В четверг и больше никогда краткое содержание

Обновлено: 31.05.2024

Практически забытый фильм В четверг и больше никогда (1977 год).

А ведь он, можно сказать, уникален!

Во-первых, необычной для того времени тематикой.

Молодой врач живет в фактическом браке со своей невестой. Он приезжает перед свадьбу к себе домой, в заповедник, где у него есть еще одна девушка, которая от него беременна. Он предлагает девушке избавиться от ребенка, его мать не согласна с поступками сына. И все заканчивается очень плохо.

Очень сложный и трудный фильм. В каждом кадре - напряжение, эмоции, чувства.

Во-вторых, в фильме совершенно невероятный актерский состав - Олег Даль,

В-третьих, совершенно невероятная музыка. И вот в этом нет ничего удивительного, поскольку музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.

Но главная звезда фильма, конечно, Олег Даль.

Он с потрясающей достоверностью сыграл своего героя, точнее, антигероя.

Да, он живёт не так, как все. Он неприкаянный и в то же время злой и равнодушный человек.

Но нельзя отрицать и того, что он, несмотря ни на что, личность. Он талантливый человек.

И нам, как зрителям, интересно за ним наблюдать, следить за его поступками и слушать его. В принципе, он такой же необычный, такой же уникальный, как и сам актер, как бы цинично это не звучало.

Но события не зря происходят в заповеднике.

Герой Даля появляется там со своими псевдоценностями и начинает все разрушать.

Фильм поднимает очень глубокие вопросы - не только морали, но и вопросы экологии.

Во время приемки фильма на худсовете Мосфильма, по слухам, вердикт был такой: таких типов у нас нет.

И потому фильм был практически не допущен до широкого проката в стране. Его показывали, но только по небольшим кинотеатрам и клубам.

И очень хорошо, что сейчас есть возможность посмотреть этот фильм. Вопросы, поднятые в нем, не устарели до сих пор.

• Олег Даль — Сергей Андреевич
• Вера Глаголева — Варя
• Любовь Добржанская — Екатерина Андреевна, мать Сергея
• Михаил Жигалов — егерь (озвучил Станислав Любшин)
• Иннокентий Смоктуновский — Иван Модестович, отчим Сергея
• Гражина Байкштите — Гражина
• Виктор Карлов — Харитонов
• Александр Ожигин — директор
• Валерий Плотников — фотокорреспондент
• Марина и Ирина Коротковы — близнецы

Недавно женившийся московский врач Сергей (Олег Даль) приезжает к себе на родину — в таёжный заповедник, где живёт его мать (Любовь Добржанская), которую он не видел много лет. Однако радость встречи быстро омрачается несколькими неоднозначными поступками Сергея.
Стараясь быть деликатной, мать пробует говорить с сыном о девушке Варе (Вера Глаголева), беременной от него…

(Судя по всему, эти двое – нашли друг друга…).

Внушит, допустим, злой дух кому-то чувство ревности. Так человек, от ревности, уже и не разбираясь, что и как, не внимая ни доводам сердца, ни воплям оклеветанной, возьмёт, да и в миг порешит: или себя, или возлюбленную, или обоих. И дело с концом. Ну, перебьют (раз, другой, третий. ) на узкой дорожке горцы-разбойники – мирных проезжих. И… снова (злому духу) делать нечего. Ску-ко-та…

Сцена охоты (а, по сути, убийства) домашней, выкормленной с рук и потому не боящейся людей, косули, с последующим её поеданием в виде шашлыка – один из таких жутких, говорящих за самого себя, примеров …

И от этого понимания, от неподъёмной тяжести этого понимания и горя (потому что здесь, в этой душе, уже точно ничего изменить нельзя, - мать это видит и чувствует наверняка) сердце её не выдерживает и останавливается…

Напомню, если, кто не помнит этого фрагмента. Загнав коня, Печорин падает на землю и, чуть ли не бьется головой о камни, разразившись стонущим монологом. И невозможно не поверить, что человек неистово оплакивает потерю самого ценного в его жизни. Но. Что же происходит затем? Утомившейся от погони, от давно несвойственных ему (всколыхнувшихся от той же погони) чувств и сильных эмоций, придавших такой накал всей ситуации в целом, Печорин, там же, и засыпает. А проснувшись (совершенно верно!), – больше уже не горюет ни о своей пропащей жизни, ни о красавице княжне…

Вот как говорит сам о себе Григорий Александрович Печорин (умный, циничный эгоцентрик, дитя своего времени и, в тоже время, лишний, лишний всем человек…).

Ещё одно маленькое лирическое отступление
---------------------------------------------
(тоже, возможно, не к месту)

Для того, чтобы не перевирать слова автора (а они, на мой взгляд, и есть КЛЮЧИК к характеру Сергея из обсуждаемого фильма (известно, что Ан. Эфрос, многие, волновавшие его проблемы, выражал, выбирая для постановок то или иное произведение, как правило, классику), – предлагаю вашему вниманию (прошу прощения) довольно пространную цитату из этого произведения Ан. Эфроса. Но, честное слово, оно того стоит.

РЕПЕТИЦИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ

«….Все же как крепки в нас штампованные представления! Дон Жуан – это в общем-то лишь повеса.

Причем это делалось очень долго и так спокойно, что не по себе становилось.
Он дошел как бы до самого главного и уже не торопился никуда, и никакой сюжет его больше не интересовал.

Он просто очень неторопливо и обстоятельно отводил душу. Причем он никому и ничего не доказывал. Он говорил то, что было как бы всем известно и что не могло вызвать возражений. Он просто холодно и немножко брезгливо констатировал общеизвестное.

Я впервые представил себе, что Мольер не милого ловеласа решил заклеймить в комедии, а что-то совсем другое. Кстати, в пьесе Дон Жуан не только с женщинами имеет дело. И с отцом он не ладит, и кредиторов обманывает, и со слугой не в ладах и т. д. и т. п. Жан Вилар показывал человека, который совершенно на все плюет. Ему не нужны эти женщины, он и не знает, что такое увлеченность женщиной. Это не то, что – увлекся одной, а потом, совершенно неожиданно, влюбился в другую и из-за этого расстался с первой. Ему, Дон Жуану, уже не нужно ничего от женщин. А просто сидит в нем уверенность, что ничего святого ни у кого нет и единственный способ общения между людьми – это делать зло. Причем не от злобы, а от равнодушия и цинизма, походя. Как возникает у некоторых желание обязательно бросить камнем в собаку, если она проходит мимо. Тоже не от злобы, а как-то механически, от нечего делать.

Вот такого человека, который только и гадит другим от цинизма, от физиологической уверенности, что на том стоит мир, и играл, по-моему, Жан Вилар. И я тогда еще подумал, что Мольер, вероятно, именно против человека этого типа написал свою пьесу, а не против какого-то просто ветреного мужчины. Как ни странно, это тогда показалось открытием. И, я уверен, не только для меня.

Дон Жуан, напротив, не придает значения ничему, живет, что называется, как хочет.

Мольера жизнь карала на каждом шагу за все: за творчество, за любовь, за человеческие привязанности. Дон Жуану, напротив, все позволялось. И Мольеру так хотелось верить, что есть все-таки некий суд, способный покарать таких, как Дон Жуан.

По Пушкину, может быть, Дон Гуан лучше Командора, которого он убил на дуэли. Я, впрочем, не знаю.

Но у Мольера наверняка Дон Жуан не лучше.

О Командоре мы не знаем ничего, кроме того, что его убил Дон Гуан. О Дон Жуане мы знаем, что он изрядный подлец, хотя, быть может, в чем-то и обаятельный. Но это не меняет дела.

У Мольера Командор – это как бы олицетворение всего, что Дон Жуан обидел. Впрочем, обидел – это очень мягко сказано.

Командор еще и некая мистическая сила, имеющая, так сказать, больше возможностей, нежели любой живой обиженный Дон Жуаном человек. Умерев, Командор как бы приобрел некую возможность отомстить, и не только за себя. Недаром Дон Жуану в конце пьесы являются тени многих обиженных им людей.

И вот хотелось бы поставить такую притчу.

В начале ее – большой монолог Сганареля о табаке, а потом о Дон Жуане. Почему-то всегда тут ищут смешное. Раз Сганарель слуга – значит, должно быть смешно. На самом же деле у Сганареля чуть ли не истерика, когда он рассказывает о своем хозяине. Его трудно успокоить, так он трясется. Почти нервный припадок у Сганареля. Конечно, публика, может, и засмеется, но Сганарель сам бы очень удивился, если бы ему сказали, что его муки вызывают у кого-нибудь смех.

Дон Жуан впервые появляется на сцене после того, как Сганарель на наших глазах бился чуть ли не в эпилептическом припадке, рассказывая о характере своего господина (насчет эпилепсии я, разумеется, говорю ради большей ясности). И вот выходит Дон Жуан. Теперь он может предстать перед нами даже симпатичным. Некий крепкий мужчина, может быть, не очень красивый, но крепкий. Который любит и поесть, и выпить, и покурить (впрочем, тогда только нюхали табак, кажется. Не помню).

Мужское обаяние есть, чего не отнимешь, того не отнимешь. Впрочем, скорее тут дело в спокойной уверенности. В уверенности, что все на свете ему известно.

Сганарель при нем – ниже травы. Интересен контраст тех предыдущих протестов и криков Сганареля и этой мирности, этой его робости при самом Дон Жуане. Но мы не должны его осуждать. Робость должна быть понятной – ведь Сганарель зависим.

Но только на самом деле ему в высшей степени будет плевать на все это, и вся драма тотчас же выветрится у него из головы, как только жена уйдет за порог. О, я понимаю Мольера и его ненависть к подобным типам! И его собственную неспособность выветривать все из головы! А у Дон Жуана нет наслоений одного на другое, ибо ему все равно. Он привык. Может быть, когда-нибудь и у него что-то щемило, теперь же – не щемит.

Пока жена стояла тут и плакала, он сидел понурившись, а когда она ушла, он на мгновение так и остался сидеть. И Сганарель решил даже, что хозяин задумался. Но нет, он лишь пережидал.

Впрочем, у Дон Жуана бывают моменты, когда ему чудится или слышится что-то.
Он и сам не смог бы объяснить, что это. Он секунду прислушивается к чему-то, даже обернется, а потом стряхнет с себя это секундное наваждение.

Однако с каждым разом оно будет длиться на мгновение дольше.
И в конце концов вырастет в Командора, который сам по себе должен быть человеком мирным и грустным и по натуре не мстительным. Но ведь и таким хочется справедливости.

Сганарель должен изо всех сил трясти умирающего в муках Дон Жуана и кричать ему прямо в лицо, в уши, которые уже ничего не могут услышать.
Он должен кричать ему о деньгах, потому что тот даже смертью своей подвел его, оставив без копейки.

Пушкин сидел в Болдине, выехать в Москву не мог из-за холеры. В Москве находилась Наталья Николаевна. Свадьба откладывалась. Доходили всякие тревожные слухи. Пушкин тосковал, терзался. Пытался вырваться и проехать через карантин, но его возвращали обратно в Болдино. Между ним и Москвой была стена. Хотелось какого-то дерзновенного поступка, чтобы оказаться там, где Наталья Николаевна.

Разумеется, связи художественного произведения с непосредственной жизнью автора весьма условны, но и прочны в то же время.

Дон Гуан у Пушкина – человек дерзновенный, и, даже в бездну проваливаясь, он кричит о Доне Анне. И потом – он полон жизни и поэзии. В начале пьесы речь идет о какой-то Инезе, которой теперь уже нет в живых. Видимо, муж Инезы из ревности убил ее. А Дон Гуан вскоре влюбился в другую женщину. Все это нехорошо, конечно. Но, боже мой, как он об этой Инезе вспоминает! Какой грустный и нежный образ рисует он в нескольких словах, беседуя с Лепорелло.

Женщины, вероятно, не обманывались в нем. Они прекрасно знали, с кем имеют дело, и принимали его таким, каков он есть. Лаура, к которой, презрев опасность смерти, пробирается теперь Дон Гуан, тоже и не думает, конечно, что он ей будет верен. Но его дерзновенность, его горячность и нежность по душе ей, и она любит его. А Дон Гуан любит Лауру, несмотря на то, что утром уже высматривал Дону Анну.

Вся красота речей его, обращенных к Доне Анне, не на обмане строится, не на хитрости. Подобно Cамозванцу, Дон Гуан готов рассказать все, с головой выдать себя, потому что, полюбив, он забывает о всяком расчете.

Что это за удивительное счастье, когда, воротившись из ссылки, он вновь попадает в Мадрид. Какое бесстрашие и какая ребячливость.

Когда над трупом Дон Карлоса Дон Гуан обнимает Лауру, то, страшно подумать, мы не воспринимаем это как кощунство. Хотя Дон Карлос ничем в наших глазах, в общем-то, не скомпрометирован. Но Дон Гуан живее его и богаче душевно – вот и все. За эту живость, за эту, может быть, чрезмерную (?) буйность натуры он и поплатился.

Иногда ужасно смешивают краски. Под видом сложного отношения к образу, под видом всестороннего его раскрытия создают картину туманную, даже какую-то бессмысленную.

В сопоставлении двух Дон Жуанов яснее проступят совершенно разные версии, две трактовки одного и того же старинного поверья о Дон Жуане. Впрочем, можно поставить эти вещи и отдельно, сохранив в каждом случае точность и ясность трактовки.

А потом, как обычно, Дон Жуан все сомнения свои отбросит и станет жить, как жил.

Я представляю себе, как страшно должен умереть мольеровский Дон Жуан.

…..Ну что же, возможно, я видел действительно не так уж много, не больше и не меньше сотен других людей, но для меня этот спектакль был удивительным.
Разумеется, меня поразила не только малознакомая театральная манера. Я был весь вечер в каком-то не знакомом мне ранее остром нервном напряжении.

Это был спектакль одновременно философский, почти вульгарно-театральный и эмоционально насыщенный.

И эта, не оставлявшая Эфроса идея, вывести типаж человека – не просто ветреного (легкомысленного, потакающего своим слабостям, идущего на поводу у собственного темперамента и т.п.), а человека, который совершенно на все плюет, Дон Жуана, которому и от соблазненных женщин (вопреки слухам о нём), ничего не нужно. «…просто сидит в нем уверенность, что ничего святого ни у кого нет и единственный способ общения между людьми – это делать зло. Причем не от злобы, а от равнодушия и цинизма, походя. Как возникает у некоторых желание обязательно бросить камнем в собаку, если она проходит мимо. Тоже не от злобы, а как-то механически, от нечего делать.

Возможно, я ошибаюсь. Но это моё мнение.

И образовался у того человека на этом месте вначале – ожог, а потом – незаживающая язва…


. В то время (тридцать лет назад!) этот герой (анти-герой) был воспринят (сердобольными зрителями, взросшими на таких типажах, коими полна русская литература), как одного из… неприкаянных и потому (дескать), мешающих жить самому себе (и другим). Увы. Но это не так.

Но время идёт своим чередом, и вот уже прежние всходы приносят свои плоды…

***
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

***************************
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


(стихи: Ю. Левитанский; муз.В. Берковский)

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя:

* Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии;
* омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним;
* молитва в саду Гефсиманском;
* предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.


По народным поверьям:
------------------------------------
• Чистый четверг – день чистоты. У кого в этот день в доме грязь, весь год будет в грязи и ссоре.

• В Чистый Четверг с утра убираются, всё моют, иначе весь год быть в грязи, ссорах и болезнях.

• Чтобы водились деньги, нужно пересчитать все деньги на три раза, выстрелить из ружья (если оно есть), переставить мебель.

В романе Андрея Битова "Пушкинский дом" один из героев, Модест Петрович, говорит о техническом прогрессе как о нахождении отмычек для того, чтобы "взломать" "двери природы". Не войти, открыв ее тайну, а "ввалиться внутрь вместе с дверью". Он противопоставляет прогресс и человеческий разум, понимая под разумом нравственность и милосердие. "Разум", как минимум, не должен уступать прогрессу в их "соревновании".

В фильме "В четверг и больше никогда" мы видим, как сказывается на личности жизнь не в унисон с природой, а осознание себя как стоящего над ней.
Главный герой, Сергей, приехал в заповедник. На фоне заповедника отчетливо видна его моральная несостоятельность - жестокость, нечуткость. По большому счету, Сергей совершает всего один аморальный поступок - убийство почти ручной косули. Но, по мысли писателя Милона Кундеры, "истинная доброта человека" проявляется только по отношению к животным, не обладающим "никакой силой". А вот отношения между людьми часто определяются "равновесием сил" между ними.

Одна из причин приезда Сергея в заповедник - местная девушка Варя ждет от него ребенка. Сергей не знает, что ему делать, матери он говорит: "Жениться можно только по любви". Но это лишь фраза, по-видимому, Сергей не любит и певицу Гражину, с которой помолвлен. У него вообще проблема с тем, чтобы кого-то любить, в его жизни отсутствует вкус, он перестал чувствовать.
Это еще одна тема А. Битова - когда человек живет не по вере, не по совести, не по выгоде, а по шаблону. Ему приготовили шаблон, и он по нему живет как будто не свою жизнь. Это очень советская тема, в "Иронии судьбы" стандартные дома, стандартные замки, стандартные чувства и судьбы. Это тема несвободного государства. К школьным внушениям о коммунизме человек относился с иронией, но их было достаточно, чтобы не воспринимать альтернатив. Оставался шаблон и традиция.
Убийство косули вполне вписывается в сложившиеся устои, Сергей не понимает, что такого ужасного он сделал.

Жизнь заповедника нешаблонна и чудна для городского человека. Сергей приезжает сюда к истокам, это последняя, как ему кажется, попытка внести в жизнь яркость и нравственный смысл. Но не получилось. Сергей такой, какой есть.
Заповедник в фильме - не только безопасное место для зверей. Это и для человеческих душ заповедник. У местных жителей необщепринятое, отличное от других, отношение к природе и животным. Это качество отделяет людей заповедника от остальных людей.
Мать Сергея - центр притяжения для всех героев фильма. Ее любят и с ней советуются все. Она - поддержка для человека с волчонком, Вари, Ивана Модестовича - капризного талантливого старика, страдающего как от своей непризнанности, так и от непонимания людьми его странностей. Эта женщина не выдерживает того, что именно ее любимый сын ломает сложившиеся здесь традиции милосердия и защиты слабых.

Фильм снят таким образом, что зритель как будто случайно наблюдает за происходящим, стоя чуть в отдалении. Много средних и дальних планов, герои почти всегда на фоне травы и деревьев, за ветками. Это созвучно прозе Битова - описание состояний природы и человека без оценок и авторских эмоций.
Запах травы и реки почти чувствуется, как при чтении битовской прозы, но пейзаж - повседневный и скучноватый, неброская красота - в полутонах. Животные оживляют эту неяркую картинку, они напоминают детей наивностью и непосредственностью. Дети в фильме усиливают это впечатление от животных.

В четверг и больше никогда кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Анатолий Эфрос

Андрей Битов

Владимир Чухнов

Дмитрий Шостакович

Феликс Ясюкевич

Любовь Добржанская , Олег Даль , Иннокентий Смоктуновский , Вера Глаголева , Александр Ожигин , Михаил Жигалов , Валерий Плотников , Виктор Карлов , Гражина Байкштите , Марина Короткова , Ирина Короткова (II)

Молодой московский врач перед свадьбой решает навестить мать, живущую при заповеднике. Но там, куда летит Сергей, его ждет и любит Варя - его бывшая подруга, ждущая от него ребёнка. Предстоит встреча и мучительный разговор. Сергей предлагает Варе избавиться от ребенка, так как не собирается связывать с ней свою жизнь. Попытки матери объяснить сыну чудовищность его поведения оборачиваются катастрофой - от переживаний мать умирает. А Сергей уезжает в Москву.

последнее обновление информации: 22.09.21

кадры из фильма >>

В четверг и больше никогда (1977) фотографии

В четверг и больше никогда (1977) фотографии

В четверг и больше никогда (1977) фотографии

В четверг и больше никогда (1977) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

. Может быть) во всяком случае, судя по выражению лица лодочника, он тоже не очень понял, к чему был рассказ. )) читать далее>>

. Может быть, в этой истории была важна тема незаживающей раны ("язвочки")? Даль несколько раз показывал место укуса (последовала Вашему примеру, пересмотрела разговор на берегу с лодочником). читать далее>>

. Да, привёз с собой и окунул целиком с головой огромный мир в это несчастье. Только верный Терри по-прежнему бежит к нему - "куда ты бежишь, к кому? Лучше бы остался здесь" ..А где "здесь". читать далее>>

. Мимоходка, не суть важно.) Значимо лишь то, что в фильме разлито немое несчастье "героя" на фоне блаженной и дикой природы. Очень по -чеховски..Вспомнил там сцену, где мать ему пеняет. читать далее>>

. Может и так, действительно. Хотя, читая комментарии, вижу, что притча эта трогает именно относительно образа ггероя. Он так выразительно постучал пальцем по очкам при слове "очковая", а. читать далее>>

Читайте также: