В целях подготовки юношей к военной службе в школах организуются специальные секции

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка гражданина к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обяза­тельную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• получение необходимых знаний в области обороны;

• медицинские обследования и освидетельство­вания, а при необходимости и с согласия гражда­нина — лечебно-оздоровительные мероприятия.

Медицинские обследования и освидетельст­вования, проведение лечебно-оздоровитель­ных мероприятий.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освиде­тельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларин­гологом, стоматологом и, при необходимости, пси­хиатром, врачами других специальностей.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям:

совершенствование физической подготовки,

выработка психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах,

определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы:

связи и наблюдения,

специального назначения и технологические.

Добровольная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;

• овладение военно-учетными специальностями;

• военную подготовку в образовательных учре­ждениях среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профес­сионального образования;

• обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образова­тельной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

• обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при вузах.

Обучение в общеобразовательных учреждени­ях среднего (полного) общего образования с до­полнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского по­ла — сирота или оставшийся без попёчения ро­дителей, зачисляется в кадетские корпуса без эк­заменов — по результатам обследования и меди­цинского освидетельствования. Гражданин, ус­пешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в воен­ное училище без экзаменов.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

• авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

• автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

• водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

• воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

• греблю на ялах (вид гребного спорта);

• дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

• мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

• мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

• подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);

Овладение военно-учетными специальностями.

Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специаль­ностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службу) в соответствии с по­лученной специальностью.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение по военной подготовке юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса ВС РФ.

Студенты – граждане РФ, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с МО РФ контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу, разработаны медицинскими специалистами Министерства обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, что обеспечивает объективный подход к оценке состояния здоровья призывников. Эти требования к состоянию здоровья граждан являются оптимальными и обеспечивают возможность выполнения военнослужащими задач как в мирной, так и в боевой обстановке.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела. (Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет приведено в табл. 1.)

При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии одной из категорий годности к военной службе:

Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет

Примечание: гипотрофия – одна из форм хронического расстройства питания, при которой снижается масса тела и постепенно развивается истощение.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме их медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке по военно-учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;

в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;

г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям и на обучение в военно-учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

Подготовка граждан к военной службе.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-получение начальных знаний в области обороны;

-подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

-медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях, общественно-государственных организациях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, в которых такая подготовка является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.

2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и общественно-государственных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-занятие военно-прикладными видами спорта;

-обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

-обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

-обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военной образовательной организации высшего образования.

2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Особенности выполнения гражданами, подлежащими призыву на военную службу, нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Спортивная подготовка граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах.

1. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляется также в военных оркестрах в порядке, установленном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

3. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.

1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.

2. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы и присваивает ему воинское звание офицера.

3. Гражданин, обучающийся по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, отчисленный из военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательной организации либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.

4. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

5. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, не может обучаться в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.

6. Прием граждан для обучения в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Обучение граждан в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

8. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

9. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования осуществляет подбор и направление военнослужащих для назначения не на воинские должности педагогических работников военного учебного центра при этой образовательной организации.

Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования.

1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, при которой отсутствует военный учебный центр, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный настоящим пунктом, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться в военной образовательной организации высшего образования.

3. Обучение граждан в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

4. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе.

1. Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых Федеральным законодательством предусмотрена военная служба:

-участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;

-разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;

-участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в части подготовки граждан к военной службе;

-участвуют в создании, финансовом и материально-техническом обеспечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.

2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жукова Марина Дмитриевна

Преподаватель-организатор ОБЖ БОУСОШ№13

В данной статье рассматриваются вопросы - как повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформировать стойкую патриотическую позицию; повысить уровень физического воспитания не только для укрепления здоровья, всестороннего развития, но и в целях овладения навыками прикладной физической подготовки. А также социальную значимость физического воспитания в целом; создать условия для формирования гражданина - патриота и защитника Отечества.

Ключевые слова : патриот, Вооруженные силы Российской Федерации, физическая подготовка, военная служба, армия.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости.

Среди основных причин этого: слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; слабое физическое развитие. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно более высокий уровень.

Коренная ломка социально-экономических и политических устоев нашего государства в последнее десятилетие привела к тому, что здоровье человека стало самым незащищенным среди жизненных приоритетов. Каждый, четвертый ребенок приходит уже в первый класс с патологией, а среди выпускников школ не более 10% могут считаться относительно здоровыми. Но особую тревогу вызывает молодежь: отмечается рост табакокурения, приема алкоголя, пристрастия к наркотикам. В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: повышение уровня физического воспитания не только для укрепления здоровья, всестороннего развития, но и в целях овладения навыками прикладной физической подготовки, а также социальную значимость физического воспитания в целом - создание условий для формирования гражданина - патриота и защитника Отечества. Считаю, прежде всего, надо перестроить сознание допризывника, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, безусловно, положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем ее протяжении. Для достижения поставленной цели: взаимодействую сопредельными структурами.

Центр Национальной Славы России .

Совет ветеранов станицы Васюринской

Отдел военного комиссариата Динского района

Отдел молодежной политики МО Динской район

Юноши старших классов

Данный опыт реализуется в комплексе форм:

2.Военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность, уроки физической культуры).

4.Досуговая деятельность учащихся. Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.

В подготовке юношей-старшеклассников к военной службе можно выделить три этапа. На первом (предварительном) этапе юноши по литературным, художественным и военно-историческим материалам изучают историю становления и развития нашего государства, знакомятся с борьбой русского и других народов нашей Родины за установление государственности, за возвращение отторгнутых иноземными захватчиками исконно русских земель и освобождение народов от порабощения.

На втором (определяющем) этапе юноши изучают историю Вооруженных сил, знакомятся с основными операциями Красной Армии в период гражданской и Великой Отечественной войны, послевоенным развитием родов войск и видов Вооруженных Сил России, с современным состоянием. По военно-историческим и литературным материалам юноши познают: как росли наша армия и флот, как мужали ее бойцы и командиры, как оттачивалось их боевое мастерство.

Третий (заключительный) этап для юношей, избравших для себя профессиональную военную деятельность, начинается с момента выбора будущей офицерской специальности и высшего военного училища, куда он намерен поступать. На этом этапе юноши изучают требования, предъявляемые условиями обучения и службы к личностным качествам человека, знакомятся с режимными и тренировочными приемами для формирования нужных, но недостаточно развитых профессионально важных психических свойств, трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения и деятельности. Завершается этот этап в процессе обучения формированием состояния психологической готовности к освоению учебных дисциплин, составляющих содержание подготовки. На всех этапах осуществляется совершенствование физической подготовки.

Так, подготовка юношей к военной службе подразумевает, прежде всего, комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие тех компонентов структуры личности, которые являются определяющими для будущей деятельности: мотивационный и познавательный компоненты.

В воспитании волевых качеств, главнейшим является мотивация, насколько осознается важность и ответственность военной службы. Вместе с тем, нельзя воспитать у человека мужество, храбрость, стойкость, выносливость и другие качества воли, если не создавать соответствующей обстановки для их проявления. В процессе школьной жизни опытные педагоги всегда находят пути для формирования смелости и инициативности, выдержки и исполнительности, самообладания и дисциплинированности. Они в нужный момент могут подсказать юношам, каким образом путем самовоспитания сформировать профессионально важные для воинской деятельности качества воли. Очень важно, чтобы каждый юноша осознавал, что без усилий и стараний с его стороны, сильная воля у него сформироваться не может, как не могут сформироваться и другие положительные качества личности. В процессе военной подготовки школьники должны осознать, что основой всякой воинской деятельности является дисциплинированность, как волевое качество, благодаря которому юноша действует в соответствии с установленными нормами и законами. Необходимо знать психологическую суть страха и бесстрашия, упражнять юношей в ситуациях, где нужно проявить смелость, отвагу и мужество, формировать и закреплять у них разные формы бесстрашия. Говоря о подготовке юношей-старшеклассников к военной службе в опасных ситуациях, не следует забывать о борьбе мотивов, которая нередко имеет место в человеке, борьба между идейными убеждениями и моральными нормами поведения, с одной стороны, и мотивами, исходящими их потребностей самосохранения, с другой. Путь к воинскому мастерству проходит через школу. Именно в школе формируются личности и получают первоначальное развитие морально-боевые и психологические качества: дисциплинированность, исполнительность, готовность нести службу в любых климатических зонах в различных родах войск и видах Вооруженных Сил. Психологическая подготовка юношей к военной профессии, к службе в частях и на кораблях включает и такой компонент, как формирование чувства гордости за нашу Родину, за ее Вооруженные Силы. Эмоционально-волевая устойчивость формируется и на третьем этапе (заключительном) этапе психолого-педагогической подготовки юношей. На этом этапе, особенно для тех, кто выбирает военную профессию не сразу после окончания школы, техникума или ПТУ, а после некоторого периода работы на производстве, юноши знакомятся с особенностями обучения в военном вузе по избранной специальности, требованиями, которые предъявляются условиями службы к личностным качествам человека. Таким образом, подготовка молодежи к военной службе - это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса с целью формирования, развития и активизации, профессионально важных для военной профессии качеств, обусловливающих успешную подготовку и практическую деятельность в частях и на кораблях Армии и Военно-Морского Флота России.

Библиографический список

Смирнов А.Т. Настольная книга преподавателя ОБЖ М 2001г.

Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Методическое пособие. – М., 2003.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 1998.

Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

от 3 февраля 2010 года N 134-р

(с изменениями на 30 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе руководствоваться положениями Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 февраля 2010 года N 134-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года *

(с изменениями на 30 октября 2021 года)

I. Общие положения

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к военной службе на период до 2030 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

II. Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;

отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;

отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;

недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных организациях;

отсутствие преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях;

недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;

отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе;

недостаточные объемы финансирования, выделяемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на проведение социально ориентированными некоммерческими организациями мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3 процента, а юношей и девушек в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6 процента.

Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы - 20,7 процента, психические расстройства - 13,5 процента, заболевания органов пищеварения - 10,8 процента и нервной системы - 8,9 процента. В результате общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила в 2009 году 51 процент, а годных к военной службе с незначительными ограничениями - 49 процентов общего числа граждан, призванных на военную службу.

Продолжает оставаться низким качество медицинского освидетельствования граждан в ходе их постановки на воинский учет и призыва на военную службу (недостаточная квалификация врачей призывных комиссий, отсутствие необходимого количества специалистов, устаревшее медицинское оборудование, в том числе нехватка современных передвижных диагностических комплексов).

Особой проблемой является выявление лиц с психическими заболеваниями и психическими расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существующая нормативная правовая база не позволяет создать систему обязательной проверки граждан на употребление наркотических веществ и выявление психических заболеваний и расстройств. За последние 5 лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15-17 лет включительно увеличилось на 28 процентов, а наркоманией - на 22 процента.

Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются:

сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные войска, Военно-Морской Флот, войска национальной гвардии Российской Федерации, специальные подразделения);

морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе;

высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы.

Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75-85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн.учащихся и студентов образовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.

Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях.

Основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, - наличие первого спортивного разряда или спортивного звания - в 2009 году составил всего лишь 3 процента.

Учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных организациях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные организации, в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий.

Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.

Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.

Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.

Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания - военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности.

Введение подготовки граждан по основам военной службы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92 процента), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким.

В последние годы наметилась тенденция к развитию сети общеобразовательных организаций со специальными наименованиями - кадетские (морские кадетские) военные корпуса и кадетские школы.

Основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в общественных объединениях, крупнейшей из которых является Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России), а также в профессиональных образовательных организациях и других организациях.

Однако на сегодняшний день из всей этой системы только в ДОСААФ России удалось сохранить разветвленную организационную структуру, представленную практически во всех субъектах Российской Федерации, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом.

Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствии с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным организациям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело.

Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47 процентов спортивных объектов нуждаются в реконструкции.

В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:

несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

ориентация образовательных организаций ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;

значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.

За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась с 38,5 тыс. (осень 1999 года) до 5,3 тыс. (осень 2008 года), тем не менее этот показатель остается довольно высоким.

Читайте также: