В последние два года оплата на питание в детских садах возросла в десятки раз

Обновлено: 06.07.2024

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей, и ее размер. В данной публикации рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета родительской платы в указанном учреждении.

Как следует из п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. При этом деятельность по присмотру и уходу за детьми является одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных организаций (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

Размер родительской платы

Как уже было отмечено, учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При установлении родительской платы учредитель должен учитывать положения ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ. Как следует из норм данной статьи, не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это предполагает установление государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

В контексте Закона № 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

предусмотрено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ);

при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Кроме того, установлено, что не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Все перечисленные нормы реализованы в нормативных актах, касающихся взимания родительской платы за посещение ребенком муниципального детского сада.

Так, в соответствии с Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 03.02.2017 № 341 размер платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, реализующих программу дошкольного образования, установлен в зависимости от возраста ребенка (в расчете за один день посещения):

дети до 3 лет – 118,38 руб.;

дети от 3 до 7 лет – 130,90 руб.

Аналогичный подход применяется в отношении установления родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 976). Так, в группах полного дня размер ежемесячной платы составляет:

для детей в возрасте от 1 года до 3 лет –1 232 руб.;

для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет – 1 161,10 руб.

Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 06.05.2008 № 1255 установлен размер ежемесячной родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования:

в обычных детских садах – 950 руб.;

в центрах развития ребенка и детских садах, имеющих коррекционные группы, – 1 500 руб.;

в детских садах с бассейном – 1 100 руб.

Порядок установления родительской платы в ведомственных детских садах также регламентируется с учетом положений Закона № 273-ФЗ. Так, в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 25.09.2017 № 531 установлены следующие размеры родительской платы за посещение ребенком детского сада:

1) в функционирующих в режиме сокращенного дня (8 – 10,5-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 70 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 80 руб. в день;

2) в функционирующих в режиме полного дня (12-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 90 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 100 руб. в день.

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях ФСБ и иных организациях ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, снижается на 50 % для родителей в случае, если они, например, являются инвалидами I или II группы или имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Решение о снижении размера (невзимании) родительской платы принимается администрациями дошкольных образовательных организаций ФСБ и соответствующих структурных подразделений иных организаций ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в трехдневный срок со дня поступления заявления, о чем информируются родители (законные представители) ребенка.

Отметим, что аналогичный размер платы установлен в ведомственных детских садах Минобороны. Также ведомство предоставляет льготы отдельным категориям плательщиков, рассмотренным нами выше (см. Приказ Министра обороны РФ от 24.11.2014 № 862).

Бухгалтерский учет родительской платы

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к доходам образовательного учреждения, полученным от приносящей доход деятельности.

К сведению: плата за детский сад начисляется на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Доходы от оказания платных услуг отражаются (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.1 Порядка № 209н):

Начисление доходов от реализации платных услуг населению в учете бюджетного и автономного учреждений отражается по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н). Казенные учреждения отразят данную операцию по дебету счета 1 205 31 567 и кредиту счета 1 401 10 131 (п. 78 Инструкции № 162н).

Оплата услуг, как правило, осуществляется в безналичной форме – путем перечисления денежных средств через кредитную организацию в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по присмотру и уходу за детьми.

Отражение расчетов при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения оформляется по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (п. 72 инструкций № 174н, 183н). Отметим, что данные доходы таких учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение.

Пример 1.

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) работает пять дней в неделю. В декабре 2019 года 22 рабочих дня. В средней группе 20 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 100 руб. за день посещения. В соответствии с табелем (ф. 0504608) в названном месяце детский сад посещали 15 детей, сумма начисленной платы – 33 000 руб. (15 чел. x 100 руб. x 22 дн.).

Денежные средства внесены через отделения Сбербанка посредством безналичной оплаты.

  1. Как получить место.
  2. Как, куда и когда подавать заявление на детский сад.
  3. Стоит ли судиться с администрацией, если место не дали.
  4. Какие выплаты полагаются на ребёнка, если он не устроен в детский сад.
  5. Как оплатить детский сад за счёт государства.

Денежная компенсация за непосещение детского сада

Если детский сад не дали или дали так далеко, что ездить туда невозможно, приходится нанимать няню или отдавать в частный детский сад. Часто плата за них составляет половину заработка.

Это не значит, что у мамы нет выбора.

  1. В некоторых регионах есть пособие на детей, не посещающих детский сад, или частичная компенсация родительской платы.
  2. Частный детский сад можно оплатить средствами материнского капитала.
  3. За образование ребёнка можно сделать налоговый вычет.

Пособие детям, оставшимся без садика

На федеральном уровне пособие не закреплено. Его устанавливают местные власти регионов, где особенно остро стоит проблема с местами в детских садах.

Выплаты детям, которым не досталось место в детском саду, полагаются в следующих регионах:

  1. Архангельск
  2. Киров
  3. Красноярский край
  4. Липецк
  5. Пермь
  6. Самарская область
  7. Смоленская область
  8. Томск
  9. Ханты-Мансийский АО
  10. Ямало-Ненецкий АО
  11. Ярославская область

Правила выплат устанавливает тоже регион. Например, в Кирове выплаты делают на ребёнка 1,5 — 3 лет. В Липецке на детей 3 — 6 лет.

Критерий нуждаемости тоже устанавливают местные власти. Так, в Кирове долгое время платили пособие всем детям, неустроенным в детский сад, но позже закон пересмотрели, и на данный момент выплаты получают малообеспеченные семьи. В Смоленской области пособие назначается семьям, где один из родителей инвалид I или II группы.

Размер пособия тоже определяют местные власти. Например, в Самаре это 1 000 рублей на ребёнка от 1,5 до 3-х лет, в Перми — 5 300 на ребёнка от 1,5 до 3-х лет и 4 500 с 3-х до 6-и.

Для всех регионов есть одно общее правило — ребёнок должен быть прописан именно в той местности, где действует этот закон. Например, ребёнок прописан в районе Кировской области, но фактически живёт в самом городе Кирове и претендует на садик в нём. Пособие не полагается, поскольку нет прописки в городе. Чтобы узнать все подробности получения пособия, надо обращаться в Департамент образования своего региона.

Компенсация платы за частный детский сад

Это тоже региональная выплата, которая есть не везде. Так, её выплачивают в Москве и Ханты-Мансийском АО.

Размер и порядок выплат устанавливают местные власти. Например, в Москве за частный детский сад можно вернуть:

  1. 20% родительской платы за первого ребёнка.
  2. 50% - за второго.
  3. 70% - за третьего.

При назначении компенсации учитываются дети до 18 лет или до 23 лет, если они учатся на очной форме.

Критериев нуждаемости нет. Для получения компенсации надо предоставить в образовательное учреждение заявление, паспорт, свидетельство о рождении. Возврат делается только за оплату детского сада, который имеет лицензию на образовательную деятельность.

Оплата детского сада за счёт средств материнского капитала

С 2018 года средства материнского капитала можно тратить на оплату образования ребёнка, не дожидаясь, пока ему исполнится 3 года. Сюда же входит оплата частного детского сада, дополнительного образования и услуг по уходу и присмотру. Важное условие — у образовательного учреждения должна быть лицензия.

Предположим, что ребёнок будет ходить в садик с 2-х до 4-х лет. Ежемесячная плата — 12 000 рублей. Итого из маткапитала потратится 288 000 рублей. Остаток — 286 918. Его можно потратить на любые другие цели — образование второго ребёнка, оплату ипотеки, покупку жилья, пенсию мамы.

Налоговый вычет с оплаты детского сада

Налоговый вычет — возврат уплаченного в пользу государства НДФЛ за социально значимые траты. Например, мама или папа работают, от их зарплаты работодатель уплачивает в налоговую 13%. За покупку жилья, лечение, образование эти деньги можно вернуть обратно.

Налоговый вычет можно получить, если у детского сада есть лицензия на образовательную деятельность.

Максимальная сумма, с которой можно получить вычет — 50 000 рублей. То есть, государство возвращает 13% этой суммы — 6500 в год. Налоговый вычет можно вернуть за три последних года. Если ребёнок ходил в садик, а мама официально работала, то налоговый вычет за три года составит 19 500.

Садик можно оплачивать средствами материнского капитала. Фото: yandex.kz

Если деньги на уплату садика направлялись из маткапитала, то налоговый вычет не полагается.

В теории попасть в садик просто

Внешне устроить ребёнка в детский сад совсем несложно. Всего три шага до до заветного места.

Шаг первый — заявление о постановке на учёт для зачисления в детский сад

Заявление можно подать через портал Госуслуг, МФЦ, сайт Департамента образования или при личном обращении.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления, закреплён на федеральном уровне, поэтому требовать что-то сверх этого местные власти не могут.

Чтобы подать заявление в детский сад, потребуются:

  1. Паспорт одного из родителей или законного представителя.
  2. Свидетельство о рождении ребёнка.
  3. Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания (если есть).
  4. Документ, подтверждающий внеочередное, первоочередное или приоритетное право на детский сад (если есть).

Часто возникает вопрос о прописке: нужна она или нет при определении ребёнка в детский сад. Иногда это становится причиной отказа, что неправомерно.

  1. Нет мест.
  2. Детский сад с углублённым изучением отдельных предметов, поэтому туда принимают на конкурсной основе.
  3. Детский сад, в который пытаются попасть родители, специальное учреждение Министерства иностранных дел.

Как видим, регистрация в другом регионе (её отсутствие) в список не входит и не может быть причиной отказа.

На практике местные власти могут устанавливать свои правила формирования очереди в детский сад. В некоторых регионах дети с пропиской будут получать садик в первую очередь. Это не значит, что в садике откажут совсем.

После того, как заявление отправлено, его проверяют. Если сведения указаны недостоверные, то родителей об этом уведомят, заявление аннулируют, но сохранят право написать ещё одно.

Шаг два — направление на зачисление ребёнка в детский сад

Зачисление в детский сад производится в течение всего учебного года. Но с оговоркой — при наличии мест.

В зависимости от региона может незначительно отличаться процедура получения направления. Где-то надо идти в Департамент и получать соответствующую бумагу, где-то надо сразу идти в садик с документами.

Шаг три — заявление в детский сад

Это последний этап. Если на сайте детского сада есть техническая возможность подать документы в электронном виде, можно воспользоваться ею. Нет — придётся идти в садик лично.

Для зачисления надо предоставить ряд документов:

  1. Паспорт законного представителя ребёнка.
  2. Свидетельство о рождении + 2 копии.
  3. Направление Департамента образования.
  4. Заявление о приёме ребёнка в детский сад (заполняется в садике).
  5. Согласие на обработку персональных данных (заполняется в садике).
  6. Договор об образовании (заполняется в садике).
  7. Медицинская карта ребёнка по форме № 026-у.
  8. Карта профилактических прививок по форме № 063-у.
  9. Сертификат прививок.

На практике не всё так просто

По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место. Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.

Брать или не брать — решение родителей. Многие место берут, пишут заявление на перевод и продолжают сидеть дома.

Перевод детей осуществляется тоже в порядке очереди при наличии мест. Большой разницы между тем, кто уже устроен и тем, кто пойдёт впервые, в большинстве случаев нет. Но, пока кто-то просто держит место и не пользуется им, другой остро нуждается в садике, но не может туда попасть.

Когда писать заявление?

Многие пишут заявление сразу после рождения ребёнка. Не стоит надеяться на то, что чем раньше напишешь заявление, тем быстрее дадут детский сад. Распределение идёт в порядке очереди. Принцип её формирования устанавливают местные власти. Чаще всего — по дате рождения. В любом случае, места в первую очередь дадут льготникам, потом тем, кому уже давно исполнилось 3 года, затем кому исполняется 3 года на момент зачисления, а затем по наличию мест и в порядке очереди (опять же по дате рождения).

Место в очереди можно отслеживать через портал Госуслуг или сайт Департамента образования. Иногда очередь может быстро продвигаться вперёд. Например, открыли пару новых садиков и сотни детей получили места. Однако очередь может двигаться обратно. Например, поступило много новых заявлений от детей, родившихся раньше или имеющих льготу.

Кто имеет льготу?

Есть ряд категорий, которые могут попасть в садик без очереди или в первую очередь. Однако не надо путать федеральных льготников, которые имеют право на садик вообще без очереди, и региональных льготников, которые имеют первоочередное право на садик.

К первым относятся дети:

  1. Прокуроров
  2. Судей
  3. Чернобыльцев, получивших лучевую болезнь
  4. Сотрудников Следственного комитета РФ
  5. Граждан из подразделений особого риска

Если родитель относится к одной из этих категорий, то его ребёнок пойдёт в садик без очереди, даже если понадобятся ясли.

Вторую категорию местные власти могут менять. Чаще всего первоочередное право на получение садика имеют дети:

  1. Сотрудников полиции.
  2. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Военных, проходящих службу по контракту.
  4. Из многодетных семей.
  5. Медицинские работники.
  6. Работники образования.

Надо понимать, что льготников много и на них тоже не хватает мест в детском саду. Из них тоже формируют очередь и выдают путёвки согласно дате рождения.

Поможет ли суд, если не дали место в садике?

Кто-то выигрывает суд, кто-то проигрывает. Зависит от конкретных обстоятельств, критериев нуждаемости, весомости аргументов и позиции суда.

Если родители ребёнка, которому исполнилось 2 года, пошли в суд требовать садик, то велика вероятность, что они получат отказ. Обоснование может быть следующим: группы в садиках не бесконечные — есть санитарные нормы, в очереди стоят десятки детей, и суд не может удовлетворить требования одних родителей, ущемляя права других. Даже если заявитель очень нуждается и очень настойчив.

Впрочем, суд может принять сторону родителей. Обеспечивать детей садиками — обязанность городской администрации. Как она это будет делать — не забота родителей. Если администрация отказывает в месте или даёт его на другом конце города, значит, она не выполнила свои обязанности по обеспечению детей доступным дошкольным образованием.

Впрочем, судебная практика показывает, что родители получают подобные решения, дойдя до Верховного суда. На разбирательства уходят годы. За это время уже подходит очередь по дате рождения.

С 21 января 2022 г. меняются денежные нормы расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, утвержденные постановлением Совмина от 27.04.2013 N 317. Это предусмотрено постановлением Совмина от 17.01.2022 N 29.

Рассмотрим основные изменения, касающиеся дошкольных учреждений и школ.

1. Изменены возрастные группы по питанию в детских садах и школах

В детских садах скорректированы возрастные группы и нормы расходов для них.

Теперь дошколят будут разделять на две возрастные группы: от 1 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Ранее детсадовцев разделяли на категории: от 1 до 2 лет и от 3 до 6 лет.

Сокращено количество возрастных групп по питанию для учащихся школ. Теперь они составят две категории: 6 — 10 лет (1 — 4-е классы) и 11 — 18 лет (5 — 11-е классы). До этого школьники делились на три возрастные группы: 6 — 10 лет, 11 — 13 лет и 14 — 17 лет.

2. Увеличены денежные нормы расходов на питание детей в школах

Например, для школьников с длительностью пребывания в учреждениях образования 6 — 8 часов (двухразовое питание) денежные нормы расходов на питание в день составят:

— для детей от 6 до 10 лет (1 — 4-е классы) — 2,52 руб. До этого норма расходов составляла 2,19 руб. Соответственно, норма расходов выросла на 0,33 руб.;

— от 11 до 18 лет (5 — 11-е классы) — 2,94 руб. Ранее нормы устанавливались для учеников с 11 до 13 лет и с 14 до 17 лет. Они составляли 2,48 и 2,64 руб. соответственно.

При длительности пребывания 9 — 10,5 часа (трехразовое питание) нормы составят: для учащихся от 6 до 10 лет — 3,31 руб., от 11 до 18 лет — 3,71 руб.

3. Выросли денежные нормы расходов на питание детей в детских садах

В частности, в день на одного детсадовца в возрасте от 1 года до 3 лет нормы расходов составят:

— 2,96 руб. при пребывании ребенка в детсаду в течение 10,5 часа;

— 3,78 руб. при пребывании 12 часов.

Ранее для воспитанников детских садов нормы устанавливались от 1 до 2 лет. Они составляли 2,75 и 3,64 руб. соответственно.

Для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

— 3,85 руб. при 10,5-часовом пребывании;

— 4,67 руб. при 12-часовом.

До этого расходы на питание определялись для дошколят от 3 до 6 лет и составляли 3,51 и 4,3 руб. соответственно.

Для воспитанников санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп нормы расходов на питание в день на одного обучающегося будут составлять: для детей возрастом от 1 до 3 лет — 4,8 руб., от 3 до 7 — 5,93 руб., от 3 до 7 лет (диета П) — 5,92 руб.

На питание обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации нормы составят: при длительности пребывания 6 — 8 часов (двухразовое питание) для детей от 3 до 6 лет — 3,36 руб., от 7 до 10 лет — 3,75 руб., от 11 до 13 лет — 4,12 руб., от 14 до 18 лет — 4,32 руб. При длительности пребывания 9 — 10,5 часа (трехразовое питание) для детей от 3 до 6 лет — 4,6 руб., от 7 до 10 лет — 5,26 руб., от 11 до 13 лет — 5,76 руб., от 14 до 18 лет — 5,97 руб. При длительности пребывания 12 — 24 часа (четырехразовое питание) для детей от 3 до 6 лет — 5,7 руб., от 7 до 10 лет — 6,25 руб., от 11 до 13 лет — 6,84 руб., от 14 до 18 лет — 7,18 руб.

Справочно
До этого в последний раз питание в детских садах и школах дорожало в июне 2021 г. (постановление Совмина от 15.06.2021 N 333).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Родительская плата в детском саду – оплата услуг по присмотру и уходу за детьми. Образовательная организация обеспечивает питание, хозяйственно-бытовое обслуживание, гигиену и режим дня ребенка. За оказание этих услуг учредитель устанавливает родительскую плату (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В родительскую плату учредитель не включает расходы, которые финансируют из средств бюджета: на реализацию образовательной программы дошкольного образования; содержание имущества образовательной организации.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами; детьми-сиротами; детьми, которые остались без попечения родителей; детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Это требование установлено частью 3 статьи 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Учредитель может, снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей. Перечень льготных категорий, случаи и порядок применения льгот определяет нормативный акт учредителя. Случаи и порядок предоставления льгот по родительской плате относятся к исключительной компетенции учредителя (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Родительская плата – часть финансирования детского сада, поэтому затраты детского сада на присмотр и уход за детьми, для родителей которых размер родительской платы снижен, возмещают из средств бюджета.

Помимо установления льгот, учредитель может оплачивать услуги по присмотру и уходу за детьми в саду самостоятельно за счет средств бюджета, в этом случае родительскую плату не устанавливают (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

На что можно расходовать родительскую плату?

Родительскую плату детский сад взимает за услуги по присмотру и уходу, поэтому потратить ее можно только: на питание; хозяйственно-бытовое обслуживание детей; личную гигиену воспитанников; обеспечение режима дня обучающихся.

Конкретный перечень расходов детского сада за счет полученной родительской платы может определить учредитель, поскольку он устанавливает размер и порядок взимания платы с родителей (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Если учредитель не определил, на что можно потратить родительскую плату, используйте ее преимущественно на закупку продуктов питания. Это самая большая статья расходов детского сада на присмотр и уход. На оставшиеся средства можно купить, например, мыло, стиральный порошок; моющие и дезинфицирующие средства; щетки, тряпки, мешки для мусора; туалетную бумагу; полотенца, салфетки, постельное белье. Эти расходы непосредственно связаны с услугами по присмотру и уходу.

Детский сад заинтересован в своевременном поступлении родительской платы, поскольку она компенсирует затраты образовательной организации на присмотр и уход, например, на закупку продуктов питания и средств гигиены.

Читайте также: