В тени завтрашнего дня хейзинг краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

В реакции европейского общества на миграционный кризис и теракты есть одна вещь, которую совершенно не понимают ни русские, ни израильтяне, ни, даже, значительная часть американцев. Перед лицом варварства, фанатизма, агрессии, большинство западноевропейцев больше всего боится… показаться нетолератными. Мы смотрим на .

Общественный деятель-политолог Егор Холмогоров рассказывает об интересной книге Хёйзинга - о духовном перерождении (или вырождении) Европы

Повесил на "100 книг" (бесплатный сайт-проект самого Холмогорова) очерк о книге Йохана Хёйзинги "В тени завтрашнего дня", которая отчасти приоткрывает завесу над тем, почему Европа превратилась в "Гейропу" и порой всё больше напоминает "ЛГБТлаг". На то есть свои веские причины.

Мы видим торжество политкорректности, то есть запрет на создание и применение языковых кодов, которые порождают противостояние и агрессивность. Мы видим атаку на мужское начало, как на слишком воинственное и агрессивное. Мы видим раздробление больших групп, наций, классов, сущность которых порождает борьбу, на множество меньшинств, которые слишком слабы, чтобы действительно бороться и которые утверждают себя через обеспечение себе привилегий при помощи шантажа и сделок.

Новый возникший в Европе (и транслированный в разной степени концентрации на весь Запад, а затем и за его пределы) тип человека может показаться дегенеративным: он действительно чужд больших страстей, больших целей, больших амбиций, лишен ясных этнических и социальных предубеждений, зациклен на комфорте и практически утратил мужественность, равно как и женственность. Он выглядит цивилизационным евнухом, если не хуже. По сути он — заключенный в новом ЛГБТЛАГЕ.

Полмиллиарда человек живут сейчас в Евросоюзе не создавая угрозы друг для друга в части света, где до этого непрерывно кипели войны, революции и человеческие страсти. Они не разрушают материальных и культурных ценностей, а напротив – накапливают их, при этом весьма рациональны, вкладывая деньги в комфорт и потребление, а не в разнузданные страсти и роскошь. Их божества – комфорт, креативность, и культура.

Однако современная трансформация человека сделала его не более взрослым, а менее героичным. Виртуальность сначала телевидения, а потом компьютера, многократно усиливает пуэрилизацию, но и делает её сравнительно безопасной. Все убийства, насилия, жестокости творятся лишь на экране, да и изрядная часть плотских страстей — тоже. Столкнувшись с безответственностью поступка Европа решила, в конечном счете, победить не безответственность, а поступок.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

В тени завтрашнего дня: краткое содержание, описание и аннотация

Йохан Хейзинга: другие книги автора

Кто написал В тени завтрашнего дня? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Йохан Хейзинга: Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе (сборник)

Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе (сборник)

Йохан Хейзинга: Homo Ludens

Homo Ludens

Йохан Хейзинга: Осень средневековья

Осень средневековья

Йохан Хёйзинга: Осень Средневековья

Осень Средневековья

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Йохан Хейзинга: Осень средневековья

Осень средневековья

Уильям Гибсон: Все вечеринки завтрашнего дня

Все вечеринки завтрашнего дня

Тахави Ахтанов: Избранное в двух томах. Том первый

Избранное в двух томах. Том первый

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Винцас Миколайтис-Путинас: В тени алтарей

В тени алтарей

Йохан Хёйзинга: Осень Средневековья

Осень Средневековья

В тени завтрашнего дня — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

В тени завтрашнего дня

Habet mundus iste noctes suas et non paucas. У этого мира есть темные ночи, и их много.

Предисловие к первому и второму изданиям

Содержание этой книги представляет собой в переработанном виде доклад, прочитанный мною 8 марта 1935 года в Брюсселе. Вполне возможно, что по прочтении этих страниц многие назовут меня пессимистом. На это могу ответить лишь одно: я оптимист. Лейден, 30 июля 1935 года

Предисловие к седьмому изданию.

I. В ожидании катастрофы

Мы живем в мире одержимости. И мы это знаем. Ни для кого не было бы неожиданностью, если бы однажды безумие вдруг прорвалось в слепое неистовство, которое оставило бы после себя эту бедную европейскую цивилизацию отупелой и умоисступленной, ибо моторы продолжали бы вращаться, а знамена — реять, но человеческий дух исчез бы навсегда.

Повсюду царит сомнение в прочности общественного устройства, внутри которого мы живем, неясный страх перед ближайшим будущим, ощущение упадка культуры и грозящей человечеству гибели. Это не одни кошмары, что посещают нас в ночную пору, когда бездействует разум и огонек жизни только теплится. Это и трезвые ожидания, взвешенные на весах наблюдения и здравого смысла. Нас прямо–таки захлестывают события. Мы воочию видим, как шатается все то, что казалось прежде незыблемым и священным: истина и человечность, право и разум. Мы видим, как перестают функционировать государственные институты, хиреют производственные системы. Мы видим, как продолжают отчаянно работать вхолостую общественные силы. Грохочущая машина этого неистового времени того и гляди начнет буксовать.

Но здесь тотчас же напрашивается противопоставление. Никогда прежде человек не сознавал столь же ясно, как теперь, повелительную необходимость сообща трудиться над сохранением и совершенствованием земного благополучия и культуры. Никогда прежде не был в таком почете труд. Человек никогда еще не был так готов трудиться и дерзать, в любую минуту принести свое мужество и саму личность на алтарь всеобщего блага. И он не утратил надежды.

Если эта цивилизация будет спасена, если она не потонет в веках варварства, но, сохранив свои высшие ценности, доставшиеся ей по наследству, перейдет в обновленное и более прочное состояние, тогда совершенно необходимо, чтобы ныне живущие отдавали себе отчет в том, насколько далеко зашла угрожающая этой цивилизации порча.

Предисловие к первому и второму изданиям:
Содержание этой книги представляет собой в переработанном виде доклад, прочитанный мною 8 марта 1935 года в Брюсселе. Вполне возможно, что по прочтении этих страниц многие назовут меня пессимистом. На это могу ответить лишь одно: я оптимист.
Лейден, 30 июля 1935 года

Предисловие к седьмому изданию.
Хотя эта книга по прошествии трех с лишком лет переиздается без каких-либо изменений, было бы ошибкой сделать из этого вывод, что автор оставил без всякого внимания ту критику, которую навлекла на себя его позиция. Как прежде, так и теперь он отдает себе отчет в том, что его изложение не свободно от пробелов, а доводы не всегда убедительны. Но дело все в том, что эту книгу о проблемах столь жгучих, как те, которые трактуются ниже, это сочинение, возникшее столь явно из оценки одной определенной эпохи, коль скоро и по прошествии трех лет спрос на него еще не иссяк, должно либо переписать наново и, стало быть, полностью переиначить, либо оставить его таким, каким нашло оно впервые дорогу к читателю. Для первого моя оценка эпохи еще до конца не созрела: нынешние времена выглядят много запутанней, чем когда-либо прежде.
Это новое предисловие имеет единственной целью дать краткое разъяснение по нескольким пунктам. Многие спрашивали меня: вы видите нашу эпоху и нашу культypy в таком мрачном cвeтe и тем не менее называете себя оптимистом? Мой ответ таков: да, я оптимист. Ибо я называю оптимистом не того, кто, невзирая на самые угрожающие признаки упадка и вырождения, восклицает беспечно: "Ах, оставьте, дела обстоят не так уж и дурно! Все опять войдет в свою колею!" Оптимистом я называю того, кто и тогда, когда едва различим путь, выводящий из тупика, не теряет надежды на лучшее.
Многие говорили мне: "Вы ставите диагноз недуга, но не даете ни прогноза, ни средств исцеления". Что я был просто не в силах давать какой-либо прогноз, мне самому уже доводилось заявлять. Еще большей дерзостью было бы отважиться на терапию, когда болезнь зашла так далеко. Самое большее, на что я готов был решиться, -- это указать на возможность выздоровления. Несколько подробнее коснулся я данной проблемы в своей статье "Der Mensch und die Kultur" ("Человек и культура"), Schriftreihe "Ausblicke" (Stockholm, Bermann-Fischer Verlag, 1938).
Пусть каждый сам себе ответит на вопрос, как он оценивает шансы на исцеление от недуга. И независимо от того, возросли они в его глазах или нет, самым важным в конечном счете остается одно -- хранить мужество, верить и выполнять свой долг. Лейден, 11 декабря 1938 года

I. В ожидании катастрофы

Мы живем в мире одержимости. И мы это знаем. Ни для кого не было бы неожиданностью, если бы однажды безумие вдруг прорвалось в слепое неистовство, которое оставило бы после себя эту бедную европейскую цивилизацию отупелой и умоисступленной, ибо моторы продолжали бы вращаться, а знамена -- реять, но человеческий дух исчез бы навсегда.

Повсюду царит сомнение в прочности общественного устройства, внутри которого мы живем, неясный страх перед ближайшим будущим, ощущение упадка культуры и грозящей человечеству гибели. Это не одни кошмары, что посещают нас в ночную пору, когда бездействует разум и огонек жизни только теплится. Это и трезвые ожидания, взвешенные на весах наблюдения и здравого смысла. Нас прямо-таки захлестывают события. Мы воочию видим, как шатается все то, что казалось прежде незыблемым и священным: истина и человечность, право и разум. Мы видим, как перестают функционировать государственные институты, хиреют производственные системы. Мы видим, как продолжают отчаянно работать вхолостую общественные силы. Грохочущая машина этого неистового времени того и гляди начнет буксовать.

Но здесь тотчас же напрашивается противопоставление. Никогда прежде человек не сознавал столь же ясно, как теперь, повелительную необходимость сообща трудиться над сохранением и совершенствованием земного благополучия и культуры. Никогда прежде не был в таком почете труд. Человек никогда еще не был так готов трудиться и дерзать, в любую минуту принести свое мужество и саму личность на алтарь всеобщего блага. И он не утратил надежды.

Если эта цивилизация будет спасена, если она не потонет в веках варварства, но, сохранив свои высшие ценности, доставшиеся ей по наследству, перейдет в обновленное и более прочное состояние, тогда совершенно необходимо, чтобы ныне живущие отдавали себе отчет в том, насколько далеко зашла угрожающая этой цивилизации порча.

Настроения грозящей миру гибели, прогрессирующего разложения культуры стали повсеместными сравнительно недавно. Большинству людей основания для подобных мыслей дал экономический кризис, который они испытали на собственной шкуре (у большинства шкура чувствительнее духа, и с этим ничего не поделаешь). Ясно как божий день, что те, кто имеет обыкновение размышлять о человеческом обществе и культуре, как-то: философы и социологи, уже задолго до этого знали, что с высокохваленой современной цивилизацией отнюдь не "все в порядке". Для них было заведомо очевидно, что экономический разлад есть только одно из проявлений гораздо более обширного культурного процесса.

Первые десять лет нынешнего века еще почти не знали боязливых ожиданий относительно будущности культуры. Как всегда, и в то время бывали разногласия и угрозы, потрясения и страхи. Но, пожалуй, кроме опасности Революции, выдвинутой в качестве перспективы мирового развития марксизмом, все эти опасности не представлялись тем злом, что грозит разрушением всего миропорядка, да и сама Революция казалась ее противникам опасностью, которую можно предотвратить и отвести, меж тем как ее сторонники видели в ней вовсе не пагубу, а благо. Декадентские настроения 90-х годов прошлого века не распространились дальше сферы влияния литературной моды. Анархизм словно утолил жажду деятельности убийством Мак-Кинли, умерив свою ярость. Социализм, судя по всему, развивался в направлении реформаторства. Первая конференция в защиту мира, несмотря на англо-бурскую и русско-японскую войны, возвестила, как тогда чаялось, наступление эры международной гармонии. Лейтмотивом общих настроений в культуре оставалось твердое упование на то, что мир, возглавляемый белой расой, ступает по верному и широкому пути к единению и процветанию в свободе и человечности; порука ему в этом -- научное знание и потенциал общества, которые достигли к тому времени, казалось, едва ли не высшей своей точки. Единение и процветание? Да -- при условии, что политика сохранит здравый смысл. Но этого она не сделала.

Даже мировая война не внесла в эти настроения резких перемен. Действительно, все внимание в те годы было нацелено на ближайшую задачу: продержаться, выжить, напрягши силы, а затем, когда война будет позади, мы все поправим, жить станет лучше, да, и навеки! Первые годы после войны для многих протекли в оптимистических -- по-прежнему --надеждах на благостыню интернационализма. Наступивший впоследствии мнимый расцвет промышленности и торговли несколько лет еще сдерживал общий культурный пессимизм, пока сам не был оборван кризисом 1929 года.

Было бы, наверное, любопытно представить в виде кривой то ускорение, с которым во всем мире исчезло из речевого обихода слово "прогресс".

Хёйзинга Й. - Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир

ёНазвание: Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир
Автор: Йохан Хёйзинга

СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.- 456 с.

Формат: DjVu, PDF
Качество: сканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский
Тираж: 2000 экз.

Книга включает социокультурные работы выдающегося нидерландского историка Йохана Хёйзинги (1872-1945). В эссе Тени завтрашнего дня исследуются причины и возможные следствия духовного обнищания европейской цивилизации в преддверии надвигающейся катастрофы — Второй мировой войны. Статья Человек и культура обосновывает нерасторжимое единство этих понятий. В эссе Затемненный мир содержится краткий историко-культурный анализ событий многовековой жизни Европы, и на его основе высказывается прогноз о возрождении культуры в послевоенный период. Произведения Й. Хёйзинги отличают глубина и высокий гуманизм, они провозглашают и отстаивают неизменную ценность духовной свободы. Книга предназначена как специалистам — историкам, философам, культурологам, — так и широкому кругу интеллигентных читателей.

Обложка 1
Фото 3
Титульная страница 5
Предисловие (Дмитрий Сильвестров ) 7
ТЕНИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ. Диагноз духовного недуга нашего времени 17
Предисловие к первому и второму изданиям 19
Предисловие к седьмому изданию 19
I. Настроения заката 20
II. Страхи сейчас и раньше 23
III. Нынешний кризис культуры — в сравнении с прежними 27
IV. Основные предпосылки культуры 34
V. Проблематичность прогресса 42
VI. Наука на грани мыслительных возможностей 45
VII. Всеобщий упадок способности суждения 52
VIII. Снижение потребности в критике 58
IX. Злоупотребление наукой 67
X. Отказ от идеала познания 70
XI. Культ жизни 73
XII. Жизнь и борьба 78
XIII. Упадок моральных норм 87
XIV. Государство государству волк? 96
XV. Героизм 106
XVI. Пуэрилизм 113
XVII. Суеверия 122
XVIII. Эстетическая выразительность при отходе от разума и природы 126
XIX. Утрата стиля и иррационализизм 134
XX. Виды на будущее 138
XXI. Катарсис 151
Комментарии (Дмитрий Харитонович) 160
ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА 173
ЗАТЕМНЕННЫЙ МИР. Возможности возрождения нашей культуры 197
Предисловие 199
От издателя 200
Введение 200
I. Терминология феномена культура 204
1. Слово beschaving его эквиваленты: civilisatie, cultuur, civiltà . 204
2. Суть понятия и феномена культуры 215
II. Восток и Запад как культурно-историческая противоположность 218
1. Античность этого дуализма не знает 218
2. Единство и многообразие позднеантичной культуры. Влияние христианства 221
3. Запад к 600 г. Ислам 224
4. Ислам также не отделяет Восток от Запада 225
5. Запад возникает лишь как латинское христианство 226
6. Вклад различных народов в культуру Средневековья 228
a. Франция и Италия 228
b. Англия 231
c. Немецкие земли, склонность к расширению границ 233
7. Раздробление Германской империи 238
III. Рост и упадок культуры 241
1. Рост, упадок, вершины — всего лишь расплывчатые понятия 241
2. Подъем культуры в приложении к периоду XIV-XVI вв 242
3. Humana civilitas. Великие — или счастливые эпохи? 248
IV. Культурные утраты ушедшего века 253
1. Культурные достижения и культурные утраты в целом. Ослабление морали 253
2. Милитаризм 256
а. В прямом смысле слова это едва ли приложимо к Античности 256
b. Виды воинской службы в Средневековье 258
c. Ведение войн в XVI и XVII вв 260
d. Людовик XIV как первый представитель современного милитаризма 261
e. Пруссия и Россия 262
f. Французская революция 263
g. Пауза в истории европейского милитаризма: 1815-1864 гг 264
h. 1864-1914 гг 264
i. Гипернационализм 265
3. Появление, расцвет и поругание демократического идеала 266
a. Слово демократия 268
b. Идеал и практика демократии 269
4. Симптомы упадка и оскудения общественной жизни, начиная с последней четверти прошлого века 272
a. Черты вырождения политической жизни в Третьей республике 272
b. Современный антисемитизм в Западной Европе 275
c. Англо-бурская война: 1899-1902 гг. 277
5. Европа на пути к 1914 г. Империализм и интернационализм начала XX в 278
a. Подъем гипернационализма 281
b. Связь с пуэрилизмом 281
6. Гибель ландшафта 283
V. Возможность восстановления 286
1. Первоочередные условия восстановления основ упорядоченных человеческих отношений 286
2. Переоценка понятия национальное 289
3. Лига Наций, ее добродетели и пороки 293
4. Доверие между государствами 299
5. Требуется основа доверия. Необходимость нового духа 301
6. Чаяние спасения 303
7. Следует ли ожидать возрождения христианской веры. 308
8. Кажется ли вероятным если не достижение идеала, то хотя бы новый расцвет в области эстетического? 311
9. Изменения в оценке основных добродетелей 317
10. Буржуа 320
11. Выздоровление культуры через самоограничение и сдерживание? 323
12. Культура и личность 325
13. Культура и государство 327
14. Культура и национальная самобытность. Следует ли опасаться культурного раскола? 329
15. Национальное многоединство 331
16. Крупнейшие нынешние типы культуры 333
a. Латинский 333
b. Англосаксонский 333
c. Славянский тип? 334
d. Германский культурный тип? 335
17. Полное структурное изменение общества? 338
18. Восстановление правового порядка в межгосударственных отношениях 346
19. Соотношения и качественные отличия 348
20. Принцип федерализма 350
21. Заключение 352
Комментарии (Дмитрий Харитонович) 359
ПРИЛОЖЕНИЕ 422
В ПРЕДРАССВЕТНОЙ МГЛЕ (Мартинюс Нейхофф) 424
Открытое письмо 424
Сонеты 426
Указатель имен 442

Читайте также: