Устав школы в украине

Обновлено: 05.07.2024

Можно ли получить среднее образование на русском языке?

События последних лет и разногласия между двумя странами наложили отпечаток не только на внутреннюю и внешнюю политику, на настроения в обществе, но и на систему образования на Украине.

Как выглядит школьное образование

Школьное образование на Украине подразумевает три ступени, практически идентичные с российскими:

I ступень: Начальная школа

Она занимает период с 1-ого по 4-ый классы. Дети принимаются в школу в шести или семилетнем возрасте, а в 10-11 лет заканчивают эту ступень. Согласно реформе в области образования, которая стартовала на Украине, в первом классе полностью исключены домашние задания. А начиная со второго класса они вводятся постепенно. До третьего класса знания не оцениваются, а потом вступает в силу новая норма – учителя не имеют права объявлять оценки на весь класс.

II ступень: Основная школа

Охватывает промежуток времени с 5-го по 9-ый классы. Украинские школьники в основном изучают те же предметы гуманитарного цикла и точные науки, что и российские, за исключением истории Украины, украинского языка и литературы. После 9-го класса они получают диплом о неполном среднем образовании, а вместе с ним и право покинуть школу. Выпускник на данном этапе может пойти получать профессиональное образование в училище или колледж.

III ступень: Старшая школа

На протяжении трех лет, с 10-го по 12-ый классы, школьники получают полное среднее образование. Они изучают все те же предметы, что и ранее. В зависимости от школы им может быть предложено изучение той или иной дисциплины на более углубленном уровне. Все украинские выпускники напоследок проходят государственную аттестацию и Внешнее независимое оценивание, похожее на российское ЕГЭ.

Нововведения 2019-2020 учебного года

Ряд новаций был введен в систему украинского школьного образования в текущем году.

  • Отмена школьной формы. В июне 2019 года Президент страны Владимир Зеленский подписал указ, который на официальном уровне разрешает детям не носить школьную форму.
  • Внедрено сетевое обучение. Министерство образования разрешило преподавать отдельные дисциплины не школьным учителям, а профильным специалистам из других учреждений, например спортивных или культурных.
  • С этого учебного года учащиеся школ могут выбрать индивидуальные формы обучения без каких-либо согласований, а только лишь по заявлению родителей или законных представителей. На выбор предлагаются: экстернат, домашнее образование или педагогический патронаж. Конечно, к такой форме обучения будет применяться немало дополнительных требований, чтобы уровень образования соответствовал стандартам. Например, дети на семейной форме обучения должны 4 раза в год проходить контроль усвоения материала.
  • Обязательное ношение жилетов. С 1 сентября 2019 года ношение специальных светоотражающих жилетов стало обязательным в темное время суток для учащихся начальной школы.

Школы с русским языком обучения: есть ли будущее

По информации министра образования и науки Анны Новосад , к сентябрю 2020 года на Украине не останется ни одной русскоязычной школы. В принудительной форме их переведут на украинский язык обучения. Так что, если верить таким обещаниям чиновницы, то уже совсем скоро получить среднее образование на русском языке на Украине станет абсолютно невозможно. Это выглядит особенно нелогично, если учесть, что русскоговорящих людей в стране проживает много.

Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

Судьба Б. ш. на западнорус. землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Б. ш. потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

Организация учебного процесса

Б. ш. были устроены по образцу протестант. гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском уч-ще.

Большое внимание в Б. ш. уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

Учебная литература

Важнейшие Б. ш.

Одним из первых руководителей львовской школы являлся Стефан Зизаний, преподававший там церковнослав. язык. В 1592 г. он стал ректором школы, в следующем году переехал в Вильно. Видную роль в организации школы и в первые годы ее деятельности играл также учитель греч. языка архиеп. Элассонский и Димоникийский Арсений. До 1592 г. в школе преподавали Лаврентий Зизаний, Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), покинувшие Львов из-за конфликта с еп. Гедеоном. Одним из первых учеников львовской школы был Иов (Борецкий; впосл. Киевский митрополит; в миру Иван), в 1604 г. ставший ее ректором.

В нач. XVII в. школа пришла в упадок в связи с недостатком средств, однако с помощью Кирилла Лукариса в 1616 г. уровень преподавания в ней был восстановлен, в 1619 г. Виленское братство уже вновь просило о присылке учителей из Львова. С кон. 20-х гг. XVII в. преподавание в школе вновь начало ухудшаться из-за гонений со стороны иезуитов и переезда лучших преподавателей школы в более спокойный Киев. Тесные связи львовской школы с Киевской академией сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв., несмотря на вхождение Киева в состав России и принятие Львовским братством в 1708 г. унии. Мн. ученики львовской школы заканчивали свое образование в Киеве, а затем, вернувшись во Львов, становились там учителями. Львовская школа была закрыта австр. властями в 1790 г.

С начала своего существования виленская школа терпела нападки со стороны виленской иезуитской академии (преобразована из коллегии в 1579). В 1598 г. студенты академии учинили разгром братской школы. Однако, несмотря на потерю учителей, школа не прекратила своего существования и оставалась одной из наиболее влиятельных Б. ш. Согласно привилею кор. Владислава IV (1635), только виленской и киевской школам разрешалось преподавать латынь и греческий. Виленское братство стало во главе всех лит. братств, мн. мон-ри поступили под протекторат братского мон-ря, в т. ч. могилёвский Богоявленский, Евейский, Купятицкий, Буйничский и др. Братство обязывалось обеспечивать мон-ри учителями, к-рых готовило в своей школе. Упадок уч-ща начался во 2-й пол. XVII в., в кон. столетия братская типография закрылась, однако школа продолжала действовать. В 40-х гг. XVIII в. братство просило Святейший Синод Русской Церкви о присылке учителя. После пожара 1749 г. братство было разорено, и школа, если и продолжала существовать, влачила жалкое существование.

Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

В 1632 г. киевская школа приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634 король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики. Выпускниками школы в XVII в. были выдающиеся укр. и белорус. церковные писатели, ораторы, богословы - Иоанникий (Галятовский), Лазарь (Баранович), Симеон Полоцкий, Епифаний (Славинецкий) и мн. др. Просветительские возможности школы в немалой степени были усилены использованием для школьных нужд типографии Киево-Печерского мон-ря.

В 1658 г. постройки коллегии пострадали от пожара, в результате конфискаций земель ухудшилось ее материальное обеспечение. Положение школы изменилось к лучшему начиная с 1669 г., когда ее ректором стал Варлаам (Ясинский), впосл. митр. Киевский. Он начал посылать молодых людей на учебу за границу с целью воспитать новое поколение профессоров. В 1670 г. кор. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал привилеи, разрешавшие восстановить разоренную коллегию и защищавшие имения братского мон-ря и уч-ща. Грамотой царей Петра и Иоанна в 1694 г. в коллегии разрешалось беспрепятственное преподавание наук, в 1701 г. указом Петра I коллегия была превращена в академию. В кон. XVIII в. число учеников в академии доходило до 1 тыс. чел.

На протяжении XVII в. и позднее влияние киевской духовной школы на правосл. образование в разных землях было очень велико. Киевская школа являлась главным поставщиком учителей в др. Б. ш. и участвовала в открытии новых правосл. учебных заведений. В 1640 г. по желанию молдав. господаря в Яссах при участии Софрония (Почаского) была открыта школа по образцу киевской. Воспитанники и преподаватели киевской коллегии Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) сыграли важную роль в создании греко-лат. школы в Москве; выпускник коллегии Симеон Полоцкий был одним из организаторов московской Славяно-греко-латинской академии.

Устав луцкой школы (утвержден в 1624) полностью копировал львовский школьный устав. В начале ее существования (с 1619) за контроль над преподаванием в школе боролись братчики-миряне и монахи Крестовоздвиженского братского мон-ря. В 1624 г. было достигнуто соглашение, согласно к-рому ректор и учителя должны были избираться из монахов, миряне должны были заботиться об обеспечении учителей. В XVII в. луцкая школа являлась образовательным центром православных всей Волыни, что определялось довольно высоким уровнем преподавания в ней. Среди учителей школы наиболее известны Павел Домжив-Люткович Телица, Елисей Илковский, Павел Босинский, Августин Славинский. Школа неоднократно подвергалась нападениям со стороны учеников луцкой иезуитской коллегии, в 1627 г. разгромивших школьное здание. В 1726 г. братство и вместе с ним школа прекратили свое существование.

Ист.: Пам'ятки братських шкiл на Украïнi, кiн. XVI - поч. XVII ст.: Тексти и дослiдження / Ред. В. I. Шинкарчук. К., 1988.

Лит.: Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Папков А. А. Братства. Серг. П., 1900; Савич А. Нариси з iсторiï культурних рухiв на Украïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII вв. К., 1929; Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954; Исаєвич Я. Д . Братства та iх роль в розвитку украïнськоï культури XVI-XVIII ст. К., 1968; Мещеряков В. П. Братские школы Белоруссии (XVI - 1-я пол. XVII в.). Минск, 1977; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987.

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт.

Педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

1) констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.

Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Основными требованиями к разработке анкетявляются:

· точность формулировок анкеты;

· лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет:

· анкета закрытого типа,

Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешаннаяанкетасодержит элементы открытой и закрытой анкет.

РОЗВИТОК НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КИЕВСКОЙ РУСИ И В УСТНОЙ НАРОДНОЙ ТВОРЧЕСТИ. ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОСЛАНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ.

Педагогическая мысль Древней Руси дошла до нас в памятниках литературы и письменности, не носящих собственно педагогического характера. Особенность древнерусской педагогической мысли заключалась в том, что педагогика не выделилась в специальную область знания, не стала теоретической дисциплиной; не было специальных педагогических трактатов; способы и средства выражения педагогических идей были весьма далеки от современных. Педагогические по своей сути идеи (цели воспитания, воспитательный идеал, задачи, характер и содержание обучения и т. д.) можно обнаружить в самых разнообразных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, а также в устных проповедях, церковной и бытовой практике и пр.

Вот краткое содержание Поучения Мономаха:

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову не дайте в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.




поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме:

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ В УКРАИНЕ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. УСТАВ.

Братские школы - это украинские национальные учебные заведения в XVI - XVIII вв.

Они начали создаваться в 80 - х годах XVI в., их организовывали и удерживали церковные братства с целью укрепления православия. Первую братскую школу учредило Успенское братство во Львове (1586). По ее образцу создавались братские школы в разных городах Украины.

Братские школы были двух типов: элементарного и повышенного, в корне отличались от других существующих школ, например, протестантских, католицьких, православных монастырских и национальных: еврейских, армянских и т.д.. Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась античная литература, философия, развивались умственные способности учащихся, в определенной степени - демократизация.

Учеников, как правило, делили на три группы: одни учились распознавать буквы, другие - читать и. учить наизусть определенный учебный материал, третьи - рассуждать, объяснять прочитанное. Читать и писать учились на славянском языке.

В школах вводились элементы классно урочной системы обучения, а также различные методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение. Для закрепления учебного материала широко практиковалось повторения.

Особое место в истории развития образования в Украине занимает Львовское братство. Организация учебного процесса Львовской братской школы зафиксирована в Уставе, который стал образцом для других братских школ.

В 9 утра начинались занятия летом, а зимой учитель сам определял время начала обучения. Ученик занимал место в классе, которое определялось результатами его успехов. Если кто-то из учеников не заявлялся на урок - учитель посылал кого-то из воспитанников выяснить причину. Учебный день начинался с молитвы, а затем школьники отвечали домашнее задание и проверялись выполненные дома письменные работы. После этого учитель объяснял новый материал и выдавал ученикам задания, чтобы они переписали их дома. Иногда урок проходил в форме беседы или диспута. Затем отдых. Дети обедали и снова возвращались в школу, выполняли и проверяли домашние задания друг у друга.

Устав предусматривал не только режим учебной деятельности учащихся, но и регламентировал работу учителей. Так за поведением воспитанников следили специально предназначенные воспитатели или старшие воспитанники школы.

Особого внимания, на наш взгляд,. заслуживают отношения братской школы и родителей, которые были зафиксированы в уставе. Когда отец приводил сына в школу, то подписывал соглашение с учителем, где указывалося, чего школа должна научить ученика. Кроме того, в соглашении определялись и обязанности родителей или опекунов - способствовать обучению и воспитанию своего ребенка. Соглашение подписывалось в присутствии двух свидетелей, чаще всего это были соседи. Обязанностью родителей была проверка домашнего задания.

В школу принимались дети всех сословий. Детям из бедных семей предоставлялась материальная помощь. А сироты были под полным опекой братства.Среди основателей Киевского братства был деятели украинской культуры С. Копыстянский, Гетман П. К. Сагайдачный объявил о вступлении в Киевское братство всего регистрируемого казачества.


3. Главной задачей школы является предоставление среднего образования, формирование и развитие социально зрелой, творческой личности с осознанной гражданской позицией, чувством национального самосознания, подготовленной к профессиональному самоопределению, а также создание условий для овладения системой научных знаний о природе, человеке и обществе.

4. Тип школы:
средняя школа -учебно заведение I — III ступеней:

I степень — начальная школа (1 — 3 (4) класса — срок обучения 3 (4) года);

II степень — основная школа (5 — 9 классы — срок обучения 5 лет);

III степень — старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения (10 — 11 (12) классы — срок обучения 2 (3) года).

Школы всех трех степеней функционируют вместе.

5. Школа является юридическим лицом, имеет счета в учреждениях банков, самостоятельный баланс, штамп, печать, бланк.

6. Школа действует на основании устава, который разрабатывается на основе Положения о учебном заведении.

7. Школа может иметь в своем составе группы продленного дня.

Реорганизация школы производится в случае изменения ее типа или формы собственности.

Школа имеет право вносит в Устав дополнения и изменения.

8. Язык преподавания — русский.

Юридический адрес школы г .. Одесса, пер. Лютеранский, 3

тел. +380 (48) 726-37-89

Организация учебно-воспитательного процесса

9. Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами, составленными на основе типовых учебных планов, утвержденных Министерством образования и науки.

Рабочие учебные планы школы утверждаются завучем по учебно-воспитательной работы.

10. Школа работает по учебным программам, учебникам, пособиям, имеющим соответствующий гриф Министерства образования и науки, и реализует учебно-воспитательные задачи на каждой ступени обучения в соответствии с возрастными особенностями и природных способностей детей.

11. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе обеспечивается реализацией инвариантной и вариативной части Государственного стандарта общего среднего образования. Вариативная часть формируется школой с учетом специализации и профиля обучения.

13. Индивидуальное обучение и экстернат в школе организуются в соответствии с положениями об индивидуальном обучении и экстернат в системе общего среднего образования, утвержденных Министерством образования и науки.

14. Сеть классов в школе формируется на основании нормативов их наполняемости в соответствии с количеством поданных заявлений (но не более 30 учащихся) и санитарно-гигиенических условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

15. Прием учеников во все классы школы осуществляется на конкурсной основе.

В первый класс зачисляются, как правило, дети с 6 лет.

16. Разделение классов на группы на уроках по отдельным предметам в школе осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Министерством образования и науки и согласованным с Минфином.

17. Учебно-воспитательный процесс осуществляется по разным формам: в виде уроков, лекций, лабораторно-практических и семинарских занятий, зачетов, диспутов, учебно-производственных экскурсий и т.д.

18. Школа может реализовывать образовательные программы i оказывать платные услуги на договорной основе по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

19. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года. Учебные занятия начинаются только при наличии акта, подтверждающего подготовку помещения учебного заведения для работы в новом учебном году. Продолжительность учебного года обусловливается выполнением учебных программ по всем предметам, но не может быть менее 175 дней в учебном заведении I степени (1 — 3 (4) классы) и 190 дней — II — III степеней (5 — 11 (12) классы).

Структура учебного года (четверти, полугодия, семестры, триместры) и режим работы устанавливаются школой в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом, по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

Отвлечения учащихся от учебных занятий на другие виды деятельности запрещается (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

20. Продолжительность каникул в течение учебного года не должна составлять менее 30 календарных дней.

21. Продолжительность уроков в учебном заведении составляет 45 минут. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и государственной санитарно-эпидемиологической службы.

22. Продолжительность перерывов между уроками устанавливается с учетом потребностей в организации активного отдыха i питания учащихся, но не менее 10- 20 минут.

23. Расписание уроков составляется в соответствии с рабочим учебным планом с соблюдением педагогических и санитарно-гигиенических требований и утверждается директором школы.

24. Содержание, объем и характер домашних заданий определяются учителем в соответствии с педагогических и санитарно-гигиенических требований с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

25. В школе осуществляется тематический учет знаний, умений и навыков учащихся (воспитанников). Система оценивания учебной работы учащихся (воспитанников) должна быть стимулирующей.

В первом классе дается словесная характеристика знаний, умений и навыков учащихся. В 2-4 классах она дополняется оценкам в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). В 5-11 классах оценки выставляются по 12-ти бальной шкале оценивания знаний и умений учащихся. Оценки за четверть или полугодие (семестр), годовые, экзаменационные i итоговые выставляются обязательно.

По решению Министерства образования и науки может вводиться и другая система оценки знаний учащихся.

26. Еженедельно, ученикам 2-11-х классов классными руководителями выставляются оценки по поведению. Оценка по поведению есть образцовая, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная. В документе об образовании (свидетельство, аттестат) оценка по поведению не предъявляется.

27. Обучение в выпускных 9 i 11 (12) классах школы завершается государственной итоговой аттестацией. Содержание, форма и порядок государственной итоговой аттестации, а также перевод и выпуска учеников школы устанавливаются Министерством образования и науки.

По результатам обучения ученикам (выпускникам) выдается соответствующий документ (табель, свидетельство, аттестат, справка).

Неуспевающие в течение двух лет обучения в школе I степени ученики по решению психолого-медико-педагогической консультации могут продолжить навчан ния в соответствующем специальном учебном заведении с согласия родителей или лиц, их заменяющих. По желанию родителей или лиц, их заменяющих, их обучение может продолжаться в классах выравнивания знаний или по индивидуальным учебным планам и программам.

В начальной школе, в 5 — 8 и 10 (11) классах по решению педагогической совета школы проводятся различные формы итоговой аттестации учеников (тестирование, зачеты, контрольные работы, экзамены, защиты ученических научно-исследовательских работ и т.п.).

28. В отдельных случаях ученики по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам могут быть освобождены от экзаменов в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки и Минздрава.

29. Выпускники, окончившие школу II ступени, получают свидетельство о базовом общем среднем образовании, дающий право на поступление в школу III степени, профессионально-технического учебного заведения, высшего учебного заведения III уровней аккредитации.

Выпускники, окончившие учебное заведение III степени, получают аттестат о полном общем среднем образовании, дающий право на вступление в профессионально-технических и высших учебных заведений.

Образцы документов о базовом и полном общем среднем образовании утверждаются Кабинетом Министров Украины.

За успехи в учебе (труда) для участников учебно-воспитательного процесса педсоветом школы могут устанавливаться различные формы морального и материального поощрения.

Читайте также: