Устав единой трудовой школы казахской асср

Обновлено: 07.07.2024

§24. Культурное строительство в Казахстане (1920—1930-е годы)

В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции, великодержавный шовинизм, отсутствие материально-технической базы. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около

2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

В конце 1930-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.


Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. начался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.

Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. За счет значительного увеличения правительством Казахстана ассигнований на дело народного образования стали открываться интернаты и общежития, выдаваться стипендии, школьники бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, обеспечивались транспортом и т. д. Открываемые школы отвечали многонациональному составу населения. В республике открывались школы не только казахские, но и русские, татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские и т. д. В некоторых школах обучение велось на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, казахском и русском, русском и немецком. В годы войны республика приняла 149 детских домов и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских учреждений.

Среднее специальное и высшее образование. В 1928 году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая. В 1929 году открылся Алма-Атинский ветеринарно-зоотехнический институт, в 1930 году-Казахский сельскохозяйственный институт (в 1996 году путем слияния Алма-Атинского зооветеринарного и Казахского сельскохозяйственного институтов был создан Казахский государственный аграрный университет). В 1931 году начал работу Алма-Атинский медицинский институт (с 1989 года - Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова). В 1931-1932 годах были открыты Уральский и Кызыл-Ординский пединституты. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (сейчас Казахский национальный университет им. аль-Фараби). Во время становления университета в 1930-1940 годах с КазГУ была связана педагогическая деятельность таких известных ученых, как: М. Ауэзов, М. Габдуллин, Е. Бекмаханов, Т. Тажибаев, Д. Домбровский. В 1938 году при КазГУ им. С. Кирова была открыта первая в Казахстане аспирантура. Открытие в 1934 году Казахского горно-металлургического института (сейчас Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева) положило начало подготовке инженерно-технических кадров в республике. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты. В 30-е годы начала развиваться система заочного обучения. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 40 тыс. человек. В вузах и техникумах различных регионов СССР в 30-е годы обучалось около 20 тысяч казахстанцев. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений. Имевшиеся в Казахстане вузы и средние специальные учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности республики.

Первый президент Академии Наук Казахской ССР

Крупный центр по изучению этнографии, истории, экономики и естественных наук края в 20–30-е годы XX века

В 1926 году на месте древнего города Тараза проводил раскопки

Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (сейчас Казахский национальный университет им. аль-Фараби)

В каком году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая?

Составителем первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии –

Казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую в

В 1930–1931 учебном году всеобщее обязательное обучение было введено в оседлых районах, а с весны 1931 года

Советские геологи, изучавшие недра Казахстана

Автор(-ы) труда(-ов) по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 1920–1930-е гг.


Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане, динамика развития сети национальных школ. Анализируется обеспеченность национальных школ квалифицированными педагогическими кадрами, Прослеживается процесс открытия педагогических образовательных учреждений в Казахстана.

Ключевые слова:национальные школы, образование, образовательная политика, всеобщее обучение, педагогические кадры, единая трудовая школа.

The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. Development of national schools in the Kazakhstan region during the post-war decade is considered in the course oj the state educational policy. Efficiency of general teaching in the Kazakhstan region and dynamic of national schools development is analyzed. The process of pedagogical educational establishments opening in the Kazakhstan region is observed.

Keywords:national schools, education, educational policy, general teaching, inte-grated vocational school, integrated vocational school.

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1].

Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально. О важности школы для новой власти говорит тот факт, что уже 9 ноября 1917 г. был подписан Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось общее руководство народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию [2].

По данным переписи 1926 г., в Казахстане проживали 3627612 казахов, 1275055 русских, 129399 узбеков, 860201 украинцев, 79758 татар, 51803 таранчу, 51094 немца, 27327 представителей мордвы, 25584 белоруса, 10200 киргизов, 8455 дунган, а также представители других национальностей. Всего насчитывалось 6198467 человек 85 национальностей. [6]

В 1928 году на IV сессии КазЦИК 6-го созыва латинизированный алфавит с 1 января 1929 года стал государственным алфавитом. Это привело к тяжелому удару по системе образования казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т. ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

Становление казахской школы в 20–30-е годы следует рассматривать в контексте тоталитарной политики, уничтожившей за короткое время тысячелетиями сложившееся традиционное хозяйство казахов и осуществившейся насильно массовое оседание кочевого и полукочевого хозяйств, приведшее вместе с коллективизацией к национальной катастрофе. Силовой перевод кочевников и полукочевников на осёдлость, внесли сильнейшие разрушения в систему жизнеобеспечения казахского этноса. Государственная хлебная монополия, продовольственная развёрстка, осуществляемая жестким силовым давлением, неурожай привели население Казахстана к голоду. Более 50-ти тысяч казахских детей остались без родителей и не были обустроены. Голод в Казахстане существенно сократил количество учащихся в начальных школах. Исследователи М. К. Козыбаев, Ж. Б. Абылхожин, К. С. Алдажуманов считают, что прямыми жертвами голода и связанных с ними болезней стали в 1932–33 гг. 1 млн.750 человек, или 42 % всей численности казахского населения республики, среди которых было большое количество детей. [9].

- В результате голода 1931–1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.

- Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.

- На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.

- На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей. [10]

Развитие начального образования в 20–30-е годы проходило в сложных социально-экономических условиях. Особые трудности испытывала казахская школа в аульной местности. Малокомплектность, низкая наполняемость в начальных классах, отсев учащихся — были характерны для многих школ республики. Так, наполняемость классов учащимися аульно-сельской местности в 1934/35 учебном году характеризовалась следующими данными:


В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.

На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции, великодержавный шовинизм, отсутствие материально-технической базы.

В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек.

Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские.

Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г.



В конце 20-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет — с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте.

Огромную тягу к знаниям проявляли сами народные массы. С большой заинтересо­ванностью они участвовали в сооружении школ, интернатов, обеспе­чении учащихся школьным оборудованием, учебно-письменными принадлежностями, в социально-бытовом обустройстве учительской интеллигенции.

Трудности школьного образования крайне обострились с началом Великой Отечественной войны. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производ­ство.За период 1940/41—1945/46 уч. года численность учащихся сократилась на 30, учителей — на 14%".

Читайте также: