В непомнящий зачем нужна литература в школе

Обновлено: 05.07.2024

Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом.

Волнующую всех нас проблему культуры и литературы поднимает Непомнящий. Эта проблема никого не оставит равнодушным, так как она касается каждого из нас. Особенно актуальна эта тема сейчас, так как у нынешней молодежи пропал интерес к учебе, культура, даже сегодняшние политики строят свою речь с ошибками. Непомнящий считает, что наше образование самое лучшее в мире, а русская литература способна оказать большое влияние на подростков.

Как часто приходится сталкиваться с этой проблемой в нашем мире, а вернее с людьми, необразованными людьми, которые не знают имен простых, известных всему миру поэтов, писателей и композиторов.

Непомнящий в своей статье заставляет задуматься над проблемами образования и литературы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Валентин Непомнящий.jpg

Автор Валентин Семёнович Непомнящий — доктор филологических наук, литературовед, крупнейший пушкинист нашего времени, а также замечательный рассказчик, публицист, просветитель. Автор и ведущий удивительного онегинского цикла, показанного на телеканале Культура. Его размышления 2002 года о задачах школы, роли русской литературы и оценки происходящей реформы образования совершенно не устарели. Прошло почти 15 лет, а все проблемы, поднимаемые Валентином Семёновичем, только усугубились.

Публикуется по изданию: В.Непомнящий. На фоне Пушкина. Т. 2. — М., 2014.

Было дерево — стало бревно.

Тираж книги — сто тысяч. Она издана для того, чтобы по крайней мере сто тысяч школьников не чита­ли русскую литературу. И не потому, чтобы она была нехороша; просто стотысячный тираж — это деньги. И, видно, не маленькие.

Шпаргалки были всегда, во все века, сколько суще­ствует школа. Они — штука вечная, ведь человеку всег­да хочется выбрать путь полегче. Но есть одна тонкость.

Существовали (тоже всегда, тоже во все века) поня­тия о том, что можно и чего нельзя. Они бывали разные, но само различие было неотменимо. Так же всегда, во все века люди — по слабости, из корысти, для удобства и пр. — преступали ту, говоря словами Фолкнера, длин­ную, чистую, четкую, неоспоримую и сверкающую по­лосу, по одну сторону которой черное, а по другую — белое это белое. Но те же самые люди всегда, знали, что полоса эта существует, что они ее переступают, но что лучше бы этого не делать. И именно в силу и в меру этого знания, этого чувства непозволительности какой-то опасности, стыда какого-то они, при всех преступлениях и безобразиях, оставались в той или иной мере людьми. Одни назовут это совестью, другие — страхом Божьим, третьи — инстинктом самосохране­ния вида, — как ни назови, но, пока это оставалось, дур­ные помыслы, недостойные поступки и все подобное старались скрывать, прятать в нижних этажах жизни, в подвалах души. Лучше от этого, может, и не становились, просто ниже старались не падать; оставалось глав­ное: различение между человеческим и, условно говоря, животным, без чего невозможно адекватное самосозна­ние человека, без чего человечество сойдет на нет.

Скажут, что это азбука. Да, азбука — но с азбуки начинается всякая грамота. Да, азбука, но сегодня уже не для всех. И в этом катастрофическое отличие нашей эпохи от решительно всех предшествующих.

Главная жуть в том, что мы ко всему этому привы­каем, привыкли. Я ведь говорю о том, что все знают — и все терпят.

Само собой ясно: всё то погибельное, что сейчас происходит — точнее, производится — с человеческой нравственностью, откровенно враждебно традициям русской культуры, в частности русской классики, ее му­дрости и человечности, ее высоким идеалам.

Не так давно кто-то из наших ученых сказал: не будь v нас преподавания русской литературы, писания школьных сочинений, учащего творчески мыслить, не будь внимания к русскому слову, к слову вообще как фундаменту всякой культуры, — не было бы у нас ни академика Королева, ни полета Гагарина, ни многого другого.

Мне говорят: а как же советская идеология, обрек­шая того же Королева на ГУЛАГ, где погибли ни за что миллионы? А как же преподавание литературы в советской школе, нередко изуродованное лицемерием иде­ологическим диктатом, передержками и прямым враньем? Ведь тот же Достоевский на протяжении долгого времени был фактически запрещен!

Всё это имеет прямое отношение к вопросу о школе, о воспитании и образовании будущих граждан России, о роли в этом литературы. Не имея ни преподавательского, ни методического опыта, я осмеливаюсь всё же утверждать, что одна из основных задач преподавания литературы в нашей стране и в наше время есть воспи­тание серьезного, в известном смысле даже сакрального, отношения к слову. Изучая с детьми тексты крупных ху­дожников, надо всеми силами показывать, утверждать, внушать, что слово — величайшая сила, начало всякого дела, всякого созидания, что оно не игрушка и не дыш­ло, которым можно вертеть как угодно, что это великое чудо, подаренное человеку, и относиться к нему надо как к священному дару; что если оно не созидательно, то может быть разрушительным, если не животворно, то убийственным. Все это можно показать на опыте вели­кой литературы, прежде всего русской.

Названный подход иногда встречается в преподавании — ведь рас­сказывать здесь можно чрезвычайно увлекательно. Надо с младших классов вводить детей в мифологию, в историю христианства, давать представление о Восто­ке и его ценностях (ведь всё это откликается в русской культуре). Необходимо восстановить в правах русский фольклор — от которого в школьной программе и вос­поминания почти не осталось: былины, сказки, песни, прибаутки, поговорки, пословицы…

В этой зловеще опасной — особенно для детей и мо­лодежи — ситуации немало зависит от преподавания литературы, от учителя.

Вообще, свобода — величайшая ценность только тогда, когда она занимает свое место в системе других ценностей: правды, любви, ответственности, совести. А если свобода подменяет собою другие ценности, если остается одна — она истребляет все вокруг. И себя тоже. Как террорист-камикадзе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к написанию сочинения консультация учитель русского языка МБОУ СО.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к написанию сочинения консультация учитель русского языка МБОУ СО.

Подготовка к написанию сочинения консультация учитель русского языка МБОУ СОШ №37 Т.Н. Романова

ЗАДАНИЕ Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокоммент.

ЗАДАНИЕ Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Учимся понимать исходный текст Язык, который умудрен знаниями, не будет запин.

Учимся понимать исходный текст Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться

ЦЕЛЬ : -НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ - ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБ.

ЦЕЛЬ : -НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ - ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Зачем нужна литература в школе? (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Ч.

РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1

РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1

ТЕКСТ смысловая завершенность законченность связность смысловое единство инфо.

ТЕКСТ смысловая завершенность законченность связность смысловое единство информативность цельность

ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА Т Е К С Т СОДЕРЖИТ ИНФОР.

Культура как система ценностей. Наша система образования, в основе которой ле.

ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С ШАГ 1 Написать сочинение по прочитанному тексту

ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С ШАГ 1 Написать сочинение по прочитанному тексту

ШАГ 2 Формулировка проблемы

ШАГ 2 Формулировка проблемы

это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения П Р О Б Л Е М А это тот во.

это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения П Р О Б Л Е М А это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Автор текста В. Непомнящий рассуждает над проблемой преподава.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Автор текста В. Непомнящий рассуждает над проблемой преподавания литературы в школе Зачем нужна литература в школе? Какое место занимает литература как предмет в школьном образовании? Именно над этой проблемой размышляет автор текста В. Непомнящий.

ШАГ 3 Комментарий проблемы

ШАГ 3 Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Толк.

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либоТолковый словарь Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

Виды проблем: - философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…); - социальн.

Виды проблем: - философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…); - социальные ( неравноправия, бедности…); - политические (н-р, взаимоотношения между народами, странами…); - научные (н-р, происхождения человечества, изменения климата на планете…); - экологические (н-р, загрязнения окр. среды); - нравственно-этические ( добра и зла, взаимопонимания, одиночества…).

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд.

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов: К какой категории относится проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? Почему эта проблема привлекла внимание автора? На каком материале автор рассматривает проблему? Для чего он это делает? Какие аспекты проблемы больше волнуют автора? На что он особо обращает внимание? Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? К какому выводу приходит автор?

Комментарий проблемы Автор замечает, что традиционно в основе нашей системы о.

Комментарий проблемы Автор замечает, что традиционно в основе нашей системы образования лежит гуманитарное образование. Публицист обращается к словам великого ученого Эйнштейна для подтверждения своего мнения о важности преподавания литературы. В словах В. Непомнящего звучит уверенность в том, что именно литература помогла выстоять в годы войны. Автор приходит к выводу, что литература учит быть нравственным, помогает противостоять пошлости; народ без литературы теряет национальную значимость. Эта важная проблема актуальна и в наше время: литература утрачивает особое место в системе ценностей, что ведет к нравственной деградации, которую необходимо остановить.

 Позиция автора ШАГ 4

Позиция автора ШАГ 4

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме Задачи: понять мнен.

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит автор Это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст.

Позиция автора может быть выражена ПРЯМО в названии текста в отдельных предло.

Позиция автора может быть выражена ПРЯМО в названии текста в отдельных предложениях текста -через ряд аргументов ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА -риторические вопросы -порядок слов -лексические повторы - оценочную лексику -модальные слова и -частицы -ряд вводных слов, -словосочетаний, предложений и т.д.

Позиция автора Таким образом, позиция автора очевидна. В Непомнящий считает.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА К3 – 1 балл

ПОЗИЦИЯ АВТОРА К3 – 1 балл

ШАГ 5 Аргументация собственного мнения

ШАГ 5 Аргументация собственного мнения

Аргументация собственной позиции Аргументация собственной позиции Аргументаци.

Аргументация собственной позиции Аргументация собственной позиции Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения


Аргументы, оцениваемые 1 баллом Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснен.

Аргументы, оцениваемые 1 баллом Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения) Примеры из кинофильмов Предположительные примеры Собственные наблюдения и выводы Примеры из жизни Ссылки на авторитет

Схема: Тезис (что мы доказываем?) Аргументация (какие примеры можем привести.

Схема: Тезис (что мы доказываем?) Аргументация (какие примеры можем привести?) Вывод (общий итог) Формулируйте позицию чётко и прямо. Типовые конструкции: С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться. Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны. Я (не)разделяю позицию автора. Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),… Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать… Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить… Трудно не согласить с автором

Структура аргумента Тезис Логический переход Аргумент Микровывод Я согласен с.

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ К4 – 3 балла

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ К4 – 3 балла


Виды вступлений и заключений 1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет с.

Алгоритм написания сочинения 1)Вступление 2)Формулировка проблемы текста 3) К.

Алгоритм написания сочинения 1)Вступление 2)Формулировка проблемы текста 3) Комментарий проблемы 4) Формулировка позиции автора 5) Выражения согласия/несогласия с автором. Формулированиесобственной позиции 6) Доказательствосправедливости собственной позиции(тезиса). Аргумент из литературы. Аргумент из жизни.. ( каждый аргумент оформляй с нового абзаца) 7)Заключительная часть

Примерное сочинение по тексту В.Непомнящего Задумывались ли над тем, какое зн.

3 доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, председатель Пушкинской комиссии, зав. группой изучения творчества А. С. Пушкина Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН. Автор многих книг, публикаций в прессе, циклов телепередач. В. С. Непомнящий

4 Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности. А. Т. Твардовский

6 Текст Стиль речи Тип речи Тема Проблема Идея

7 КАК ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ О чём текст ? ( Ты видишь тему.) Какие вопросы рассматривает автор ? ( Ты найдешь проблемы.) Над каким вопросом автор рассуждает больше всего ? ( Ты найдешь основную проблему текста.) Зачем автор написал текст ? ( Ты определишь цель.) Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы )? ( Это поможет понять авторскую позицию.) Как автору удалось помочь тебе определить цель ? ( Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) Почему были использованы именно эти языковые средства ?

8 Что такое тема ? предмет речи ; то, о чем говорится в тексте идея ( основная мысль ) ? то, для чего написан текст, к чему призывает. проблема ? вопрос, требующий исследования

9 Определите стиль и тип речи текста 1) научно-популярный стиль, повествование 2) художественный стиль, описание 3) публицистический стиль, рассуждение 4) научный стиль, рассуждение

10 Статья написана публицистическим стилем Во - первых, в тексте содержится общественно значимая информация о роли литературы, культуры ; во - вторых, автор убеждает нас в необходимости изучения литературы в школе, в огромном её влиянии на нравственность человека.

11 Вопросы роли литературы, книги в жизни общества волновали людей разных эпох. Обратимся к мыслям писателей - классиков. Литература служит представительницей умственной жизни народа. Н.А. Некрасов Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В.Г. Белинский Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. М.Е. Салтыков-Щедрин

12 Вопросы роли литературы, книги в жизни общества волновали людей разных эпох. Обратимся к мыслям писателей - классиков. Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. Н.Г. Чернышевский Язык это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. А.И. Куприн

13 Вопросы роли литературы, книги в жизни общества волновали людей разных эпох. Обратимся к мыслям писателей - классиков. Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом. Виктор Гюго Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич Литература обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье. Чарльз Диккенс

14 Чем дорог миру писатель Ф. М. Достоевский ? Он провозгласил красоту основой человеческой жизни и деятельности, его гениальные произведения проникнуты глубоким сочувствием человеческому страданию. Мы ценим великого художника за неустанное искание истины, за огромную силу его таланта, за созданные им бессмертные образы.

17 Перепиши, расставляя знаки препинания. Командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров приказал чтобы 9 августа 1942 года ни один вражеский снаряд не упал рядом с Филармонией. И не выстрелы а музыка гремела под городом и над миром и мир услышав её поверил этот город не сдастся этот народ непобедим !

18 Обращаясь к произведениям литературы, автор в конце предложения ставит многоточие. Почему ? Каждое произведение литературы, изучаемое в школе, несёт глубокий нравственный смысл.

19 Определи лексическое значение слов : гуманитарный, феномен, энциклопедия, симфония, народ, население, экспрессия

20 Проверь себя : Гуманитарный – 1. Обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека. Гуманитарные проблемы. 2. О науках : относящийся к изучению общества, культуры и истории народа в отличие от естественных и технических наук. Гуманитарное образование. Фенóмен – 1. Явление, в котором обнаруживается сущность чего - нибудь. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком - нибудь отношении.

21 Проверь себя : Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. Симфония – большое ( обычно из четырех частей ) музыкальное произведение для оркестра Народ – население государства, жители страны Население – жители какой - либо местности Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

23 Для публицистического стиля речи характерны логичность, призывность и соответствующие им языковые средства. Какие из 10 средств языковой выразительности есть в этом тексте ? 1.Синтаксический параллелизм 2.Разговорные синтаксические конструкции 3.Цепь вопросов 4.Риторическое восклицание 5.Цепь однородных членов 6.Развёрнутое сравнение 7.Экспрессивная эмоционально окрашенная лексика. 8.Олицетворение 9.Оксюморон 10.Авторские неологизмы.

25 2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе 1)В том, чтобы развить творческие способности школьников. 2)Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах. 3)Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус. 4)Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

26 В чём, по мнению автора, состоит смысл преподавания литературы ? Автор видит смысл преподавания литературы в формировании у школьников системы нравственных ценностей.

28 Чтение книг это труд, направленный на формирование собственной души. Выстраданная совестью книга создаёт вокруг нравственное силовое поле, бесценное эмоциональное пространство.

29 В. Непомнящий обращается к самой актуальной для русского народа проблеме – он говорит о нашей культуре, считает, что ее основой является именно литература, так как она формирует у человека собственную систему ценностей. Размышления автора о гуманизме, духовном развитии личности заставляют каждого из нас еще раз задуматься о роли культуры и литературы в жизни людей.

30 Комментирование проблемы с опорой на анализ исходного текста Комментарий – разъяснительные, пояснительные примечания к тексту. Комментировать – дать комментарии, пояснения к чему-нибудь. Комментируя проблему текста, не пересказывайте полностью текст; Не цитируйте большой фрагмент текста и не включайте в сочинение большое количество цитат; Нельзя комментировать несформулированную проблему. Нужно раскрыть лишь ту, которая обозначена в сочинении; Подумайте при анализе текста о том, а) насколько актуально то, о чем пишет автор; б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

31 Использование клише при формулировании проблемы В своей статье автор (пишет, говорит, спорит, размышляет) о значении искусства в духовном становлении человека). Эта проблема (мало кого волновала; сейчас вызывает обостренный интерес; всегда волновала людей; имеет важное значение в жизни современного человека). Автору статьи удалось придать этой казалось бы традиционной теме (оригинальное, своеобразное, неповторимое, особое) звучание. Автор обращается к… (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме…(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и …(вскрывает противоречия между …, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление по поводу того, что…).

32 Как начать сочинение - рассуждение ? Приведем пример вступления Все чаще в наше время люди начинают задумываться о нравственном возрождении российского народа. Все актуальнее становятся для нас проблемы культуры, гуманизма, духовного развития личности. Почему ? Может быть, потому что современное общество стоит на краю пропасти, захвачено процессами нравственной деградации. И текст В. Непомнящего является своеобразным напоминанием о вечных духовных ценностях..

37 Как построить систему аргументации ? а ) аргументы надо приводить в системе, т. е. надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Рекомендуем располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным. б) употребить сложноподчиненные предложения с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п.), потому что.. в) использовать предложения с вводными словами.

38 Пример использования ценностного аргумента : Непомнящий считает, что основой культуры является именно литература, так как она формирует у человека собственную систему ценностей. Мне кажется, что автор во многом прав, потому что особенностью русской литературы является не только эстетическая ценность, но и постановка множества морально - этических проблем. Пример использования фактологического аргумента : Остро стоит проблема качества литературного и культурологического образования. Сегодня многие не могут назвать имен известных поэтов и писателей ( не говоря уже о композиторах и художниках ). Как - то, увидев по телевизору фрагмент опроса граждан, я была потрясена : из всех опрашиваемых никто не смог назвать имени и отчества Достоевского. Это ли не наталкивает на размышления о культуре.

39 Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является обычно самой краткой частью сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат. Примеры : Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является обычно самой краткой частью сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат. Пример : Хочется отметить, что В. Непомнящий в небольшом тексте смог поставить много проблем, над которыми стоит задуматься каждому. С давних времен о России говорят как об уникальной стране. И мы обязательно должны сохранить необычную и прекрасную русскую культуру !

40 Важные правила при выполнении части С: хорошо изучи критерии оценивания; в соответствии с критериями составь план сочинения старайся уложиться в 2 часа. Хорошо запомни! Объем сочинения – слов. Оптимально слов, но не менее 150. Основная просьба к тебе: помоги, пожалуйста, экзаменатору оценить текст сочинения! Всегда помни! Сочинение не проверяется, если: оно менее 70 слов; оно написано без опоры на предложенный текст; представляет собой пересказ или перестановку слов и предложений предложенного текста; текст нечитаемый – не сканируется текст (паста очень бледная, либо слабый нажим) отсутствие знаков препинания

41 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 ст. Курской Курского района Ставропольского края Курских К. Н.

Читайте также: