В средние века арифметика риторика астрономия изучались в школах при и входили

Обновлено: 05.07.2024

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г .

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Семь свободных искусств (вольных) - это список дисциплин, которые разрешено было преподавать и изучать в Средневековье. Они представляли собой различные науки и распространялись на Древний Рим, Грецию, а также многие европейские города. Давайте узнаем, что такое семь свободных искусств?

семь свободных искусств

Определение и значение

Учебные дисциплины, которые не требовали бы физической нагрузки при изучении, разрабатывались и утвердились еще в античности. Наряду с философией, люди стали изучать астрономию, логику, грамматику, риторику, арифметику, музыку и геометрию. Считалось, что эти учения могли сделать человека достойным, образованным. Почему такие предметы назывались свободными? Потому что их могли изучать все, кто пожелает: от господ до рабов.

Семь свободных искусств дошли и до наших дней. Дисциплины активно преподаются в школах и университетах. Ученые до сих ведут споры о том, кто был основоположником вольных предметов. Кто-то считает, что отцом семи искусств был Гиппий, а кто-то почитает Сенеку.

Откуда произошло название

Ошибочное мнение, что семь свободных искусств следует относить к творческому мастерству. Данные дисциплины являлись точными и практическими науками, которые помогли бы человеку достойно прожить в нынешнем мире. Подготовка вольных предметов длилась годами, а основоположники на протяжении долгого времени изучали взаимосвязь социума с природой. Считается, что все дисциплины помогут вести практичную жизнь. Причина проста: если все вольные люди разных кастовых слоев будут изучать семь искусств, то они повысят свои интеллектуальные способности. Это значит, что нация и страна в целом эволюционирует на несколько ступеней.

семь свободных искусств в средневековье

Схема семи свободных искусств

Эта уникальная в своем роде схема, ведь все дисциплины изучаются по определенному порядку. Каждый предмет подходит для определенного уровня развития, поэтому новое искусство добавляется, по мере изучения предыдущей науки. Семь свободных искусств делят на три цикла:

  1. Ораторское мастерство, искусство слова. В цикл входит риторика и грамматика.
  2. Дисциплины, влияющие на мышление. К ним относится диалектика.
  3. Изучение и знакомство с точными науками, развитие математического мышления. В цикл входит музыка, геометрия, астрономия и арифметика.

В Средневековье семь свободных искусств подразделяли на два "учебника" - тривий и квадривий. В первом изучались три науки - риторика, грамматика, диалектика. Во втором четыре - арифметика, астрономия, музыка, геометрия. Главная особенность всех искусств в том, что каждая из семи дисциплин опирается на учения великих умов, ассоциируется с ними.

 в число семи свободных искусств не входила

Грамматика, риторика и диалектика

Основы грамматики разработали Присциан и Донат еще в 4-6 веках. На сегодняшний день данное учение представляет собой изучение словообразования, синтаксиса и морфологии. Это позволяет грамотно выстраивать предложение, создавать логические словосочетания и правильно видоизменять слова. Первое искусство является основой средневековой схемы и преподается в первую очередь, начиная с раннего детства.

к семи свободным искусствам не относятся

Риторика - удел Цицерона, который был искусным оратором. Он предложил, что наряду с грамматикой и орфографией, человек должен обладать красивой, структурированной речью. Он считал, что ораторское искусство формирует стиль общества.

Диалектика (логика) была основана Аристотелем. Наука, входящая в тривий. Представляет собой искусство ведения спора и беседы. Основой диалектики является развитие мышления, анализ и философствование.

Арифметика и геометрия

Семь свободных искусств не могут существовать без точных наук, таких как арифметика и геометрия. Первое искусство представляет в схеме Пифагор, а второе - Евклид.

Арифметика является учением, которое знакомит нас с миром чисел и цифр. Она учит нас анализировать их, связывать, строить и производить из них более сложные действия. Сегодня арифметика изучается наравне с грамматикой.

Геометрия - более сложная форма арифметики, которая изучает пространство, фигуры, их структуру и положение. Данная дисциплина позволяет узнать строение планеты, точные измерения, а также положения предметов, их равенство и удаленность друг от друга.

схема семь свободных искусств

Астрономия и музыка

Эти две дисциплины относят к квадривию, они являются математическими науками. Астрономия ассоциируется в схеме как Птолемей, а музыка - Тувалкаин. Первое искусство изучает звезды, их положение на небосводе. В 21 веке астрономию относят к псевдонауке, несмотря на многократные опыты, исследования и полеты в космос. В Средневековье астрономия занимала важную часть в жизни ученых и не могла существовать без цифр. Благодаря геометрии и арифметики, люди научились выявлять строение и происхождение тел во Вселенной, а также смогли создать такой удивительный аппарат, как телескоп. Благодаря цифрам, мы знакомы с галактиками, кометами, экзопланетами, черными дырами, туманностями.

Музыка не существует без понимания математики, ведь ноты - цифры. Человек знакомится с полифонией, гармоничным звучанием, записью нот. Не удивительно, почему данная дисциплина относится к семи наукам, но не считается искусством в общепринятом значении.

Дисциплины, не входящие в число изучаемых

В число семи свободных искусств не входила медицина. Знахарство, искусство целительства нередко оспаривалось религиями, ведь травничество и исполнение обрядов могли восприниматься как демонические науки. По этой причине анатомия, биология не относятся к семи свободным искусствам. Считается, что одобренные дисциплины должны бороться с безграмотностью и еретиками, которые нередко пропагандировали восстания против господ и осквернения их мнения.

что такое семь свободных искусств определение

Заключение

Еще со времен Средневековья существует схема, которая раскрывает суть семи вольных наук. По своему внешнему виду она напоминает карты Таро, где изображены знаменитые деятели. Например, грамматика изображена в виде учителя и учеников, которые окружены книгами. Как правило, перед нами предстает женщина, поливающая маленькие саженцы. Это обозначает, что грамматика - матерь всех искусств, без нее невозможно дальнейшее обучение.

Диалектику изображают в виде мужчины, который держит змею, скорпиона или ящера. Это символизирует неведомое, сокрытое и тайное, которое отражает истину и ложь. Риторика, наоборот, преподносилась в виде женщины с мечом, которая также имеет свиток. Почему такие атрибуты? Риторика - это основа всех искусств, где меч - острый язык, а щит - оружие ума.

Если посмотреть на гравюры геометрии, то можно заметить, что в руках ученого циркуль и глобус. Это отражает истинное значение искусства: гео - земля, метр - мерить. На некоторых изображениях нарисована линейка и шар. Арифметика, наоборот, показывает нам человека, который держит дощечку, исписанную цифрами.

в число семи свободных искусств не входила

Астрономия, которая входит в астрологию, может выглядеть как светило, вокруг которой сосредоточены яркие лучи. Ученый держит скрижаль, на которой изображены расчеты небесных тел. Иногда мы видим телескоп и звезды, размещенные по небосводу. Музыка - это женщина, в руках которой имеется флейта, скрипка или лютня.

Семь вольных искусств - это базовые знания, с которыми знакомится каждый человек. Они играют важную роль в формировании личности, влияют на наше мышление. Освоив все дисциплины, можно продолжать обучение: кто-то выбирает точные науки, а кто-то полностью и всецело отдается творчеству.


Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции ( ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Содержание

Античность

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривий (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium) [1] . Цикл математических наук оформился еще в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривия признавалась арифметика:

Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял ее первой за образец своего мыслеполагания и по ее [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

Свободные искусства
Тривиум Квадривиум
Грамматика Диалектика (логика) [источник не указан 87 дней] Риторика Арифметика Геометрия Музыка Астрономия

Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрология и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

Возрождение и Новое время



В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Современность

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее liberal arts стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В наше время частью свободных искусств обычно рассматриваются искусство, гуманитарные и общественные науки, а нередко и другие научные дисциплины, например, математика. Считается, что изучение свободных искусств помогает научиться анализировать и интерпретировать информацию, а также умению формировать и выражать своё мнение.

Академические области, которые связывают с термином свободные искусства, включают:

Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин — грамматика) , потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика) . Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

Грамматика
Риторика
Логика
Арифметика
Геометрия
Музыка
Астрономия

Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.

Семь свободных искусств (septem artes liberales) — во времена Древнего Рима и Древней Греции список наук, знаний, которыми должен был обладать любой образованный человек.
Это было решено когда мне было 2 года

школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.


Азам чтения, письма и счета, если до этого вообще доходило дело, детей обучали родители. Только отпрысков патрициев и аристократов- чаще всего сыновей, но иногда и дочерей - учили частные преподаватели или учителя в школе.


В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.


Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.

"Чертов колодец" на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.


В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.


Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.


Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.


Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.


Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:

Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде".

Speculum humane vite. Аугсбург, 1488

Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: "Кто жалеет розог, ненавидит своего сына".
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.

В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти",


- писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:

"Учитель не должен бить ученика, что заставить его учиться. Это только отталкивает свободную молодежь и вызывает отвращение к учебе. Ученики, таким образом, оскорблены душевно и интеллектуально, учителя обмануты, и наказание вовсе не достигает своей цели. Лучший помощник учителя - дружелюбие. К наказанию следует прибегать только в крайних случаях"


К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.


В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников

Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней".

Мария Магдалина с книгой, 1435


Родители единогласно стремились привить девочкам самую главную добродетель: послушание мужчинам - отцам и будущим мужьям. Грамота и счет лишь вредили девочкам, а умение ткать и шить поощрялось также у девушек из богатых семейств. Главной заботой родителей было хранить целомудрие дочерей.


Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела "молиться, читать и ткать", Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.


Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.


Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.


Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.


В позднем Средневековье девочки в Нюрнберге ходили в счетные школы, хотя число школьниц было меньше, чем школьников. Аристократ Бехайм заранее оплатил обучение в школе при госпитале Святого Духа для своих дочерей Сабины и Магдалены: старшей тогда было пять лет, младшей - четыре года. Сначала детей учили писать на табличках, и лишь когда они умели уверенно пользоваться чернилами, им позволялось писать на бумаге. Бехаймы оплатили обучение для своих дочерей до десяти лет: обычно в этом возрасте девочки прекращали учиться.

Читайте также: