Устав высшей школы 1921

Обновлено: 09.07.2024

1 ) Название народного комиссариата или иного учреждения, которому институт подчинён.

2 ) Перечень специальностей, по которым готовятся специалисты.

3 ) Перечень специальностей, по которым готовятся научные и научно-педагогические работники. Этот абзац включается в устав лишь тех институтов, на которые возложена подготовка таких работников в порядке постановления СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. о подготовке научных и научно-педагогических работников (С. 3 СССР 1934 г. № 3, ст. 29).

4 )Название народного комиссариата или иного учреждения, которому институт подчинён.

  1. Институт имеет право издавать свои научные труды.
  2. Институт имеет свою печать.

II. Структура института.

7. Институт имеет следующую структуру . 1 ).

8. В основе организации учебной и научной работы института лежит работа кафедры, т. е. объединения под единоличным руководством заведующего кафедрой всего профессорско-преподавательского состава и научных работников по одной или нескольким тесно связанным между собою дисциплинам.

Список кафедр устанавливается при утверждении учебного пла;на и может быть изменён лишь с разрешения. 2 ).

9. При институте состоят для ведения научно-исследовательской работы следующие учреждения:

Деятельность научно-исследовательских учреждений института регулируется особыми положениями, утверждаемыми. 3 ).

10. В институте имеются следующие вспомогательные учреждения: ..

Деятельность вспомогательных учреждений института регулируется особыми положениями, утверждаемыми. 4 ).

III. Руководство институтом.

А. Директор института.

11. Руководство всей учебной, научной и хозяйственной деятельностью института осуществляется на основе единоначалия директором института.

Директор института несёт единоличную ответственность за всю деятельность института перед. 5 ).

  1. Директор института назначается и освобождается от должности приказом . б ).
  2. На директора института возлагается, в частности:

а) руководство текущей деятельностью института и всех его учреждений и представительство от имени института;

б) проведение в жизнь учебных планов и программ, утверждённых в установленном законом порядке;

в) утверждение правил внутреннего распорядка и расписаний занятий;

1 ) Перечень факультетов (отделений) института.

2 ) Название народного комиссариата или иного учреждения, которому институт подчинён.

5 ) Название народного комиссариата или иного учреждения, которому институт подчинён.

6 ) Включается указание на народного комиссара или руководителя иного учреждения, которому институт подчинён.

г) приём, выпуск и увольнение студентов и аспирантов;

д) комплектование института профессорско-преподавательским составом;

е) обеспечение в институте надлежащей учебной дисциплины;

ж) распоряжение денежными средствами и имуществом института;

з) назначение стипендий студентам и организация бытового обслуживания студентов и профессорско-преподавательского состава.

14. Директор института имеет заместителя по учебной части, который назначается приказом . 1 )

Б. Декан факультета (заведующий отделением).

  1. Непосредственное руководство учебной и научной работой факультета (отделения) осуществляется на основе единоначалия деканом факультета (заведующим отделением), который несёт единоличную ответственность перед директором института.
  2. Декан факультета (заведующий отделением) назначается директором института из числа профессоров института и утверждается . 2 ).

17. На декана факультета (заведующего отделением) возлагается, в частности:

а) руководство учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работой факультета (отделения);

б) руководство разработкой учебных планов и программ для внесения их на рассмотрение совета института;

в) руководство работой по проверке знаний студентов;

г) учебно-административная работа по факультету (отделению) в объёме и в пределах полномочий, устанавливаемых особыми положениями о факультетах (отделениях), а также распоряжениями директора.

Положения о факультетах (отделениях) утверждаются. 3 ).

В. Заведующий кафедрой.

  1. Непосредственное руководство учебной и учебно-методической работой по предметам, входящим в состав кафедры, и научно-исследовательской работой кафедры осуществляется заведующим кафедрой, который несёт единоличную ответственность перед директором института.
  2. Заведующий кафедрой назначается. 4 ) по конкурсу, организуемому институтом, из числа лиц, имеющих звание профессора.

Г. Совет института.

20. При директоре института состоит совет института.

В состав совета института входят: директор, его заместитель но учебной части, деканы факультетов (заведующие отделениями), заведующие состоящими при институте научно-исследовательскими учреждениям; заведующие кафедрами, председатель секции научных работников и представители партийной и профессиональной организаций института.

Кроме того, в состав совета института могут быть включены по персональному списку, утверждаемому. 5 ), представители 1 ), 2 ), 3 ). 4 ) и 5 ) Название народного комиссариата или иного учреждения, которому институт подчинен. той отрасли народного хозяйства, для которой институт готовит специалистов, инженерно-технические силы и лица профессорско-преподавательского состава института.

  1. Председателем совета института является директор института.
  2. На совет института возлагается:

а) предварительное рассмотрение учебных планов и программ;

б) разработка программно-методических вопросов и обобщение опыта всей учебной и научной работы института;

в) предварительное рассмотрение кандидатур профессоров, доцентов и аспирантов, выдвигаемых институтом для представления на утверждение соответствующих вышестоящих органов;

г) присуждение учёного звания ассистента;

д) присуждение учёного звания доцента и учёной степени кандидата наук с последующим утверждением решения совета квалификационной комиссией народного комиссариата (ст. 11 постановления СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. об учёных степенях и званиях — С. 3. СССР 1934 г. № 3, ст. 30);

е) представление к утверждению в учёном звании профессора и в учёной степени доктора . 1 ) (ст. 12 постановления СНК Союза ССР об учёных степенях и званиях).

23. Решения совета института входят в силу после утверждения их директором института.

IV. Организация учебной работы и внутренний распорядок института.

24. Учебная работа института организуется на основе:

а) учебных планов и программ, утверждаемых в установленном законом порядке;

б) расписания учебных занятий, утверждаемого директором института.

  1. Внутренний распорядок института, в частности, посещение студентами всех видов учебных занятий, регулируется правилами, устанавливаемыми директором института на основе типовых правил, утверждаемых 2 ).
  2. Учебный год в институте делится на два семестра: осенний семестр с. по. и весенний семестр с. по.

27. Для студентов и профессорско-преподавательского состава два раза в году устанавливаются каникулы: зимние — продолжительностью в

1 ) Включается указание либо на высшую аттестационную комиссию Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР, либо на квалификационную комиссию при Народном комиссариате просвещения или на квалификационную комиссию при Народном комиссариате здравоохранения соответствующей союзной республики, по принадлежности.

2 ) Включается указание либо на Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР, либо на Народный комиссариат просвещения, или Народный комиссариат здравоохранения соответствующей союзной республики, по принадлежности.

15 дней с. по. и летние — продолжительностью в 2 месяца с. по.

Зимние каникулы входят в осенний семестр, а летние каникулы — в весенний семестр.

28. Количество учебных часов обязательных ежедневных занятии под руководством профессорско-преподавательского состава института устанавливается при утверждении учебных планов института.

29 Продолжительность учебного часа устанавливается в 50 минут, причём после каждого часа учебных занятий устанавливается 10-минутный перерыв.

  1. Каждый студент обязан посещать предусмотренные для него учебным планом занятия.
  2. За непосещение обязательных учебных занятий без уважительных причин, опаздывание на эти занятия, а также за иные нарушения правил внутреннего распорядка и вообще учебной дисциплины студенты подвергаются следующим дисциплинарным взысканиям:

б) выговор устный;

в) выговор в приказе.

Эти взыскания налагаются директором института или Деканом факультета (заведующим отделением).

32. В случае систематического непосещения обязательных учебных занятий и опаздывания на них или в случае иных систематических нарушений правил внутреннего (распорядка и вообще учебной дисциплины, студенты исключаются из института и лишаются права поступить в другие высшие учебные заведения на срок от 1 года до 5 лет в зависимости от тяжести проступка.

Это взыскание налагается директором института.

33. За нарушение правил внутреннего распорядка и вообще учебной дисциплины лица профессорско-преподавательского состава подвергаются на общих основаниях установленным законом дисциплинарным взысканиям.

Б. Формы учебной работы.

34. В институте применяются следующие основные формы учебной работы:

б) работа студентов в лабораториях, мастерских, кабинетах, музеях, специальных семинарах, чертёжных и пр., проводимая под обязательным руководством профессорско-преподавательского состава;

в) непрерывная производственная практика студентов под непосредственным руководством профессорско-преподавательского состава.

  1. Сроки и порядок прохождения студентами непрерывной производственной практики устанавливаются учебными планами и программами института.
  2. Условия прохождения студентами непрерывной производственной практики на предприятиях и в учреждениях устанавливаются особыми договорами института с соответствующими предприятиями и учреждениями.

В. Проверка знаний студентов.

  1. Методы оценки успеваемости студентов, а также порядок перевода студентов с курса на курс определяются особым положением, утверждаемым 1 ).
  2. Перечень предметов, по которым проверка знаний студентов производится на зачётных сессиях, утверждается одновременно с учебным планом.

По остальным предметам проверка знаний студентов производится систематически в течение учебного года.

  1. На последнем курсе каждый студент выполняет дипломный проект (дипломную работу) и защищает его в установленном порядке.
  2. Оценка знаний студентов производится лицами профессорско-преподавательского состава, (руководящими учебной работой по соответствующим предметам.
  1. Право поступить в институт имеют все трудящиеся и их дети не моложе 17 лет и не старше 35 лет.
  2. Лица, желающие поступить в институт, должны:

а) сдать испытание по. 2 ),

в объёме, устанавливаемом. 3 );

б) представить документы, требуемые правилами приёма.

  1. В институт принимаются только лица, состояние здоровья которых не препятствует нормальной учебной работе (как теоретическим занятиям, так и прохождению производственной практики).
  2. Студенты обеспечиваются стипендиями на основаниях, установленных законом.

Зачисление студентов на стипендию и установление размера стипендии производится исключительно по данным о качестве их учёбы.

Списки студентов, зачисляемых на стипендию, утверждаются директором института в начале каждого семестра.

45. Студенты, выполнившие все требования учебного плана и защитившие дипломный проект (дипломную работу), считаются окончившими институт и получают диплом с характеристикой успехов и указанием специальности и квалификации.

Квалификация присваивается окончившим курс института государственной квалификационной комиссией. Комиссия действует на основе положения, утверждаемого . 4 ).

1 ) Включается указание на Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР, либо на Народный комиссариат просвещения или Народный комиссариат здравоохранения соответствующей союзной республики, по принадлежности.

2 ) Перечень предметов.

3 ) Включается указание на Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР, либо на Народный комиссариат просвещения или Народный комиссариат здравоохранения соответствующей союзной республики, по принадлежности.

4 ) Включается указание на Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР, либо на Народный комиссариат просвещения или Народный комиссариат здравоохранения соответствующей союзной республики, по принадлежности.

  1. Студенты, не защитившие дипломного проекта дипломной работы) или защитившие его неудовлетворительно в первый предоставленный им срок, из числа учащихся института не исключаются, но лишаются стипендии.
  2. Общественная нагрузка студентов регулируется особыми правилами.
  3. Студент может быть исключён из института:

а) в дисциплинарном порядке (ст. 32);

б) в случае утраты права выбирать в советы.

49. Студент может быть отчислен из института до окончания полного курса:

а) в случае неуспеваемости;

б) в том случае, если он не защитил дипломного проекта (дипломной работы) после вторично предоставленного на это срока;

в) в случае, если он прервал занятия в институте по болезни или по другим причинам, хотя бы и уважительным, на срок более одного года.

50. Студенты, окончившие институт с отличием, премируются научными командировками, денежными пособиями на приобретение научной литературы и т. п.

51. Приём в аспиранты и прохождение аспирантуры в институте регулируются постановлением СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. о подготовке научных и научно-педагогических работников (С. 3. СССР 1934 г. № 3, ст. 29).

VII. Профессорско-преподавательский состав.

  1. Профессорско-преподавательский состав института делится на профессоров, доцентов, ассистентов и преподавателей языков, военных предметов и физкультуры.
  2. Профессора и доценты назначаются директором института из числа лиц, получивших эти учёные звания в соответствии с постановлением СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. об учёных степенях и званиях
  3. Ассистенты назначаются директором института по представлению заведующего соответствующей кафедрой и декана факультета (заведующего отделением).
  4. Преподаватели языков, военных предметов и физкультуры назначаются директором института.
  5. В институте устанавливается особый денежный фонд для премирования лиц профессорско-преподавательского состава за высокое качество учебной работы и выдающуюся научную и научно-техническую деятельность, проводимую в институте.

Премирование производится в форме научных командировок по Союзу ССР и за границу, предоставлений в личное распоряжение премируемого специальных средств или оборудования для научной работы, в форме денежных пособий и т. п.

1 ) Настоящий раздел (VI) включается в устав только тех институтов, на которые возложена подготовка научных н научно-педагогических работников.

VIII. Общественные организации.

57. В институте существуют различные общественные организации, как профессорско-преподавательские, так и студенческие, а по линии научной и культурно-бытовой — комиссии, кружки и т. п.

Общественные организации института, осуществляя свои политические, культурно-бытовые, научные и учебные функции, вместе с тем содействуют директору института в выполнении учебных планов и программ и в улучшении качества работы и учебной дисциплины.

Общественные организации не вправе вмешиваться в учебные и административные распоряжения директора института, деканов факультетов (заведующих отделениями) и заведующих кафедрами.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе.

Главной особенностью этого юридического документа стало определение статуса любого высшего учебного заведения РСФСР, в том числе, и университета, как учреждения, полностью подотчётного Народному комиссариату просвещения (НКП) РСФСР по Главному комитету профессионально-технического образования. Исключительно НКП получил право производить изменения высшего учебного заведения, как в организации, так и в личном составе.

б) подготовлять научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики, в частности, для самих высших учебных заведений,

2. Студентами высшего учебного заведения могут быть граждане обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приёма, установленным НКП.

3. Обучение в высших учебных заведениях бесплатное. Равным образом не может взиматься никакой платы за пользование вспомогательными учебно-учёными установлениями высшего учебного заведения (библиотеки, лаборатории, музеи, клиники и т. п.).

4. Лица, занятые в высших учебных заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.

а) профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия или заведуют одним из научно-учебных установлений высшего учебного заведения и избираются Государственным учёным советом;

б) преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия, или же работают самостоятельно, но под руководством одного из профессоров и избираются правлением высшего учебного заведения;

в) научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям, или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-учёной деятельности и избираются правлением высшего учебного заведения.

6. Высшие учебные заведения открыты круглый год, но правлениям их предоставляется право делать перерыв в занятиях с таким расчётом, чтобы в общей сложности эти перерывы не превышали трёх месяцев в течение года, а занятия продолжались не менее 9 месяцев.

7. Высшее учебное заведение делится на факультеты, объединяющие основные группы дисциплин, представляющие собой законченное целое в научно-учебном отношении и имеющие целью подготовку практических деятелей определённых профессий. Число факультетов в каждом высшем учебном заведении в соответствии с существующими узаконениями устанавливается НКП сообразно с местными условиями. В составе каждой высшей школы непременно должен быть рабочий факультет, имеющий целью подготовку лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства к научным занятиям в высших школах.

8. В высших учебных заведениях могут быть учреждаемы, на основании особых положений, утверждаемых НКП, научно-исследовательские институты, курсы и научные ассоциации.

11. Дела, касающиеся не всего высшего учебного заведения, а исключительно отдельных его факультетов, подлежат ведению президиумов факультетов под общим наблюдением и контролем правления высшего учебного заведения.

12. Дела, касающиеся одной или нескольких из родственных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, подлежат ведению предметных комиссий или соответственных отделений под общим контролем и руководством президиума факультета.

13. Предметную комиссию составляют все научные работники, объединённые родственными дисциплинами, а также представители студентов, выполняющих учебную повинность по дисциплинам данной предметной комиссии, в количестве, равном половине научных работников. Представители от студентов избираются на основании особой инструкции…

В отношении автономии университета и его подчинённости власти оба документа применялись достаточно формально, поскольку Советом МГУ были проведены на альтернативной основе демократические выборы ректоров В.П. Волгина (1922) и А.Я. Вышинского (1925).

Литература. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1921. Ст. 486. С. 593.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

В 1923 г. половину принятых в вузы составили рабочие и крестьяне, около 44% — представители трудящейся интеллигенции и всего 6 % — нетрудовые элементы. Для укрепления высшей школы нужно было перестроить учебный процесс, приблизив его к практике, и коренным образом изменить идейное направление воспитательной работы. Речь шла о подготовке командных кадров социалистического государства, вооруженных марксистским мировоззрением. Для этого требовалось прежде всего изменить содержание и характер преподавания общественных наук, изучаемых в вузах. А это в свою очередь было невозможно без марксистски подготовленных профессорско-преподавательских кадров.

В 1921 г. был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров в области политической экономии, исторического материализма, новейшей истории и советского строительства. Первый выпуск слушателей ИКП состоялся в 1924 г. Из выпускников ИКП 20-х годов стали впоследствии широко известны своими научными исследованиями И плодотворной преподавательской работой в высшей школе такие историки, как А. В. Шестаков, А. М. Панкратова, И. И. Минц, М. В. Нечкина, С. М. Дубровский, А. Л. Сидоров, философ И. К. Луппол и др. Подготовка кадров по общественным наукам была возложена также на учрежденную в 1924 г. Российскую ассоциацию научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН).

В Московском университете уже в годы гражданской войны начали работу коммунисты, специалисты в области общественных наук: В. П. Волгин, С. Г. Струмилин, И. Д. Удальцов. В соответствии с решением ЦК РКП (б) в 1922/23 учебном году на факультет общественных наук для преподавательской работы были направлены представители старой партийной гвардии

A. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, Ю. Мархлевский,

B. В. Адоратский, Д. И. Курский, И. И. Скворцов-Степанов и др.

Перестройка высшей школы на демократических началах, начатая еще в 1918 г., была закреплена в первом советском Уставе высшей школы (утвержден Совнаркомом 2 сентября 1921 г.). Устав определил три основные задачи высшей школы: подготовку кадров специалистов, ведение научно-исследовательской работы, популяризацию научных знаний среди трудящихся.

Часть старой профессуры сопротивлялась нововведениям, возражала против предусмотренного Уставом принципа назначения ректоров и членов правления вузов, стремилась сохранить так называемую автономию в управлении высшей школы и, в частности, в выборе правления и ректора. В этой связи в некоторых вузах возникли даже серьезные конфликты, вплоть до забастовок профессорско-преподавательского состава (весной 1921 г. в МВТУ, весной 1922 г. в Московском университете и других вузах), организованных реакционной профессурой.

В. И. Ленин, придававший огромное значение использованию старых специалистов, непосредственно занимался возникавшими конфликтами (например, вопрос об инциденте, происшедшем в МВТУ, рассматривался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) с участием В. И. Лепина). Он указывал, что надо разоблачать и наказывать реакционеров, сознательно срывающих работу вузов. Вместе с тем он много раз подчеркивал необходимость тактичного, бережного и умелого отношения к старой профессуре.

Благодаря внимательному отношению ЦК РКП(б) и Совнаркома конфликт был ликвидирован, некоторые законные требования профессоров были удовлетворены, а Преображенский от работы в Главпрофобре освобожден.

Широкие круги профессуры на практике убеждались в том, что линия Коммунистической партии и Советской власти дает простор для научного и педагогического творчества, что руководители партии внимательно учитывают деловые предложения специалистов.

К концу 1925 г. в Советском Союзе было 145 вузов, в которых обучалось 167 тыс. студентов. (В 1914 г. в 91 вузе России обучалось лишь 112 тыс. студентов.)

В годы восстановительного периода развернули свою работу совпартшколы и коммунистические университеты, готовившие кадры для советских, партийных и политико-просветительных учреждений.

К началу 1921 г. в Советской республике было 46 совпартшкол с почти 3 тыс, учащихся, к концу 1925 г. их насчитывалось уже 242 с числом учащихся более 29 тыс. человек. Подобно совпартшколам, разрослась и сеть комвузов. К началу 1921 г. было лишь два коммунистических университета (в Москве и Петрограде) с 1693 учащимися. В конце 1925 г. имелось 13 комвузов, из них 9 в РСФСР и по одному на Украине, в Белоруссии, Закавказье и Узбекистане. В них обучалось около 6,5 тыс. человек.

Мероприятия, проведенные партией и правительством по укреплению высшей школы, обеспечили твердые организационные формы руководства вузами, усилили в них идейное влияние партии и заложили прочный фундамент для превращения высшей школы в подлинную кузницу подготовки кадров советской интеллигенции.

Читайте также: