В детский сад с радостью адаптация ребенка к детскому саду

Обновлено: 06.07.2024

Адаптация к детскому саду для ребенка: опыт мамы и воспитателя

Малыш подрос, и пора отдавать его в детский сад. Естественно, все родители начинают переживать, хорошо ли будет ребёнку в детском саду, быстро ли он адаптируется, да и нужен ли детский сад вообще?

Моё мнение, мнение мамы двоих детей и педагога: детский сад однозначно нужен. Именно здесь ребенок развивается в соответствии с возрастом, соблюдает режим, получает полноценное питание и учится общаться со сверстниками: решать конфликты, дружить и взаимодействовать в коллективе.

Для того чтобы малыш успешно адаптировался, вы должны точно решить для себя, что детский сад вам нужен. И что ребёнку будет в нём хорошо.

За несколько месяцев до оформления в детский сад начинайте придерживаться такого же режима, как в ясельной группе детского сада. Сделайте все возможное для укрепления здоровья малыша: не ленитесь гулять и не кутайте ребёнка.

Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего чада. Воспитатель — очень важный человек в жизни ребёнка, и вам просто необходимо уважительно относиться к человеку, который заменяет маму.

И вот этот день настал. Вы ведёте кроху в детский сад. Первый день скорее всего пройдет спокойно: малыш ещё не понял, что отрыв от мамы будет проходить регулярно. Ну а потом.

Адаптация бывает легкой, средней и тяжелой. Бывают счастливчики, у которых адаптация легкая: такие дети быстро привыкают и практически не болеют. Бывает тяжелая адаптация, но это редкость. При такой адаптации малыш часто болеет, и адаптация начинается снова и снова. Чаще всего адаптация бывает средней. При легкой адаптации малыш привыкает месяц или немножко побольше.

Вам просто нужно немного потерпеть — практически все дети с радостью ходят в детский сад. Пройдет немного времени, и малыша из сада будет не вытащить: настолько ему там будет комфортно.

А сейчас — сейчас вы ведёте орущее чадо по ненавистной дороге в твердой уверенности, что вам это надо. Стоит вам пожалеть ребёнка и вернуться домой, ребенок сразу этим воспользуется. И в следующий раз будет возмущаться ещё громче.

Во время адаптации соблюдайте в выходные дни такой же режим, как в детском саду. И сохраните дома спокойную атмосферу: временно не ходите в гости и не приглашаете гостей. Почаще говорите малышу, какой он молодец: совсем большой и ходит в детский сад.

Да, не выходите сразу на работу. Каждый ребенок индивидуален: кто-то быстро останется на дневной сон. Кому-то нужно время. Остаться спать в саду для малыша своеобразный психологический барьер. Верьте воспитателям, если они говорят, что малыш ещё не готов спать в детском саду. Работа подождёт! А ваш малыш должен быть успешным и счастливым!

• установление контакта между родителями и педагогами.

1. Вступительная часть. Знакомство с родителями;

2. Адаптация детей к ДОУ;

3. Выбор родительского комитета;

4. Общие вопросы.

Ход собрания:

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Сегодня мы собрались один вопрос решить,

Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?

Встаньте, пожалуйста, в круг.

Мы с вами познакомимся с помощью клубочка. Вы называете себя. Чья вы мама или папа, и ваше увлечение.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит!

Всех адаптация переживать заставит!

Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три

основные группы.

Легкая адаптация поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем. Сдвиги нормализуются в

течении 10-15 дней

Средняя степень адаптации - – слезы, крики, странное поведение ребенка.

Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого Эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Сдвиги нормализуются в течении месяца,

при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень адаптации самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому

саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его

нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,

демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и

отчужденность. Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет

уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое так и психическое

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на

Чего боятся родители?

Расставание по утрам, истерик;

Плохой аппетит у малыша;

Недостаточная сформированность навыков самообслуживания;

Наличие капризов, упрямство, агрессии;

Наличие у ребенка вредных привычек;

Плохая речь у ребенка

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и

легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям.

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово,

что он дорос до детского сада и стал таким большим.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.

Договариваться с ребенком, когда Вы его заберете и стараться не опаздывать.

Давать с собой первое время любимую игрушку.

При расставании постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить Ваше беспокойство и будет расстраивать, и плакать еще больше.

Скажите, что у вас тоже есть задание и вы отправляетесь его выполнять.

Не обещайте подарков и сладостей за то, что он остается в детском саду

Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с

температурой в группе.

Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить

Ваше внимание не нескольких моментах.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца

Помните, что с началом посещения детского сада ребнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать

Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду,

внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации,

которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и

терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Если Вы видите, что у ребенка развилась потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он стремиться к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен со своими сверстниками, мы Вас поздравляем!

Ваш ребенок прошел адаптацию к детскому саду!


Подготовка

Адаптация к детскому саду — это, конечно, трудный период в жизни любого ребёнка. Но родителям в это время тоже приходится нелегко. Поэтому я бы посоветовала готовиться к саду и детям, и родителям. Прежде всего родителям надо принять, что ребёнок вполне может обойтись без них некоторое время. Не надо чрезмерно переживать, заранее представлять себе всё самое худшее. В саду работают опытные педагоги, которые смогут найти подход к каждому ребёнку, доверьтесь им.

Для начала попробуйте узнать примерное расписание детского сада и начните вводить такой же режим дня дома. Рассказывайте, как ребёнку повезло, что скоро он отправится в детский сад, ведь это новый этап на пути его взросления. Можно поиграть в детский сад: с помощью игрушек расскажите, чем дети занимаются в саду, как устроен день.


Если есть возможность, познакомьтесь с воспитателями заранее. Это важно и для вас (чтобы вы понимали, с кем будете оставлять ребёнка, могли задать интересующие вопросы), и для ребёнка (он останется со знакомым ему взрослым). Если в детском саду есть психолог, посетите и его, он поможет разработать план адаптации.

Про возраст

По мнению психологов, оптимальный возраст, в котором ребёнка можно отдавать в детский сад, — это 2,5–3 года. Но по личному опыту могу сказать, что лучше приводить ребёнка в детский сад после 3 лет. До 3 лет у ребёнка сильная эмоциональная привязанность к маме (и это нормально). Мама — фундамент построения отношений. А ещё детей до 3 лет практически не интересуют сверстники: они не могут организовать самостоятельную игру, а это может усложнить период адаптации. После 3 ребёнку будет проще включиться в игру, найти друзей, построить отношения в коллективе.

Сколько длится адаптация

Есть разные формы адаптации:

  • Легкая — до месяца
  • Средняя —1–2 месяца
  • И тяжёлая — больше 3 месяцев

Бывает такое, что в первый день ребёнок приходит, с интересом включается в жизнь группы и даже остаётся на сон. Я бы не советовала обращать внимание на эту первую реакцию. Поначалу ребёнку интересны и новые игрушки, и сверстники, он увлечен. Но вскоре он осознает, что это незнакомое место, родителей рядом нет. Это сильные эмоции: сначала радость от нового, затем — стресс от неизвестности. Поэтому адаптация должна проходить постепенно, вместе с педагогами и психологами.


При расставании дети первое время могут плакать. Это нормально. Но если слёзы продолжаются больше двух месяцев, ребёнку нужна помощь:

  • Попросите отводить ребёнка в детский сад папу (если до этого отводила мама), бабушку, дедушку;
  • Сокращайте время прощания;
  • Не показывайте собственные страхи. Если вы не доверяете педагогам, ребенок это почувствует и сам станет бояться;
  • Обязательно обсуждайте с ребёнком, как прошёл его день, рассказывайте, чем занимались вы, хвалите за успехи.

Ребёнок отказывается есть и спать в саду

Бывает, что первое время ребёнок в саду не ест: другой рацион питания, вкусовые ощущения могут отличаться от привычной еды дома. Можно приблизить домашнюю еду к меню в детском саду, это поможет ребёнку быстрее адаптироваться к новому формату питания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка есть через силу. Со временем аппетит наладится. Проблемой это может стать, если ребёнок отказывается от еды на протяжении 3 месяцев и никакого прогресса не наблюдается. В этом случае можно обратиться к психологу, поговорить с воспитателями и самим ребёнком, чтобы выяснить причину.

Чтобы помочь ребёнку со сном, можно принести из дома любимую пижаму, игрушки, может быть, какую-то мамину вещь, если так ребёнку будет спокойнее.

Почему ребёнок после садика ведёт себя слишком активно

Давайте разберём, что действительно должно насторожить родителей в поведении ребёнка:

  • Резкое изменение поведения ребёнка. Например, после адаптации ребёнок несколько месяцев бежал в сад с радостью, а потом резко стал отказываться туда идти. Раньше ребёнок с радостью рассказывал, что происходит в саду, а теперь отказывается отвечать на вопросы, как прошёл день.
  • Симуляция болезни. Если вы понимаете, что ребёнок притворяется (специально покашливает или говорит, что у него болит живот). Сюда же можно отнести возникшие вдруг вредные привычки — грызть ногти или ковырять в носу.
  • Плохой сон и ухудшение аппетита. Повторю: во время адаптации это нормально. Но если какое-то время ребёнок и ел, и спал, а потом что-то пошло не так, это повод насторожиться.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: