В прекрасном и яростном мире краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 05.07.2024

Идея: человеку подвластно все, даже разрушительные силы природы.

Проблематика. Лучше быть слепым, но свободным, чем зрячим, но невинно осужденным.

Основные герои: Александр Васильевич Мальцев, рассказчик Костя.

Сюжет. В депо, где работал рассказчик, лучшим машинистом был Александр Васильевич Мальцев. Когда к ним поступил новый скоростной паровоз, то на него поставили Мальцева. Его бывший помощник также стал машинистом, и к Мальцеву в помощники определили рассказчика. Костя был очень доволен своим назначением и возможностью поработать с настоящим профессионалом.

Костя тщательно проверял все механизмы перед отправлением, но Мальцев всегда проводил повторную проверку. Обида забывалась, когда Костя наблюдал за машинистом во время поездки. Он видел, что Мальцев преображался и вел состав с каким-то особенным вдохновением. Их паровоз даже специально задерживали на станциях, так как Мальцев опережал график. Александр Васильевич работал молча, указывая Косте на непорядок стуком ключа по котлу.

Обида Кости совершенно исчезла, когда он понял, что Мальцев был не просто профессионалом, а обладал особым талантом вождения паровозов. Он по-настоящему любил свое дело и грустил от того, что никто не мог сравниться с ним по уровню мастерства.

Однажды Костя попросил Александра Васильевича повести паровоз. На небольшом участке он сделал столько ошибок, что больше не претендовал заменить собой мастера.

После года совместной работы произошло роковое событие. Состав шел с задержкой в четыре часа. Диспетчер попросил Александра Васильевича хоть на час сократить отставание. Погода поначалу была прекрасной. Мальцев вел состав на максимальной скорости. Внезапно они въехали в пыльную бурю. Вдобавок приближалась гроза. Пришлось снизить скорость. Рядом ударила молния. Костя с кочегаром сказали об этом Мальцеву, но тот ответил, что не видел никакой молнии.

Костя заметил, что с Александром Васильевичем творится что-то неладное. Он допускал грубые ошибки на сложных участках. Объяснив это усталостью машиниста, Костя занялся своим делом: упало напряжение. Вдруг под колесами начали взрываться петарды (специальные заряды, предупреждающие об опасности). Костя немедленно дал три сигнала остановки. Состав остановился в десяти метрах от стоящего впереди паровоза. Оказалось, что они оба не заметили предупреждающих сигналов. Мальцев признался, что ослеп. Но уже дома зрение к нему вернулось.

Началось следствие по этому делу. Если Мальцев действительно ослеп, то почему сразу же не сказал об этом. Еще непонятнее было "чудесное" возвращение зрения. Допрос Кости ничего не разъяснил. В личном разговоре с ним Мальцев сказал, что создал собственный мир в своем воображении и думал, что все видит. К сожалению, для следователя это было сомнительное оправдание.

Мальцева посадили. Костя начал работать с другим человеком, но ему было неинтересно и скучно. Он мечтал помочь Александру Васильевичу. В это время в физической лаборатории появилась возможность искусственно вызвать разряд молнии. Костя попросил следователя провести над Мальцевым эксперимент, и тот согласился.

После искусственного удара молнии Мальцев вновь ослеп. Его освободили, но после второй травмы зрение к нему не возвращалось. Даже следователь переживал о случившемся. А Косте было по-человечески жалко мастера, жизнь которого погубили непреодолимые силы природы. Он решил начать борьбу против этих роковых сил.

Костя сам стал машинистом. При каждом отправлении он видел на платформе слепого Мальцева, который не мог забыть своей работы. Он с гневом прерывал слова утешения.

Однажды Костя взял Александра Васильевича с собой. Он посадил его на место машиниста, положил его ладони на ручки управления и накрыл их своими руками. Таким своеобразным способом они и вели состав. Костя видел, насколько приятно Мальцеву вновь почувствовать себя машинистом. На обратном пути произошло чудо: к Александру Васильевичу вернулось зрение. Он заплакал и довел состав самостоятельно.

Отзыв о произведении. Рассказ А. Платонова соответствует духу своей эпохи. 30-е годы были временем невероятного подъема энтузиазма. Человек считал себя всесильным, способным подчинить себе даже законы природы. Возвращение зрения Мальцева - яркий пример утверждения человеческого господства над миром.

Основные персонажи рассказа

  • Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который все сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
  • Следователь – справедливый представитель закона.

Рассказчиком произведения становиться молодой подопечный Мальцева, новенький машинист, который только приступает к своему трудовому делу, однако его парой расстраивает, что тот проявляет явное недоверие по отношению к его проделанной работе. Также молодого напарника огорчал тот момент, что работа с Мальцевым обычно происходила в исключительной тишине без рассказов и обычного человеческого общения, свойственного двум людям работающих вместе.

Однако, все обиды и недомолвки забывались в одночасье в момент, когда пассажирский паровоз отправлялся в путь, напарника Мальцева поражало то, что ему удаётся, так тонко и чутко понимать этот железный механизм, а ещё и не упускать красоту пролетающего мима мира.

Молодой помощник работал у выдающегося машиниста около одного года и удивлялся его истинным талантом выполнять на паровозе порой не мысленные вещи, но всё это идиллии в одночасье было перечёркнуто трагическим событием, которое напрочь перечеркнуло привычный устой жизни Мальцева.

Рассказ Андрея Платонова, является истинным доказательством того, что даже талантливые и успешные в своём деле люди порой жизненно нуждаются в поддержке и понимании со стороны, и становиться уже абсолютно не важным и личные предубеждения, и скрытая гордость.

Старый опытный машинист слепнет во время рейса из-за удара молнии, зрение восстанав­ливается, его судят и приговаривают к тюрьме. Его помощник изобретает тест с искусственной молнией и спасает старика.

Повествование ведётся от лица помощника машиниста Константина.

Константин доволен своим назначением, Мальцеву же всё равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов.

Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует своё превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они. Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и всё окружающее одновременно.

Константин работает у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв. Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперёд.

В пути их застаёт грозовая туча, и Мальцев, ослеплённый вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения. Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже.

На пути курьерского поезда возникает другой состав. Мальцев передаёт управление в руки рассказчика, и признаётся в своей слепоте:

— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп.

Аварии удаётся избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признаётся, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему.

Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать.

Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в универси­тетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.

Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в своё время дело Мальцева, с просьбой испытать заключённого Мальцева, создав искусственную молнию. Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть.

Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком. Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в универси­тетской физической лаборатории.

Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.

Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмёт его в рейс.

Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и повествователь разрешает ему самостоятельно вести паровоз до Толумбеева:

— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!

После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь.

Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.

На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику, и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Следователь корит себя в содеянном – он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза, и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.


Место и время действия

События рассказа происходят в 20-30-ые годы XX века в России, в Толубеевском депо неназванного города.

Главные герои

  • Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Другие персонажи

  • Следователь – справедливый представитель закона.

Краткое содержание

Глава I

Глава II

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Глава IV

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

И что в итоге?

Александр Васильевич Мальцев — вновь обретает зрение, когда Константин берёт его с собой в рейс.

Константин — успешно сдаёт экзамен на машиниста, самостоятельно водит поезд; берёт с собой в рейс Мальцева, к которому возвращается зрение.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.


Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Следователь – справедливый представитель закона.

Краткое содержание и сюжет

Глава I

Глава II

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Глава IV

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Костя работает помощником у великого машиниста Мальцева. Паровоз попадает в грозу и вспышка молнии ослепляет всех. Мальцев чуть не губит людей, потому что не понимает, что ослеп. Его судят и садят в тюрьму, но Костя добивается эксперимента. Мальцев снова становится слепым, и Костя берет его на паровоз. Мальцев начинает видеть свет и ведет паровоз на станцию.

План пересказа

  • Великий машинист
  • Костя работает помощником
  • Вспышка молнии
  • Неуверенный Мальцев
  • Экстренное торможение.
  • Мальцев ослеп
  • Мальцев снова видит
  • Суд над Мальцевым
  • Воображение машиниста
  • Мальцев в тюрьме
  • Установка Теслы
  • Мальцев снова слепой
  • Мальцев на паровозе
  • Желтый сигнал
  • Прекрасный и яростный мир

Основная мысль

Не все в мире зависит от желания человека, но сдаваться все равно нельзя.

Чему учит

Рассказ учит бороться за свое счастье, учит никогда не отступать и не сдаваться. Учит смело смотреть в лицо опасностям, учит верить в свои силы. Учит не бояться сил слепой природы. Учит самим вершить свою судьбу.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ и особенно действия его героя, Кости. Ведь этот человек почувствовал неумолимость и безжалостность слепых сил яростного мира, но не сдался и не покорился им. Он стал бороться и победил. А значит шанс на победу есть всегда и нельзя его упускать.

Вывод и мое мнение

В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

Читайте также: