Аналитическая справка чувства в школе

Обновлено: 12.06.2024

Цель: изучение степени адаптации учащихся ко 2-й ступени обучения.

- помочь учащимся адаптироваться в новой учебной ситуации, где в процессе обучения участвует много учителей;

- помочь в формировании микроклимата в классе;

- способствовать, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Время проведения - сентябрь-ноябрь 20. года.

Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Сложность заключается в том, что появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система (детям надо переходить из одного кабинета в другой, от одного учителя к другому учителю). Меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в основном звене. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю школьной жизни.

Что затрудняет адаптацию учащихся?

- Увеличение объёма и разнообразие содержания образования.

- На место первой учительницы приходит новый классный руководитель.

- Рассогласованность, иногда даже противоречивость требований разных педагогов.

Необходимость учащимся на каждом уроке приспосабливаться к темпу и особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам.

Большинство учащихся 5-го класса подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы адаптироваться к средней школе.

Способом оценки школьной адаптации пятиклассников служили наблюдения за учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, тетради, анкетирование, беседы с учениками и учителями.

Анализ результатов адаптации учащихся 5 класса, октябрь 20. г.

В классе – 14 человек.

На индивидуальном обучении: 5 человек

Мальчиков – 7 человек, девочек - 2.

Проанкетировано 9 человек.

Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею?

Ответы на вопросы таковы:

1. Тебе нравится в школе?

- мне в школе нравится – так ответили 7 чел. -78%, то есть больше половины класса

- не очень – 2 человека, что составляет 22 %

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

- иду с радостью – 3 человека (33%)

- чаще хочется остаться дома – 2 человека (22%)

- бывает по-разному – 4 человека (45%)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?

- не знаю – 2 человека (22%);

- остался бы дома – 4 человека (45%);

- пошел бы в школу – 3 человека (33%)

4 Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?

- не нравится – 2 человека (22%);

- бывает по-разному – 3 человека (33%);

- нравится – 4 человека (45%)

5 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю – 1 человек (11%);

- не хотел бы – 4 человека (45%);

хотел бы – 4 (45%) человека

6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы – 7 человек (78%);

- не хотел бы – 1 человек (11%);

- не знаю - 1 человек (11%)

7 Ты часто рассказываешь родителям о школе?

- часто – 8 человек (89%);

- не рассказываю – 1 человек (11%)

8 Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся – 5 человек (55%);

- не очень – 4 человека (45%)

9. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю – 2 человека (22%);

- хотел бы – 4 человека (45%);

- не хотел бы – 3 человека (33%)

Вывод: 2 человека из класса имеют средний уровень школьной адаптации;

у 4х человек - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация);

2 человека имеют низкую школьную мотивацию (посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия);

у 1-го человека – негативное отношение к школе (Кирилл Р)

Наблюдения за детьми показали, что активно работают на уроках: все, кроме Ф. Саши и Ш. Руслана.

Малоактивны - С. Даша.

Требует повышенного внимания со стороны педагогов Саша Ф.

Усваивают программу 5-го класса 7 человек, с затруднениями – 2 человека (Саша и Руслан).

Грубых нарушений в поведении за учащимися не наблюдаются.

Явного лидера среди учащихся в классе нет.

Изучив особенности адаптации каждого ребенка, можно сделать вывод о том, что период адаптации проходит ровно, межличностные отношения в классе налаживаются в соответствии с нормой.

Слабо пока сформирована мотивация к школьному обучению, хотя ходить в школу большинству учащихся нравится. Учащиеся ещё не осознают цели обучения.

Среди предметов, которые нравятся больше названы: русский, математика, чтение, труд.

К учителям относятся с уважением, не считают их излишне строгими. С большим уважением относятся к классному руководителю.

Чем мы можем помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника – это безусловное принятие ученика, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны педагогов, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Следует помочь ребёнку выучить имена новых учителей.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к ним адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Рекомендации учителям:

- создавать благоприятные условия для адаптации ребенка к обучению в старших классах, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание;

- быть максимально доброжелательными и тактичными;

- использовать дифференцированный подход, учитывая выявленные особенности развития каждого ребенка;

- оказывать индивидуальную и стимулирующую помощь каждому ребенку;

- практиковать проведение релаксационных упражнений, способствующих общему расслаблению и снятию напряженности;

- повышать школьную мотивацию;

- корректировать поведение учащихся.

- оказывать психологическую помощь в формировании классного коллектива, установлении норм взаимодействия друг с другом, с классным руководителем, учителями предметниками и другими сотрудниками школы;

- рекомендовать педагогам упражнения для снятия утомления и негативных эмоциональных состояний;

- предоставить рекомендации педагогам об индивидуальных особенностях каждого ученика;

- способствовать, чтобы каждому ученику было комфортно в школе.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога (ФИО воспитателя) в создании Рппс АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА (ФИО воспитателя) в создании развивающей предметно-пространственной среды в.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналитическая справка по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов

к условиям обучения в среднем звене

в 201 9 /20 20 учебном году

Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.

Время проверки: Сентябрь – октябрь

Проверяющий: педагог- психолог, Джаппарова Э.Х.

Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.

Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября-ноября 2019 года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)

Исследование межличностных отношений (методика Социометрия)

Анкетирование родителей (методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей)

-Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации.

В текущем учебном году в школе два пятых класса, 5-А с русским языком обучения в котором обучается 8 учащихся, классным руководителем является Куртсеитова Ф.Р. и 5-Б с крымско-татарским языком обучения, в котором обучаются 9 учащихся, классным руководителем является Курсеитова А.У.

Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

-Новый коллектив сверстников

-Новые правила и нормы поведения

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

-Умеет работать самостоятельно;

-Умеет планировать свои действия;

-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

-Кто не делает трагедии из школьной оценки;

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

-Формирование умения учиться в новых условиях;

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

-Развитие ответственности и самостоятельности.

-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

Желания детей : хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

-Проявление неорганизованности и забывчивости;

-Заболевания носят психосоматический характер;

-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

1 .В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.

Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.

2 . Психологическая диагностика:

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

- 17,6% (3 чел.)- выявили очень высокий уровень мотивации учения, учебной активности.

- 41,2% (7 чел.)–выявили высокий уровень мотивации учения.

-41,2% (7 чел.)-выявили нормальный(средний) уровень мотивации учения.

Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности (Филлипса.)

-Нормальную-среднюю школьную тревожность показали 88,2% (15 чел.)

-Повышенную школьную тревожность показали 11,8% (2 чел.)

-Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах отвергнутых детей нет, можно отметить, что в классах присутствует позитивная атмосфера.

Уверенность в себе у 64,7% (11чел.)

Спокойствие и Сомнение у 70,6% (12 чел.)

Радость и Желание приходить в школу у 88,2% (15 чел.)

Благодарность и Усталость у 56,5% (9 чел.)

Скуку и Тревогу за будущее у 39% (9 чел.)

Беспокойство и Раздражение у 34,8% (6 чел.)

Сомнение(64,7%) и уверенность в себе(70,6%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Все это отмечается на фоне всеобщего чувства радости(88,2%), положительные эмоции у учащихся преобладают.

Во время коррекционно- развивающихся занятий, учащиеся участвовали активно, дружно, с желанием быть лучшими. Занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, на осознание наличия тревожности у участников группы, на определение школьных ситуаций, вызывающих тревожность.

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.

Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.

В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе .

Рекомендации:

Классному руководителю:

-Выяснить причины негативного отношения детей к классному коллективу;

-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;

-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

-Организовать совместную деятельность с ребенком.

-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.

- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.

- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.

-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:

усложнение учебного материала,

меняется учительский состав,

выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,

занятия в разных кабинетах,

рост числа педагогов,

необходимость вступать в контакты со старшеклассниками

- все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Основная цель исследования:

– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

В работе использован

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

И зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и свого идеального социального положения )

(тест-задание)

Изучение мотивации учащихся

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

характер общего психологического состояния на уроках

обществознание

русский язык

английский язык

информатика

физрультура

светская этика

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках . Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают

11-100% - детей на технологии;

10-91% - на математике, русском языке, информатике, ИЗО, физкультуре;

9-82% - истории, музыке;

7-64% - обществознание, биологии;

6-54% - литературе, светской этике

Психологический дискомфорт - страх, стресс, тревогу вызывают у

7-64% детей географии (Ф.И.);

6-55% - английский (Ф.И.),

светская этика (Ф.И.);

4-36% - обществознание (Ф.И.), биология (Ф.И.).

В целом по классу

Один ученик (Ф.И.) чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,

у 1 ученика (Ф.И.) тревожность вызывает один предмет (светская этика),

у 7 учеников возникает стрессовое состояние на 4-х учебных занятиях (Ф.И.),

и 1 ребенок (Ф.И.) испытывает тревожность на 5-ти учебных занятиях (география, обществознание, анг. язык, биология, информатика)

В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

СПОКОЙСТВИЕ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

Большинство пятиклассников, находясь в школе, испытывают

спокойствие, желание посещать школу (91%- 10) ,

ощущают чувство благодарности, радости (82%- 9) ,

73% (8) детей испытывают уверенность в себе.

Так же выяснилось,

91% (10) беспокоят сомнения,

73% (8) детей беспокоятся, находясь в школе,

64% (7) устают,

55% (6) тревожатся за будущее

27% (3) (Ф.И.) выражают неудовлетворенность собой.

Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года

у 64% (7) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства.

9% (1) - испытывают смешанные чувства (Ф.И.) ,

и для 13%(2) детей (Ф.И.) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА

Цель: и зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх само- выражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

Результаты диагностики тревожности следующие:

18%(2) (Ф.И.) уровень школьной тревожности в норме.

55%(6) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Ф.И.)

у 55%(6) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Ф.И.),

73%(8) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия , предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Ф.И.).

18%(2) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА)

АВТОР – Д. ЛАМПЕН, АДАПТАЦИЯ Л.П. ПОНОМАРЕНКО

(ТЕСТ-ЗАДАНИЕ)

Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение )

Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, отождествлением своего реального и идеального положения, разницей между ними.

Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Выбор позиции

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Отстранение, замкнутость, тревожность

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Общительность, дружеская поддержка

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Общительность, дружеская поддержка

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Позиция на развлечения

В целом по классу дети адекватно отождествляют свое реальное социальное положение, сформировавшиеся позиции: установка на преодоление препятствий (волевые и социальные качества), комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка (взаимопонимание, сотрудничество) и реальные позиции: установка на лидерство (самовыражение, демонстрация своих возможностей, лидерских качеств)

Но следует обратить внимание на

(Ф.И.) : оценивает свое реальное социальное положение как самоотстраненность, замкнутость, тревожность; желаемое – установка на лидерство. Возможно, в связи с активной позицией ребенка наступила утомляемость за эту учебную четверть;

(Ф.И.) : формируется неадекватная реальная позиция - желание добиваться успехов, не преодолевая трудности , а желаемая позиция – установка на лидерство. Сравнивая положения девочки возможно формирование качеств, неблагоприятно влияющих на окружающих.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

Я не могу учиться лучше, так как…

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Справка о результатах адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д. Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся. Задачи исследования: 1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей. 2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения. 3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

о результатах адаптации

к новым условиям обучения

Дата проведения : сентябрь-октябрь 2018 год.

Количество респондентов:

Всего: 30 учащихся

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д.

Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

· Выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

· Определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

- Анкетирование детей в форме свободных вопросов.

- Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

- Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева;

- Тест школьной тревожности Филлипса;

- Наблюдение за детьми на уроках и на переменах;

- Проведение тренинговых занятий;

- Беседы с учителями-предметниками;

Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики

и психолого-педагогические рекомендации:

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

1. Как ты чувствуешь себя о школе?

Мне в школе нравится

Не очень нравится

2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

Чаще хочется остаться дома

3. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

Пошел бы в школу

Остался бы дома

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

Не нравится, когда отменяют уроки

Нравится, когда отменяют уроки

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

Я хотел бы, чтобы д/з были

Чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

Нет, не хотел бы

7. Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

Мне нравится наш кл. руководитель

Хотел бы, чтобы был другой кл. руководитель

9. Много ли, у тебя друзей в классе?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

2. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:

Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуаций; Ответ под номером 3, свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.

I. – очень высокий уровень

12 % (Бабочкин Павел, Грищенко Виктория)

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

25% (Самойлов Иван, Медведева Дарья, Рыжова Александра, Маслов Антон)

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

I. – очень высокий уровень

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

1. Грищенко Виктория

2. Корчагина Виктория

3. Кузнецов Кирилл

4. Кочетков Матвей

1. Зимина Александра

2. Эстоева Пятимат

3. Сайдаева Раяна

4. Сурова Ксения

1. Бабочкин Павел

2. Бедяева Полина

3. Кириллов Олег

4. Никитин Игорь

5. Медведева Дарья

6. Прохорова Елена

7. Рыжова Александра

8. Юнушева Алина

1. Аджибеков Александр

2. Лаптева Анастасия

3. Мордасов Кирилл

4. Осина Анастасия

3. Самойлов Иван

4. Чернышева Татьяна

1. Кокарев Кирилл

2. Костин Василий

3. Матюшин Матвей

5. Султыгова Хава

Первый уровень мотивации , как видим из таблицы, имеют 8 человек (5а,б) - 27% . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 13 учащихся (5а,б) – 43%. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет. Дружит со многими детьми в классе.

Учащиеся, показавшие развитие школьной мотивации третьего уровня, 9 человек (5а,б), что составляет 30%, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Рекомендации : Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися, показавшими пониженный уровень познавательной активности и учебной мотивации, рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов учения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:

· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

· Уверенность в себе;

· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

· Потребность и возможность в самовыражении,

· Принятие и одобрение значимыми людьми;

· Актуализация творческой позиции;

· Осознание значимости происходящего для себя и других;

· Потребность в социальном признании;

· Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

· Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную мною памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей" (Приложение 1).

3. Рейтинг предметов.

Твой любимый предмет:

1. Математика – 56% - 9ч.

1.Биология – 67% - 11ч.

2. Немецкий язык – 44% - 7ч.

3. Физическая культура – 44%-7ч.

3.Математика – 57% - 8ч.

4. Биология – 25% - 4ч.

4.География – 57% - 8ч.

5. Немецкий язык – 50% - 7ч

6. Литература – 50% - 7ч.

8. Английский язык – 28% -4ч

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Данный предмет интересен –57%

- Предмет занимательный – 57%

- Учитель интересно объясняет – 50%

- Нравится, как преподает учитель – 43%

- Предмет нужен для будущей работы – 40%

Нелюбимый предмет:

1. Английский язык – 38% - 6ч.

1. Английский язык – 50% -7ч

2. История – 31% - 5ч.

2.История – 43% - 6ч.

3. Физическая культура 25% -4ч.

Литература– 25% -4ч.

3.Математика – 21% - 3ч.

4. География – 19 % - 3ч.

7. География – 14% - 2ч.

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Предмет трудно усваивается – 100%

4. Социометрический статус

Классы еще не сформировались, как устойчивые коллективы, так как были сформированы из двух 4-х классов, которые впоследствии разделили на лингвистический и общеобразовательный класс. Лидеров и противоборствующих группировок в классах нет, но есть отвергаемые: 5а класс – Маслов Антон, Рыжова Александра; 5б класс – Кокарев Кирилл, Сайдаева Раяна. Матюшин Матвей – изолированный.

В классы влилось четверо новых учеников. На данный момент у всех четверых адаптация проходит успешно.

5. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Учащимся предлагалось ответить на 58 вопросов теста школьной тревожности Филипса.

Эта методика поможет определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.

Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.

Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

1. Фрустрация потребности в достижении успеха - 8 человек (27%) Самойлов Иван, Медведева Дарья, Маслов Антон, Орлов Даниил, - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

5. Страх ситуации проверки знаний(100%) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Для определения адаптации учащихся 1-ых классов была проведена следующая работа:

  1. Подбор и разработка методических материалов.
  2. Составление диагностической программы.
  3. Индивидуальное обследование первоклассников.
  4. Беседа с учителями.

В ходе исследования изучалось следующее:

  1. Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.
  2. Мотивация – желание ребенка учиться.
  3. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.
  4. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.

Аналитическая справка

по результатам исследования адаптации

учащихся 1-ых классов

Дата: октябрь 2017год

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Для определения адаптации учащихся 1-ых классов была проведена следующая работа:

Подбор и разработка методических материалов.

Составление диагностической программы.

Индивидуальное обследование первоклассников.

Беседа с учителями.

В ходе исследования изучалось следующее:

Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.

Мотивация – желание ребенка учиться.

Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.

Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.

Результаты исследования:

Внутренняя позиция школьника.

Внутренняя позиция школьника состоит из трех составляющих:

- Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

- Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.

Внутренняя позиция

Внутренняя позиция школьника сформирована у 40,3% первоклассников. Эти дети осознают цели и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.

33.3% учащихся имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. эти дети хотят учиться, им нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

У 26,4% учащихся позиция школьника сформирована плохо, этим детям не всегда нравиться учиться и ходить в школу, или же нравиться в школе, так как там бывает интересно, можно поиграть, побегать с ребятами на перемене. Они не осознают целей учения, не понимают значения школы, учителя воспринимают только с внешней стороны, бывают проблемы в поведении и несоблюдении школьных правил.

2. Мотивация учения.

Можно выделить следующие уровни развития мотивации учения:

I – высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – средний уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

III – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Уровень мотивации

Учебная мотивация присутствует у 21% учащихся первых классов. Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

47,5% учащихся имеют средний уровень мотивации. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

У 32 % первоклассников уровень мотивации низкий. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

3. Эмоциональное состояние.

Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

– Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

– Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

– Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

Эмоциональное состояние

У 23,5% учащихся общее отношение к школе, к учителю, к одноклассникам положительное, преобладает хорошее настроение и позитивная самооценка. Эмоциональное состояние детей в школе хорошее.

У 62,5% учащихся общее эмоциональное состояние нормальное, т.е. оптимальное для успешной учебной деятельности.

14 % первоклассников имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе. Эти дети могут испытать негативные эмоции, тревогу, страх в таких школьных ситуациях как: на уроке, у доски, перед контрольной, в общении с одноклассниками и учителем. При этом у ребенка может присутствовать переутомление и низкая работоспособность. Преобладание плохого настроения не является противопоказанием для обучения ребенка в школе и может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации.

4. Школьная тревожность.

Выделяют три уровня тревожности:

- Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.

- Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

- Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Школьная тревожность

Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 61,5% первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.

У 22% учащихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей.

Высокий уровень тревожности наблюдается у 17% учащихся. При высокой тревожности часто встречаются неврозы, которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

5. Общий уровень адаптации.

Можно выделить три уровня адаптационного процесса:

- Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

- Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

- Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Читайте также: