Утренняя гимнастика на фитболах в детском саду
Обновлено: 08.07.2024
Влияние фитбол-гимнастики на здоровье дошкольника и примерный комплекс упражнений для закрепления дома.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Н а п р и м е р:
а) повороты головы вправо – влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения, стоя, лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
Исходное положение – упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе:
- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
- вернуться в исходное положение.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед – назад.
Переходы из положения упор, сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот. Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр, которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
Лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
Инструктор. Ребята, все вы — маленькие спортсмены: все занимаетесь физкультурой, закаляетесь. А чтобы ваши спортивные результаты были высокими, надо непременно тренироваться и сегодня нам помогут в этом мячи – фитболы. Вы готовы?
Инструктор Предлагаю прямо сейчас выполнить разминку, выпрямить спины, головы выше!
По порядку стройся в ряд!
На зарядку все подряд!
Ходьба друг за другом по кругу 20 сек.
Корригирующая ходьба по кругу.
Дети ходят, высоко поднимая колени, руки через верх влево-вправо. 20 сек.
Мы растём смелыми,
На солнце загорелыми.
Ходят широкими приставными шагами, руки в стороны 15 сек.
Ноги наши быстрые,
Метки наши выстрелы…
Выполняют подскоки, руки на поясе 15 сек.
Крепки наши мускулы,
И глаза не тусклые.
Ходят в полуприседе, кисти рук на плечах — показываем, какие мы сильные. 10 сек.
Ты на месте, друг, не стой,
Бег полезен нам трусцой!
Обычный бег друг за другом. 20 сек. Инструктор.
Бег бывает медленный,
А бывает быстрый.
Очень он полезен нам —
Чередование медленного и быстрого бега. 20 сек.
Инструктор. Ребята, давайте восстановим дыхание!
Упражнение на восстановление дыхания 5-6 раз
Руки через стороны вверх до уровня плеч — глубокий вдох через нос; опустить руки — выдох через рот.
Дети продолжают ходьбу в колонне по одному, по ходу движения берут мячи – фитболы, прокатывают их по кругу, замыкая круг, строятся на общеразвивающие упражнения. Построение в круг.
1. И. п. : сидя на фитболе, руки за головой. 6 раз
1-2 - поднять руки в стороны, вверх над годовой - хлопок;
2. И. п. : сидя, на фитболе, колени разведены, руки к плечам. 6 раз
1-2 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 3-4 – и. п.
3. И. п. – стойка лицом к фитболу, руки на поясе. 6-8 раз
1-2 – наклониться вперед, ладони положить на фитбол; 3-4 – и. п.
4. И. п. ; сидя на фитболе, руки внизу. 4-5 раз
1 – поднять правое плечо вверх; 2 – и. п. то же левым плечом.
5. И. п. : стоя лицом к фитболу. 2 раза
Прокатить фитбол вокруг себя. 1-4 – в одну сторону; 5-8 – в другую.
6. И. п. : стоя, мяч в руках – отбивать мяч об пол одной, двумя руками.
(повторить по 2 раза разным способами)
7. И. п. : лежа (на животе) на мяче, ноги и руки упереть в пол. положение можно считать правильным. Когда поясничный изгиб выпрямлен. Сделать 4 шага руками вперед и 4 шага назад, не слезая с мяча. Следить за тем, чтобы спина не провисала. 5 раз
8. И. п. : - стойка лицом к фитболу. Прыжки вокруг фитбола.
1-4 – в одну сторону; 4-8 – в другую. (Повторить 3 раза в чередовании
с ходьбой на месте с хлопками перед собой).
И. п. : стоя рядом с фитболом. Выполнение:
1–2 – подняться на носки, руки вверх – вдох;
3–4 – вернуться в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).
Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
1) По команде ведущего меняется направление передачи фитболов.
2) Дети придумывают упражнения в круг самостоятельно.
(Дети по команде инструктора строятся в колонну по одному и отправляются в группу)
Комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы Цветы Посмотри - ка ты, дружок, На зелёненький лужок! Посмотри, какой ковёр Перед нами распростёр! - ходьба В колонне по одному Над.
Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна для детей средней группы Комплекс утренней гимнастики № 1 I. Ходьба; ходьба на пяточках, руки за голову; обычная ходьба; бег; бег с высоким подниманием колена; ходьба,.
Комплекс утренней гимнастики в стихах для 2 младшей и средней группы. (конспект) Комплекс утренней гимнастики в стихах (для 2 младшей и средней группы) Конспект. ЦЕЛЬ: - формирование навыков здорового образа жизни -развитие.
Педсовет
Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности по физическому развитию дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.
Задачи:
- Знакомство участников мастер — класса с новы методом физкультурно-оздоровительной работы — Фитбол — гимнастикой и ее применением в практике работы инструктора по ФК ДОУ.
- Способствование развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого инструктора по физической культуре, путем создания условий для коллективной работы.
- Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Ожидаемые результаты:
- Практическое освоение инструкторами по физической культуре метода Фитбол — гимнастики, предлагаемого на мастер — классе.
- Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Повышение профессионального мастерства участниками мастер – класса.
- Теоретическая часть:
Данный метод актуален, так как нарушение осанки у дошкольников является довольно распространённым заболеванием, которое постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, негативно влияет на деятельность дыхательной системы, становится спутником многих хронических заболеваний. При своевременно начатых профилактических мероприятиях, нарушение осанки не прогрессирует и является обратимым процессом. Поэтому в нашем ДОУ регулярно проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмическая гимнастика, оздоровительный бег, спортивные упражнения, игровые упражнения и др. Но в ходе мониторинга результатов профилактической и оздоровительной работы было выявлено, что данных методов не достаточно, поэтому мы стали искать что-либо новое и более эффективное.
Новизна метода заключается в том, что фитбол – гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Фитбол – это мяч большого размера. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление), ball (мяч).
Суть метода: Фитбол — гимнастика представляет собой уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми и оздоровительными упражнениями, развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, радость и удовольствие.
Что же касается оригинальности: Оздоровительное влияние фитбол-гимнастики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов.
Цель занятий фитбол — гимнастикой:
- Профилактика и коррекция различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Развитие двигательных способностей (силы, ловкости, гибкости, координации)
- Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей.
Задачи:
I. Оздоровительные:
1. Формирование навыка правильной осанки: Правильная посадка на фитболе способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.
2.Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике: Упражнения с фитболами выполняются с постепенным увеличением амплитуды движений, которые повышают эластичность мышц и оказывают непосредственное влияние на воспитание гибкости, что ведет к улучшению осанки и профилактике травматизма.
4.Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы: Сердечно-сосудистая система работает в более щадящем режиме, чем при выполнении других видов физических упражнений.
5.Повышение активности сенсорных систем.
Согласованная работа всех двигательных анализаторов способствует стимуляции мышечной чувствительности.
6.Тренировка вестибулярного аппарата.
Покачивания на мячах, повороты и перевороты, изменение направления и скорости передвижения развивают способность ребенка управлять динамическим и статическим равновесием, выполнять упражнения более четко и экономно.
7.Нормализация психоэмоционального состояния.
Мячи теплых цветов (красный, оранжевый), повышают активность, усиливают возбуждение ЦНС. Фитболы холодных цветов (синий, фиолетовый) оказывают успокаивающий эффект. Мячи желтого и зеленого цветов нормализуют процессы возбуждения и торможения в ЦНС, способствуют проявлению выносливости.
II.Образовательные:
1.Обучение двигательным действиям с мячом.
Разнообразие физических упражнений с фитболами предусматривает поэтапное и последовательное их освоение с опорой на имеющийся двигательный опыт детей, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
2.Воспитание физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости. выносливости).
3.Совершенствования координационных способностей и равновесия.
III. Воспитательные:
1.Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями..
2.Воспитание целенаправленной двигательной активности.
3. Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности движений.
Средства фитбол – гимнастики:
Гимнастические упражнения (основное средство) дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмичные.
Музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).
Эффективность:
Метод используется нами сравнительно недавно, но он уже показал положительные результаты оздоровления детей. Использование фитбол – гимнастики в сочетании с применяемыми ранее здоровьесберегающими технологиями привело к следующим результатам: 28 детей из 2 группы здоровья перешли в 1 группу здоровья, 2 детей из 3 группы здоровья перешли во 2 группу здоровья.
Проблемы, с которыми может столкнуться инструктор по ФК при внедрении нового метода работы:
1.Оснащение оборудованием – необходимы мячи определенного размера на каждый возраст детей;
2.Необходимо просторное, не загроможденное оборудованием помещение, с ровной поверхностью пола без выбоин и трещин;
3.Необходимо предварительное обучение, а в дальнейшем постоянное повторение приемов страховки и самостраховки.
II.Практическая часть:
Сегодня мы на практике ознакомимся с методом Фитбол-гимнастики.
Демонстрация основных правил для проведения занятий:
При посадке на мяч угол не менее 90 градусов между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. При угле посадки менее 90 градусов сохраняется большая вероятность падения с мяча вследствие чрезмерного напряжения мышц нижних конечностей и отклонения туловища назад.
Условно, для детей З—4 лет подойдут мячи диаметром 40—45 см, для детей 4—5 лет — 45—50 см, для детей 5—6 лет—50—55см;
Посадка считается правильной, если центр тяжести ребенка совпадает с центром тяжести мяча, спина прямая, ноги врозь, стопы параллельны и прижаты к полу, голова приподнята и её центральная линия совпадает с осью туловища, руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади.
Важно научить детей приемам безопасного падения с мяча из разных исходных положений:
— из исходного положения лежа на мяче на животе падать на бок, согнув ноги в тазобедренных и коленных суставах, а руки в локтях, приблизив их к туловищу, голову отклонить в сторону, противоположную падению;
— из исходного положения лежа на мяче на спине падать, взмахом руки разворачивая корпус вправо или влево, приземляясь сбоку от мяча в упор на полусогнутые руки и ноги. Очень опасно падение на голову. Для его предотвращения следует путем многократных повторений отрабатывать движения с разворотом корпуса, которые ребенок сможет применять не только при падении, но и при безопасном сходе с мяча из исходного положения лежа на спине;
— из исходного положения сидя на мяче падать на бок или вперед на руки, согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук и плечевого пояса. Голову при этом необходимо приподнять, а ноги слегка согнуть в коленях. Опасно падение с мяча назад на спину или на таз.
Выполнение практических заданий:
1.Содержание: и. п. – узкая стойка лицом к мячу, мяч на полу.
1-2 – руки через стороны вверх подняться на носки, 3-4 – и. п.
ОМУ: взмахивая руками, слегка сгибать ноги в коленях. 5 – 6 раз.
2.Содержание: и. п. – ходьба вокруг мяча на пятках, руки за головой. Со сменой направления. 2 круга.
3.Содержание: и. п. – узкая стойка лицом к мячу, мяч на полу.
3 хлопка перед собой; 3 хлопка по бокам мяча
ОМУ: хлопки ритмичные, слегка сгибать ноги в коленях. 2 раза.
4.Содержание: и. п. – сед на мяче, согнув ноги, руки в стороны.
1 – руки к плечам; 2 — и. п.
ОМУ: пружинить тазом о мяч. 10 – 12 раз.
5.Содержание: и. п. – то же.
Взмахи рук вверх – вниз.
ОМУ: плавно, ритмично. 6 -8 раз.
6.Содержание: и. п. – сед на мяче, руки на поясе.
4 шага на мяче вправо; 4 шага на мяче влево. 1 раз.
7.Содержание: и. п. – сед на мяче, согнув ноги врозь в наклоне.
1 — 2 – взмах руками внизу вправо; 3 – 4 – взмах руками внизу влево.
ОМУ: плавно, ритмично. 5-6 раз.
8.Содержание: и. п. – сед на пятках лицом к мячу, мяч на полу.
1 – руки и туловище вправо; 2 – то же в другую сторону.
ОМУ: выглянуть из-за мяча, руками коснуться пола. 5- 6 раз.
9.Содержание: и. п. – стойка на коленях, обхватив мяч руками и положив на него голову. Покачиваться с мячом вперед – назад.
ОМУ: колени и голень с места не сдвигать. 6 – 8 раз.
10.Содержание: и. п. – сед на мяче, согнув ноги, руки в стороны.
1 – наклониться вправо, правой рукой коснуться пола; 2 — и. п.
3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.
11.Содержание: и. п. – сед на мяче, руки на мяче.
1 – правую ногу на пятку вперед, руки за голову; 2 — и. п.
3 – то же другой ногой; 4 — и. п.
12.Содержание: прыжки на мячах в колонне по одному. 10 с.
Дети, сидя на фитболах, выполняют движения в соответствии с текстом. Каждая фраза выполняется 2 раза, вместе с текстом, выполняются пружинящие движения тазом о фитбол. С последними словами игроки, сидя на фитболе, перемещаются приставными шагами по кругу:
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой,
Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем,
И бегаем кругом, И бегаем кругом.
III. Рефлексия:
Подведем итог нашей работы: Сегодня нами была затронута проблема формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста, которая на сегодняшний день является актуальной. На мастер классе я показала один из вариантов оздоровительной работы с детьми, помогающий решать данную проблему.
Как вы считаете, основной смысл применения Фитбол – гимнастики – это …
Что получили Вы, как специалисты по ФК, от мастер-класса?
В заключение нашего мастер – класса, мне бы хотелось напомнить вам золотые слова Авиценны:
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь,
Природою лечись – в саду и в чистом поле.
Спасибо за внимание!
Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ.
Что же такое утренняя гимнастика?
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Утренняя гимнастика способствует:
устранению некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т.д) увеличению тонуса нервной системы ребенка; усилению работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.
Утреннюю зарядку лучше всего делать на улице или в хорошо проветренном помещении;
Самая удобная спортивная одежда для зарядки- трусы и майка или спортивный костюм по сезону при занятиях на свежем воздухе.
- Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.
- Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.
- Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
- Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
- Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка.
- В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет:
- от 4-5 упражнений для младшего возраста;
- 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика
проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени
Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть
включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.
Основная часть
общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе), так как статистическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.
В заключительной части
утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровье сберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
1. Упражнения на восстановление дыхания.
2. Пальчиковые гимнастики.
3. Упражнения для глаз.
4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, и т. д.
Читайте также: