляет так еще и любит погулять с девушками, поскандалить дома. Люда насмотревшись на отца, немного помешалась умом. Наталья, которой можно было бы доверить дело, имеет настолько вздорный характер, что отношения совсем не ладятся с матерью. Нельзя сказать, что Васса осталась совсем одна у нее есть секретарь Аня, которая так же является ее подругой. С ней можно обсудить любые проблемы. Горничные, которые ей помогают по хозяйству. Посоветоваться по судоходным делам она может с Гурием командующим судоходством и с Мельниковым из окружного суда, но этим все и заканчивается ждать искренности и понимания от них не приходится. Поэтому Васса Борисовна достаточно жесткая женщина. Ей не удалось реализоваться через своих детей. Сын ее Федя, который по идее должен быть наследником совершенно немощный и жить ему осталось совсем немного. Поэтому своего внука она прячет, где – то в деревне и ни под каким предлогом не хочет отдавать невестке Рашели. Еще одна проблема, которая тяготит Вассу это то, что сын и невестка революционеры. Вся надежда на него это он сможет продолжить ее дело умножить капиталы. Жизнь еще осложняется тем, что ее мужа обвиняют в изнасиловании малолетней. Единственный выход из сложившейся ситуации это самоубийство, которое она предлагает. Муж отказывается, и тогда Васса помогает уйти в мир иной. Хозяйка жизни, она способна на все ради благополучия своих детей. Лиза горничная повесилась, узнав, что беременна от брата Вассы. Для общественности это дело представили как несчастный случай. Свою невестку она сдает полиции, которая разыскивает ее за революционную деятельность. Все это не прошло даром для здоровья владелицы капиталов, и она умирает. Внезапная смерть хозяйки судоходной компании никого не удивила и не расстроила, кроме впечатлительной Людмилы. Все, что было нажито, потихоньку начали растаскивать. Лучшая подруга и секретарь взяла деньги и скрылась. Брат покойной объявил себя опекуном несовершеннолетних, понятно, что от такого человека девочкам ждать ничего хорошего не придется. Все что наживалось годами: слава, богатство рухнуло мгновенно. Именно со смертью Вассы Железновой выяснилось, что она сама ни кому была не нужна как человек и личность нужны были ее деньги. Ни какое богатство не сможет принести счастья, если в семье нет понимания и уважения друг к другу, не говоря уже о любви.

История создания


Автор изменил конфликт пьесы и ввел в нее дополнительных действующих лиц. В результате не только облик центрального персонажа стал другим, но и само произведение обрело принципиально иную идейную концепцию и новую художественную структуру.

Примечания


(1899) •
Мать
(1906) •
Дело Артамоновых
(1927) •
Жизнь Клима Самгина
(1925—1936)

(1894) •
Трое
(1900) •
Жизнь ненужного человека
(1908) •
Исповедь
(1908) •
Лето
(1909)

(1892) •
Старуха Изергиль
(1894) •
Челкаш
(1895) •
Двадцать шесть и одна
(1899) •
Сказки об Италии
(1911—1913) •
По Руси
(1923)

(1901) •
На дне
(1902) •
Дачники
(1904) •
Дети солнца
(1905) •
Враги
(1906) •
Васса Железнова
(1910) •
Старик
(1910) •
Егор Булычов и другие
(1931)

(1899) •
Песня о Буревестнике
(1901)


В людях

Мои университеты

Портрет главной героини

В первой редакции пьесы Васса Петровна Железнова — капиталистка, владелица небольшого кирпичного завода. Ей 48 лет, она мать троих детей. Двое сыновей обзавелись собственными семьями, но по-прежнему живут под одной крышей с матерью и находятся под ее жестким контролем. Героиня наделена сильным и волевым характером, что отличает ее от других домочадцев — инертных и инфантильных. Материнство Вассы — главная движущая сила всех ее мыслей и поступков. За спиной женщины имеется много грехов. Она прекрасно осознает последствия своих действий и не снимает с себя вины.

За героиней не тянется шлейф неблаговидных поступков, однако она готова пойти на преступление, чтобы сохранить честь семьи. Несмотря на свои доходы, она ведет весьма скромный образ жизни, не пытается подчеркнуть свой статус. Из пьесы убран романтический намек на запретную любовь, поэтому в такой ситуации героиня скорее жертва обстоятельств, чем злодейка.

Вассу Железнову многие литературные критики считают ярким примером эффективного женского предпринимательства на закате Российской империи. В произведении идет речь не том, что предприимчивая женщина безжалостно эксплуатирует чужой труд ради собственной прибыли, а о том, что Васса вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы содержать многочисленное семейство в ущерб природному предназначению. Этот мотив отчетливо прослеживается лишь во второй редакции.

Отрывок, характеризующий Васса Железнова

Краткий пересказ последней редакции

Основные события происходят в расположенном на берегу Волги особняке Железновых. Васса заправляет не только домашними делами, но и руководит семейным бизнесом.

Ее супруг, Сергей Петрович, ведет асоциальный образ жизни и давно не приносит никакой пользы для жены и детей. Героиня решает избавиться от мужа, когда тот попадает на скамью подсудимых из-за совращения несовершеннолетней девушки. Сначала жена предлагает ему самому свести счеты с жизнью. Мужчина оказывается неготовым к такому шагу, и Васса, спасая честь незамужних дочерей, отравляет Сергея.

Ее брат, Прохор Храпов, не отличается высокими нравственными качествами. Пьющий и беспечный, он пагубно влияет на племянниц. Особенно он дружен со старшей дочерью Вассы — Натальей, которая без ума от веселого нрава дяди. Прохор Борисович обесчестил горничную Лизу. Не выдержав позора, беременная девушка совершила самоубийство.

Младшая дочь, Людмила, из-за частых пьяных выходок отца выросла отсталой в умственном развитии. Тем не менее она единственный человек в семье, который испытывает искренние чувства к своим близким. Ее сестра Наталья во многом является копией матери. Для нее характерны:

  • решительность;
  • неуступчивость;
  • расчетливость.

Сын Федор, живущий за границей, смертельно болен. Его жена, активная социал-революционерка Рашель, неожиданно появляется в доме Железновых и хочет забрать маленького Колю. Васса не желает расставаться с внуком, видя в нем наследника, которому в будущем можно доверить семейный бизнес. Зная, что бунтарка находится в розыске и ее можно сдать правительственным органам, Железнова приказывает своей секретарше Анне сообщить о Рашели стражам правопорядка. Разумеется, главным мотивом здесь являются не политические предпочтения, а то, что она может лишиться любимого внука.

Пьеса удивляет своим неожиданным финалом. Жизнь главной героини обрывается из-за внезапного сердечного приступа. Кроме слабоумной Людмилы, никто не проронил ни слезы после смерти женщины. Всех волнуют лишь деньги, которые предстоит каким-то образом делить между всеми членами семьи.



Финал

Анализ пьесы

Центральный конфликт произведения Максима Горького — семейная жизнь, определяемая финансами, а также несовместимость больших денег и высоких нравственных идеалов. Авторский замысел от первого ко второму варианту пьесы двигался по пути укрупнения образа центральной фигуры, своеобразного усиления целостности характера. В окончательной версии писатель:

  • отказывается от мелодраматической линии и недосказанности;
  • показывает цельную и понятную жизнь Вассы.

Если в первом варианте пьесы главным мотивом действий героини было материнство, то во второй редакции женщина в первую очередь руководствуется интересами бизнеса, от процветания которого зависит благополучие ее семьи. Дети женщины обделены вниманием и материнским теплом, потому что Васса долгие годы в одиночку материально обеспечивает огромное семейство, вместо того чтобы заниматься воспитанием отпрысков.

Ни один герой не может конкурировать с ней в плане выдержки и силы характера, поэтому

смерть Вассы — это сокрушительный удар по благополучию Железновых и в то же время огромная общественная утрата, ведь своим примером она вдохновляла многих представительниц слабого пола, готовых положить свою жизнь на алтарь предпринимательства.

В своей пьесе писатель акцентирует внимание на социальном конфликте двух независимых и гордых женщин — прожженной капиталистки Вассы и дерзкой революционерки Рашели. В их споре симпатии Горького явно на стороне молодой особы. Конфликт оппонентов представлен как социально-историческое противостояние, привязанное к обстановке в обществе накануне революции, исход которой уже известен автору. По этой причине победителем из этого конфликта выходит Рашель. Трагической кончиной Вассы Железновой Горький символически подчеркивает полную обреченность того мироустройства, который так рьяно защищает героиня.

Краткое содержание первой редакции пьесы

Главные герои

Васса Петровна Железнова – жена умирающего купца Захара Ивановича; очень жестокая и волевая женщина, пытающаяся любой ценой сохранить целостность семьи.

Павел Захарович – сын Вассы; слабовольный человек, безумно влюбленный в жену и прощающий ей бесчисленные измены.

Людмила – жена Павла; очень красивая женщина, тяготящаяся мужем.

Наталья – жена Семена, подбивающая его отделиться от матери; расчетливая женщина, скрывающая свои истинные намерения.

Михаил Васильевич – отец Людмилы; управляющий Вассы, обделывающий вместе с хозяйкой темные дела.

Анна – дочь Вассы, которая несколько лет назад вышла замуж и покинула семью. Анна очень сильно напоминает мать. Вернувшись в родной дом, она помогает Вассе завладеть всем наследством.

Краткое содержание

Действие первое

Зимним утром Васса Железнова входит в столовую, где ее родственница Дунечка и горничная Липа накрывают стол для чаепития. Липа докладывает хозяйке, что Павел Захарович не спал всю ночь. Его жена Людмила опять не ночевала дома.

В столовую приходит отец Людмилы – управляющий Михаил Васильевич. Васса Петровна приказывает ему говорить всем, что дочь провела ночь у него.

Павел в отчаянии плачет. В таком неприглядном виде его застает вошедшая жена брата Семена – Наталья.

Михаил Васильевич зовет Вассу в кабинет, где рассказывает ей, что Людмила сбежала с Прохором Железновым – братом Захара.

К чаю приходит Семен. Дуня торопливо рассказывает ему о поведении Людмилы. Вскоре появляется и Прохор. Он спокойно выслушивает насмешливые намеки Семена, а потом говорит, что его брат Павел – недостойный жены дурак. В столовую приходит Людмила. Вместе с Прохором она зовет Семена вечером кататься на тройке.

Васса опять закрывается в кабинете с Михаилом Васильевичем. Управляющий рассказывает, что недавно к Прохору приезжал адвокат. Он намекает, что раздела имущества не произойдет, если Прохор внезапно умрет. Это может произойти, к примеру, при передозировке лекарства. Васса тихо советует Михаилу Васильевичу использовать для этого дела Липу.

Железнова остается одна. В кабинет тихо входит только что приехавшая дочь Анна. Васса сразу же начинает жаловаться ей на грозящее семье разорение. Она говорит, что не сможет передать дело слабохарактерным сыновьям. Васса просит дочь поговорить с братьями и убедить их отказаться делить имущество после смерти отца. Анна понимает, что мать хочет завладеть всем.

К Анне постепенно выходят все остальные члены семьи. Последней появляется заспанная Людмила. Женщины очень рады встрече.

Действие второе

Вечером Анна успевает побеседовать наедине со всеми родственниками и узнает много интересного. Никто не хочет продолжать дело умирающего Захара Ивановича. Все с нетерпением ждут его смерти, чтобы разделить имущество. Прохор собирается переехать в Москву, где живет его незаконнорожденный сын. Братья Анны тоже хотят уехать, причем Семена к этому явно склоняет хитрая Наталья. Напряжение между родственниками обостряется из-за легкомысленного поведения Людмилы и особенно из-за ее любовной связи с Прохором. О некоторых тайнах Анна рассказывает матери.

При разговоре Анны с Семеном прибегает Людмила, сообщающая о драке между мужем и Прохором. Их с трудом разнимают. От пережитого волнения у Прохора происходит сердечный припадок.

Михаил Васильевич отводит Липу в сторону и уговаривает ее смешать два разных лекарства и дать Прохору. Он угрожает горничной тем, что раскроет тайну ее избавления от нежелательного ребенка.

Вскоре прибегает Анна и кричит, что Липа отравила Прохора. Испуганная горничная пытается оправдаться, говоря, что выполняла указание Михаила Васильевича. Васса Петровна приказывает ей молчать.

В комнату вбегает Наталья и говорит, что припадок был сильный, но Прохор жив. Отослав всех к больному, Васса упрекает Михаила Васильевича в ошибке. Теперь нужно следить, чтобы Липа никому не проговорилась об отравлении.

Действие третье

Захар Иванович умирает. Вскоре после его смерти Липа совершает самоубийство. Анна отдает матери письма, которые Прохор хотел послать сыну в Москву, чтобы тот приехал.

Вся семья собирается за столом. Павел заметно пьян. Прохор еще не оправился от сердечного припадка. Анна нарочно говорит Павлу, что больному очень опасно волноваться.

Постепенно между родственниками вспыхивает ссора насчет раздела имущества. Павел толкает Прохора в грудь, что приводит к новому припадку. Михаил Васильевич, Семен и Анна осторожно уносят его.

Пьяный Павел начинает требовать у матери свою долю наследства. В это время возвращается Анна и сообщает, что Прохор умер. Наталья не скрывает своей радости.

Павел испуганно говорит, что не виноват в смерти Прохора. Васса уверяет, что постарается снять обвинение с сына, но требует, чтобы тот ушел в монастырь.

Павел кричит, что не боится следствия и даже суда. В любом случае он имеет право получить свою долю. Такое же требование высказывают Семен и Наталья. Васса торжественно заявляет, что сыновья лишены наследства. Это засвидетельствовано в завещании Захара Ивановича. Михаил Васильевич показывает документы. Подавленные Павел, Семен и Наталья уходят.

История создания

Максим Горький

Автор изменил конфликт пьесы и ввел в нее дополнительных действующих лиц. В результате не только облик центрального персонажа стал другим, но и само произведение обрело принципиально иную идейную концепцию и новую художественную структуру.

Портрет главной героини

Васса Петровна Железнова

В первой редакции пьесы Васса Петровна Железнова — капиталистка, владелица небольшого кирпичного завода. Ей 48 лет, она мать троих детей. Двое сыновей обзавелись собственными семьями, но по-прежнему живут под одной крышей с матерью и находятся под ее жестким контролем. Героиня наделена сильным и волевым характером, что отличает ее от других домочадцев — инертных и инфантильных. Материнство Вассы — главная движущая сила всех ее мыслей и поступков. За спиной женщины имеется много грехов. Она прекрасно осознает последствия своих действий и не снимает с себя вины.

За героиней не тянется шлейф неблаговидных поступков, однако она готова пойти на преступление, чтобы сохранить честь семьи. Несмотря на свои доходы, она ведет весьма скромный образ жизни, не пытается подчеркнуть свой статус. Из пьесы убран романтический намек на запретную любовь, поэтому в такой ситуации героиня скорее жертва обстоятельств, чем злодейка.

Вассу Железнову многие литературные критики считают ярким примером эффективного женского предпринимательства на закате Российской империи. В произведении идет речь не том, что предприимчивая женщина безжалостно эксплуатирует чужой труд ради собственной прибыли, а о том, что Васса вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы содержать многочисленное семейство в ущерб природному предназначению. Этот мотив отчетливо прослеживается лишь во второй редакции.

Краткий пересказ последней редакции

Основные события происходят в расположенном на берегу Волги особняке Железновых. Васса заправляет не только домашними делами, но и руководит семейным бизнесом.

 Сергей Петрович супруг Вассы Железновой

Ее супруг, Сергей Петрович, ведет асоциальный образ жизни и давно не приносит никакой пользы для жены и детей. Героиня решает избавиться от мужа, когда тот попадает на скамью подсудимых из-за совращения несовершеннолетней девушки. Сначала жена предлагает ему самому свести счеты с жизнью. Мужчина оказывается неготовым к такому шагу, и Васса, спасая честь незамужних дочерей, отравляет Сергея.

Ее брат, Прохор Храпов, не отличается высокими нравственными качествами. Пьющий и беспечный, он пагубно влияет на племянниц. Особенно он дружен со старшей дочерью Вассы — Натальей, которая без ума от веселого нрава дяди. Прохор Борисович обесчестил горничную Лизу. Не выдержав позора, беременная девушка совершила самоубийство.

Младшая дочь, Людмила, из-за частых пьяных выходок отца выросла отсталой в умственном развитии. Тем не менее она единственный человек в семье, который испытывает искренние чувства к своим близким. Ее сестра Наталья во многом является копией матери. Для нее характерны:

  • решительность;
  • неуступчивость;
  • расчетливость.

Сын Федор, живущий за границей, смертельно болен. Его жена, активная социал-революционерка Рашель, неожиданно появляется в доме Железновых и хочет забрать маленького Колю. Васса не желает расставаться с внуком, видя в нем наследника, которому в будущем можно доверить семейный бизнес. Зная, что бунтарка находится в розыске и ее можно сдать правительственным органам, Железнова приказывает своей секретарше Анне сообщить о Рашели стражам правопорядка. Разумеется, главным мотивом здесь являются не политические предпочтения, а то, что она может лишиться любимого внука.

Смерть Вассы Железновой

Пьеса удивляет своим неожиданным финалом. Жизнь главной героини обрывается из-за внезапного сердечного приступа. Кроме слабоумной Людмилы, никто не проронил ни слезы после смерти женщины. Всех волнуют лишь деньги, которые предстоит каким-то образом делить между всеми членами семьи.

Анализ пьесы

Центральный конфликт произведения Максима Горького — семейная жизнь, определяемая финансами, а также несовместимость больших денег и высоких нравственных идеалов. Авторский замысел от первого ко второму варианту пьесы двигался по пути укрупнения образа центральной фигуры, своеобразного усиления целостности характера. В окончательной версии писатель:

  • отказывается от мелодраматической линии и недосказанности;
  • показывает цельную и понятную жизнь Вассы.

Если в первом варианте пьесы главным мотивом действий героини было материнство, то во второй редакции женщина в первую очередь руководствуется интересами бизнеса, от процветания которого зависит благополучие ее семьи. Дети женщины обделены вниманием и материнским теплом, потому что Васса долгие годы в одиночку материально обеспечивает огромное семейство, вместо того чтобы заниматься воспитанием отпрысков.

Ни один герой не может конкурировать с ней в плане выдержки и силы характера, поэтому

смерть Вассы — это сокрушительный удар по благополучию Железновых и в то же время огромная общественная утрата, ведь своим примером она вдохновляла многих представительниц слабого пола, готовых положить свою жизнь на алтарь предпринимательства.

В своей пьесе писатель акцентирует внимание на социальном конфликте двух независимых и гордых женщин — прожженной капиталистки Вассы и дерзкой революционерки Рашели. В их споре симпатии Горького явно на стороне молодой особы. Конфликт оппонентов представлен как социально-историческое противостояние, привязанное к обстановке в обществе накануне революции, исход которой уже известен автору. По этой причине победителем из этого конфликта выходит Рашель. Трагической кончиной Вассы Железновой Горький символически подчеркивает полную обреченность того мироустройства, который так рьяно защищает героиня.

Читайте также: