В значит вендетта краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

К теме тоталитарного общества он обращается уже в работе над знаменитой серией 2000AD — сейчас эти комиксы все знают благодаря экранизациям историй о судье Дредде.

Я подумал, почему бы не сделать из него воскресшего Гая Фокса в маске из папье-маше, остроконечной шляпе и накидке? Это уж точно выглядело бы эксцентрично и к тому же вернуло бы Гаю Фоксу имидж, которого он заслуживает. Ибо надо не сжигать пятого ноября чучело Гая Фокса, а праздновать его попытку взорвать парламент!

Но Мур не пытается описать глобальный апокалипсис, который приводит к переменам в мире, всё это сообщается лишь в самом начале. Он лишь показывает, насколько человеческая натура склонна к разрушениям. Страна погрузилась в хаос из-за мародёров — повсюду главенствовали преступные группировки.

Я наивно считал, что требуется нечто не менее мелодраматичное, чем ядерная война, дабы подтолкнуть Англию к фашизму.

Классика литературы, кинематографа и музыки либо запрещена, либо просто забыта. Людям достаточно развлечений на экране или в районном кабаре, где полуголые девушки всё так же прославляют партию.

Все опасные и трагические события старательно замалчиваются — теракты объясняют запланированным сносом зданий, и народ, привыкший беспрекословно верить медийным голосам, не замечает подвоха. Нервничать их может заставить только любая перемена в обыденном и сером распорядке.

Эти ведомства обеспечивают слежку за гражданами, чтобы выявлять недовольных, а также гомосексуалистов, социалистов, радикалов — в целом, любых людей, которые не вписываются в идеологию. Но все постоянно подчёркивают, что всё это только для безопасности простых людей. Будь как все — и тебя не тронут.

Интересно, что здесь фашисты не представлены идеалистами, какими их видели некоторые авторы других антиутопий. Большинство из них и сами не укладываются в рамки государственного строя.

Противовесом тоталитарной серости и машинному порядку выступает главный герой V — террорист в маске, который устраивает взрывы и убивает чиновников. С его образом Алан Мур тоже обошёлся достаточно необычно. Можно сказать, что он совмещает в себе несколько сразу разных типажей: V одновременно герой, жертва и антигерой.

С одной стороны, он борется за свободу, спасает юную девушку Иви, которая из-за бедности решила заняться проституцией. V носит маску и обладает чуть ли не суперспособностями: огромная сила, скорость, бесшумные движения.

С другой стороны, V — типичная жертва тоталитарного режима. Он бывший узник концлагеря, над ним ставили жестокие эксперименты, которые свели его с ума. Но он при этом далеко не положительный герой. V жесток, он с лёгкостью убивает людей и устраивает взрывы. Он жесток даже к Иви. Конечно, у него благородные цели, но иногда его поступки кажутся просто безумием.

Поначалу кажется, что все его действия — просто личная месть тем, кто мучил его в лагере. Но дальше становится понятно, что V — не мститель в маске, а анархист, который хочет изменить государство. Поэтому Алан Мур осознанно не раскрывает предысторию героя. Кем он был до лагеря, и почему туда попал — неизвестно. Он с равной вероятностью мог быть добропорядочным гражданином, обронившим неосторожное слово, или жестоким преступником.

Но это совершенно неважно. Поэтому в книге ни разу не показано его настоящее лицо — только маска. Муру было важно подчеркнуть, что V — не герой, а идея. Он воплощает в себе разрушительную часть анархии. Иногда даже хаос, которого многие боятся настолько, что готовы принять даже фашизм и тотальный контроль.

Именно этот эксперимент он и проводит с Иви, причём дважды. Сначала V спасает одинокую девочку от пальцейских, показывает ей своё убежище и знакомит с литературой, музыкой и классическим кино.

Но потом он бросает Иви прямо на улице. И она быстро возвращается к обыденной жизни: её приютил мужчина средних лет, подпольно торгующий алкоголем. Она возвращается в иллюзию счастья с домом, завтраками и вроде бы даже любимым человеком.

С Иви тоже происходит трагедия, её любовника убивают, как когда-то и отца. Она возвращается к V. Но для того, чтобы отказаться от старой жизни, он заставляет её полностью прочувствовать все ужасы их положения — и только в тот момент, когда Иви перестаёт бояться смерти за свои идеалы, он объявляет, что она действительно свободна.

Именно она должна стать новым символом, который будет уже означать не разрушение, а строительство чего-то нового. При этом V осознаёт, что в этом обществе ему уже не будет места. Здесь Мур словно противопоставляет его героям популярных антиутопий.

Позиция V выглядит довольно шатко. Когда он серией взрывов добивается отключения всей прослушки и видеокамер, людей снова тянет к преступлениям и мародёрству, как и до прихода к власти фашистов.

Но по мнению V, это лишь необходимый этап. Сначала молчаливое большинство нужно подтолкнуть к свержению строя, а потом на его обломках люди могут построить что-то, основанное на свободе и любви, а не тотальном контроле. Таким образом Мур подводит к тому, что террорист V — тоже пережиток старого строя. И должен остаться в прошлом, выполнив свою разрушительную миссию.

Тут интересный акцент сделан на методах тоталитарного государства по сдерживанию населения: силовые структуры начинают сотрудничать с преступниками, чтобы подавлять бунты простых людей. И поначалу всё действительно выглядит пугающе, в стране начинаются столкновения.

Удастся ли построить из этого новое общество — неизвестно, финал остаётся открытым. В книге лишь показано, что люди начали понимать необходимость перемен.

При этом Алан Мур ни в самом романе, ни в последующих интервью не даёт чёткого ответа, прав ли его герой. С одной стороны, он освобождает людей от оков фашизма. Но V повергает страну в хаос, который может привести к ещё более ужасным последствиям.

В этом и есть главная задумка книги. V можно считать как героем, так и сумасшедшим террористом, который не осознаёт разрушительных последствий своих действий. Судя по принципам жизни самого автора, ему близка позиция анархиста, который предпочтёт хаос клетке. Но Алан Мур оставляет читателю право самому выбирать, с кем из героев он согласен.

Вероятно, для него важно было не вывести какую-то мораль, он просто ярко показывал, в каком направлении движется цивилизация. И судя по многим реалиям сегодняшних дней, из всех авторов антиутопий Алан Мур оказался ближе всех к истине.

Выскажу непопулярное мнение, но мне не понравилась эта вселенная. На всякий случай оговорюсь — нижеследующий текст содержит спойлеры.
V — типичный Марти Сью. Умный, начитанный, выносливый, харизматичный, изобретательный. Короче, все скиллы на сотню. Ему место, скорее, в романе о попаданцах, чем в политической сатире.
Планы его увенчаются успехом только потому, что он каким-то образом получает контроль над главным компьютером, который отвечает за всё управление государством. Как это ему удается — остаётся за кадром. Также за кадром — появление крутого убежища с библиотекой, продвинутой электроникой и кучей прочих примочек в духе поместья Брюса Уейна. Как он со всем этим управляется в одиночку — вопрос тоже не праздный.
При том, что свой путь борца с системой он начинает пусть и будучи сверхчеловеком, но с голым задом под проливным дождём посреди разгромленного концлагеря. И спустя всего несколько лет — пуф, в одиночку рушит всю государственную машину.
Героиня Иви тоже заслуживает упоминания. Шестнадцатилетняя девчушка, у которой за плечам из школы жизни только работа на табачной фабрике, рассуждает о государственном устройстве и приходе в страну фашизма аки университетский преподаватель. Ближе к финалу, потратив по собственным её словам "несколько месяцев" на чтение библиотеки V, становится примерно на одном с ним уровне. Пардон, НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ? У нас люди, потратив несколько лет на университетское образование, подчас выходят в мир с дырявой головой. Конечно, можно предположить, что тяжелое испытание с "тюремным заключением" закалило и мотивировало героиню. Но в целом такой мгновенный личностный рост — тоже из серии трёхгрошовой попаданческой фантастики.
Ну и вишенка на торте — хэппи энд. Злодеи повержены, народ осознал ценность свободы, герой отомстил и умер со спокойным сердцем, оставив после себя достойную смену. Чувствуете эту сахарную приторность? Просто дурной вкус.
Извините за такую простыню. Что называется, накипело.

Я так понимаю, что этот герой так и не увидел свет (может и к лучшему, а?)

Как можно говорить о мэрисьюшности символа? Это же собирательный образ. Зачем так бувально воспринимать, это же не приключенческое произведение.

У вас тут есть небольшие расхождения с книгой. Планировал V эту всю затею около 20 лет. За это время можно и начитаться и натренироваться. Его логово находится в закрытом лондонском метро (закрыто с целью борьбы с терроризмом и вследствие затопления). Отсюда и то, что его не нашли. Все Книги и вещи украдены у правящей верхушки, про это говорится прямым текстом. Соответственно машину государственную он рушит далеко не через несколько лет.
Ну и хэппи-энд там совсем услоанвй

Никогда не понимал людей, который не могут в аллегории и символизм, не могут принять некоторые условности, которое вынужденно допускать то или иное произведение, чтобы эти аллегории и символизм работали, но им нужно чтобы история вела их строго по рельсам логики и взаимосвязанности и не дай бог там что-то нестыковаться будет.

Ваши претензии не по адресу. Ко многому можно быть снисходительным, исходя из названных вами критериев. Но V подаётся его как социально-политическая сатира. Он должен бичевать антиутопию. А вместо этого превращает её в сказку на ночь. И тем самым не только предаёт свой изначальный замысел, но и способствует формированию у аудитории идиотически оптимистического мифа, что мол придёт добрый дядя в маске, щелкнет пальцами и все злые фашисты исчезнут сами собой. То есть делает ровно противоположное, чем то, для чего был задуман.

Краткий сюжет

v значит вендетта актеры

Создатели картины

Роль Иви предназначалась Скарлетт Йоханссон, но с актрисой не удалось договориться, поэтому её место на съёмочной площадке заняла Натали Портман.

актеры и роли фильма v значит вендетта

v значит вендетта актер в маске

Загадочный террорист в маске подарил Иви новый смысл жизни. И за короткий промежуток времени затравленная главная героиня превратилась в сильную женщину, готовую бороться за свержение нацистского режима.

Стивен Ри в роли инспектора полиции

v значит вендетта фильм 2006 актеры

И хотя официально Эрик Финч является защитником существующей системы, втайне от всех он собирает компромат на первых лиц государства, раскрывая их самые сокровенные тайны и пороки. Порою Финч испытывает явное сочувствие по отношению к Иви, поскольку знает, насколько небезупречно общество, в котором они живут.

Другие исполнители ролей

v значит вендетта актеры и роли

Исполнителю Стивену Фраю досталась в фильме Джеймса Мактига роль директора телеканала BTN, на котором работала Иви Хэммонд.

Премьера и кассовые сборы

Премьера фильма, снятого по сценарию сестёр Вачовски, состоялась 11 декабря 2005 г. на фестивале Butt-Numb-A-Thon в США. Затем картину показали на Берлинском кинофестивале и только потом выпустили в масштабный прокат.

актеры фильма v значит вендетта

Фильм на самом деле очень цепляющий, свидетельство тому высокий рейтинг и множество положительных отзывов.

Что же нас так в нем привлекает и какие струны души он мастерски задевает?

На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена Тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.

Тень — это часть нашей личности, которая не приемлет сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать.

Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека.

Там же может быть запечатана и наша творческая энергия. Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:

  • как все бессознательное,
  • как личность того же пола с клиентом,
  • как личность противоположного пола, олицетворявшую Анимус или Аниму (мужское в женщине и женское в мужчине).

Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.

История развития личности Иви

Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Здесь царит строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения.

Этот жесткий порядок возглавляет канцлер Сатлер.

Канцлер Сатлер

Канцлер Сатлер

Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера.

Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной. Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно.

Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус.

Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.

Встреча

Иви встречает Вендетту именно тогда, когда ситуация довела ее страх до максимально критической точки, где ей реально угрожало физическое насилие. Его появление вроде показывает Иви, что есть иная сторона, в которой можно быть смелым, естественным и контролирующим ситуацию.

Иви встречает Вендетту

Иви встречает Вендетту

Мечта

Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.

Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом.

Так же маска — это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.

Какие же задачи предстоит решить Иви:

  • вернуть себе утраченную важную часть личности;
  • вернуться на путь индивидуации, путь к своей подлинности;
  • позволить себе быть несогласной.

Иви невольно становится соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта.

Достаточно распространенный символ спуска под землю — это вход в свое бессознательное. То, что Иви втянута в эти события, но все еще противится Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям.

Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы.

Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления.

Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.

Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием.

Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет.

Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери — это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.

Когда защиты разрушены и Эго не противится умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боится.

Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий — решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.

— Тебе есть куда идти?
— Нет, прежде меня бы это испугало, но теперь я ничего не боюсь

Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.

Фашизм в антиутопическом британском обществе и его крах

В итоге Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.

Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем.

При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив последних всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой собственный подвал.

И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.

Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной.

Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской — трусливость, ничтожность, развратность и жестокость.

Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять. Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными.

Вендетта тренируется

Вендетта тренируется

Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в котором они нуждались раньше.

Взрыв парламента как кульминация общественного прорыва

И взрыв парламента как катарсическое освобождение накопленной энергии Тени, которая прорывается в коллективное сознание общества, и это очень сильный момент, который на мой взгляд является бриллиантом этого фильма.

Здесь мне важно уточнить, что я рассматриваю этот эпизод всего лишь как символ, а не реальный террористический акт, который конечно же не поддерживаю.

На этом моменте отлично можно проследить, что задача Вендетты состояла в разрушении крепости, в которой все были в заточении и освобождении энергии для осознания и роста, но на большее его план не распространялся.

В чем его собственно и обвиняют комментаторы в критических замечаниях к фильму, но здесь и правда все достаточно логично. Поскольку Тени важно, чтобы ее услышали и энергии дали возможность беспрепятственно циркулировать, но что делать с хаосом, который придет на смену жесткому порядку – это задача Эго, нашего осознанного Я.

Поэтому столь привлекательная сцена становится и началом самой опасной ситуации, где осознанность и совладание с новым полученным ресурсом являются для общества первостепенной задачей.

Юнг в своих трудах отмечал, что на его взгляд отличным решением для того, чтобы избегать проекции собственной групповой тени на другие народы, с которыми потом приходится воевать, это демократический строй, где каждый воюет с собственной тенью и каждый занят собственными интегративными процессами.

И он всегда отвечал:

Работа души — то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.

V4V poster 86208.jpg

Экранизация культового графического романа Алана Мура и Дэвида Ллойда, вышедшая на экраны в 2006 году.

Одной ночью 4 ноября молодую сотрудницу BTN Иви Хаммонд (Натали Портман) спасает от изнасилования агентами местной Госбезопасности таинственный незнакомец в маске, представившийся как V (Хьюго Уивинг). Он предлагает ей прогуляться по крышам и показывает им самим устроенный подрыв… нет, не парламента, а здания уголовного суда Олд-Бейли . Затем нас знакомят с реакцией на подрыв правительства страны и самого автократического лидера — канцлера Сатлера (Джон Хёрт [1] ).

На следующий день V захватывает телецентр Джордан (в котором работает Иви), чтобы транслировать своё послание с призывом к революции всей Британии, после чего похищает Иви почти из-под носа у полиции. Расследовать дело берётся сам шеф полиции — старший инспектор Эрик Финч (Стивен Ри). Здесь присказка кончается, а история только начинается…

Содержание

Помимо вышеозначенной гневной тирады, Мур выступал против того, что в фильме V выведен этаким супергероем, мстителем, спасающим мир, ведь его роль в исходной истории значительно сложнее.

И наоборот — соавтор и иллюстратор Дэвид Ллойд остался чрезвычайно доволен экранизацией.

Читайте также: