Утренняя ритмическая гимнастика в доу

Обновлено: 05.07.2024

Выход под колыбельную музыку. Встают на расстоянии вытянутых рук, наклоняются вперед, кладут подушку на впереди стоящего ребенка, опускают голову на подушку, повернув в правую сторону, правую руку опустить вниз покачивая, затем повернуть голову в левую сторону, поменять руки.
Смена на ритмичную музыку. Выпрямиться, подняв подушку вверх.
1. Ходьба на носках, подушку поднять вверх
2. Ходьба на пятках, подушка на голове
3. Ходьба по кругу в полуприседе, голову опустить вниз, подушка внизу.
4. Бег, забрасывая пятки.
5. Ходьба в чередовании на носках, руки вверх, в полуприседе, подушка перед грудью.
6. Бег спиной вперед.
7. Ходьба врассыпную, высоко поднимая колени.

Построение врассыпную.

1. И.п.: основная стойка, подушка перед грудью. Ритмичные повороты подушки в правую и левую стороны. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения.)
2. И.п.: ноги на ширине плеч, подушка перед грудью. 1 – пружинка, 2 – поднять подушку вверх, 3 – пружинка, 4 – поднять подушку вверх, наклониться в правую сторону. Повторить сначала, чередуя поворот в правую и левую сторону.(Выполнять ритмично, в темп музыки. Наклоняться четко в сторону.)
3. И.п. о.с, подушка перед грудью. 1 – выпад в правую сторону, подушку в право, очертя полукруг. 2 – вернуться в и.п. То же в другую сторону. (Выполнять глубокий выпад в сторону.)
4. И.п: ноги на ширине плеч, подушка перед грудью. Наклон вперед, руки выпрямить вперед, вращая подушку вправо-влево. Вернуться в и.п. (Наклоняться ниже, ноги не сгибать.)
5. И.п.: сидя на подушке, руки упор сзади, ноги согнуты. Маленькими шагами передвигать ноги в правую и левую сторону. (Спину держать прямо, не разворачивать за ногами.)
6. И.п: сидя на полу, ноги в стороны, руки упор сзади, подушка на полу. 1- наклон вперед, локти на подушку, положить голову на кисти рук, покачать головой; 2 – вернуться в и.п. (Выполнять ритмично, в такт музыки. Ноги не сгибать, колени прижать к полу.)
7. И.п.: о.с. Подбрасывание подушки вверх и ловля ее двумя руками. (Выполнять под музыку.)
8. Взять подушку за уголок, побиться подушками с рядом стоящими детьми(Следить, чтобы подушки касались ниже пояса.)
9. И.п. о.с, подушка вверх. Поднять правое (левое) колено вверх, подушку опустить на колено. Вернуться в и.п. (Упражнение выполняется в энергичном темпе. Колени поднимать выше, носок натянут.)
10. И.п. правая нога вперед, левая назад. Прыжки, меняя положение ног. (Следить за дыханием)
11. И.п. о.с. подушка перед грудью. 1 – пружинка, 2 – подушку в правую сторону, левую ногу на носок в левую сторону. То же в правую сторону. (Восстанавливаем дыхание. Добиваться одновременного выполнения упражнения.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Ритмическая гимнастика в детском саду


Материалы для проведения ритмической гимнастики

УДК – 796.412 Печатается по решению редакционно-

ББК – 75.65. издательского совета Бирской

Р – 55 государственной социально-

Н.П. Антонова , старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кандидат в мастера спорта по гимнастике (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Р.Х. Хусаинова , старший преподаватель кафедры эстетического воспитания Башкирского института развития образования (г. Уфа)

Автор-составитель :

З.Я. Злобина , старший преподаватель кафедры ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре ГОУ № 8 (г.Бирск, Республика Башкортостан)

Ответственный за выпуск:

И.М. Синагатуллин , доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Ритмическая гимнастика в детском саду. Материалы для проведения ритмической гимнастики: для студентов факультета педагогики детства Бирской государственной социально-педагогической академии (специальности 031200, 030700) /Авт.-сост. З.Я.Злобина. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. – 44 с.

В данном учебном издании представлен практический материал для проведения ритмической гимнастики в ГОУ. Предлагается система использования физических
упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных
двигательных умений и навыков, на расширение кругозора.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики,
физкультуры и спорта. Почти каждое упражнение сопровождается рисунками,
помогающими понять технику выполнения движений.

В учебном издании использован личный опыт автора-составителя, а также
предлагаются различные методические рекомендации.

Материалы адресованы студентам педагогических вузов факультета педагогики детства, педагогических колледжей, инструкторам по физической культуре,
музыкальным руководителям, воспитателям ГОУ, преподавателям ритмики в начальной школе.

З.Я. Злобина, 2006

З.Я. Злобина, 2006

Двигательная активность человека – необходимое условие, определяющее его здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.

Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.

Основные требования к проведению утренней гимнастики:

- место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;

- рациональное использование помещения;

- надлежащая одежда и обувь;

- организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т.д.);

- соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;

- реализация воспитательно-образовательных задач;

- качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;

- хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;

- уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;

- выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.

Музыка - это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. Она воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. «В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный), движения детей приобретают различный характер. Музыка может содействовать большой амплитуде движений или, наоборот, вызывает их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.

Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.

Музыкально-ритмическая деятельность дошкольника способна выступить:

- детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;

- насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;

- эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т.д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.

Р итмическая гимнастика известна также как а эро́бика, т.е. гимнастика под ритмичную музыку , которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.

Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.

Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.

При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:

- уровень общей и физической подготовленности детей;

- тематика, образность занятия;

- характер каждого упражнения;

- стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;

- общность содержания музыки.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.

Основные упражнения иллюстрированы, что значительно облегчает педагогу понять технику их выполнения. Усвоение техники выполнения движений детьми происходит на занятиях утренней гимнастики, на физкультурных занятиях. орошрузыка усиливает образобраз. Также ывками, педагог успевает произнести название следующего упражнения. название 2121212121212121212121.тся 3-4 раза (10-15) упражнений. Поэтому каждое упражнениех смена21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121 Каждый новый комплекс ритмической гимнастики разучивается на физкультурном занятии без музыкального сопровождения. Педагог объясняет, как правильно выполняются упражнения, и показывает сам. Если по каким-либо причинам педагог не может показать какое-то упражнение, то он должен чётко и доступно объяснить его, а также может взять себе в помощники самого сообразительного и спортивного ребёнка. Первую неделю педагог выполняет комплекс вместе с детьми. В начале второй недели педагог не выполняет, а только называет упражнение. И на заключительном этапе весь комплекс дети выполняют самостоятельно, ориентируясь по музыке. Если усвоение какого-то комплекса затягивается, то его можно выполнять не две недели, а - три. По продолжительности каждый комплекс занимает 7 – 7,5 минут. Дети старшего дошкольного возраста с лёгкостью и играючи справляются со всеми предлагаемыми упражнениями, танцевальными движениями, которые включены во все комплексы, улыбки не сходят с их лиц, они получают большой эмоциональный заряд. А если сложные упражнения исключить или упростить, то и дети 3, 4 лет с удовольствием будут выполнять их.

Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.

Если делаем зарядку –

Значит, будет все в порядке.

В мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен –

Проживешь сто лет!

Вот и весь секрет.

Чтоб расти и закаляться

Не по дням, а по часам,

Физкультурой заниматься,

Заниматься нужно нам.

1. Потягушки

Ходьба по кругу. Поднимаем руки через стороны вверх и одновременно поднимаемся на носочки.

2. Перекрестный шаг

3. Гусеница

И .п.: стоя на четвереньках. 1 –подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. 2 – переставить одновременно обе руки вперёд как можно дальше. Так двигается гусеница в поисках еды. Для мышц рук, ног.

4. Журавль

Ходьба с высоким подниманием выпрямленных ног.

5. Рассыпался горох

Бег врассыпную по всему залу.

6. Перестроение в колонны

7. Маятник

И .п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо. 2 – вернуться в и.п. 3 – наклонить голову влево. 4 – и.п.

8. Кукла

И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь), руки вдоль туловища. 1 – правое плечо поднять вверх. 2 – и.п. 3 – левое плечо поднять вверх. 4 – и.п.

9. Ножницы

И .п.: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1, 2, 3 – перекрёстные движения руками перед собой. 4 – хлопок за спиной. Эти движения выполнять, слегка пружиня.

10. Олень

И.п.: основная стойка, руки вдоль туловища. 1, 2 – поднять согнутую в колене правую ногу, руки поднять перекрёстно вверх, пальцы развести. 3, 4 – и.п. То же с левой ноги.

11. Матрёшка

12. Барабанщик.

И.п.: основная стойка, руки внизу. 1 – хлопок над головой. 2 – по бёдрам. 3 – по коленям. 4 – по стопам.

13. Замок

14. Батыр

И.п.: основная стойка, руки за спиной. 1, 2, 3, 4 – развернувшись вправо, выполнить тройной притоп. 5, 6, 7, 8 – выполнить тройной притоп, развернувшись влево.

15. Буратино

И .п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на коленях. 1 – наклонить корпус влево, согнуть в колене правую ногу. 2 – и.п. 3 – наклонить корпус вправо , согнуть в колене левую ногу. 4 – и.п.

16. Неваляшка

И .п.: сидя на полу, стопы ног вместе, подтянуть к себе, руки на коленях. 1 – перекат вправо. 2 – и.п. 3 – перекат влево. 4 – и.п.

17. Велосипедист

И .п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Имитировать езду на велосипеде: по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях и в тазобедренных суставах.

18. Комочек

И .п.: лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1, 2, 3, 4 – колени подтянуть к животу, обхватить руками, голову прижать к коленям – сгруппироваться. 5, 6, 7, 8 – вернуться в и.п.

19. Веретено

И.п.: лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вперед. 1 – повороты голеней вправо, коснуться ими пола. 2 – вернуться в и.п. 3 – повороты голеней влево. 4 – и.п.

20. Ёжик прячется

И .п.: упор на коленях и ладонях рук. 1, 2 – сесть на пятки, голову опустить вниз. 3, 4 – вернуться в и.п., прогнуться в пояснице.

21. Прыжки с короткой скакалкой

И .п.: основная стойка, руки отведены в стороны и согнуты в локтях. Представьте, что у вас в руках скакалка. Выполняйте руками характерные движения, прыгая то на правой ноге, то на левой, то на обеих ногах (по 5 – 6 прыжков).

22. Вдох – выдох

23. Марш. Выход из зала.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение,1992.

Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М, Марченко Т.И, Пронина Е.И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. – М.: Аркти, 2001.

Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М.:АРКТИ, 2001.

Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду . Книга для воспитателей детского сада . – М: Просвещение, 1990.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать , лазать, метать: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.

Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Владос, 2001.

Дайлидене И.П. Поиграем, малыш: Книга для работников дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1992.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – М.: Аркти, 2002.

Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы. – М: Просвещение, 1991.

Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1978.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет: 72 конспекта занятий; 9 конспектов физкультурных развлечений (ритмические танцы и состязательные игры); комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг; спортивно-дидактические и подвижные игры. – М.: ГНОМиД, 2004.

Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет: Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале; конспекты дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг, спортивно-дидактические и подвижные игры. – М.: ГНОМиД, 2004.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.

Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.

Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи, Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

- повышать эмоциональный настрой детей;

- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

- формировать двигательную культуру;

- способствовать формированию правильной осанки;

- повышать физическую работоспособность;

- развивать основные физические качества;

- совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

Историю ритмической гимнастики , пожалуй, можно было бы начать со времён, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Как день встретишь, так его и проведёшь. Человек, который начинает день с утренней гимнастики, всегда бодр и весел. Этот положительный заряд даёт нам возможность максимально воспользоваться своими силами.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, а также разнообразная, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание, добиться лучшего качества движения.

Основу утренней ритмической гимнастики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить настроение музыкальных произведений. Эти движения могут быть из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, танцев народов мира, аэробики.

Цель проекта заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики, как формы организации утренней гимнастики.

Методическая разработка позволяет решать следующие задачи:

· Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки;

· Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

· Формирование двигательных и танцевальных навыков;

· Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

Работу должна начинаться с изучения и подбора литературы . Далее -подбираются музыкальные композиции. На основе уже готового музыкального материала разрабатываются комплексы ритмической гимнастики. Основная цель занятий ритмической гимнастикой состоит не только в том, чтобы развить определённые физические качества у занимающихся, но и сделать занятия интересными привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, интересы.

Опираясь на методику проведения типовой утренней гимнастики, ритмическая гимнастика была структурирована на вводную, основную и заключительную части. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом. В водную часть я включила простые движения с различного вида наклонами, поворотами, ходьбу, прыжки, покачивания и т.д. Основная часть составила уже готовые танцевальные связки, но очень простые и повторяющиеся. Они так же чередуется с дыхательными упражнениями и ходьбой. Темп подобранных танцевальных движений тоже меняется. Большое значение уделяю физической реакции детей в основной части гимнастики и могу поменять некоторые движения детей, если замечены признаки усталости. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило, к 4-5-му занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе. В заключительной части использую спокойные, плавные движения, также элементы дыхательной гимнастики, самомассажа.

Методика проведения ритмической гимнастики в детском саду

Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.

При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:

· Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.

· Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

· Показ движений должен быть зеркальным.

· Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.

· В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

· Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо-влево).

· Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).

· Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

· Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

· Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

· Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.

· В движениях дети познают свое тело, его возможности.

· Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмической гимнастики, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.); знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Дети подготовительной к школе группы (6 – 7лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.

Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно! У детей формируется объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваться его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движения получается.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, прыжковые связки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Вся работа проводится в два этапа.

1.Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса – количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:

· Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;

· Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;

· Нагрузка должна возрастать постепенно;

· Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.

Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе косых мышц.

2.Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнить. Для этого используется наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требование к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастики как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

Условия наиболее эффективной реализации методической разработки:

-тесная работа с родителями: проводятся различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

-наличие необходимого оборудования и условий для занятий ритмической гимнастикой (просторное помещение с доступом свежего воздуха и возможностью регулярного проветривания).

Дети проявляют огромный интерес к таким занятиям. Мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и бегут на место проведения такой зарядки.

Методическая разработка

В результате включения ритмической гимнастики в оздоровительный процесс по результатам медицинского мониторинга выяснилось, что значительно снизилось количество инфекционных заболеваний и заболеваний дыхательных путей.

Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы. Во-первых, сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки. В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности. В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился. Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

Ещё хотелось бы отметить благоприятные перемены в работе с родителями. Считаю, что одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми. Также сказываются полученные навыки при постановке танцев для различных утренников, городских мероприятий. Дети с лёгкостью улавливают мелодию, ритм и движения.

И в заключении хочется добавить, что самое главное в нашей работе включить всю фантазию и работать с детьми с полной отдачей, тогда результаты будут видны в самое ближайшее время. Я не придумала ничего нового, лишь обобщила уже накопленный опыт.

Таким образом ритмическая гимнастика - необходимый и действенный элемент оздоровительной системы детского сада. В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

Комплекс утренней ритмической гимнастики.

I. Вводная часть (под медленную музыку)

1. Стоя ноги врозь руки внизу, сделать глубокий вдох и поднять руки вверх; на выдох опуститься на полную стопу, руки через стороны вниз.

2. Наклоны головы вправо/влево. Круговые вращения под музыку.

3. Руки согнуть в локтях, поднять вверх, опустить вниз.

4. Выпады вправо/влево с руками поднятыми вверх и согнутыми в локтях.

5. Круговые вращения в тазобедренном суставе вправо/влево.

6. Ноги в III позиции, руки внизу. 1-подняться на носки, руки вверх; 2-руки вниз, опуститься в присед.

7. Сед ноги вместе, упор сзади. 1-сгибание коленей, носки натянуть, 2- выпрямить ноги.

8. Исходное положение то же. 1-4 – махи прямыми ногами поочередно, 5-8 – сед ноги врозь, потянулись вперед.

II. Основная часть.

а) 1-ый куплет: выносим правую руку вперед; потом её назад; круговое вращение в локтевом суставе; сложить ладони вместе, сделать змейку, поднимая руки вверх; поворот вокруг себя; шаги на месте.

2-ой куплет: то же левой рукой

3-ий куплет: то же правой ногой

4-й куплет: то же левой ногой

5-й куплет: то же прыжками на обеих ногах.

б) Проигрыш: шаги на месте; выпад вправо с хлопками внизу чередуется с выпадом влево с хлопками вверху (4 раза); выпад вправо с выбросом прямых рук вверх чередуется с выпадом влево с выбросом прямых рук вниз (4 раза).

1-ый куплет: вытянуть правую руку вперед, на нее положить другую руку; поднести обе руки к груди, сделать круговое вращение головой; поочередно убрать руки за голову, скрестно на талию, убрать за поясницу, круговое вращение в тазобедренном суставе. Повторять еще раз начиная с левой руки.

Проигрыш: поднимаясь на носки, руками обрисовать круг (4 раза). Далее движения первого проигрыша.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утренняя зарядка с использованием элементов ритмики способствует укреплению здоровья дошкольников, дает радостный, эмоциональный подьем всему организму.

Конспект утренней гимнастики

(с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

" Веселая зарядка"

Старшая группа

Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

2017-2018 учебный год

Конспект утренней гимнастики

(с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

" Веселая зарядка"

Старшая группа

Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

2017-2018 учебный год

Конспект утренней гимнастики в старшей группе (с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

1. Вводная часть.

-Построение и ходьба обычная в колонне по одному -Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках- руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе. -Подскоки -Бег в умеренном темпе -Ходьба с высоким подниманием коленей -Ходьба обычная с перестроением в 2 звена

2.Основная часть

1-наклон головы вправо, плечи поднять

3- наклон головы влево, плечи опустить

Повторить 6 раз

1-2- правую руку отвести в сторону

3-4- вернуться в И. п

1-2- руки вверх, ноги на носки

1-2- наклон туловища вниз, руки вниз

Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь

3. И. п- ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой – 4 раза

И. п- ноги на ширине плеч. Руки в стороны

1-согнуть руки в локтях перед грудью

2-И. п -2 раза Повторить 2 раза

1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу

3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо

Тоже влево Повторить 2 раза

6. И. п- ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо- вниз

2-наклон корпуса прямо- вниз

3- наклон корпуса влево- вниз Повторить 3 раза

1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах

Тоже влево Повторить 3 раза

8. И. п- О. с. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз

9. И. п- руки в стороны

1-2- присесть, обнять колени руками

3-4- И. п Повторить 2 раза

10. И. п- ноги на ширине плеч

1-2- поднять правое колено, руки вниз

Тоже слева Повторить 8 раз

1-ноги в стороны, руки в стороны

2- И. п Повторить 8 раз

3.Заключительная часть

-Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз - боковой галоп, руки на поясе - ходьба широким шагом - ходьба обычная с перестроение в круг

4. Дыхательное упражнение:

И. п. Сидя на пятках. Руки свободные. 1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться Повтор 3 раза

5.Массаж

И. п. Сидя на пятках, руки свободные

«Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)

Хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко

А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)

По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)

Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)

Справа –можем! Слева- можем!

И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя.

Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам).

Солнце встало над страной

С добрым утром край родной!

Конспект утренней гимнастики в старшей группе (с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

1. Вводная часть.

-Построение и ходьба обычная в колонне по одному -Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках- руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе. -Подскоки -Бег в умеренном темпе -Ходьба с высоким подниманием коленей -Ходьба обычная с перестроением в 2 звена

2.Основная часть

1-наклон головы вправо, плечи поднять

3- наклон головы влево, плечи опустить

Повторить 6 раз

1-2- правую руку отвести в сторону

3-4- вернуться в И. п

1-2- руки вверх, ноги на носки

1-2- наклон туловища вниз, руки вниз

Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь

3. И. п- ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой – 4 раза

И. п- ноги на ширине плеч. Руки в стороны

1-согнуть руки в локтях перед грудью

2-И. п -2 раза Повторить 2 раза

1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу

3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо

Тоже влево Повторить 2 раза

6. И. п- ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо- вниз

2-наклон корпуса прямо- вниз

3- наклон корпуса влево- вниз Повторить 3 раза

1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах

Тоже влево Повторить 3 раза

8. И. п- О. с. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз

9. И. п- руки в стороны

1-2- присесть, обнять колени руками

3-4- И. п Повторить 2 раза

10. И. п- ноги на ширине плеч

1-2- поднять правое колено, руки вниз

Тоже слева Повторить 8 раз

1-ноги в стороны, руки в стороны

2- И. п Повторить 8 раз

3.Заключительная часть

-Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз - боковой галоп, руки на поясе - ходьба широким шагом - ходьба обычная с перестроение в круг

4. Дыхательное упражнение:

И. п. Сидя на пятках. Руки свободные. 1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться Повтор 3 раза

5.Массаж

И. п. Сидя на пятках, руки свободные

«Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)

Хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко

А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)

По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)

Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)

Справа –можем! Слева- можем!

И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя.

Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам).

Солнце встало над страной

С добрым утром край родной!

Конспект утренней гимнастики

Старшая группа

Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

2017-2018 учебный год

Конспект утренней гимнастики

Старшая группа

Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

2017-2018 учебный год

Цель: Способствовать укреплению здоровья и дружеских взаимоотношений между детьми.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой, дать заряд бодрости .
Развивать все группы мышц, координацию движений, чувство ритма, речевое дыхание.
Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Развивать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Формировать навыки сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение.

Ход.
1.Вводная часть.

Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд.

Воспитатель: Каждый день у нас, ребятки, начинается…..
Дети: С зарядки!

Цель: Способствовать укреплению здоровья и дружеских взаимоотношений между детьми.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой, дать заряд бодрости .
Развивать все группы мышц, координацию движений, чувство ритма, речевое дыхание.
Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Развивать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Формировать навыки сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение.

Ход.
1.Вводная часть.

Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд.

Воспитатель: Каждый день у нас, ребятки, начинается…..
Дети: С зарядки!

Читайте также: