В учебниках используемых в специальных школах необходимо

Обновлено: 05.07.2024

Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как … генетический или принцип развития

генетический или принцип развития

принцип единства психики и деятельности

Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц… с особыми образовательными потребностями

с психическими нарушениями

с особыми образовательными потребностями

с хроническими соматическими заболеваниями

Одной из задач специальной педагогики является реализация коррекционно-педагогических программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья… коррекционно-педагогических

Тифлопедагогика-наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения воспитании, обучении

К биологическим факторам риска не относятся… пребывание ребёнка в семье группы социально риска

патология родовой деятельности

пребывание ребёнка в семье группы социально риска

инфекционные и вирусные заболевания матери

Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу… педагогического оптимизма

ранней педагогической помощи

Первая в России специальная школа была создана благодаря участию: Императрицы Марии Фёдоровны

Императора Александра I

Императрицы Марии Фёдоровны

Московской Городской Думы

Первичные дефекты возникают в результате… органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

нарушений социального поведения

Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения… слуха

Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил: Л.С. Выготский

Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями… слуха

Для детей с задержкой психического развития характерны… незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение: VII вида

К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся… уроки

В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин… лицо с ограниченными возможностями

лицо с психическими отклонениями

лицо пожилого возраста

лицо с ограниченными возможностями

Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает… характером сенсорных или интеллектуальных нарушений

время и длительность воздействия повреждающих объектов

степень нарушений функциональных связей

характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят: реабилитацию детей с отклонениями в поведении

лечение заболеваний ребёнка

реабилитацию детей с отклонениями в поведении

Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется: абилитация

Объектом специальной педагогики является: специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится: лечение недостатков, последствий дефекта

формирование адекватных форм социального поведения

преодоление чувства малоценности, маргинальности

лечение недостатков, последствий дефекта

воспитание чувства собственного достоинства

Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как… коррекция

Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются… отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

выраженными потребностями в контакте с другими людьми

индифферентным отношением к окружающим

К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся… социально-психологические факторы

вредности, действующие на плод во время беременности матери

Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по… ведущему нарушению

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вопрос 1

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

 01. Особые образовательные потребности — это

Выберите один ответ:

a. термин, обозначающий специальные условия, которые необходимо создать, для детей-инвалидов, чтобы дать им возможность расширить свой потенциал

b. термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал

c. термин, использующийся в отношении дефектов, физических или эмоциональных особенностей, которые требуют коррекции и развития, а также технологий и методов работы с данной категорией лиц

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

02. Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором — это

Выберите один ответ:

b. интегральный, системный диагноз, приводящий к изменению личности в целом, нуждающийся в лечении и реабилитации в условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

03. Содержание специального образования зависит от

a. особенностей отклонений в развитии человека с ограниченными возможностями

b. возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями

c. материальной оснащенности образовательной организации, где проходит обучение человека с ограниченными возможностями

d. квалификации педагогов-дефектологов специальной образовательной организации

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

04. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к

a. общеобразовательной подготовке

b. коррекционно-развивающей работе

c. профилактической и оздоровительной работе

d. к трудовой и начальной профессиональной подготовке

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

05. О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса.

Выберите один ответ:

a. Принцип педагогического оптимизма

b. Принцип ранней педагогической помощи

c. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности

d. Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

06. О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он предполагает, что в специальном образовании необходимо распространять коллективную предметно-практическую деятельность под руководством педагога, которая создаст естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Выберите один ответ:

a. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

b. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

c. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

d. Принцип необходимости специального педагогического руководства

Вопрос 7

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

07. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические, методы

c. все перечисленные методы

Вопрос 8

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

08. Методами воспитания, применяемыми в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические, методы

c. все перечисленные методы

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

09. В современной специальной педагогике применяются следующие формы организации обучения:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

10. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Вопрос 11

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

11. Ценность использования того или иного средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса определяется тем, что:

a. содействует творческому развитию

b. обеспечивает логическую основу освоения материала

c. содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации

d. ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности

Вопрос 12

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

12. В учебниках, используемых в специальных школах необходимо:

a. добавлять пропедевтические или дополнительные разделы

b. упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов

системе специального образования, имеется группа с редств, значение которых трудно переоценить.

Это разнообразная печатная продукция: книги, пособия , журналы, рабочие тетради, при этом особая

Учебники, издаваемые для различных категорий дете й с отклонениями в развитии, имеют свою

специфику, обусловленную особенностями развит ия детей.

По сравнению с соответствующими уч ебниками массовой школы они модифицированы в

зависимости от характера и степени т яжести дефекта у обучающихся, их возраста, характера

учебного предмета. В ряде случаев без изменений использ уются обычные учебники массовой

общеобразовательной школы. В других случаях (например, для специа льных школ VIII вида, где

обучаются умственно отсталые дети) создаются и использ уются учебники по общеобразовательным

предметам, но с оригинальным содержанием в соответствии со специальным образовательным

стандартом, учитывающим особенности данной категории обучающихся. Для обеспечения

специальных (коррекционных) предметов также соз даются и используются учебники, аналогов

В учебниках, используемых в специальных школах , должны присутствовать:

пропедевтические или дополнительные раз делы, фрагменты содержания, предназначенные для

заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в с оответствии с характером нарушения

средства активизации познавательной д еятельности и мотивации учения;

средства, направленные на развит ие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностя ми

средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнени я для

развития навыков предметно-практической деятельности;

упражнения, направленные на формиров ание и развитие компенсаторных механиз мов

средствами данного учебного предмета у учащихся с теми или ины ми отклонениями в развитии .

особенности восприятия, внимания , речи, мышления, памяти данной категории детей с

возможность дифференцированного и индивидуа льного подхода к обучению с применением

требования к оформлению речевого материала уч ебника в соответствии с речевыми и

Применение наглядности в систе ме специального образования не самоцель, а средство более

полного и глубокого осмысления учебного материала , понимания устного слова, сказанного

учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Особенностями примен ения

наглядных средств в специальном образовании явл яются: во-первых, стремление к возможно

большей естественности, натуральности предлагае мых для ознакомления и исследования объектов и

предметов; во-вторых, наглядно- действенный характ ер знакомства и исследования предъявляемых

предметов, объектов ребенок по возможности должен получить максим ально полную информацию

об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов , включая осязание, о5оняние и вкус); в-

третьих, воспринимаемые чувственно-наглядные образы, приз наки предметов, явлений должны быть

Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном

образовании является дидактический материал. Это средство обучени я предназначено для

практической деятельности ребенка с расчетом на макси мально возможную степень

самостоятельности. Его использование позволяет детя м легче усваивать учебный материал, он может

быть подобран в наиболее полном соответствии с и ндивидуальными особенностями и

Дидактический материал, используемый в коррекционно-обр азовательном процессе, бывает

Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все

более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные

характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с

ними. Применение предметного дидактич еского материала вызывает живой интерес и обесп ечивает

мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой , позволяет сочетать зрительное восприятие с

осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосв язь умственной работы с практической

деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного

Изобразительный дидактический материал ( рисунки, серии картинок, схемы, чертежи,

предметные карты) является более абстрактным по отношению к пр едметному. Его применение

способствует развитию наблюдательности и в нимания, умению сравнивать, анализ ировать,

выстраивать логическую последовательность. Нередко изобраз ительный дидактический материал

используется в целях формирования навыков установлени я определенной последовательности тех

Словесный дидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями, упражнениями,

примерами, задачами, поручениями. Этот вид дидакт ического материала используется тогда, когда

ребенок с отклонением в развитии начинает овладевать чтением и письмом. Словесный

дидактический материал развивает самостоятельность, обесп ечивает выбор оптимального уровня

сложности задания и темпа его выполнения , позволяет рационально организовать индивидуальную

самостоятельную работу. Этот вид дидактического материала способству ет развитию речи детей.

Изобразительный и словесный дидактич еский материал нередко используется в качестве замены

отсутствующих у ребенка необходимых речевых средств или навык ов письма. Так, при ответе на

вопрос ребенок, не владеющий речью, может показ ать собеседнику соответствующую карточку со

словом или предложением или соответствующую картинку, выложить из разрезной кассы цифр

Для большинства категорий детей с отклонения ми в развитии овладение речью представляет

большую сложность. Связано это с тем, что многим из них необходимо не только понять значение

слов, но и научиться их воспринимать на слух, а также четко и внятно произносить. Особенности

восприятия речи, как правило, приводят к непони манию ими смысла обращенной речи , к

искаженному воспроизведению слов. Для устране ния возможных неточностей восприятия и

предупреждения произносительных ошибок довольно часто в практике специального обучения

используются средства словесной наглядности. К средства м словесной наглядности следует отнести:

записи, производимые на доске; нотированное письмо (указание орфоэпически правильного

произношения); словарь, схемы речевых высказываний , размещенные на наборном полотне или

Для развития мыслительных операций учащихся , создания представлений об объектах и

явлениях окружающей действительности, поэтапного форм ирования умственных действий,

обобщения изученного учебного материала особую значи мость приобретает использование такого

средства наглядности, как моделирование. Под моделиров анием понимается система действий по

построению, преобразованию и испо льзованию наглядно воспринимаемой системы (мод ели).

Достаточно широкое использование в системе специа льного образования получили технические

средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации

К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и к ачественного

усвоения и закрепления в доступной форме предъ являемого учащимся материала. Использование

ТСО позволяет: знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообраз ии, развитии;

выделить в сложном отдельные компоненты, раскрыть их взаимо связь; рационально использовать

учебное время; обеспечивать наглядность обучения; создавать действенные мотивы к получению

знаний, а также к использованию их в прак тической деятельности.

В настоящее время в системе специального образ ования технические средства использ уются

довольно эффективно и подчас без их применения вообщ е не представляется возможным

В ходе организации коррекционно-образовательног о процесса используются разнообразные

аудиовизуалыиые средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также

средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающа я аппаратура индивидуального и

коллективного использования (при обучении л иц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и

бинокуляры, приспособления для вдевания нитк и в иголку, трости для обеспечения возможности

самостоятельного передвижения (для лиц с наруше ниями зрения). Более подробно остановимся на

Статические экранные пособия (схемы, рисунк и, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые

с помощью разнообразной проекционной аппаратуры , используются с целью активизации процесса

восприятия учащимися учебного материала. При этом возможн ы: всестороннее рассмотрение

предмета изучения; увеличение изображени я в несколько раз; демонстрация изучаемого объекта или

явления действительности в течение такого вре мени, какое требуется для осмысления, обобщения, и

в той последовательности, которая соответствует логике изложени я учебного материала.

В практике обучения детей, имеющих особенно сти развития, используются разнообразные

аудио- и аудиовизуальные средства. Способы и варианты их применения в учебном процессе широк и

и многоаспектны. Визуализация (возможность видеть ) речи, доступная при использовании

технических средств, преобразовывающих поступающие в аппараты речевые сигналы в различног о

рода изображения: динамические графики, профили артикул яции и т.д., позволяет не только

определить характер дефекта, но и использовать данную аппаратуру для отработки правильного

Несмотря на широкое использование в обучении техн ических средств, их возможности не

исчерпаны. Например, возможно использовани е диапроектора для моделирования коммуникативных

ситуаций, а учебных видеофильмов — для повыше ния творческой и речевой активности учащихся.

В обучении различных категорий лиц , имеющих особые образовательные потребности, все шире

применяется новое мощное и многообещающее средство — персональные компьютеры (ПК).

В отличие от массовой системы образования ПК является в спе циальном образовании

эффективным средством преодоления вторичных отклонений в р азвитии и удовлетворения особых

Так, компьютерные средства можно использовать для более эф фективного развития навыков

чтения и письма, обучения математике, иностранно му языку, в том числе и языку жестовой речи, для

моделирования учебных задач и ситуаций, для развити я и коррекции психических процессов. При

организации работы с компьютерной техникой крайне важным является то, чтобы она стала мощным

психолого-педагогическим средством формирования потребно стно-мотивационного плана

деятельности школьников, средством поддержания и дальней шего развития их интереса к

Важно отметить возможности компьютерной техник и и как средства, позволяющего педагогу

осуществлять контроль за деятельностью детей (компьютер может дать наиболе е объективный и

полный анализ умений и навыков) , а также как средства формирования и совершенствования

Компьютер может использоваться для психологического, педагогическог о и лингвистического

тестирования учащихся в начале обучения, в ходе его и на завер шающих этапах с целью

оптимального планирования учебно-воспитательного процесса, управления им и комплектования

Одной из основных целей при менения компьютеров в коррекционно-образовательном процес се

является ориентация на наиболее полно е использование тех физических возможностей, которые

имеются у детей. В частности, это относится к таким устройствам ввода и вывода данных, которые

рассчитаны на сохранные анализаторы. Для этих цел ей разрабатываются и создаются специальные

устройства, позволяющие лицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме,

отличающемся от обычного, например вводить инфор мацию при помощи речи, движения глаз

(благодаря созданию детектора, управляющего движением глаз) или просто прикасаясь к экрану

монитора (благодаря использованию специ альной сенсорной трубки). Это расширяет возможности

обучения лиц с тяжелыми и сложными нарушен иями опорно-двигательного аппарата, а также с

комбинированными нарушениями. При обучен ии слепых используются компьютеры, оснащенные

дополнительной специфической периф ерией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с

буквенным или цифровым обозначением услышать, к акая клавиша нажата, и в случае обнаружения

ошибки внести соответствующие исправлени я; печатающим устройством, выводящим текст по

Опыт использования компьютерной техн ики в специальном образовании позволяет говор ить о

значительных положительных результатах, касающихся как учебной де ятельности, так и коррекции

О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он предполагает, что в инклюзивном образовании необходимо распространять коллективную предметно-практическую деятельность под руководством педагога, которая создаст естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении?

Вопрос 6

О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса?

Вопрос 7

c. материальной оснащенности образовательной организации, где проходит обучение человека с ограниченными возможностями

Читайте также: