Тор открытое море краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Роман "Открытое море" - заключительная часть тетралогии шведской писательницы Анники Тор ("Остров в море", "Пруд Белых Лилий", "Глубина моря"), в этой книге завершается история сестер Штеффи и Нелли, двух девочек из семьи австрийских евреев, вывезенных в Швецию в начале Второй мировой войны. Прошло четыре года с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась, тем временем и девочки выросли. Но долгожданное окончание войны обернулось лишь новыми тревожными вопросами - как.

Ровно два дня мне понадобилось, чтобы прочитать эту тетралогию. Проглотить на одном дыхании, не желая отвлекаться на работу, но и бытовые дела. Открывать следующую книгу сразу же, как закончилась предыдущая и сетовать про себя, что никто не догадался объединить все четыре части в одну. Она замечательная, и я хочу еще!

Это история двух маленьких еврейских сестричек-беженок Штеффи и Нелли. Родители отправляют их в Швецию из оккупированной нацистами Вены, чтобы спасти от ужасов нового режима. В самом начале им 13 и 7 лет, их разлучают и поселяют в разные семьи, из за невозможности взять обоих. Они напуганы, не знают ни слова по шведки, все им кажется необычным и пугающим в этом забытом краю света. До войны у них был большой дом, прислуга, хорошее образование и воспитание. Мама пела в опере, а папа был успешным врачом. Здесь же они попадают в семьи простых людей, которые зарабатывают на жизнь ловлей рыбы. Они молятся непонятному Иисусу, считают грехом слушать музыку и ходить в кино. В большинстве семей много детей, которые прекращают учиться после 6 класса, или выходят замуж. Их жизни бы никогда не пересеклись, если бы не война.

Война меняет весь привычный мир. Родителям запрещают гулять в Венском лесу, слушать музыку, лечить людей арийской расы, а потом и вовсе переводят из в концлагерь, разрешая писать родным только строго 30 слов. Все это девочки узнают из редких весточек из дома. Они учат язык, начинают учебу в школе, заводят подруг и сталкиваются с недоброжелателями, которым не нравится видеть евреев у себя в стране.

Шесть долгих лет предстоит прожить им на острове, изменившись и повзрослев вдали от самых близких людей. Пережить много боли, разочарований, первую любовь и крушение надежд. Стать другими внутри, понять и полюбить приемных родителей. Отстоять свое право на учебу, найти на нее возможность, пусть даже подавив свою гордость, стать самостоятельными и начать зарабатывать, чтобы облегчить жизнь своей приемной семье. И, наконец, найти своих родителей, обнять их, чтоб больше никогда не расставаться. Если они, конечно, выжили, пройдя через лагеря смерти.

О каждой книге писать не буду, но хочется сказать, что самая пронзительная-первая книга серии "Остров в море". А самая "взрослая" и наиболее мне понравившаяся-последняя, "Открытое море". Замечательная книга о взрослении, поиске себя в самое трудное и страшное время,с одной стороны осознание своей этнической непохожести и общности, зове крови, и с другой стороны- понимании, что все люди, несмотря ни на что. Первая книга почему то напоминала повесть Любовь Воронковой "Девочка из города", а вся серия немного трилогию А.Бруштейн "Дорога уходит в даль", только, при всей моей детской любви к Воронковой, над чьими книгами я плакала, у Анники Тор получилось гораздо глубже, серьезней и интересней. Узнала, что по книгам снят сериал и собираюсь в ближайшее время обязательно посмотреть его с детьми.

В тот раз я затопорилась на "Пруду белых лилий". Потому что дураку было понятно, что вся эта история с воображаемым "особенным другом" ничем хорошим не закончится.
Но вот сегодня решила попробовать - и добила разом все три книги (иногда мне кажется, что то, как я быстро читаю - это не круто. Могла бы и растянуть).
И что же - они прекрасны. Все четыре.
Они - представьте только - растут вместе с читателем. И Штеффи в 13 - это совсем не Штеффи в 17, эти две девочки отличаются друг от друга совершенно, что не может не радовать.
Меня очень порадовало, что в четвертой части Нелли стала более живой, потому что Анника показала нам видение с ее стороны. Это как раз то, чего мне лично так не хватало в предыдущих частях.
Эту книжку я страшно полюбила бы в детстве - потому что когда я была маленькой, тоько такие я и считала стоящими - книжки, где автор не увлекает описаниями, а оперирует в первую очередь сюжетом, сюжетом интересным, умным, и чтоб все, кроме сюжета, все равно работало на него.
Вот это - именно такая серия книг.

Теперь очень хочу посмотреть сериал.
Очень.

Лучше не знать ничего, чем потерять надежду.

У мира нет конца. Мир велик настолько, насколько далеко у нас хватит смелости заглянуть.

- замечательные герои повествования:
Штеффи - добрая, отзывчивая, дружелюбная и капельку наивная (совсем капельку). Очень сильная личность.
Нелли - трогательная и очень несчастная. При этом держащая все свои переживания в себе.
Свен - к нему у меня остались двойственные впечатления. Вроде как, он и не отрицательный герой уж совсем, но и положительным его точно не назовешь. Подленько он поступил. Обидно за девочку.
В целом, замечательная литература!
Но. Герои выросли. И если первая книга была предназначена для детей лет с 12, то эту книгу рекомендую читать не раньше 16.

Спасибо игре "Бесконечное приключение!"

А я вам ничё не скажу за всю тетралогию. Хоть запытайте меня чтением вслух Донцовой.
Однако, скажу про тетю Марту – вот мировая женщина, суровая, требовательная, строгая, но с горячим сердцем и открытой душой, со стальным хребтом и глубокой верой в Бога. Очень я рада была, что они с Штеффи нашли общий язык. Эта линия – приемной матери и дочери, непонимания, затем осторожной симпатии, а в конце и горячей любви – вот самая трогательная для меня линия во всей книжке.
И море – это полноправный герой, особенно на обложках. Издали книжку, конечно, отлично.
Вполне возможно, что дам почитать эти книжке дочке, когда подрастёт. В них есть что обсудить, начиная от истории, заканчивая отношениями в семье, дружбой, учёбой, предательством. О многом можно потрепаться, короче.

Вот и подошла к концу история двух сестер Штеффи и Нелли. Сестер, которые на протяжении нескольких лет войны вынуждены были искать приют в чужой стране у чужих людей. Сестер, которые в течение долгого времени ничего не знали о судьбе своих настоящих родителей. Сестер, которые несмотря на все трудности, внешние и внутренние сомнения, смогли сохранить свою связь друг с другом, смогли остаться одной семьей и поддержать друг друга в трудные минуты жизни одним своим присутствием.

В четвертой части неожиданно на первый план выходит младшая из сестер. Пока Штеффи подрабатывает, влюбляется, продолжает искать отца пропавшего во время войны, мы как-то больше погружаемся во внутренний мир другого ребенка. До этого Нелли всегда осталась героиней второго плана, которая просто бегала где-то по острову, периодически доставляла проблем, но чаще оставалась жизнерадостной маленькой девочкой. Но сейчас все меняется. Война закончена, а значит и этот этап жизни для сестер заканчивается. Но что делать Нелли, которая никакой другой жизни не знает и не помнит? Что делать ребенку, который вырос в шведской семьи и уже с трудом вспоминает немецкие слова? Что делать дочери, которая не может вспомнить ничего о своем отце, кроме запаха лекарств и белого халата? И постоянные мысли в голове: жив ли отец, если жив то как мы будем жить дальше, если нет, то оставит ли меня приемная семья или отправит в детский дом, так как за меня уже никто не будет платить никаких денег? Анника Тор продолжает ставить своих героинь в сложные ситуации. И если представлять себя на их месте, то становится понятно, что сделать какой-то выбор им ох как не просто. Но они принимают решения, принимают и твердо следуют им, несмотря ни на что.

За четыре книги цикла Штеффи и Нелли стали практически родными. Так интересно было наблюдать за тем, как девочки растут и взрослеют на фоне тяжелейшего периода в мировой истории. Единственное что оставило легкий оттенок разочарования в последней части - это концовка. Не то, как эта книга закончилась, а то как скомкано и кратко изложены последние ключевые события в этой истории. Решение принято, финальная сцена, все актеры перед нами и сейчас опустится занавес, за которым их жизнь сделает очередной виток. Они просто переместились из плавного течения жизни, которую вели последние годы, сразу в этот последний кадр. И мне не хватило еще чуть-чуть, сомнений, чувств, переживаний, чуть-чуть того как они все принимали это решение и чего но каждому из них стоило.

Прочитано в рамках игры "Школьная вселенная. Двенадцатый учебный год"

В связи с тем, что все четыре романа тетралогии Анники Тор прочитаны, мне кажется, будет честно, если в данном отзыве я расскажу не только о своих мыслях по поводу последней части, но и поделюсь впечатлениями о произведении в целом.

О ЧЕТВЁРТОЙ ЧАСТИ ТЕТРАЛОГИИ

На мой читательский вкус, последний роман тетралогии написан гораздо сильнее остальных. То ли Тор набралась опыта, то ли ей подсказали грамотные редакторы, то ли взяла вверх писательская интуиция, но читать о сёстрах-беженках, наконец, стало действительно интересно.

О ТЕТРАЛОГИИ В ЦЕЛОМ

Когда Джоан Роулинг создавала серию романов о юном волшебнике Гарри Поттере (к слову, она это делала с 1997 по 2007 гг.), писательница поступила вполне логично. Я, к примеру, взрослела одновременно с главным героем, поэтому каждая новая часть естественно продолжала предыдущую. Если читатель ещё мал, а потому только начинает знакомиться с удивительным миром волшебников и маглов, то серьёзного когнитивного диссонанса последние романы о Гарри Поттере вызвать также не должны.

Что получилось у Анники Тор? Посмотрим на годы создания тетралогии. Если Википедия не врёт, писательница творила с 1996 по 1999 гг. Получается, Тор писала в год по книжке. Напомню, что читатель знакомится с главными героинями в тот момент, когда старшей сестре 12-13 лет, а младшей – 8. В четвёртой части тетралогии старшей сестре 17-18 лет, младшей – 13. В принципе, данный факт не смущает. Смущает другое. Первые две части написаны для детей 12 лет, а третья и четвёртая адресованы аудитории от 16 лет и старше. Получается следующая картина: ребёнок читает первые две повести, которые, к слову сказать, имеют открытый финал, а потом он должен ждать (!) четыре года (как минимум), пока не повзрослеет до момента, когда сможет адекватно воспринимать постельные сцены Стефании и Свена (и сможет ли он это сделать даже в 16 лет?).

Я думаю, Тор надо было сразу определиться, какой читательской аудитории она адресует своё творение. Ежели детям, то любовные сцены можно было легко опустить. Ежели взрослым, то и писать изначально нужно было более серьёзно.

Напомню, тетралогию Тор я читала в бумажном варианте, поэтому имеет смысл сказать пару слов об издании романов. Хотя я писала на каждую часть по отдельному отзыву, по факту четыре романа собраны в двух томах (итого – в каждом томе по две части).

Издание 2016 года имеет картонную цветную обложку, что заметно уменьшает вес книг. Кроме того, хочу отметить плотную и приятную на ощупь бумагу, а также отличную (яркую) печать текста. Атмосферу книги создают милые акварельные иллюстрации Екатерины Андреевой, открывающие каждую новую главу. Перевод со шведского, на мой взгляд, тоже хороший. Благодарю Марину Конобееву. Текст без ошибок. Для современных книг это большая редкость, к сожалению. Поэтому большое спасибо корректору Надежде Болотиной. Мой грамматический нацист спал спокойно.

В целом, если вы желаете приобрести бумажную версию тетралогии, трата денег, на мой взгляд, себя оправдает.

Открытое море, Анника Тор - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Роман "Открытое море" - заключительная часть тетралогии шведской писательницы Анники Тор ("Остров в море", "Пруд Белых Лилий", "Глубина моря"), в этой книге завершается история сестер Штеффи и Нелли, двух девочек из семьи австрийских евреев, вывезенных в Швецию в начале Второй мировой войны. Прошло четыре года с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась, тем временем и девочки выросли. Но долгожданное окончание войны обернулось лишь новыми тревожными вопросами - как дальше жить сестрам? Останется ли Нелли в приемной семье? Сможет ли Штеффи продолжить обучение в университете? И самый главный и самый страшный вопрос - выжил ли Антон Штайнер, отец девочек? И если да, то как его найти? Для лиц старше 16 лет.

Анника Тор - Открытое море

Анника Тор - Открытое море краткое содержание

Прошло четыре года с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась, тем временем и девочки выросли. Но долгожданное окончание войны обернулось лишь новыми тревожными вопросами - как дальше жить сестрам? Останется ли Нелли в приемной семье? Сможет ли Штеффи продолжить обучение в университете? И самый главный и самый страшный вопрос - выжил ли Антон Штайнер, отец девочек? И если да, то, как его найти?

Для старшего школьного возраста

Открытое море - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Прошло четыре года с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась, тем временем и девочки выросли. Но долгожданное окончание войны обернулось лишь новыми тревожными вопросами - как дальше жить сестрам? Останется ли Нелли в приемной семье? Сможет ли Штеффи продолжить обучение в университете? И самый главный и самый страшный вопрос - выжил ли Антон Штайнер, отец девочек? И если да, то, как его найти?

Для старшего школьного возраста

Анника Тор

Перевод со шведского Марины Конобеевой

Иллюстрации Екатерины Андреевой

Книга опубликована при финансовой поддержке Шведского комитета по культуре (KULTURRADET)

Самокат

Москва

Фото

Фото

Фото

Глава 1

Караван грузовиков тянулся по улицам города, в машинах сидели веселые, торжествующие люди. Одни размахивали норвежским флагом, другие - датским, третьи - чешским, бело-красно-голубым. Разноязыкий говор звучал как песня и эхом отражался от фасадов домов.

И вот это случилось. Сигнальные гудки грузовиков торжественно возвестили: мир!

Одетая в голубое весеннее пальто, Штеффи стояла на тротуаре и видела вокруг счастливые лица. Она видела, как норвежские, датские и чешские беженцы радовались предстоящему возвращению на родину. Их радость передавалась шведам.

А ей возвращаться было некуда.

Что будет теперь? Куда она поедет?

Май протискивалась к ней через толпу. Ее глаза за толстыми линзами очков сияли. Пальто было распахнуто.

- О, Штеффи! Как я рада!

Май крепко обняла ее и, конечно, сразу почувствовала неладное: Штеффи была чем-то встревожена. Слова были лишними. Хватило взгляда - и Май все поняла, и Штеффи знала, что Май поняла.

Напряжение отпустило. Радость окружающих передалась Штеффи.

- Пойдем! - сказала она Май. - Давай с ними!

Держась за руки, подруги побежали по дороге. Один грузовик замедлил ход, несколько заботливых рук протянулись к девушкам и помогли забраться наверх. Запыхавшиеся и смеющиеся, они еле втиснулись в переполненный кузов.

Оглядевшись, Штеффи увидела знакомую девушку. Светлые волосы, берет, ясные голубые глаза. Рядом с девушкой, обнимая ее за плечи, стоял одетый в вязаный норвежский свитер парень высокого роста, с резкими чертами лица.

Ирья тоже увидела Штеффи. Они встречались только два раза, но Ирья сразу узнала ее.

Ирья обняла Штеффи и чмокнула в щеку.

- Разве это не чудесно?

Штеффи познакомила ее с Май, а Ирья представила им своего жениха.

- Теперь Йон может вернуться домой, и мы сразу поженимся, - сказала она. - Поживем пока у его родителей в Хамаре. А ты? Какие у тебя планы?

- Не знаю, - ответила Штеффи.

Ирья больше не спрашивала.

- На днях я встретила Свена, - сказала она. - Случайно, в трамвае. Ты знаешь, он учится на медицинском.

Нет, Штеффи этого не знала. Три года она ни слова не слышала о Свене. Все это время он был в армии. А теперь, значит, поддался на уговоры родителей и выбрал профессию врача.

А ведь собирался стать писателем.

Больше всего на свете Штеффи хотела стать врачом. Но откуда взять денег на продолжение учебы?

Штеффи тоже запела.

Повсюду виднелись люди. Раньше они торопливо шли по улицам, опустив взгляд, а теперь пританцовывали, словно на карнавале. Вот мимо прошла колонна студентов. Вот на площади Густава Адольфа датские и норвежские школьники поют гимны своих стран.

Повсюду развеваются флаги. Датские, норвежские, британские, американские. Красный, синий, белый цвет. Большие стяги и флажки в руках людей, разноцветные ленты и банты на одежде.

Внезапно все затихли и подняли лица к небу.

Над площадью Гёта летела стая диких гусей, направляясь к северу. Птицы выстроились в форме латинской буквы V: один гусь - во главе стаи, остальные - за ним, образуя две диагональные линии.

Знак победы. Свободный полет гусей к северу.

Да, она была рада. В такой день нельзя грустить.

Штеффи взяла Май под руку, повернулась, чтобы уйти. и посмотрела прямо в серые глаза Свена.

Фото

Глава 2

Нелли сидела за партой и смотрела в окно. На деревьях недавно распустились почки. Ей хотелось покататься на велосипеде, побегать, почувствовать, как ветер треплет длинные, до пояса, волосы.

1014751971

Тетралогия шведской писательницы Анники Тор заинтересовала меня сразу, как только я о ней узнала. Я была уверена, что книга хорошая. Так иногда бывает – ощущение, что не зря потратишь время, даже если произведение не понравится на сто процентов. Я не очень люблю читать о войне, а вот о взрослении люблю. Все зависит от мастерства авторов, потому что взросление в сахарном сиропе с надуманными проблемами не доставляет удовольствия.

Две сестры – Штеффи и Нелли Штайнер – приезжают в маленькую шведскую деревушку на острове. Родители воспользовались программой помощи еврейским детям и отправили их в Швецию. Они обещали, что добудут визу в Америку и заберут детей с собой. Через полгода максимум они снова встретятся. Дети восприняли поездку как временное неудобство, с которым надо смириться и перетерпеть. Особенно старшая Штеффи.

Мне понравилось, как здесь представлена тема религии. Ни иудаизм, ни христианство не навязываются писательницей. Нет превосходства одного или другого. Нет убежденности, что если веришь, то ты хороший человек, а если не веришь, то плохой. Штеффи сама разбирается с религиозными чувствами, задается вопросами и ищет ответы. Главная мысль – религия это осознанный выбор, а не просто приписка по рождению. Атеизм это тоже нормальный выбор и он не делает человека хуже.

Тема одиночества в толпе тоже хорошо проработана. Учтена и разница в возрасте девочек, из-за чего одна смогла полностью зачеркнуть прошлое и легко встроиться в настоящее, а другая еще долго цеплялась за него и верила, что обещания родителей сбудутся. Травля в школе непохожих людей неизбежна. Она здесь есть. Если бы ее не было, то это была бы как раз та сахарность, которая меня не устраивает в подобных книгах. Имеются и пассивные наблюдатели травли. Они сами ничего не делают, но молча присоединяются к зачинщикам, потому что иначе травить уже будут их. Есть тут и дружба, и поддержка. Есть психологическое и физическое взросление. Последнее включает только влюбленность и сексуальные фантазии. Про месячные ничего не написано. Это меня удивило. Почему-то сексфантазии всегда приличнее особенностей организма.

Очень хорошо описаны сложные чувства Штеффи о Швеции, о приемных родителях, о новых друзьях. Нравится, что все подается не в лоб, а постепенно и естественно. Штеффи все время меняется, а не остается на одной точке. И люди вокруг тоже.

Сюжет в целом обычный, кое-где легко прочитываются дальнейшие события, но это не делает его скучным. Все четыре книги связаны общим настроем и идеей, поэтому нет ощущения, что произведение поделено на части или что одна книга писалась много позже другой, или что герои одной книги отличаются от самих себя в другой (я имею в виду разительные изменения в натуре и характере).

Что еще очень понравилось – нет любовной линии с прицелом превратить ее в семейную. Ну да, Штеффи с кем-то встречается и все такое, но подается это не как самое важное в ее жизни и не как то, к чему она должна стремиться, а просто как жизненный эпизод.

Не использованы типичные шаблоны детских книг. Например, момент, когда двоечник аутсайдер коллектива вступается за Штеффи. Она позже с ним не станет общаться из чувства долга – мол, заступился и теперь надо с ним контактировать. Как он ее с самого начала не интересовал, так и дальше не интересует. И, конечно, никакой любви между спасителем и спасенной. Что частенько впихивают в детские книги с травлей.

Характер Штеффи твердый, она не сгибается и не изменяет себе. Всегда пользуется логикой и мозгами, анализирует, учитывает поведение людей в разных ситуациях и соответственно к ним относится. Например, предавшая ее девочка не заслуживает полного доверия. Да и приемной матери она не прощает экономию на себе.

Мне очень хотелось бы читать дальше о жизни Штеффи. Писательница остановилась на самом интересном месте. Редко встречаются такие честные книги о взрослении.

Читайте также: